Эмоциональный контекст поведения это

Эмоциональный контекст поведения это

Нейроны, связанные с отрицательной или положительной стороной воспоминания, могут быть перепрограммированы с помощью смены контекст а.

Большая часть наших воспоминаний связана с какими-либо эмоциями, положительными или отрицательными, но при этом эмоциональная окраска памяти сравнительно легко поддаётся изменениям: мы становимся равнодушны к тому, что нас раньше злило, а иногда даже можем посмеяться над неприятной ситуацией из прошлого. В конце концов, психологи и психотерапевты как раз благодаря такой эмоциональной пластичности могут избавлять своих пациентов от депрессий и посттравматических синдромов. Однако как такая пластичность реализуется на уровне мозговых структур и нейрон ов? Известно, что «чистая информация», если можно так сказать, о месте пребывания хранится в гиппокампе, а эмоциональная составляющая памяти остаётся в амигдале, или миндалевидном теле, которую часто называют мозговым эмоциональным центром. И вот сейчас группе исследователей из Массачусетского технологического института (США), возглавляемой нобелевским лауреатом Судзуми Тонегавой (Susumu Tonegawa), удалось понять, как нужно подействовать на гиппокамп, чтобы сменить эмоциональную окраску воспоминаний. Правда, сразу оговоримся, что эксперименты ставили не на человеке, а на мышах.

Исследователи использовали разработанный ими же метод, позволявший отмечать в мозге клетки, связанные с отдельными эпизодами-воспоминаниями, или энграммами. Эти клетки были заранее помечены фоточувствительным белком, так что когда их возбуждали с помощью оптоволокна, введённого в мозг, животные вспоминали именно тот эпизод из прошлого, который хранился в данных клетках.

В прошлом году Судзуми Тонегава и его коллеги опубликовали статью, в которой описывали созданные ими ложные воспоминания: по вышеописанной схеме исследователи активировали нейрон ы некоей энграммы, но в иных условиях. К безопасному окружению «присоединяли» чувство страха от прошлого воспоминания, и в результате подопытные мыши начинали бояться без каких-либо на то причин. В новой серии экспериментов исследователи решили поступить наоборот и попробовать узнать, как именно контекст воспоминания связывается с его эмоциональным содержанием. Для этого в мозге у мышей метили нейрон ы, связанные с чувством удовлетворения (которые включались при встрече с половым партнёром) и с чувством неудовольствия и дискомфорта (те, которые реагировали на удар током). На первом этапе такие нейрон ы выбирали в зубчатой извилине гиппокампа.

Затем мышей запускали в большой загон и следили, какую территорию внутри загона животные предпочтут. Как только становилось понятно, какое место у мыши любимое, у неё в мозге стимулировали нейрон ы, связанные с неприятностями. В итоге мышь начинала избегать того места, которое ей было понравилось. У других животных активировали нейрон ы удовольствия, но лишь тогда, когда они забредали на нелюбимую территорию, и эффект здесь был обратный.

Затем у мышей пробовали «перепрошить» воспоминания: в момент встречи с потенциал ьным брачным партнёром включали нейрон ы памяти об отрицательных эмоциях, а в момент слабого электрошока включали нейрон ы памяти о положительных эмоциях. После этого животных снова запускали в загон, где у них были любимые и нелюбимые места. Но теперь те мыши, у которых с помощью нейрон ов страха любимое место делали нелюбимым, начинали проводить на опасной территории больше времени, если у них активировали те же самые нейрон ы страха. То есть нервные цепочки, отвечающие за эмоциональный аспект воспоминаний, под влиянием нового контекст а меняли значение. Если «отрицательные» нейрон ы работали в положительном контекст е (в момент встречи с самкой), то они из отрицательных делались положительными, и затем уже в новом качестве определяли восприятие окружающей среды.

Всё это было проделано, напомним, с нейрон ами гиппокампа. Когда те же самые опыты попробовали сделать с нейрон ами миндалевидного тела, то тут всё оказалось иначе – переписать эмоциональную окраску памяти не удалось. Исследователи делают вывод, что эмоциональная окраска памяти кодируется в нервных цепочках, связывающих амигдалу с гиппокампом, и амигдала в данном случае работает исполнителем: когда гиппокамп сигналит об опасном окружении, миндалевидное тело генерирует страх. Но такая ассоциация может быть нарушена благодаря высокой пластичности связей между амигдалой и гиппокампом. То есть нейрон ов или их цепей, которые всегда и при любых условиях будут генерировать только «негатив» или только «позитив», в системе эмоциональной памяти нет. Или, иными словами, нейрон ы распространяли на «плохой» контекст информацию от нового, «хорошего» контекст а. Если мы научимся воздействовать целенаправленно на такие нейрон ные цепочки, то, возможно, самые тяжёлые психоневрологические заболевания можно будет лечить одной таблеткой (или курсом электростимуляции мозга).

Здесь, правда, нельзя не вспомнить про некоторые другие исследования, посвящённые перепрограммированию неприятных воспоминаний. Так, психологи и нейробиологи из Университета Уппсалы (Швеция) два года назад предлагали стирать отрицательные эмоции в момент перехода воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную и обратно. А группа исследователей из Монреальского университета (Канада) в своей статье в Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism вообще предложила лечиться от неприятных воспоминаний медикаментозным понижением уровня кортизола. Как уверяли авторы работы, уменьшение концентрации этого гормона надолго, если не навсегда «вырезает» из памяти неприятные эпизоды — правда, не только эмоциональную составляющую, но и содержательную.

Источник

Эмоциональный контекст поведения

Человеческая жизнь невозможна без переживаний. Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные эмоции, те или иные чувства.

Чувства – это переживаемые в различной форме эмоциональные отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Человеческие эмоции, по словам физиолога П. Симонова, являются «валютой мозга».

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмоций, а отражение состояния человека в этот момент – его субъективным компонентом.

Чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны – потребности человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способность отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Чувства различаются по глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения и т. д. Чувства по-разному отражаются внутренней сферой и внешним обликом.

Все многообразие чувств можно разделить по субъективному переживанию на чувства позитивные, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека, и негативные, связанные с неудовлетворенностью потребностей и потому доставляющие неудовольствие.

По содержанию чувства можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности человек удовлетворяет. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность; к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный, или эмоциональный, тон — простейшая форма эмоционального переживания. Под чувственным тоном понимается эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающая субъекта к их сохранению или устранению.

Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным и т.д.

Эмоции – в узком значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. Астенические характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью.

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное состояние.

Удивление – не имеющая четко выраженного знака эмоциональная реакция.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.)

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданием окружающих.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию.

Аффект (от лат. аffectuctus – «душевное волнение», «страсть») — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние.

Причина аффекта – конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение.

Возникает резко, внезапно, в виде вспышки, порыва.

Стресс (о англ. stress – «давление», «напряжение») – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Справка: если проследить смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп, то выяснится, что врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибают от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз.

Фрустрация (от лат. frustratio – «обман», «расстройство») – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями.

Страсть – особая форма эмоционального переживания. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости – к настроению. Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Тема 5 Эмоциональный контекст поведения

Динамика эмоциональных состояний человека. Чувства, эмоции, настроение. «Фундаментальные эмоции» по К. Изарду. Эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация, страсть. Эмоциональные барьеры поведения.

1. Платонов Ю. П. Краткий курс социальной психологии: — СПб. : Речь, 2008. — 160 с.

2. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с.

3. Платонов Ю. П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2008. — 624 с.

1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.П. Ильин. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 784 с.

2. Платонов Ю.П. Психология поведения человека в группе : учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : СПбГИПСР, 2003. — 214 с.

3. Платонов Ю.П. Психология поведения человека в социуме: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : СПбГИПСР, 2003. — 187 с.

Тема 6. Психологическая защита личности.

Механизмы психологической защиты (А. Фрейд) Копинг-поведение. Дифференциация механизмов совладания и защиты (Р. Лазурс). Способы психологической защиты – отрицание, подавление, вытеснение, рационализация, замещение, ирония, сновидение, сублимация, идентификация, фантазия, перенос, проекция, интроекция, ассимиляция, деперсонализация.

1. Платонов Ю. П. Краткий курс социальной психологии. — СПб. : Речь, 2008. — 160 с.

2. Платонов Ю. П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2008. — 624 с.

3. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с.

1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий/ Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011. — 701 с.

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010 — 294 с.

3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2010. — 368 с

Источник

Тема 5. Эмоциональный контекст поведения

Цель занятия: рассмотреть динамику эмоциональных состояний человека План семинара:

1. Чувства, эмоции, настроение.

2. «Фундаментальные эмоции» по К. Изарду.

3. Эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация, страсть.

4. Эмоциональные барьеры поведения.

5. Эмоциональный интеллект.

Практическое задание (работа в группах):

1. Составьте список положительных и отрицательных эмоциональных проявлений.

2. Разыграйте ситуация с ярким проявлением эмоциональных переживаний.

a) Проведите (заполните) следующие методики:

ü Семантический дифференциал;

ü Изучение эмоциональной направленности личности

b) Обработайте и проинтерпретируйте результаты, напишите заключение.

1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.П. Ильин. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 784 с.

2. Клецина, И.С. Практикум по социальной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.

3. Майерс, Д. Социальная психология [Электронный ресурс] / Д. Майерс. – 7-е изд.‑ СПб.: Питер, 2011. – 800 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21925&cat=1088&page=1

4. Платонов Ю. П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2008. — 624 с.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие / Ю. П. Платонов. — СПб. : Питер, 2006. — 464 с.

Источник

Оцените статью