Эмоциональный интеллект статья молодой ученый

эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов

Дата публикации: 07.07.2019 2019-07-07

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Битюцких, Е. В. эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61462/ (дата обращения: 11.10.2021).

Процесс понимания и перевода эмоций в рациональное мышление получил название «Эмоциональный интеллект» (Дж. Майер, Д. Карузо и П. Саловей). Согласно результатам исследований уровень развития эмоционального интеллекта является одним из ключевых факторов эффективности деятельности. В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и учебной успешностью студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, учебная успешность.

The process of understanding and translating emotions into rational thinking is called «Emotional intelligence» (J. Mayer, D. Caruso, and P. Salovey). According to research emotional intelligence is a key factor in the effectiveness of activities. The article examines the relationship between emotional intelligence and academic success of students.

Key words: emotional intelligence, educational successful.

В современном, быстроизменяющемся динамическом мире, в процессе обучения важно обеспечить максимальное раскрытие потенциала молодого специалиста. В такой ситуации основной задачей преподавателя становится — не столько передача знаний, сколько пробуждение познавательной активности студентов, повышение учебной мотивации, формирование интереса к деятельности. Эффективность данных процессов достигается через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством мышления и эмоций — эмоциональным интеллектом.

Понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер из Нью-Гемпширского университета и П. Сэловей из Йельского университета. В 1990 г. выходит статья «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему. В обзоре исследований эмоционального интеллекта утверждается, что модель Сэловея и Майера, возникшая хронологически первой, включает в себя когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Согласно научной концепции, эмоциональный интеллект — это способность человека обрабатывать ту информацию, которую он получает через эмоции — свои и окружающих. Авторы данной модели рассматривают эмоциональный интеллект (ЭИ) как «четко определяемую и измеряемую способность, близкую к традиционным аспектам интеллекта. Способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений».

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил им выделить четыре компонента эмоционального интеллекта, которые были названы ветвями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой последовательно развиваются в онтогенезе.

Первая ветвь — восприятие, идентификация эмоций. Распознавание эмоциональных сигналов с помощью коммуникативных каналов.

Вторая ветвь — использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

Третья ветвь — понимания и анализ эмоций. Способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем и оценить влияние эмоций на результат.

Четвёртая ветвь — сознательное управление эмоциями. Регулирование реакции в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации.

Повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта в рамках модели когнитивных способностей.

Глубинная проработка эмоционального состояния и развитие эмоционального интеллекта по всем четырём ветвям не может быть скорым, это требует индивидуального подхода и длительного времени. Однако даже элементарное знакомство с азбукой эмоций и освоение практических упражнений по регуляции эмоционального состояния, повышает эффективность трудовой и учебной деятельности.

Каждая эмоция обладает интенсивностью, поэтому можно снизить или повысить уровень эмоции. Рассмотрим эмоцию интерес — базовая эмоция, стимулирующая развитие человека и основная повышающая эффективность процесса обучения.

Интерес движет нами с момента рождения и обеспечивает ясность мысли и мудрый взгляд на мир на протяжении всей нашей жизни. Экспериментально доказано — интерес можно включить! Новизна, одушевлённость, перемены — активируя эти факторы можно управлять интересом. Если у студента нет заинтересованности в получении знаний, то он, используя ресурсы памяти учится по принципу — «Выучил — сдал — забыл». При этом даже способен показывать высокий уровень академической успеваемости, но после окончания ВУЗа не идёт работать по специальности. Интерес лежит в основе мотивационной составляющей, а как показывают исследования, фактор мотивации важен для успешной учебной деятельности сильнее, чем фактор интеллекта. Самое важное свойство эмоций состоит в том, что они обладают мотивационным потенциалом. Эмоции и мотив — термины, имеющие общее происхождение, от латинского «motere» — «двигать». Эмоции служат в качестве фактора мотивации действия, заставляющего человека приспосабливаться к частной эмоциональной ситуации. Человек получает импульс к конкретному способу поведения, цель эмоции служит фактором мотивации действия.

Другая очень серьёзная проблема, которую можно регулировать с помощью развития эмоционального интеллекта — страх студентов во время сессии. Страх базовая эмоция, одна из самых важных и необходимых человеку, потому что лежит в основе и инстинкта самосохранения. Все эмоции нужны, все эмоции важны — но, важен уровень эмоций в конкретной ситуации. Страх не сдать сессию двигает студентом и побуждает готовиться и посещать занятия. Но при этом повышенный уровень страха в экзаменационный период негативно влияет на психическое и соматическое здоровье, работоспособность, на показатели познавательных, эмоциональных и физиологических процессов. Разработаны специальные упражнения, которые помогают снизить эмоциональный уровень страха. Из комплекса упражнений каждый выбирает для себя наиболее подходящие и эффективные инструменты помогающие перевести страх из деструктивного в конструктивный уровень.

Эмоции рассматриваются, как ресурс, они помогают нам, выступают внутренними советчиками. Для повышения эффективности деятельности важно научиться осознавать, понимать и интеллектуально использовать ту информацию, которую мы получаем через эмоции.

Слишком высокий градус даже самых приятных эмоций быстро нас истощает, а низкий уровень часто выступает нашим дезорганизатором. Очень важно умение искать и настраивать собственные оптимальные режимы. Конечно, все настройки индивидуальные, но законы настроек являются общими.

Понимая ресурс эмоционального интеллекта, можно развить его до автоматизма. Он будет работать так же естественно, как работает мозг взрослого человека, когда он ходит, ест, говорит. Навык узнавания и понимания эмоций открывает другое видение мира, которому, к сожалению, пока не обучают всех.

Источник

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Дата публикации: 03.02.2019 2019-02-03

Статья просмотрена: 499 раз

Библиографическое описание:

Хижняк, О. В. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / О. В. Хижняк, В. В. Савченко, Т. Ю. Питякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56257/ (дата обращения: 11.10.2021).

В современной научной среде под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать не только свои собственные эмоции, намерения, мотивацию и желания, но и других людей. Так же, эмоциональный интеллект помогает человеку управлять своими желаниями, чувствами и эмоциями, а также для достижения своих целей и решения задач воздействовать на эмоции других людей, что безусловно невозможно без эмпатии. То есть осознания и сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

По-настоящему, не только в узких научных кругах, но и в широкой общественности об эмоциональном интеллекте заговорили после выхода психологического бестселлера журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ». В данной книге автор собрал большинство известных на тот момент времени (середина 90-х годов ХХ века) фактов о человеческом мозге, и выстроил теорию того, что успешность человека во взрослом зрелом возрасте зависит не только от привычного нам рационального интеллекта (IQ), но и от так называемого эмоционального интеллекта. Проанализировав исследования различных западных ученых, основанных на наблюдениях за людьми в дошкольном, школьном и взрослом возрасте, автор утверждает, что преуспевание в жизни зависит от сочетания интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности.

Наверное, каждый из нас отмечал для себя, что высокие интеллектуальные способности человека не всегда говорят об его успешности в жизни. Все мы знаем примеры, когда троечники и двоечники достигали больших высот во взрослой жизни, а отличники, которым пророчат большое будущее оказываются на обочине жизни. Всё дело в способностях человека конструктивно использовать собственные чувства, желания и эмоции для достижения долгосрочных целей.

Все мы сталкивались с умными, интересными людьми, но что-то шло не так в общении, например, неуместные замечания или комментарии, конфликты на пустом месте, необязательность договоренностей, неозвученные ожидания. Все это признаки проблем эмоционального интеллекта, когда неспособность понимания чувств партнера и неспособность правильного трактования своих чувств делает простое общение напряженным.

Безусловно, хорошее образование, воспитание, родительская семья влияют на то, каким человеком станет ребенок, когда достигнет зрелого возраста, но от способности человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят окружающие, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным зависит его способность заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью.

Психологи дифференцируют эмоциональный интеллект по четырем навыкам:

− навык общения с другими людьми, умение объяснить ожидания, навык активного слушания, способность улаживать конфликты, умение работать в команде, вдохновлять окружающих, лидерские качества;

− эмпатия и спокойное поведение и ощущение в большой группе, понимание эмоциональных сигналов других людей;

− знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также осознание своих эмоций и их влияния на свою жизнь.

− умение контролировать и использовать для достижения своих целей свои чувства и эмоции, способность ограничивать деструктивное воздействие эмоций на себя и свою жизнь, способность поддерживать долгосрочные отношения, гибкость и подстройка к меняющимся условиям.

Как развить эмоциональный интеллект дошкольников?

На развитие человека безусловно влияют генетические особенности, и у каждого человека есть какие-либо таланты, но это не означает, что талант эмоционального интеллекта нельзя развить или улучшить. Напротив, в детском саду, в семье, на прогулках, в отношении с родителями и друзьями мы можем постоянно работать над развитием эмоционального интеллекта дошкольника, развивая навыки коммуникации, эмпатии и образа жизни.

Выделим четыре основных факторов развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

  1. Учить ребенка ставить себя на место другого человека

Дети ещё не имеют в значительной части такого опыта как у взрослого человека. Поэтому, вначале попытайтесь объяснять ребенку что это за человек перед ним и в каком состоянии он прибывает, позвольте ему изучить человека. Например, грудной ребенок плачет, потому что хочет кушать или просто устал, папа раздражен потому что у него на работе случился аврал, мама устала разрываться между домом и работой и т. д. Необходимо объяснить ребенку, что анализируя, с кем он общается и в каком состоянии пребывает партнер, мы лучше понимаем, что он сейчас чувствует и почему поступает именно так. Нужно, чтобы ребенок смог представлять себя, например, вредным соседним мальчишкой со двора, которому никогда не отказывают или мамой двоих детей, которой нужно с коляской проехать через весь город на общественном транспорте с пересадками.

  1. Учите ребенка называть свои эмоции и эмоции других людей

Как бы это странно не звучало, но большинство людей не умеют называть свои эмоции и не считают это важным умением. Многие люди не способны разделить гнев от обиды, обиду от досады, усталость от апатии, тревогу от раздражения, и пр. Чтобы понимать свои эмоции и эмоции других людей нужно знать собственные слабые места. Необходимо пополнять эмоциональный словарь ребенка. Это можно сделать, уделяя несколько минут в конце дня на беседу с ребенком. Поговорите с ребенком о прошедшем дне, заставьте его прокрутить в голове наиболее значимые для него события прошедшего дня, делайте акцент в разговоре на его настроение, чувства и эмоции в тех или иных ситуациях. Попытайтесь понять, что чувствовал ребенок в определенной ситуации, сделайте так, чтобы он смог проговорить это, дайте ему определение для этих эмоций. Пытайтесь разобраться в клубке противоречивых чувств, которые вызывают разные ситуации и люди у ребенка. Взрослому это сделать гораздо проще, ведь пока жизненные ситуации, с которым сталкивается дошкольник для взрослого человека пустяк, а для маленького растущего организма это целое событие. Когда вы научите ребенка определять, какие негативные эмоции доминируют в его настоящей жизни, ему не только будет проще найти им выход, но он научится определять свои эмоции он сможет определять и чужие по вербальным и невербальным сигналам.

  1. Постоянно расширяйте кругозор дошкольника

Зачастую недостаточное развитие эмоционального интеллекта связано с тем, что ребенок тонет в своем однообразном информационном болоте. Необходимо расширять кругозор дошкольника: читать художественные книги, смотреть документальное кино, интересоваться наукой, путешествовать. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что есть и другой мир, другие люди, которые отличаются от тех, которых он встречает каждый день. Нужно привить понимание того, что невозможно всех людей оценивать одной мерой. Осознание уже в дошкольном возрасте того, что мир сложен и неупорядочен, поможет в дальнейшем прийти к пониманию того, что в жизни каждый может найти то, что ему нужно. Книги, фильмы, выставки, поездки и новые навыки — не просто эрудиция, но и способ лучше понимать других.

  1. Учите ребенка думать на два шага вперед

Эмоциональный интеллект — это основа для долгосрочного планирования рационального мозга. Учеными доказано, что выбор целей, расстановка приоритетов, распределение ограниченных ресурсов, тактика и стратегия, конструктивизм или деструктивизм в поступках — все это формируется под действием эмоционального интеллекта. Учите ребенка проявлять интерес к людям, которые превосходят вас самих в личных и профессиональных качествах, окружайте ребенка неравнодушными и гармоничными людьми. Подумайте, как попасть в такой коллектив или собрать такой. Учите ребенка брать на себя обязательства и не давать напрасных обещаний, равно как не формируйте необоснованных ожиданий. Эмоциональный интеллект помогает соизмерить душевные силы и уловить настроение того, кто может и хочет вам помочь продвинуться дальше в ваших планах.

  1. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
  2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М, Альпина Бизнес Букс, 2013. — С. 22—23.
  3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / ДаниэлГоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. — 478 с.
  4. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е. С. Иванова, О. В. Пашкевич // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. — С. 264–267.
  5. Статмен П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С. А. Юргук. — Екатеринбург: У — Фактория, 2014. — 272с.
  6. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Робертс Р. Д. [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, N 4. С. 3–26.
  7. Юркевич В. С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования, 2012 № 3 (4) июль — сентябрь, С. 4–10.

Источник

Оцените статью