Эмоциональный интеллект социально психологическая адаптация

Гипотезы

На основе анализа теоретических и эмпирических данных, касающихся проблем эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации молодых специалистов [Панкова 2010], нами был сформулирован ряд гипотез.

1. Молодые специалисты с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее осуществляют процесс социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности по внешним и по внутренним критериям.

2. Успешность социально-психологической адаптации молодых специалистов по внутренним критериям взаимосвязана с уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта, а успешность социально-психологической адаптации молодых специалистов по внешним критериям взаимосвязана с уровнем межличностного эмоционального интеллекта.

3. Существуют специфические различия в особенностях построения межличностных отношений с коллегами в процессе социально-психологической адаптации молодых специалистов с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Методы

Выборка

В исследовании приняли участие 182 человека: 132 молодых специалиста с различными профессиями (64 женщины и 68 мужчин), а также 50 руководителей, выступавших в качестве экспертов. В рамках нашего исследования молодыми специалистами считались молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет с высшим или неполным высшим образованием (последний курс вуза), начинающие свою профессиональную деятельность в соответствии с полученной специальностью. Данный возрастной критерий выбран нами в соответствии с периодизацией профессионального становления личности Ф.Зеера [Зеер, 2003].

Таким образом, выборку составляли молодые люди, вступающие в новую социальную ситуацию развития, третий этап профессионального становления – стадию профессиональной адаптации. Стаж работы молодых специалистов, принимавших участие в нашем исследовании, составляет от 3 месяцев до 1 года. Сфера деятельности молодых специалистов различна: в выборке представлены профессии, связанные с обслуживанием клиентов и продажами; обучением, подбором и оценкой персонала; консультированием, системным администрированием; бухгалтерией, а также аналитикой. Стоит отметить, что объект исследования был ограничен лишь теми молодыми специалистами, которые решили продолжить свое профессиональное развитие в соответствии с полученным образованием. Это позволяет в определенной степени проконтролировать уровень изначальной подготовки молодых специалистов к профессиональной деятельности на занимаемой должности.

К исследованию было привлечено 50 руководителей, каждый из которых оценивал по ряду критериев молодых специалистов, находящихся в их непосредственном подчинении, а также участвовал в разработке этих критериев оценки.

Методики

Для проведения исследования было использовано пять методик, подбор которых осуществлялся в соответствии с целями и гипотезами исследования.

1. Для измерения уровня эмоционального интеллекта была использована методика Д.В.Люсина «ЭмИн» [Люсин, 2009]. Опросник содержит 46 утверждений, степень согласия с которыми испытуемые оценивают по четырехбалльной шкале. В структуре эмоционального интеллекта (ЭИ) выделяется межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) и внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ). Межличностный эмоциональный интеллект представляет совокупность способностей к пониманию эмоций окружающих людей и влиянию на эмоциональные состояния окружающих. Внутриличностный эмоциональный интеллект представляет собой совокупность способностей к пониманию и управлению своими собственными эмоциональными состояниями и их проявлениями.

2. Для изучения особенностей межличностных отношений в коллективе был использован опросник межличностных отношений В.Шутца [Рукавишников, 1992]. Данная методика представляет собой русскоязычную версию опросника FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relations Orientation). Опросник дает результаты по 6 шкалам: 1) насколько индивид стремится включаться в межличностные отношения с окружающими; 2) насколько индивид требует от окружающих, чтобы его принимали и приглашали участвовать в совместной деятельности; 3) насколько индивид стремится контролировать окружающих; 4) насколько индивид требует контроля со стороны окружающих; 5) насколько индивид стремится устанавливать близкие отношения с окружающими; 6) насколько индивид требует, чтобы окружающие устанавливали с ним близкие отношения.

3. Измерение показателей продуктивности и эффективности деятельности производилось нами на основе экспертных оценок молодого специалиста руководителями или наставниками по следующему ряду критериев: 1) коммуникативные способности; 2) стремление к саморазвитию; 3) профессионализм; 4) межличностное взаимодействие; 5) организация работы; 6) лояльность; 7) интеллект; 8) статус в межличностных отношениях в коллективе. Критерии выделены при опросе 50 руководителей, в подчинении которых находились молодые специалисты.

4. Для исследования социально-психологической адаптации по внутренним критериям нами были использованы три различные методики. Одной из таких методик был опросник «Социально-психологическая профессиональная адаптация», предложенный Р.Х.Исмаиловым [Практикум…, 2003]. Методика состоит из 60 вопросов, сгруппированных по следующим шкалам: 1) отношение к объединению; 2) отношения между рабочими; 3) удовлетворенность своим положением в коллективе; 4) оценка коллективизма; 5) удовлетворенность работой; 6) удовлетворенность условиями труда; 7) отношение к малой группе; 8) удовлетворенность собой на работе; 9) отношение к руководителю; 10) шкала лжи.

Таким образом, результаты методики позволяют судить о степени удовлетворенности сотрудника различными условиями своего труда, а также об отношении сотрудника к организации в целом и к своему непосредственному рабочему коллективу.

5. Также для изучения внутренних особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности нами была использована методика «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда. Методика представляет собой оценку респондентами объектов по ряду биполярных шкал. В соответствии с целями нашего исследования нами были выбраны следующие объекты: «Я сам», «Моя профессия», «Моя компания», «Профессионал». Таким образом, сравнение семантических профилей понятия «Я сам» с тремя оставшимися объектами позволяет измерить степень идентификации молодого специалиста с компанией, в которой он работает, с его профессией и с категорией «профессионал» [Баранова, 2001].

Процедура

Респондентам предлагалось заполнить пакет вышеперечисленных опросников. Таким образом производились измерения:
– уровня эмоционального интеллекта молодого специалиста;
– уровня лояльности к организации;
– уровня удовлетворенности трудом.

Определялись также следующие показатели социально-психологической адаптации:
– статус в межличностном общении с коллегами в организации;
– особенности самосознания молодого специалиста.

Затем руководителю отдела, в котором работал респондент, предлагалось заполнить лист оценки молодого специалиста по вышеописанным критериям. Таким образом оценивались:
– уровень соответствия требованиям должности;
– показатели продуктивности и результативности деятельности;
– показатели карьерного роста молодого специалиста.

Методы анализа данных

Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты качественному и количественному анализу. Использовались корреляционный анализ (по Пирсону), сравнение средних с помощью t-критерия Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ. Статистическая обработка данных производилась в программе PASW Statistics 18.0.

Результаты и их обсуждение

Одним из выделенных нами внутренних критериев социально-психологической адаптации является степень удовлетворенности молодого специалиста различными сторонами своей профессиональной деятельности в организации.
Разделив выборку на группы с низким, средним и высоким эмоциональным интеллектом, мы получили следующие результаты (см. рис. 1):


Рис. 1. Взаимосвязь степени удовлетворенности трудом в группах с различным уровнем эмоционального интеллекта.

Мы можем наблюдать повышение удовлетворенности трудом в связи с повышением уровня общего эмоционального интеллекта, а также в связи с повышением уровня межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта. Причем более яркие различия наблюдаются именно в связи с внутриличностным эмоциональным интеллектом. Итак, при сравнении крайних групп (низкий и высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта) по критерию Стьюдента обнаруживаются достоверные различия в степени общей удовлетворенности трудом (p 0,30; p 0,3; p Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник

Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации

АННОТАЦИЯ

В статье дается обзор научных исследований по проблеме эмоционального интеллекта, анализируются представления относительно данного феномена в отечественной и зарубежной психологии. Рассматриваются особенности эмоционального интеллекта как ресурса социально-психологической адаптации.

ABSTRACT

The article provides an overview of scientific research on the problem of emotional intelligence, analyzes ideas about this phenomenon in domestic and foreign psychology. The features of emotional intelligence as a resource of socio-psychological adaptation are considered.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, социально-психологическая адаптация, совладание.

Keywords: emotional intelligence, adaptation, socio-psychological adaptation, coping.

Концепция интеллекта как специфического теоретического конструкта сформировалась более ста лет назад.

Выполняя обобщение существующих представлений относительно феномена интеллекта в психологической науке, Р.В. Ершова указывает на то, что интеллект можно рассматривать как систему психических механизмов, которые обуславливают возможности для формирования у человека субъективной картины происходящего [4, с. 34].

Общепринятые в психологической науке представления об интеллекте обычно сводятся к пониманию данного феномена как способности решать различные задачи. Интеллект в таком смысле противопоставляется естественным проявлениям интеллектуальной активности, то есть обыденному интеллекту, творческим возможностям, креативности, а также эффективности социального познания, то есть социальной компетентности. Таким образом, назначение интеллекта оказывается представленным в существенно обедненном виде, тогда как роль интеллекта в психологической жизни просматривается все более сложно.

В современной психологической науке наблюдается подразделение интеллекта на множество отдельных форм – на практический интеллект (Р. Стернберг), эмоциональный интеллект (П. Сэловей, Дж. Майер), социальный интеллект (Э. Торндайк), синтезированный интеллект (П. Болтс), профессиональный интеллект (М. Смульсон). Выделение обозначенных конструктов способствовало активному расширению сферы исследования интеллектуальных аспектов личности. Вместе с тем, их теоретико-методологическая ограниченность осложняла возможности для осуществления прикладных исследований.

Феномен эмоционального интеллекта являлся предметом исследования Э. Торндайка, Г. Олпорта, Дж. Гилфорда, Л.С. Выготского (как «практический интеллект»), а также многих других исследователей. Социальный интеллект можно рассматривать в рамках общей теории интеллекта, в рамках концепций множественности интеллекта, а также применительно соотношений социального интеллекта с разными видами коммуникативных способностей, умений, а также навыков.

Исследователи подчеркивают многозначность и исключительную важность феномена эмоционального интеллекта для современной психологической науки и дифференциальной психологии в частности. Существующие в современной отечественной психологии работы обращаются к исследованию эмоционального интеллекта преимущественно в рамках анализа феномена коммуникативной компетентности. Также осуществляется анализ структуры и функций эмоционального интеллекта.

М.М. Лычагина связывала феномен эмоционального интеллекта с «социальной сензитивностью», отмечая, что эмоциональный интеллект – это сфера возможностей для субъект-субъектного познания индивида. Эмоциональный интеллект – это устойчивая, основывающаяся на специфике мыслительных процессов, социального опыта и аффективного реагирования способность понимать себя, других людей, а также способность прогнозировать межличностное взаимодействие с людьми [7, с. 60].

По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект следует рассматривать в контексте системы социального развития личности. Отмечается, что эмоциональный интеллект является особым качеством человека, которое формируется в процессе социального взаимодействия и общения [1, с. 85].

А.Н. Крайторов эмоциональный интеллект рассматривает как характеристику интеллектуальной структуры личности, наряду с логическим и практическим интеллектом. Практический и логический интеллект отражают субъект-объектные отношения, тогда как собственно эмоциональный интеллект – субъект-субъектные. Ученый рассматривает эмоциональный интеллект как специфическую социальную способность в трех аспектах – в рамках социально-перцептивных способностей, социальной техники общения, а также социального взаимодействия и принятия решений [6, с. 213].

Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональный интеллект является способностью управлять и понимать собственные эмоции и эмоции других людей. Наиболее интенсивно эмоциональный интеллект развивается в возрасте от 15 до 16 лет. Именно в данном возрасте происходит расширение словаря эмоций, расширение «эмоциональных» понятий.

Эмоциональный интеллект имеет большую значимость и может рассматриваться как фактор, существенным образом оказывающий влияние на жизнь человека. Вместе с тем, в настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению эмоционального интеллекта как ресурса социально-психологической адаптации.

В исследовании Н.А. Выскочил было показано, что существует связь эмоционального интеллекта и используемых стратегий совладания с трудностями. Было определено, что высокий уровень эмоционального интеллекта проявляется у лиц, которые характеризуются проявлением адаптивных стратегий совладания, тогда как неконструктивные стратегии совладания характерны для тех участников, которые имеют сниженный уровень эмоционального интеллекта [2, с. 184].

В других работах, которые посвящены исследованию личностных особенностей, связанных с эмоциональным интеллектом, показано, что одна и та же черта в разном контексте может привести как положительному, так и к негативному результату. Один и тот же человек в одной социальной среде близкой его личностным особенностям будет иметь высокий эмоциональный интеллект, а в другой – низкий. Таким образом, если данное утверждение найдет свое подтверждение, то эмоциональный интеллект хоть и связан с социально-психологической адаптацией, то, скорее всего, является не условием ее успешности, а следствием данного процесса.

Эмоциональный интеллект способствует повышению уровня достижений человека. Данная особенность связана с четким контролем за эмоциями в критической и нестандартной ситуации, а также за возможностью определять и предвидеть эмоциональную реакцию другого человека. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта проявляется в таких личностных особенностях как умение контролировать деструктивные, агрессивные тенденции в конфликтах, отсутствие стремления к гиперконтролю. Отдается предпочтение взаимоуважению и профессионализму в общении. Все в совокупности способно привести к возникновению у личности приспособительного механизма необходимого для адекватного уровня социально-психологической адаптации.

Н.В. Симбирцевой было выявлено, что существуют специфические взаимосвязи эмоционального интеллекта и показателей дезадаптации. Отмечается, что недостаточный уровень развития эмоционального интеллекта может привести к формированию негативного отношения к себе и проявлению эмоционального истощения [8, с. 54]. В исследовании, проведенном А.В. Дегтярёвым и Д.И. Дегтярёвой, было определено, что развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на процесс адаптации, а также способствует формированию благоприятных взаимоотношений с окружающими людьми [3, с. 52]. Сходные данные были получены также в исследовании, выполненном К.А. Закарян. В данном исследовании отмечено, что эмоциональный интеллект выполняет преимущественно регулирующую роль, так как он способствует повышению уровню эмоционального комфорта личности посредством мотивационно-волевой саморегуляции, а также когнитивной переработки эмоциональных стимулов [5, с. 125].

Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как важнейшее условие для адекватного реагирования в различных социальных ситуациях, как в практико-функциональном, так и в познавательном аспектах. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как когнитивная составляющая коммуникативных качеств и особенностей личности. Эмоциональный интеллект является набором определенных личностных особенностей и свойств человека, которые находят свое проявление в способности формировать отношение к себе, прогнозировать результат собственной деятельности, понимать собственное поведение, поведение других людей, также он обеспечивает успешность социальной адаптации личности.

Список литературы:
1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 83-95.
2. Выскочил Н.А. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 4 (36). – С. 181-187.
3. Дегтярёв А.В., Дегтярёва Д.И. Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте // Психология и право. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 44-62.
4. Ершова Р.В. Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования // Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы: сб. тр. конф. – Коломна: КГПИ, 2016. – С. 34-37.
5. Закарян К.А. Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 6-4. – С. 124-127.
6. Крайторов А.Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта // Научный альманах. – 2017. – № 4-2 (30). – С. 212-215.
7. Лычагина М.М. Подходы к эмоциональному интеллекту // Личность в природе и обществе: сб. тр. конф. – М.: РУДН, 2014. – С. 60-63.
8. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3 (35). – С. 54-56.

Источник

Оцените статью