Эмоциональный круг пейпеца кратко

Эмоциональный круг Пейпеца

Врач-невропатолог, доктор медицины Джеймс Пейпец (James Papez)(1883-1958) создал и научно подтвердил оригинальную теорию «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Его концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. «Круг Пейпеца» задаёт эмоциональное состояние психики и вовлекает в эмоциональные реакции сразу множество связанных между собой структур мозга.

Правда, с фамилией доктору Papez в России явно не повезло: как только её не склоняют в научной и учебной литературе на русском языке! Тут вам и Пейпец, и Пейпез, и Пейпес, и Пейпетц, и Папец, и Папез, и Папес.

Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет собой замкнутую в кольцо цепь и включает в себя несколько структур. Она-то и получила название «круга Пейпеца».

Структуры «круга Пейпеца»:

Гипоталамус – передневентральное ядро таламуса – поясная извилина – гиппокамп – мамиллярные ядра гипоталамуса.

Однако сегодня стройная и красивая гипотез а Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. Гиппокамп оказался не эмоциогенной структурой, т.е. он не порождает эмоций. Так, у человека электрическая стимуляция гиппокампа не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.). Субъективно такие подопытные испытывают лишь спутанность сознания.
Кроме того, оказалось, что некоторые другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. В настоящее время повышенный интерес вызывает концепция Дж.Пейпеца об особых функциях поясной извилины, которую он рассматривает как орган, в котором формируется субъективное, осознанное эмоциональное переживание. Возможно, именно здесь представлен корковый уровень эмоционального анализатора. Обратная связь поясной извилины с гипоталамусом, которая утверждается в концепции «круга Пейпеца», дает основание видеть в ней путь, через который осуществляется влияние осознанного субъективного переживания на поведенческое выражение эмоций, которое в конечном счете программируется на уровне гипоталамуса, координирующего вегетативные и моторные проявления эмоций.

Источник

Эмоциональный круг пейпеца кратко

При анализе литературных данных нетрудно установить, что такие эмоциональные проявления животных, как «страх», «ярость», получены разными авторами в более или менее сходных условиях эксперимента с весьма широкого спектра структур мозга, входящих в так называемый эмоциональный круг Пейпеза.

Отсюда делается логическое заключение, что все эти структуры и являются субстратом интеграции данного вида эмоций. Одновременно с этим совершенно разные, а подчас противоположные по биологической направленности типы эмоциональных реакций «привязываются» к одним и тем же нервным образованиям, что подрывает логику первого утверждения (Lindsley, 1951; Brady, 1958; Б. Н. Белый, 1968; Т.А.Леонтович, 1968; А. В, Вальдман, М. М. Козловская, 19696; Э. Э. Звартау, 1969; М. А. Нуцубидзе, 1969; Roberts, 1969; Valenstein, 1969).

Функциональная структура реакций, которые возникают при стимуляции разных образований «эмоционального мозга» и квалифицируются такими терминами, как «ярость», «страх», далеко не однородна. Сопоставление состава ответных реакций типа «ярость—страх», вызванных cтимуляцией разных отделов «круга Пейпеза», выявляет их существенные различия как по условиям возникновения, так и по внешним проявлениям, чувствительности к психотропным средствам, по их влиянию на течение мотивационных реакций (М. М. Козловская, 1964, 1971, 1973; Э. Э. Звартау, 1969, 1974).

Несмотря на тенденцию выделить зоны преимущественного «представительства» той или иной эмоциональной реакции, имеется немало наблюдений, свидетельствующих об отсутствии строгой, «жесткой» связи определенного типа эмоций с конкретными морфологическими структурами мозга. Поскольку эмоция — это психическое состояние, то ответная эмоциональная реакция, даже при активации данной «точки» мозга, возникает как производное от окружающих условий (Delgado, 1966; Valenstein, 1969). А так как эмоции основаны на врожденных и приобретенных механизмах, на базе индивидуальной субъективной оценки и не являются строго фиксированной формой поведения, то трудно говорить об определенных субстратах, связанных с определенными типами не только эмоций, но и эмоциональных реакций.

Вопрос о субстрате эмоций теряет всякий смысл, если не детализируется, что именно имеет в виду исследователь: субстрат «эмоционального переживания» (как психического процесса), структуры, связанные с «выражением» эмоций, или системы, осуществляющие «запуск» эмоциональных реакций (А. В. Вальдман, 1971). На уровне современных знаний более или менее определенно может решаться вопрос о топографии интегративных «центров» (зон) эмоционально-выразительных проявлений.

Эмоция как психологическая категория относится к субъективным явлениям и как психическое явление существенно отличается по своим мозговым нейродинамическим эквивалентам от аффективных поведенческих актов. По существу, попытки топографического представительства в головном мозге «эмоций», равно как и других психических функций, являются отголоском локализационизма.

Неправомерно делать выводы о локализации функций на основании данных о нарушении этой функции при повреждении какого-либо отдела мозга, как нельзя связывать происхождение эмоций только с той структурой («точкой»), которая подвергается прямой стимуляции.

Источник

Нейроанатомия эмоций Структурная основа эмоций (по Дж. Пейпецу, 1937)

Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. И принадлежит американскому невропатологу Дж. Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса — поясную извилину — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца (см. рисунок). Позднее П. Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus — край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.

Поясная извилина, по Дж. Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.

Однако сегодня красивая гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

Велика роль гипоталамуса как в развитии мотивационного поведения, так и в развитии связанных с ним эмоций. Гипоталамус, где сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основных типов врожденного поведения, большинством исследователей рассматривается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления мотивации, и в том числе эмоций. В составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Возможность их появления независимо друг от друга указывает на относительную самостоятельность их механизмов. Диссоциация эмоционального переживания и его выражения в двигательных и вегетативных реакциях обнаружена при некоторых поражениях ствола мозга. Она выступает в так называемых псевдоэффектах: интенсивные мимические и вегетативные реакции, характерные для плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.

Важные эмоциогенные свойства обнаруживает миндалина. У высших животных она расположена в коре, в основании височной доли. Удаление миндалины нарушает механизмы эмоций. По данным В.М. Смирнова, электрическая стимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Ярость и страх вызываются раздражением различных отделов миндалины. Опыты с двусторонним удалением миндалины в основном свидетельствуют о снижении агрессивности животного. Отношение миндалины к агрессивному поведению убедительно продемонстрировано К. Прибрамом в опытах на обезьянах в колонии макак-резусов. После двустороннего удаления миндалины у вожака стаи Дейва, который отличался властностью и занимал высшую ступень зоосоциальной иерархии, он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень зоосоциальной лестницы. Его место занял наиболее агрессивный, который до операции был вторым в иерархии (Зик). А бывший лидер превратился в покорное, испуганное животное.

По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того как актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующий эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое, звуковое и кожное раздражение.

Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи у человека и обезьяны. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующей функции поясной извилины в отношении эмоций.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект — улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое — на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса.

Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций.

Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.

Источник

97. Как обуздать эмоции (петля эмоционального самовозбуждения)

Сегодня мы продолжим обсуждать метанавык Э2 . По сути, когда мы говорим про этот навык, мы говорим о способности различать уместность тех или иных эмоциональных проявлений и об их обуздании – способности скрывать неуместные в конкретном социальном окружении эмоциональные реакции. Задача эта совсем не простая и причиной тому является сама психофизиологическая основа эмоциональных реакций. В определенной степени они независимы от нашего сознания, и наши возможности в управлении некоторыми из этих реакций весьма ограничены. Причем чаще всего социально неприемлемыми оказываются именно самые сложно управляемые реакции – страх и гнев. Тому есть ряд причин.

Реакции страха и гнева играли важнейшую роль в обеспечении выживания бесчисленным поколениям наших биологических предков в различных ситуациях, связанных с угрозами жизни и благополучия рода. Они являются наиболее древними «эмоциями» и управляются наиболее древними и наименее контролируемыми сознанием структурами мозга. Стереотипы поведения, которые сопровождаются этими эмоциями, наблюдаются чуть ли не у насекомых, и уж точно у рептилий. И коренятся эти реакции в тех внутренних, наиболее древних разделах мозга, которые сформировались еще у этих достаточно примитивных животных, у которых кора головного мозга, управляющая осознанием, практически отсутствует.

Поведенческие паттерны, которые формируются этими эмоциональными реакциями в первой «неосознаваемой» фазе реакции на «стимул – угрозу», в психофизиологии принято называть реакцией «бей – беги», о которой мы уже говорили , или, более точно, реакцией пяти F – faint (обморок, потеря сознания), freezing (оцепенение), fidget (беспокойство), flight (бегство) и fight (драка). Эта реакция является комбинацией сильно выраженных эмоций страха и гнева. В зависимости от силы угрозы и степени способности активно сопротивляться этой угрозе будет в большей степени проявляться та или иная F реакция – от чистого концентрированного страха (faint, frizzing) до концентрированного гнева (fight).

Почему же так сложно бывает контролировать и обуздывать эту реакцию? Дело в том, что она поддерживается аж целыми тремя (. ) петлями положительной обратной связи на разных уровнях нашей нервной системы. То есть в нашем мозге происходит автоматическое само-усиление реакции.

Первая петля – это так называемый круг (петля) Пейпеца (Джеймс Пейпец – американский невропатолог, еще в прошлом веке создавший теорию циркуляции эмоционального возбуждения). Этот круг объединяет некоторые структуры промежуточного мозга и лимбической системы в петлю, по которой «вращается» эмоциональное возбуждение. В ней сигнал может достаточно долго циркулировать, практически независимо от сознания, и постепенно усиливаясь. Примером такого рода усиливающей реакции является поведение животного, которое впадает в оцепенение при сильном воздействии угрожающего стимула. Мой приятель, который живет в Австралии рассказывал, что очень часто наблюдает ситуации, в которых ночные животные, попадающие под свет фар, вместо бегства, которое вполне могло бы спасти им жизнь, впадают в полный ступор и становятся жертвами автомобиля. Эта особенность австралийской ночной фауны видимо связана с тем, что в большинстве своем она представлена не очень быстрыми и не очень агрессивными животными, для которых поведение замирания в опасности было более эволюционно выигрышным.

Но подобным образом может действовать и человек, например, впадая в ступор или неконтролируемую агрессию. При этом действия эти чаще всего абсолютно не адекватны ситуации. Вообще говоря, реакции из группы 5F являются следствием глубокого эволюционного развития и возможно были весьма адаптивными для животных, и даже для примитивного человека, но почти в 100% случаев абсолютно не эффективны в современном обществе. Отключиться имеет смысл разве что в случае, когда болезненная смерть или травма не минуемы, и еще реже будет полезна стратегия неконтролируемой агрессии. Но мозг, наш как мы не раз уже убеждались , действует, скорее, как мозг первобытного человека, чем как мозг подобающий современному человеку.

К счастью, эта первая петля не полностью изолирована от сознания – через поясную извилину сигнал о возбуждении проникает в кору головного мозга, и если мы хоть немного осознанны, то нужно совсем не много, чтобы разорвать эту петлю.

Но для этого необходимо не просто осознать факт возбуждения, но и задействовать вторую «петлю обратной связи», активно включить свое сознание для того, чтобы снизить мнимую возбуждающую силу стимула. Для этого достаточно переключиться с неосознанного на осознанное реагирование – прояснить незначимость стимула или предъявить какой-то другой отвлекающий стимул. Иногда достаточно просто сконцентрировать внимание на чем-то конкретном, например, на дыхании, или совершить любое активное действие.

В моем детстве был конкретный случай, который отлично иллюстрирует подобную ситуацию. Перебегая дорогу, я сначала не заметил и неожиданно увидел несущийся на меня по гололеду автобус. Было очевидно, что тормоза не помогают, и остановиться он не сможет, и если я не уберусь с его пути, мало мне не покажется. Но вместо того, чтобы продолжить бежать и спокойно миновать столкновения с этой горой металла, я буквально остолбенел. Мышцы у меня словно свело, и я буквально вышел из своего сознания, ничего кроме ужаса в моем мозгу не было, я буквально впал в ступор. Еще две-три секунды, и я бы точно не писал сегодня про этот поучительный случай. К счастью, у кого-то из зрителей не выдержали нервы, и я услышал душераздирающий женский крик, мой мозг получил другой стимул, петля положительной обратной связи на секунду разомкнулась, и я смог сделать несколько быстрых шагов, что избавило меня от неминуемой гибели.

Этот пример, конечно, демонстрирует очень яркое проявление этого механизма, чаще он проявляется не так предельно. Обычно мы просто начинаем возбуждаться все больше и больше и раздуваем скандал из-за несущественного повода, или теряемся и выпадаем в осадок, казалось бы, в совершенно не опасной ситуации, а надо-то всего включить элементарное осознание. И эта способность перехватывать эти спонтанные, самоусиливающиеся реакции – один из элементов навыка Э2. Тренировать этот навык можно, например, снижая чувствительность к определенным стимулам, что делает возбуждение в сходной ситуации не таким интенсивным. Так, по мере получения навыка сдачи экзаменов или публичных выступлений мы постепенно перестанем впадать в ступор и возможно даже начнем получать удовольствие от процесса. Но такой способ тренировки доступен далеко не для всех типов стимулов. Вторая стратегия развития навыка – повышение степени осознанности, которые являются универсальной методикой для работы с самыми различными мета-навыками.

Но дополнительная сложность заключается в том, что осознавая причину и характер возбуждения. мы часто не только не снижаем силу эмоциональной реакции, но делаем прямо противоположное – включаем две другие петли положительной обратной связи, о которых мы поговорим в следующем выпуске.

Ну а для тех, кто хочет помочь нам в нашем проекте, можете протестировать задания «Школы счастья», они тут .

Источник

Оцените статью