Эмоциональный интеллект у дошкольников для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Эмоциональный интеллект ребенка: 3 метода его развития в домашних условиях»
консультация на тему

Счастливый ребенок — это легко.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 15.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Эмоциональный интеллект ребенка:

3 метода его развития в домашних условиях»

Эксперт : Виктория Шиманская, психолог, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта и мама двоих детей

Как Вы думаете, все ли вы делаете для того, чтобы воспитать вашего ребенка счастливой личностью? Давайте вместе разберем очевидные, но часто пренебрегаемые факторы гармоничного воспитания ребенка, поговорим об области эмоционального развития детей, а также расставим приоритеты – чему стоит уделить внимание в первую очередь.

Самое важное – любовь

Фундамент и залог счастливой жизни любого ребенка – это психологически комфортная обстановка внутри его семьи. Из чего она складывается?

Во-первых, это безусловная любовь и принятие с самых первых дней жизни. В любой жизненной ситуации помним, что родитель всегда должен стоять на стороне своего ребенка, быть его союзником и константой безопасности. Если ребенок капризничает всегда начните с вопроса «Что на самом деле его тревожит и беспокоит?». Ведь зачастую под внешними проявлениями скрываются не осознаваемые детьми стрессы, физические недомогания и желание обратить внимание взрослого на себя. В каждой ситуации вы непременно сможете найти истинную причину тревожного поведения своего ребенка.

Во-вторых, благоприятный климат в семье. Именно из семьи ребенок черпает для себя всю первичную информацию о внешнем мире, учится отличать плохое от хорошего, познает границы и нормы, получает первые навыки социализации. Помните, воспитание ребенка прежде всего начинается с воспитание самого себя!

В третьих, это позитивное окружение. Согласно последним исследованиям психологии, личность человека и его поведение являются совокупностью характеров окружающих его людей. Тщательно проанализируйте круг общения вашей семьи и окружите себя интересными разносторонними, культурными людьми.

Развиваем ум «с умом»

Современные реалии диктуют необходимость раннего интеллектуального развития детей чуть ли ни с самого рождения. Оптимальный вариант – подойти к нему разумно и применить к своего ребенку с учетом его интересов и особенностей. Пробуйте разные методики развития, смотрите на реакцию ребенка, но никогда не настаивайте и не принуждайте заниматься – так вы можете сделать хуже и отбить у малыша интерес к новым знаниям.

Обратите внимание на уровень загруженности ребенка. Стресс от чрезмерного количества развивающих занятий не виден сразу, но может проявиться в будущем от банальных капризов до нарушений речи и даже регресса в развитии. И не забывайте о важности физических занятий. Давно доказано, что высокая физическая активность ребенка значительно влияет на его успехи в интеллектуальном развитии.

Учим детей понимать свои эмоции

Чувствовать настроение других людей, понимать мотивы их поступков, осознавать и контролировать свои эмоции – это умения, которые закладываются именно в детском возрасте, а степень их развития составляет коэффициент так называемого эмоционального интеллекта.

Это, на первый взгляд новое понятие, уже давно находится под пристальным изучением психологов и педагогов всего мира, а актуальность его развития по последним данным не уступает развитию интеллектуальных знаний.

Представьте, насколько огромен мир детских эмоций! Ребенок беспрерывно испытывает гамму разнообразных чувств, которые стремительно меняются в ходе событий дня и жизни. И чрезвычайно важно обозначить ему ориентиры в этом многообразии: «Почему я испытываю страх? Что значит грустить? Почему мне неспокойно и что мне делать со своей тревогой? Почему расстроилась моя мама? Как мне справиться со своим гневом? Могу ли я злиться на друзей?». Понимание себя и окружающих является залогом построения грамотных коммуникаций в будущем и психологического здоровья человека в целом, а следовательно прямым образом влияют на удовлетворенность жизнью и ощущение счастья.

Я управляю эмоциями или они мной?

Что можно сделать для развития эмоционального интеллекта уже сегодня?

Программы развития эмоционального интеллекта сейчас активно внедряются в учебных учреждениях дошкольного и школьного образования, методики широко используются в детских развивающих центрах, но наибольшее влияние на развитие навыков ориентации в мире эмоций могут оказать домашние занятия.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов развития эмоционального интеллекта в домашних условиях:

1) Книги, знакомящие детей с чувствами и эмоциями, игровые карточки с эмоциональной мимикой, специальные наклейки – сейчас рынок изобилует доступными пособиями по развитию эмоционального интеллекта! Например, советуем обратить внимание на книгу «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Герои книги – это сказочные персонажи, которые знакомят детей с эмоциями, их проявлениями и способами управления ими в игровой форме.

2) Фотоальбом эмоций . Составьте список эмоций и постарайтесь включить туда максимум эмоций: позитивных, нейтральных и негативных. Обсудите список с ребенком, покажите как выражать каждую эмоцию мимикой лица и жестикуляцией, попросите ребенка повторить. А теперь фотосессия! В роли моделей родители и дети. Сфотографируйте все эмоции малыша по списку, распечатайте, вклейте фото в отдельный альбом и сделайте подписи. Рассматривайте, обсуждайте, придумывайте истории к эмоциям. В дальнейшем вы можете дать ребенку задание создать такой же альбом из фото его друзей.

3) Лови эмоцию . Покажите ребенку, как могут привычные вещи стать интересной игрой для из изучения эмоций: рисуйте части лица на камушках и собирайте композиции лиц с различными выражениями чувств, рисуйте рожицы смывающимися маркерами на кубиках и конструкторах – собирайте из них эмоциональные истории, фантазируйте! Эмоциями можно наделить любые окружающие ребенка предметы.

Занимаясь всестороннем развитием своего чада важно помнить самое главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребенку, чутко относитесь к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя многообразие вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте процесс интеллектуального и эмоционального развития частью ваших каждодневных рутинных дел – тогда ваш ребенок получит все шансы вырасти гармоничной и счастливой личностью.

Источник

Консультация для родителей «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников»

Светлана Емельянова
Консультация для родителей «Развитие эмоционального интеллекта дошкольников»

Консультация для родителей

«Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям детей. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека.

Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии. Малыши, которые не понимают собственные эмоции, не могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую сталкиваются с истериками и капризами.

Предлагаем вам подумать и ответить на вопросы:

1. Как часто вы сталкиваетесь с истериками и капризами?

2. На Ваш взгляд, ребенок в 5 лет способен понимать чужие эмоции, управлять своими?

3. На Ваш взгляд, нужно развивать эмоциональный интеллект ребенка или важнее познавательные способности?

4. Можно ли сдерживать эмоции?

5. Нужно ли обсуждать с ребенком какие он испытал эмоции?

6. Как Вы развиваете эмоциональный интеллект ребенка в семье?

Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения, открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.Предлагаем вам с ними познакомиться:

Игра «История одного шарика»

Цель игры: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.

1. Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.

2. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:

3. — ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

— он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

— он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

4. Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

На что обратить внимание

Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.

Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).

Цель игры: научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.

Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.

Пусть ребёнок опишет, что видит.

А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.

Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.

На что обратить внимание

Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.

Рекомендации для родителей

Упражнения по развитию эмоционального интеллекта для игр в домашних условиях

Разыгрывание сюжетов из жизни.Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет (ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т. д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.

Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.

«Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.

«На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).

«Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.

Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.

Занимаясь всестороннем развитиемсвоего ребенка важно помнить самое главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребенку, чутко относитесь к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя многообразие вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте процесс интеллектуального и эмоционального развития частью ваших каждодневных рутинных дел – тогда ваш ребенок получит все шансы вырасти гармоничной и счастливой личностью.

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях». «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Источник

Оцените статью