Эмоциональный компонент социальной установки

мое психология / 20.Понятие, структура и функции социальной установки, аттитюды

Понятие, структура и функции социальной установки (аттитюды).

Социальная установка (атитюд) — система знаний о социальном объекте, который предполагает к определенному поведению.

Социальная установка функционирует и как элемент психологической стороны личности, а кроме того, как элемент социальной структуры. Понятие «атитюда» фиксирует связь между индивидом каким-либо социальном объектом.

Функции: приспособительная; функция организации знаний; выражение ценностей; защита (разрешение внутренних конфликтов личности.)

Элементы: когнитивный (знания, убеждения, мнения); эмоциональный (чувство, переживание); физический (поведение, которое следует из знаний, переживаний, тенденций).

Атитюды являются системой, все элементы установленной системы взаимосвязаны и изменение одного элемента может вызвать изменение других элементов.

Установка — это связь, создаваемая нами между объектом его оценкой.

Наши установки предопределяют наши поступки, если другие влияния уменьшены.

Фестингер: наши установки изменяются, потому что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями. То есть мы чувствуем напряжение, когда два убеждения психологически несовместимы. Мы оправдываем свое поведение, чтобы ослабить наш внутренний дискомфорт.

Соц.установка — предрасположенность (склонность) субъекта к определенному соц. поведению. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

3-компонентную структура социальных установок (М. Смит, 1942г.):

а) когнитивный компонент (осознание объекта установок, выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на соц. стереотипе);

б) аффективный (эмоциональная оценка объекта установок, переживание симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (потенциальная готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту).

Функции установок (Катц):

1) познавательная (установки помогаю чел-ку узнавать соц. мир, в котором он живет, путем структурирования и орг-ции полученной инф-ции);

2) утилитарная (установки помогают чел-ку достигать целей, получать вознаграждения, избегать наказания, поэтому чел-к имеет положительные установки к таким предметам уст-к, которые соответствуют его целям и отрицательные — к предметам, которые могут приводить к фрустрации в отношении целей и потребностей;

3)ценностно-экспрессивная (установки служат пониманию чел-ком того, кем он является, считается, что людям важно сохранять и демонстрировать свои главные ценности, а также постоянные нормы и ориентации).

4) Эго-защитная (в отношении некоторых объектов индивиды могут иметь установки, которые служат сокрытию каких-то чувств по поводу себя и собственного положения).

Источник

Социальная установка

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.

Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Источник

Социальная установка и реальное поведение

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне — в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой — они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Социальная установка – одно из центральных понятий социальной психологии, которое призвано объяснить различные аспекты социального поведения человека:

Как он воспринимает окружающую его действительность;

Почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях;

Каким мотивом руководствуется в своем поведении.

В английском языке понятию социальной установки соответствует понятие аттитюд, которое ввели У.Томас и Ф.Знанецки (1920).

Социальная установка (аттитюд) – состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом и в определенных условиях и психологическое переживание им ценности, смысла данного объекта (позитивное или негативное отношение к объекту, а не просто знание о нем).

/Социальную установку важно не путать с простой установкой (по Д.Н.Узнадзе).

Установка (простая) – состояние психофизиологической готовности организма к определенному поведению в определенной ситуации.

Изначально человек руководствуется только простыми установками. По мере социализации, поведение человека начинает регулироваться социальными нормами.

Установка и социальная установка часто оказываются неразрывно переплетенными компонентами одной и той же ситуации и одного действия (напр., спортсмен на старте)./

1) Социальный характер объектов, с которыми связано отношение и поведение; 2) Осознаваемость этого отношения и поведения; 3) Выраженный эмоциональный компонент и регуляторная функция по отношению к объекту.

Объектами с.у. могут выступать любые социальные явления или события, социальные нормы, группы, институты, конкретные люди, сам человек (самооценка).

Структура социальной установки (аттитюда)

По современным представлениям, с.у. является сложным образованием, включающим в себя:

Когнитивный компонент (знание);

Эмоциональный компонент (отношение, переживание);

Поведенческий компонент (мотивы, намерения, желания).

1) приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Сами социальные установки оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, а противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними.

Явление несоответствия между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека, известно по названием «парадокса Лапьера».

2 основных разновидности социальной установки – стереотип и предрассудок.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента (тормозит взаимодействие личности с действительностью);

Предрассудок – социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента. Нередко с когнитивным компонентом бывает связан сильный, эмоционально насыщенный аффективный компонент. Чаще всего предрассудки возникают в детстве.

Иерархия системы социальных установок

(по концепции регуляции социального поведения личности В.А.Ядова).

4 уровня диспозиций:

1) просто установки (по Узнадзе); 2) с.у. на уровне малых групп; 3) общая направленность интересов личности (профессия, общественная деятельность, увлечения); 4)Система ценностных ориентаций личности.

Однако для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия с.у. по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпадает с общественно признанной иерархией.

Детально названа противоречие выяснилась в ходе исследования так называемый парадокс Р. Лапиера — проблемы взаимосвязи между аттитюдамы и реальным поведением. До Р. Лапиера безоговорочно бралося на веру утверждения об их совпадение, однако оказалось, что это не соответствует действительности. Так, в 1934 году Р. Лапиер вместе с китайским супругами совершил путешествие Соединенными Штатами Америки (этому предшествовало исследование с темнокожих гражданами США). Подорожаны останавливались во многих отелях, кемпингах, их обслуживали во всех ресторанах. А после этого исследователь отправил хозяевам посещенных учреждений письма с вопросом: «Вы примете представителей китайской нации как Ваших гостей?» Обработка ответов показало, что 92% владельцев ресторанов и 91% хозяев гостиниц дали отрицательный ответ. Что из этого следует?

А то, что исследователь заранее исходил из предположения, что ответ на вопрос, поставленный владельцам отелей и ресторанов, об их согласии или несогласии принять и обслужить китайцев, является объективным критерием их поведения в отношении представителей этой национальности. Полученные результаты исследования заставили автора изменить свое предположение.

Поэтому вывод был таким: вербальные ответы являются ничем иным, как вербализованою реакцией на символическую ситуацию, которая отличается от реальной ситуации взаимодействия.

Впоследствии эксперимент повторно провели другие исследователи, но результаты оказались подобными предыдущих, в связи с чем возник вполне логичный вопрос: «ведут себя люди в жизни так, как они об этом говорят?» Этот вопрос можно сформулировать и иначе: «Какой зв ‘язок действует между ответом на словесное выражение и той реальностью, которую она символизирует?» Такое несоответствие между установкой (вербально поведением) и реальным поведением — исследователи объясняли тем, что характер ответа зависит от ситуации, в которой находится подопытный индивид. Были зафиксированы три типа ситуаций:

• обезличенных ситуация, например письмо, в котором есть соответствующее вопрос (такая ситуация диктует однообразное поведение — оставить письмо без ответа); • частично личный контакт: непосредственная или телефонный разговор (в этом случае ответы будут несколько более разнообразными — от согласия к поискам аргументов для отказа); • непосредственное взаимодействие (личностная ситуация, когда ответы будут почти однообразными ( «примем и обслужат»).

Таким образом, постепенно складывалась мысль о том, что прямой связи между установкой и поведением нет. И необходимо было лишь найти вспомогательные переменные, которые указывали бы на конкретную ситуацию. Среди них можно выделить нормы, принятые в группе, ожидания, влияние референтной группы, черты личности и т.д.

Источник

Оцените статью