- Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД
- Библиографическое описание:
- Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Коммуникативные способности как фактор успешного общения
- Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный.
- Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление.
- Современные теоретические представления о коммуникативных.
- Формирование коммуникативной компетентности кадет.
- Компетентностный подход как основа диагностирования.
- Формирование коммуникативной компетенции у учащихся.
- Профессиональное общение как составляющая.
- Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих.
- Похожие статьи
- Коммуникативные способности как фактор успешного общения
- Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный.
- Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление.
- Современные теоретические представления о коммуникативных.
- Формирование коммуникативной компетентности кадет.
- Компетентностный подход как основа диагностирования.
- Формирование коммуникативной компетенции у учащихся.
- Профессиональное общение как составляющая.
- Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД
Дата публикации: 25.10.2020 2020-10-25
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Маршевская, А. П. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью у сотрудников МВД / А. П. Маршевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74416/ (дата обращения: 13.10.2021).
В процессе профессионального становления сотрудники МВД, проходят период социализации. В этот период происходит тесная связь эмоционального интеллекта и стабильности с коммуникативными компетенциями. Так формируется надежный фундамент дальнейшего развития специалиста, успешное закрытие дел и профессиональный рост.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативная компетентность, сотрудники МВД, эмоция, умения, способность, взаимодействие, взаимосвязь, социально-коммуникативная компетентность.
В активно изменяющемся мире, ученые считают, что залог жизненного успеха не в IQ (коэффициент интеллекта), а в EQ «эмоциональной компетентности», другими словами, уровне эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это умение анализировать и управлять эмоциональными порывами. Охарактеризовать эмоции, является первой степенью и второй ее показать. Подавление эмоций приводит к стрессу. По этой причине нарушается гармония в психологическом состоянии и всех сферах жизнедеятельности.
Успешное выполнение сотрудниками органов внутренних дел стоящих перед ними задач служебной деятельности тесно связано с эффективным взаимодействием с сослуживцами и гражданами, с которыми сотрудникам МВД приходится общаться в силу своих профессиональных обязанностей. Мало понимать себя и собеседника, необходимо для эффективного взаимодействия правильно выстроить и процесс коммуникации, т. е. обладать коммуникативной компетентностью. Именно поэтому, все выше сказанное определяет актуальность статьи «Взаимосвязь эмоционально интеллекта с коммуникативной компетентностью сотрудников МВД».
Понятие и структура эмоционального интеллекта
Идея об эмоциональном интеллекте вытекает из понятия «социальный интеллект», который исследовали такие авторы как Э. Торндайк, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд [1; 2]. Г. Гарднер излагающий в своей работе личностные интеллекты, впервые упомянул об эмоциональном интеллекте [3].
Внутриличностный интеллект по мнению Г. Гарднера рассматривается как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [3, с. 239].
Первая научная модель эмоционального интеллекта исследована
П. Сэловеем и Дж. Мэйером. Именно они ввели в психологию термин «эмоциональный интеллект». П. Сэловей и Дж. Мэйер считают его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [2, с. 30]. Формируются два подхода к классификации эмоционального интеллекта: первый подход изучает его как модель способностей; второй подход — как смешанную модель.
Подход П. Сэловея и Дж. Карузо относится к модели способностей: эмоциональный интеллект в данной модели выступает как сочетание эмоций с познанием. Данные авторы выделяют три механизма, которые допускают связь эмоционального интеллекта с умственными способностями:
− эмоции связаны с процессом мышления (продуктивность процесса мышления, а концентрация внимание);
− способности, к примеру, сопереживание и откровенность могут сопоставляться с эффективным упорядочением эмоций.
П. Сэловей и Дж. Карузо выделили компоненты эмоционального интеллекта. Компоненты, с позиции авторов, формируются в иерархию и последовательно изучаются человеком в онтогенезе. Такими компонентами эмоционального интеллекта являются:
- Идентификация эмоций. Этот компонент включает такие способности как: оценка эмоций, отождествление эмоций, адекватное выражение эмоционального состояния.
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
- Понимание эмоций. В данный компонент входят способности устанавливать связи между комплексами эмоций, понимать переходы одной эмоции в другую, также понимание причин эмоций.
- Управление эмоциями. В этот блок входит способность контролировать эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций и продуцировать в себе позитивные эмоции (адекватно ситуации).
Второй подход в классификации эмоционального интеллекта относится к смешанной модели. Здесь эмоциональный интеллект рассматривается «как сочетание умственных и персональных черт, присущих каждому конкретному человеку» [4 с. 87]. Авторы Д. Гоулман и Р. Бар-Он. Под эмоциональным интеллектом Д. Гоулман понимает «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [4, с. 88].
Р. Бар-Он понимает эмоциональный интеллект «как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [4, с. 88]. Автор выделяет пять общих областей и 15 шкал.
1.Внутриличностная сфера. Понимание своих чувств и управление собой.
− Самоанализ. Понимание своих чувств и того, как твоё поведение влияет на окружающих.
− Ассертивность. Ясное выражение своих чувств и мыслей, принятие желаний окружающих.
− Независимость. Самостоятельное принятие решений и самоконтроль.
− Самооценка. Согласие с собой, гармоничность. Самоуважение и восприятие себя положительно.
− Самореализация. Стремление к максимальному развитию, реализация потенциала.
2.Сфера межличностных отношений. Взаимодействие с людьми.
− Эмпатия. Понимание чувств других людей, а также умение дать понять людям, что их чувства вам известны.
− Социальная ответственность. Взаимовыгодное сотрудничество, включающее в себя совесть, нравственность и заботу о другом человеке.
− Межличностное общение. Конструктивное общение благодаря вербальным и невербальным коммуникациям. Свободное и комфортное самочувствие в социальных контактах.
3.Сфера адаптивности. Гибкость, реалистичность и адекватность.
− Решение проблем. Выявление и формулирование проблемы, выработка, воплощение в жизнь потенциально эффективных путей решения.
− Оценка действительности. Верное определение соотношения между своим опытом и тем, что объективно существует.
− Гибкость. Согласование своих чувств, мыслей и действий с меняющимися обстоятельствами. Адаптация к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам.
4.Сфера управления стрессом. Умение справляться со стрессом.
− Толерантность к стрессу. Умение противостоять стрессовым ситуациям без физического и эмоционального напряжения.
− Контроль импульсивности. Способность не поддаваться нахлынувшим эмоциям.
5.Сфера общего настроения. Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность жизнью.
− Удовлетворенность жизнью. Умение быть веселым, умиротворенным, жизнерадостным и воодушевленным.
− Оптимизм. Энтузиазм в любом деле, умение видеть плюсы во всем.
Модель, которой будем придерживаться мы в своем исследовании — модель, предложенная Д. В. Люсиным. По Д. В. Люсину, эмоциональный интеллект — «способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [2, с.33]. Автор выделяет два эмоциональных интеллекта:
− внутриличностный (понимание и управление своими эмоциями);
− межличностный (понимание и управление эмоциями других людей).
Д. В. Люсин говорит о двойственной природе эмоционального интеллекта: с одной стороны он связан с личностными характеристиками, с другой стороны — с когнитивными способностями. Автор выделяет факторы, влияющие на эмоциональный интеллект:
− когнитивные способности (переработки эмоциональной информации);
− представления об эмоциях (как о ценностях);
− особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость).
Модель Д. В. Люсина, по сути, относится к смешанным моделям, но сам автор выделят отличие: личностные характеристики, коррелирующие со способностями к пониманию и управлению эмоциями, не вводятся в конструкт эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет управлять эмоциональной сферой. Поведение в обществе формирует адаптивное поведение. Позволяет добиться целей во взаимодействии с окружающими.
Коммуникативная компетентность, характеристика в работах ученых психологов
Под коммуникативной компетентностью понимается система знаний о себе и о других; умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить межличностное общение в соответствии с целями и условиями взаимодействия [2]. Довольно часто заменяется термином «коммуникативная компетенция». Впервые термин «коммуникативная компетенция» встречается в работах М. Н. Вятютнева [5], обозначает способность человека взаимодействовать посредством общения в трудовой или учебной деятельности, для удовлетворения своих интеллектуальных запросов. Термин «коммуникативная компетентность» используют в своих трудах Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников, Е. И. Мычко, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя [3].
К когнитивному компоненту относятся когнитивно-коммуникативные умения, которые понимаются как система коммуникативных действий, основанных на знание об общении и которые позволяют свободно ориентироваться, действовать в когнитивном пространстве [6]. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Коммуникативная компетентность ко всему прочему, определяется не только способностями, знаниями, умениями и навыками, но и возможна в случае развитой способности к пониманию того, что происходит в процессе взаимодействия, в условиях, что познание строится как субъект — субъектное [5]. В настоящее время существует два подхода коммуникативной компетентности: теоретический и практический.
Умение общаться, как первая составляющая коммуникативной компетентности, — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. В трудах Л. А. Петровской, говорится о готовности личности к общению «в плане развития и соответствующих ценностей, установок, и адекватных умений» [4].
Резюмируя, под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включаем некую совокупность знаний, умений и навыков. Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик сотрудника МВД, а ее формирование — как актуальная задача профессионального развития и становления личности специалиста.
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у сотрудников МВД
Эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включаем некую совокупность знаний, умений и навыков.
Теперь рассмотри, взаимосвязь эмоционального интеллекта с коммуникативной компетентностью.
Эмоциональный интеллект является важным фактором адаптации, оптимизации межличностного взаимодействия, просоциального и иного позитивного поведения, а коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Понятия тесно связанны между собой и играют важную роль в работе сотрудников МВД. Сотрудник должен быть в состоянии так взаимодействовать с участниками уголовного процесса, сослуживцами, руководством, чтобы достигать поставленных целей, получать необходимый эффект (раскрыть преступление). Полемика о соотношении аффективной и когнитивной области психики привела к необходимости объединения эмоции и разума в одну теорию, которая демонстрирует, как именно две эти области, взаимодействуют и через коммуникацию влияют на результаты адаптации и социализации.
Продуктивным в этом плане представляется подход Е. А. Хлевной, рассматривающий эмоциональный интеллект специалиста как когнитивную способность воспринимать, анализировать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные проявления и рефлексивно регулировать эмоции. [1].
От коммуникативной компетентности сотрудника полиции, его потребностей и специфики мотивации в профессиональном общении зависит характер его коммуникативной активности и признаваемые им коммуникативные ценности. Таким образом, мы можем предполагать, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативной компетентностью сотрудников МВД. Они способны проявлять гибкость и эмоциональное участие в отношениях с другими людьми, что позволяет им устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения.
Источник
Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности
Рубрика: 6. Социальная психология
Дата публикации: 08.04.2015
Статья просмотрена: 2251 раз
Библиографическое описание:
Давыдова, А. М. Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности / А. М. Давыдова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/7421/ (дата обращения: 13.10.2021).
Компетентность в общении — важное понятие социальной психологии. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Жуков Ю. М., Растенников П. В.). Она определяет уровень владения человека общением как многоуровневым процессом.
По исследованиям Л. А. Петровской, под коммуникативной компетентность принято понимать совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
С точки зрения Т. Л. Худяковой, главная особенность коммуникативной компетентности не в увеличении объема знаний, а в необходимости для личности сохранять пластичность и быть открытой, незамкнутой системой.
В более широком плане компетентность в общении рассматривается как: сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и навыки в области межличностного общения, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения.
Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.
Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания. Умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы: вербальные, невербальные; паралингвистические.
Коммуникативные навыки можно рассматривать как автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуации.
1. Система внутренних средств регуляции коммуникативных действий.
2. Ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.
В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте.
В. Л. Захаров и Ю. Ю. Хрящева выстраивают факторы компетентности в общении следующим образом: знания в области психологии личности, группы, общения; умения и навыки общения; коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения; способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми; коррекция и развитие системы отношений личности.
Таким образом, в состав коммуникативной компетентности входят когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент связан с познанием другого человека; включает способность предвидеть поведение другого человека.
Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности. Г. Смит выделяет четыре вида сенситивности:
— Наблюдательская сенситивность — способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. Сюда же относится и самонаблюдение.
— Теоретическая сенситивность — способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей.
— Номотетическая сенситивность — способность понимать типичного способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе.
— Идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека. Она позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сенситивности.
Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:
1. Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях.
2. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой.
3. Интеллект. Понимание людей это в значительной степени задача уяснения связей между пошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.
4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях.
5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.
6. Отстраненность. Эксперименты оказали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия.
7. Эстетические склонности. Уникальность и уравновешенность структуры — вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения «опыта», «интеллекта», «глубокого понимания себя», «сходства» и «сложности».
8. Социальный интеллект. Это способность спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим.
Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального интеллекта, подразумевая под этим устойчивую способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. В качестве важного познавательного элемента коммуникативной компетентности он считает ориентированность в различных ситуациях общения, их объективное истолкование на основе понимания ее параметров.
В когнитивный компонент компетентности в общении следует включать прежде всего знания человека о себе не с точки зрения выполняемых социальных ролей, а как субъекта общения. Понимание и осознавание себя как постоянно изменяющегося, уникального, выход за рамки привычной «Я-концепции», открытие своих возможностей — в таком направлении может развиваться субъективное самопознание. В той же мере это относиться и к познанию партнера по общению. Взаимопонимание при этом строиться не на рациональном, а на эмоциональном понимании, сопереживании, в чувствовании.
Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров. Развитие эмоционального компонента коммуникативной компетентности предполагает возникновение «важного обстоятельства», как, например, новый эмоциональный опыт на основе сильных переживаний, который бы значительно отличался от предыдущего. Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он дифференцирован в зависимости от различных форм общения, тем более адекватно будет и восприятие, и поведение человека в общении.
Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.
Помимо позитивного самоотношения, большое значение имеет такой его компонент, как самопринятие, которое В.Франкл предлагал рассматривать как эквивалент любви к себе. Следует отметить, что «самопринятие» не тождественно «самооценке». По мнению Л. Я. Гозмана, самооценка — это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Отсутствие самопринятия, по мнению К. Роджерса, является глубинной причиной нарушения общения индивида, приводящего его к одиночеству: «Одинокий человек уверен, что никто не сможет понять и принять его внутреннее «Я» и полюбить его странную и противоречивую сущность, которую он старательно ото всех скрывает». Основой развития самопринятия является опыт эмоционально позитивного общения, т. е. принятия себя возможно только через принятия себя другими.
Поведенческий компонент, прежде всего, включает в себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относится звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства (такие как поза, аранжировка пространства т. д.).
Кроме того, в поведенческом компоненте наиболее важным является такой способ поведения как самораскрытие. При самораскрытии человек идет на риск быть самим собой, без «маски», не стремиться выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Открытость должна быть по типу «здесь и теперь», т. е. что человек чувствует или думает в данный момент.
Еще одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной компетентности. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Существует два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.
Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим; позволяет устранить преграды, искажения информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение слова зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Существует четыре основных приема рефлексивного слушания, которые обычно применяются комплексно:
1) Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями.
2) Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т. е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эмпатия.
3) Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего.
4) Перефразирование — формулирование той же мысли иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.
Тренируя умения слышать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действия.
В отечественной и зарубежной психологии существует много подходов к определению коммуникативной компетентности. Общим для них является то, что под коммуникативной компетентностью, авторами понимается сложное образование, в которое входят способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, умение управлять своими эмоциями, принятие и поддержка другого человека, знания, социальные установки, умения и навыки в области межличностного общения.
1. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: изд-во МГУ, 1984. — 205 с.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
3. Ерина С. И. Конева Е. В. Общение в организациях. — Уч. пособие. — Ярославль, 2001. — 112 с.
4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. — М.: Гайдарики, 2004. — 233 с.
5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
7. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
8. Филатова Л. Э. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности студентов-психологов// Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). — Воронеж: ВГПУ,2008. — 388 с.
9. Худякова Т. Л. Особенности становления профессиональной компетентности студентов-психологов / Т. Л. Худякова // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография/ под ред. К. М. Гайдар; Воронежск. гос. ун-т.- Воронеж: Воронеж. гос. Ун-т,2007. — С. 27–36.
Похожие статьи
Коммуникативные способности как фактор успешного общения
Основные термины (генерируются автоматически): способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный
коммуникативная компетентность, студент, компетентный способ коммуникации, блок умений, зависимо-компетентный способ.
Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный.
коммуникативная компетенция, речевое общение, иностранный язык, умение, способность, компетенция, лингвистическая компетенция, знание, межкультурная компетенция, дискурсивная компетенция. Современные теоретические представления о коммуникативных.
Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление.
В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного речевого общения на личностном уровне является сформированность.
Современные теоретические представления о коммуникативных.
«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения» [30, с. 56].
Формирование коммуникативной компетентности кадет.
4. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, с созданием и
5. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт
Коммуникативная компетенция — это не только способность понимания чужих и.
Компетентностный подход как основа диагностирования.
коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение, умение, компетенция, будущий специалист, профессиональное общение, знание, внешний.
Формирование коммуникативной компетенции у учащихся.
— поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием
— пассивное (нерефлексивное) слушание, которое не сопровождается анализом, рефлексией дает собеседнику возможность высказаться
Профессиональное общение как составляющая.
. общение, коммуникативный анализ, коммуникативное поведение, коммуникативная компетентность, коммуникативная грамотность.
Формирование коммуникативной компетентности как условие. Коммуникативный компонент деятельности педагога связан с.
Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих.
способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный способ, положительный результат, внешнее условие общения, коммуникативная
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.
Похожие статьи
Коммуникативные способности как фактор успешного общения
Основные термины (генерируются автоматически): способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный
коммуникативная компетентность, студент, компетентный способ коммуникации, блок умений, зависимо-компетентный способ.
Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный.
коммуникативная компетенция, речевое общение, иностранный язык, умение, способность, компетенция, лингвистическая компетенция, знание, межкультурная компетенция, дискурсивная компетенция. Современные теоретические представления о коммуникативных.
Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление.
В современном мире всё большую роль играет умение людей взаимодействовать друг с другом – от этого зависит эффективность работы, уровень взаимоотношений. Важным компонентом успешного речевого общения на личностном уровне является сформированность.
Современные теоретические представления о коммуникативных.
«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения» [30, с. 56].
Формирование коммуникативной компетентности кадет.
4. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, с созданием и
5. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт
Коммуникативная компетенция — это не только способность понимания чужих и.
Компетентностный подход как основа диагностирования.
коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение, умение, компетенция, будущий специалист, профессиональное общение, знание, внешний.
Формирование коммуникативной компетенции у учащихся.
— поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием
— пассивное (нерефлексивное) слушание, которое не сопровождается анализом, рефлексией дает собеседнику возможность высказаться
Профессиональное общение как составляющая.
. общение, коммуникативный анализ, коммуникативное поведение, коммуникативная компетентность, коммуникативная грамотность.
Формирование коммуникативной компетентности как условие. Коммуникативный компонент деятельности педагога связан с.
Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих.
способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный способ, положительный результат, внешнее условие общения, коммуникативная
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.
Источник