- Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия
- Андреева, И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия / И.Н. Андреева
- Различение (идентификация) и выражение эмоций.
- Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности), или фасилитация мышления.
- Как эмоциональный интеллект помогает женщинам добиваться успеха в бизнесе
- Россия находится на 129-м месте в рейтинге гендерного равенства
- Что такое лидерство с точки зрения науки
- Характер: кто является лидером
- Компетентность: что знает и делает лидер
- Контекст: кем и где управляет лидер
- Коммуникации: как взаимодействует лидер
- Мужской и женский типы управления
- Как мужчины и женщины проявляют эмоции
- На выбор стиля лидерства влияет гендерная социализация
- К проявлению феминных и маскулинных качеств относятся по-разному
- Женское лидерство может стать драйвером экономического роста
Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия
Андреева, И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия / И.Н. Андреева
// Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13–14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург. – Ч. 1. – СПб: СПбИУиП, 2007. – С. 12–15.
На незначительность гендерных различий в эмоциональной сфере указывает Ш. Берн [3]. Напротив, Г. Орме приводит данные о том, что несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню коэффициента эмоциональности, женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем) [5]. Интересно, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей, особенно в период раннего онтогенеза [1].
Рассмотрим далее в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в рамках модели способностей [11].
Различение (идентификация) и выражение эмоций.
На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями данной эмоции. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько сопереживающими они стремятся быть [3]. Примечательно, что в подобных исследованиях при всём различии эмоциональной экспрессии у мужчин и у женщин наблюдались одинаковые физиологические реакции [8].
Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии [4].
Большее разнообразие способов выражения эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у мальчиков. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий [8]. В дальнейшем у мужчин по-прежнему преобладает прямая агрессия, у женщин – вербальная и косвенная «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) [3].
Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские»; мужчины, проявляющие эти эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами. Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии, печали и стыда, чем мужчины [4]. Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако они стремятся не проявлять их. Детерминация выражения эмоций гендерными нормами подтверждается следующим: различия в выражении эмоций наиболее сильны в социальных ситуациях, наименее – когда личность более свободна и комфортна в своих реакциях.
Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности), или фасилитация мышления.
В житейском обиходе устоялось представление о преобладании у женщин «эмоционального мышления», которое подразумевает ингибирующее влияние эмоций на деятельность. Это означает, что женщины склонны реагировать не рационально, а эмоционально, причём ответ определяется не столько содержанием высказывания, сколько сложившимися к данному моменту отношениями [6]. Такая реакция непроизвольна и неконструктивна. Данный подход соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях, однако кажется далёким от современной реальности.
Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола [1; 4]. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин.
Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний, нежели мальчики [2].
Результаты исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении. Мужчина обычно объясняет собственное поражение внешними причинами, женщины ищут причины неудач в себе, в личностном несоответствии [8].
Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии [8].
Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу [7]. Напротив, в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях агрессивное поведение совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии.
Таким образом, данные о гендерных различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.
Источник
Как эмоциональный интеллект помогает женщинам добиваться успеха в бизнесе
Россия находится на 129-м месте в рейтинге гендерного равенства
Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Хотя научно доказано, что разницы между мужским и женским мышлением нет, а негативно опыт женского лидерства оценили только 12% респондентов, гендерные стереотипы все еще распространены в российской культуре.
РБК Тренды вместе с проектом «Декрет О» разбираются в в том, как гендерное неравенство влияет на профессиональную жизнь женщин. «Декрет О» — YouTube-шоу о том, как женщинам строить карьеру в современном мире, где права еще не равные, а требования очень высокие.
Предыдущие материалы серии:
По данным Всемирного банка, Россия занимает 129-е из 190 мест в рейтинге гендерного равенства. Соседи по рейтингу — Бурунди и Уганда. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются «стеклянный потолок» и разрыв в доходах — он составляет 24%. Традиционно женщинам сложнее пробиться во власть или занять кресло в совете директоров.
Так происходит даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше. Например, в науке женщины редко оказываются на высоких должностях, хотя они защищают 57% всех диссертаций в России.
Что такое лидерство с точки зрения науки
Научное изучение темы лидерства началось лишь около 80 лет назад, при этом до 1970-х годов большинство исследователей концентрировались на изучении поведения мужчин-руководителей. Согласно модели FourCe-PITO, предложенной доктором медицинских наук Нилом Грюнбергом, концептуальную основу лидерства можно разделить на четыре составляющих.
Характер: кто является лидером
Сюда входят преимущественно биологические аспекты личности: физические характеристики, пол, национальность. Также в категорию «Характер» входят ценностные установки человека.
Одним из важнейших для лидера навыков является способность к самоанализу. Чтобы добиться успеха в управлении, человек должен ясно осознавать свои сильные и слабые стороны.
Компетентность: что знает и делает лидер
Этот уровень включает в себя специфические для конкретной должности знания и навыки, которыми должен обладать успешный руководитель. Например, критическое мышление, способность решать проблемы любой сложности, умение мотивировать других. К уровню компетентности относится также эмоциональный интеллект.
В отличие от составляющих предыдущего уровня, параметрами «Компетентности» можно управлять в зависимости от поставленных карьерных целей.
Контекст: кем и где управляет лидер
Этот уровень включает в себя физические, психологические, социальные и культурные условия, в которых находится руководитель.
Один и тот же человек может проявить себя как блестящий стратег в одной компании, а в другой оказаться посредственным начальником. Это происходит по многим причинам: влияют осведомленность о формальных и неформальных правилах корпоративной культуры, сфера деятельности и состав рабочей команды.
Коммуникации: как взаимодействует лидер
Чтобы управлять командой и выстраивать отношения с партнерами, лидер должен одинаково хорошо владеть как вербальными, так и невербальными навыками коммуникации.
Мужской и женский типы управления
Выбор стиля управления во многом обуславливается именно факторами первого уровня модели FourCe-PITO, куда входит и пол. Некоторые исследователи утверждают, что мужчины чаще предпочитают авторитарный стиль лидерства, а женщины — коммуникационный:
- Авторитарный стиль ориентирован на выполнение задач. Он включает в себя строгое следование корпоративным правилам, четкое разграничение ролей в команде и иерархичность. Авторитарный подход базируется на тех качествах, которые принято считать маскулинными.
- Коммуникационный стиль ориентирован помощь и оказание услуг подчиненным, заботу о благополучии коллектива. Коммуникационные лидеры более дружелюбны и охотно идут на контакт с работниками любого уровня. Качества, которые присущи данному стилю руководства, базируются на стереотипно феминных.
Нельзя сказать, что какой-то стиль лидерства более предпочтительный — многое зависит от сферы деятельности и конкретного коллектива. Исследования показывают, что наиболее успешными становятся те руководители, которые способны сочетать черты обоих стилей лидерства. При этом, женщинам это удается лучше: 80% руководительниц ведут себя андрогинно и лишь 20% — феминно.
Как мужчины и женщины проявляют эмоции
Исследования показывают, что женщины действительно ведут себя эмоциональнее мужчин:
- Длительность протекания эмоций у женщин выше на 48%.
- Эмоциональная возбудимость у женщин проявляется на 37,5% сильнее.
- Эмоции у женщин на 13,7% сильнее влияют на качество общения и принятия решений.
- Интенсивность эмоций у женщин выше на 12,5%.
При этом, мужчины чаще женщин демонстрируют негативные эмоции. Так, контент-анализ проявления эмоций в речи показал, что мужчины в четыре раза чаще используют отрицательные оценки и грубую жаргонную лексику. Различия в частоте использования обсценной лексики еще выше: мат в сообщениях мужчин встречается примерно в десять раз чаще чем у женщин.
Различия в проявлении эмоций сказываются на развитии эмоционального интеллекта. Мужчины хуже различают как собственные, так и чужие эмоции, поэтому менее эмпатичны по сравнению с женщинами. Но при этом мужчины лучше справляются со вспышками эмоциональности.
На выбор стиля лидерства влияет гендерная социализация
Различия в выборе стиля лидерства и проявлении эмоций на работе могут быть обусловлены не биологическими, а социальными причинами. Такую идею разделяют те феминистки, которые считают, что на различия в эмоциональной сфере влияет гендерная социализация.
С детства девочек хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию, покупают им кукол и готовят к роли матери и домохозяйки. В то же время мальчикам покупают игрушечное оружие и стыдят за «девчачье поведение»: ранимость или нежелание вступать в драку. Эти установки определяют поведенческие паттерны в будущем, поэтому женский стиль лидерства похож на родительское отношение к сотрудникам.
К проявлению феминных и маскулинных качеств относятся по-разному
Поскольку стереотипные представления о поведении лидера идут вразрез с приписываемой женщинам гендерной ролью, они менее свободны в выборе карьерного пути. Руководительницы, с одной стороны, сталкиваются с давлением со стороны коллектива. Излишняя авторитарность в поведении вызывает осуждение, даже если такой стиль руководства полезен для компании.
Однако, отношение к стереотипно женским качествам тоже неоднозначно. Так, для инвесторов излишне женственное поведение руководительницы может стать поводом для отказа, поскольку бизнес считается мужским делом, требующим соответствующих маскулинных качеств. При этом мужчины, которые демонстрируют «феминные» качества, часто получают одобрение и дополнительные преимущества.
Основываясь на гендерных стереотипах, женщинам могут предложить дополнительные рабочие обязанности. Например, вести протокол, согласовывать графики или организовывать корпоративные мероприятия. Женщины чаще вызываются выполнить подобные поручения, поскольку в случае отказа их считают эгоистками, тогда как мужчин — занятыми. Однако чаще всего такие задачи становятся обузой и мешают карьерному росту, поскольку их выполнение тратит эмоциональные и физические ресурсы, но не гарантирует повышение.
Женское лидерство может стать драйвером экономического роста
Исследователи выяснили, что руководительницы фокусируются на нуждах рядовых сотрудников, а не на краткосрочных интересах инвесторов, поэтому в компаниях с женским лидерством текучка меньше. Женщины на руководящих позициях уделяют больше внимания инновациям, поэтому гендерное многообразие может увеличить выручку компании на 6%. Также фирмы хотя бы с одной женщиной на позиции топ-менеджера стоят на $40 млн больше, чем компании, в которых эти позиции занимают только мужчины. Согласно исследованию McKinsey от 2015 года, к 2025-му глобальный ВВП мог бы увеличиться на $12 трлн, если бы мир двигался в сторону гендерного равенства.
Источник