Эмоциональный интеллект тренд 2021

Эмоции налицо: проблемы и преимущества развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект (ЭИ / EI) — это способность определять свои собственные чувства и управлять ими, а также эмоциями других людей. По опросу компании CareerBuilder, 59% работодателей не готовы нанимать кандидата с высоким IQ, но низким ЭИ: сотрудников легче научить hard skills, чем развивать эмоциональный интеллект и другие soft skills. Также сотрудника с развитым ЭИ скорее продвинут по службе, чем его коллегу с высоким IQ (75%). [1] И хотя, согласно исследованию, проведенному Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром, «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии [2], у этой медали есть и обратная сторона.

Дарья Аулова, HRD компании-разработчика умных HRtech-решений TalentTech, рассказывает о преимуществах гибких навыков, о том, в каких случаях эмоциональный интеллект может нанести вред коллективу, а также как замерить и сбалансировать этот показатель в команде.

Помощь в достижении лучших результатов

Эмоциональный интеллект очень ценится специалистами по управлению персоналом, ведь он помогает понимать желания и мотивацию собеседников, лучше строить коммуникацию с коллегами и клиентами. По статистике, 90% лучших сотрудников обладают высоким эмоциональным интеллектом. По тем же данным, за 58% эффективности работы человека отвечает его ЭИ. [3]

Сам навык эксперты зачастую представляют в виде пирамиды, состоящей из девяти уровней:

  1. В основе лежат эмоциональные стимулы: это информация, которую мы ежедневно получаем из окружающей среды. Она помогает нам лучше понимать мир и людей вокруг.
  2. На второй ступени находится способность точно декодировать выражения чувств других людей, которые те передают невербальным путем — например, интонацией, мимикой, движениями тела.
  3. Следом идет самосознание, то есть четкое представление о собственной личности, ее сильных и слабых сторонах, мыслях, убеждениях, мотивах и чувствах.
  4. Далее следует самоуправление, позволяющее контролировать реакцию и руководствоваться не только чувствами.
  5. На пятой ступени — социальная осведомленность и сочувствие, способность поставить себя на место другого человека, понять его потребности, точку зрения. Сочувствуя, мы можем принять эмоции других людей и сыграть активную роль в их жизни.
  6. Следующий уровень — социальные навыки, необходимые для эффективного управления эмоциями других и даже для влияния на них. Это, например, умение управлять конфликтами, выстраивать социальные связи и так далее.
  7. После прохождения всех шести уровней человек достигает вершины иерархии потребностей американского психолога Абрахама Маслоу — самоактуализации. Эта ступень ведет к реализации личного потенциала, саморазвитию и достижению значительных результатов в этом.
  8. Маслоу также предположил, что люди, которым удалось пойти дальше, могут испытывать состояние трансцендентности. На этом этапе человек помогает другим реализовать себя.
  9. Последний уровень пирамиды — эмоциональное единство или внутренняя гармония.

Сотрудник с высокоразвитым ЭИ знает, какую эмоцию и как нужно использовать. Он также понимает, какие чувства эффективны в его деятельности, а какие, наоборот, работают против него. Все это создает благоприятную атмосферу и позволяет сохранять баланс между интересами бизнеса и отдельного человека.

Почему эмоциональный интеллект может помешать работе

Важно понимать, что навык может далеко не всегда приносить практическую пользу. Например, в одной медицинской компании проверяли, сколько времени сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам. По итогам исследования менеджеры не выявили никакой связи между ЭИ и помощью: последняя определялась личными мотивами и ценностями, а не умением понимать эмоции и управлять ими.

В то же время, оттачивая эмоциональные навыки, люди начинают лучше понимать, как манипулировать другими. Исследование, проведенное среди сотрудников Университета Торонто, показало, что те, кто чаще подводили коллег, имели высокий эмоциональный интеллект. Они использовали свои навыки, чтобы ставить других в неудобное положение в личных целях. [4]

Согласно многочисленным исследованиям среди сотрудников разных должностей, эмоциональный интеллект не всегда связан с высокой производительностью. Например, там, где требуется повышенное внимание к эмоциям (продажи, консультации в call-центрах), высокий уровень ЭИ приводит к более высокой производительности. Но если работа заключается в анализе данных или, например, ремонте автомобилей, чтение мимики, голоса и языка тела окружающих может сильно отвлекать. [5] [6]

Как и когда нужно анализировать эмоциональный интеллект

Один из самых распространенных способов измерения эмоционального интеллекта — тест MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test), основанный на самооценке, а также оценке индивида окружающими. Оригинальный MEIS состоит из 12 отдельных частей (субтестов). В нем можно выделить четыре основных компонента:

  1. выявление эмоций означает способность распознавать, что чувствует человек и окружающие;
  2. использование — способность их генерировать;
  3. понимание указывает на умение человека идентифицировать сложные чувства и эмоциональные цепочки;
  4. управление — навык, который позволяет направлять их в нужное русло, себе и другим.

Сотрудникам важно не только отчитываться по выполненным задачам, но и делиться своим состоянием и получать необходимую поддержку руководства, которое должно вовремя распознавать ухудшение состояния человека, фиксировать снижение продуктивности и предпринимать шаги для улучшения ситуации. Сделать это можно с помощью технологий, которые отслеживают выполнение целей конкретного сотрудника, а также агрегируют аналитику по ним. Следя за уровнем вовлеченности в работу, можно увидеть все отклонения от нормы.

Руководителям нужно доносить до своей команды, что эмоционально интеллектуальные люди не заостряют внимание на своих ошибках, но при этом и не забывают о них. Если вы думаете о своих промахах слишком долго, это развивает беспокойство и неуверенность, но если забываете о них, то ошибки могут повториться. Важно учиться превращать провалы в выводы — это руководитель может показать на своем примере.

Компании стоит анализировать эмоциональный интеллект сотрудника, когда приходит негативная обратная связь насчет него или явно страдает коммуникация с клиентами — возможно, причина кроется в неразвитой способности понимать других людей. К тому же, на уровень ЭИ надо смотреть, когда речь идет о повышении работника.

Исследования показывают, что ЭИ, как и любое умение, может принести как пользу, так и вред. Поэтому, если мы собираемся обучать эмоциональному интеллекту в школах и развивать его на работе, важно учитывать ценности, которые ему сопутствуют, и сферы, где он действительно полезен.

Источник

Где может пригодиться эмоциональный интеллект — мнения экспертов

Интерес к эмоциональному интеллекту (ЭИ) возник около 30 лет назад. Тогда психологи отмечали, что простое тестирование при поступлении на работу не отражает реальный потенциал личности. Прекрасные профессионалы оказывались некомандными игроками, обладатели отличных дипломов не вписывались в коллектив. Даже самый высокий IQ не влиял на результат труда.

HR-специалисты и работодатели не учитывали эмоциональный интеллект — один из базовых навыков успешной личности, способность человека работать с информацией, которую мы получаем через эмоции. Это умение понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь спектр для решения конкретных задач.

Это умение оказалось столь актуальным в современном мире, что в 2018 году эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков для каждого человека.

Эмоциональный интеллект в бизнесе и политике

Серьезную потребность в развитии эмоционального интеллекта одними из первых осознали предприниматели.

«Очень важно, чтобы совладельцы бизнеса были «на одной волне», понимали друг друга как в успешные времена, так и в кризисные моменты, — считает Алексей Петропольский, руководитель Бюро по защите прав предпринимателей Московского отделения «ОПОРА РОССИИ». — И тут главную роль играют не профессиональные качества, а личностные — умение слышать собеседника, понимать, что им движет, и на этой основе строить планы».

«В высокотехнологичных сферах бизнеса все большее значение приобретают не только цели, задачи, вознаграждение, но и умение эффективно взаимодействовать с сотрудниками, правильно оценивая их психотип», — добавляет Арон Тухватуллин, молодой предприниматель из Москвы, совладелец бренда LuckyChild.

«Эмоциональный интеллект, безусловно, важен для сотрудников, работающих с клиентами, — уверен Алексей Петропольский. — В конечном счете мы продаем не товар или услугу, а отношение. Мы решаем проблемы клиента, а не создаем новые. Без определенного уровня эмпатии это невозможно».

Елена Хлевная, основатель EILab, компании-разработчика цифровой платформы «Работающий эмоциональный интеллект», в качестве примера приводит случай из своей практики:

«Сеть медицинских центров, собравшая по всей Москве великолепных специалистов, столкнулась с жалобами пациентов на плохое обслуживание. Выяснилось, что к качеству лечения претензий не было, но клиенты испытывали недостаток эмоциональной поддержки со стороны врачей. Кстати, у медицинских работников эмоциональный интеллект с годами снижается — это своеобразная профессиональная деформация, защита от выгорания».

Можно привести также классический пример из зарубежного опыта. В компании L’Oreal торговые агенты, отобранные на основе определенных эмоциональных способностей, значительно превосходят продавцов, принятых на работу с помощью старой процедуры найма. Ежегодно продавцы, выбранные на основе эмоциональной компетентности, продавали на $91,4 тыс. больше, чем другие продавцы. Это привело к увеличению чистой выручки на $2,6 млн. [1]

Развитый эмоциональный интеллект важен и для политической деятельности.

«Я в 23 года выиграл выборы самовыдвижением, не имея опыта в этом, не участвуя ни в каких политических структурах, — рассказывает Сергей Маликов, глава Палаты молодых депутатов Московской области. — В большинстве случаев использовал эмоциональный интеллект, например, в том, как слушать аудиторию, как реагировать, как общаться с собеседниками, если это личная встреча, если есть конфликт и так далее».

Елена Хлевная предлагает посмотреть на вопрос шире. Она считает, что нет такой области человеческой деятельности, в которой не помогает развитый эмоциональный интеллект. Образование, карьера, бизнес, создание семьи, — все это требует выстраивания взаимоотношений между людьми, и наибольшего успеха достигают те, кто умеет распознавать собственные и чужие эмоции и управлять ими.

Пусть меня научат

Ряд представителей научного сообщества разделяют мнение о наличии генов, влияющих на нашу способность идентифицировать эмоциональную информацию. В то же время воспитание, образование, обстановка в доме и социальный статус тоже очень сильно влияют на уровень развития ЭИ. Таким образом, задатки этих способностей, так же как и многих других, заложены природой, но их можно развить и научиться использовать более эффективно.

Уже сегодня ведущие мировые корпорации вводят в повседневную практику тренинги по развитию ЭИ своих сотрудников. В России тоже наблюдается интерес к этому направлению личностного роста.

«Основные потребители программ по развитию эмоционального интеллекта сегодня — это, конечно же, крупные компании, — говорит Хлевная. — В первую очередь — госкорпорации, крупные банки и страховые фирмы. Интерес проявляет ретейл и медицинские коммерческие сети. Спрос на курсы и тренинги возник у медиахолдингов, которые занимаются рекламой. Это, пожалуй, основные потребители на данный момент».

На какой эффект при этом бизнес рассчитывает на выходе? Прежде всего, это конечно, увеличение доходов и прибыли. К развитию ЭИ бизнес подталкивает поиск новых форматов работы, повышение эффективности продаж.

Впрочем, отмечает Хлевная, первыми потребителями становятся компании, внедряющие инновационные методы, которые можно сказать «пылесосят» рынок в поиске новых свежих идей и ресурсов для повышения эффективности.

Показателем возросшего спроса на рынке можно считать возникновение «подделок».

«Эмоциональный интеллект становится модной темой, — говорит Хлевная. — У популярности всегда есть обратная сторона медали. Много игроков на рынке, которые, по сути, весьма отдаленно представляют себе, что такое в принципе эмоциональный интеллект. Тем более, как его нужно развивать. Но при этом хочется «прислониться» к модной теме».

При выборе обучающих программ, в частности, следует обращать внимание на такой формальный признак, как аббревиатура, используемая специалистами.

«Очень часто на просторах интернета можно встретить такую аббревиатуру как EQ. Но EQ — это коэффициент эмоциональности. Такой термин есть, но он означает совершенно другое, в этой аббревиатуре нет ключевого слова «интеллект», — предупреждает Хлевная.

Эмоциональный интеллект с самого детства

Работать над развитием навыка ученые рекомендуют чуть ли не с рождения. Важно, чтобы родители проговаривали эмоции и объясняли ребенку их причины. В отечественной культуре не принято говорить об испытываемых чувствах. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта для нас чрезвычайно важно и дается очень непросто. В десятилетнем возрасте ребенок уже может пройти полноценный тест, который сможет выявить, какие из аспектов ЭИ являются его сильными сторонами, а с какими стоит поработать усиленнее.

Сегодня российские ученые получили право на использование первой в нашей стране научно обоснованной объективированной методики диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT-YRV для детей в возрасте 10-18 лет.

Тест был разработан командой профессоров Йельского университета и университета Нью-Гэмпшир Джоном Мэйером, Питером Сэловеем и Дэвидом Карузо в США. Применяется с 2014 года.

MSCEIT-YRV — инструмент оценки, который использует теоретическую модель ЭИ, основанную на способностях, для оценки развитости навыка у подростков. MSCEIT-YRV является уникальным подходом: вместо того, чтобы просить подростков высказать мнение об их собственных эмоциональных навыках, детей и подростков при заполнении теста просят решить эмоциональные проблемы путем выбора варианта, как он или окружающие могли бы себя чувствовать или вести при столкновении с разными ситуациями, вызывающими эмоции. Особое внимание было уделено языку и изображениям, использованным в тесте, которые должны соответствовать респондентам на конкретном уровне развития.

«Эмоциональный интеллект детей легче поддается развитию, чем у взрослых, ведь эта способность в детстве еще находится в стадии формирования. Это доказано научными исследованиями», — отмечает Хлевная.

Кроме того, по ее словам, ранняя диагностика и развитие уровня эмоционального интеллекта у детей позволяет снизить у них вероятность асоциального и дезадаптируемого поведения и школьных проблем.

Швейцария и Австралия уже включили курсы по развитию эмоционального интеллекта в школьные программы, а в некоторых странах тестирование на уровень ЭИ входит в экзамен при поступлении в ряд высших учебных заведений. К примеру, будущие врачи и педагоги изначально должны обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Так что это направление становится все более востребованным, и можно ожидать, что развитие эмоционального интеллекта не останется модным увлечением, а будет базовым для многих направлений жизни.

Источник

Оцените статью