Эмоциональный интеллект рбк pro

Эмоции налицо: проблемы и преимущества развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект (ЭИ / EI) — это способность определять свои собственные чувства и управлять ими, а также эмоциями других людей. По опросу компании CareerBuilder, 59% работодателей не готовы нанимать кандидата с высоким IQ, но низким ЭИ: сотрудников легче научить hard skills, чем развивать эмоциональный интеллект и другие soft skills. Также сотрудника с развитым ЭИ скорее продвинут по службе, чем его коллегу с высоким IQ (75%). [1] И хотя, согласно исследованию, проведенному Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром, «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии [2], у этой медали есть и обратная сторона.

Дарья Аулова, HRD компании-разработчика умных HRtech-решений TalentTech, рассказывает о преимуществах гибких навыков, о том, в каких случаях эмоциональный интеллект может нанести вред коллективу, а также как замерить и сбалансировать этот показатель в команде.

Помощь в достижении лучших результатов

Эмоциональный интеллект очень ценится специалистами по управлению персоналом, ведь он помогает понимать желания и мотивацию собеседников, лучше строить коммуникацию с коллегами и клиентами. По статистике, 90% лучших сотрудников обладают высоким эмоциональным интеллектом. По тем же данным, за 58% эффективности работы человека отвечает его ЭИ. [3]

Сам навык эксперты зачастую представляют в виде пирамиды, состоящей из девяти уровней:

  1. В основе лежат эмоциональные стимулы: это информация, которую мы ежедневно получаем из окружающей среды. Она помогает нам лучше понимать мир и людей вокруг.
  2. На второй ступени находится способность точно декодировать выражения чувств других людей, которые те передают невербальным путем — например, интонацией, мимикой, движениями тела.
  3. Следом идет самосознание, то есть четкое представление о собственной личности, ее сильных и слабых сторонах, мыслях, убеждениях, мотивах и чувствах.
  4. Далее следует самоуправление, позволяющее контролировать реакцию и руководствоваться не только чувствами.
  5. На пятой ступени — социальная осведомленность и сочувствие, способность поставить себя на место другого человека, понять его потребности, точку зрения. Сочувствуя, мы можем принять эмоции других людей и сыграть активную роль в их жизни.
  6. Следующий уровень — социальные навыки, необходимые для эффективного управления эмоциями других и даже для влияния на них. Это, например, умение управлять конфликтами, выстраивать социальные связи и так далее.
  7. После прохождения всех шести уровней человек достигает вершины иерархии потребностей американского психолога Абрахама Маслоу — самоактуализации. Эта ступень ведет к реализации личного потенциала, саморазвитию и достижению значительных результатов в этом.
  8. Маслоу также предположил, что люди, которым удалось пойти дальше, могут испытывать состояние трансцендентности. На этом этапе человек помогает другим реализовать себя.
  9. Последний уровень пирамиды — эмоциональное единство или внутренняя гармония.

Сотрудник с высокоразвитым ЭИ знает, какую эмоцию и как нужно использовать. Он также понимает, какие чувства эффективны в его деятельности, а какие, наоборот, работают против него. Все это создает благоприятную атмосферу и позволяет сохранять баланс между интересами бизнеса и отдельного человека.

Почему эмоциональный интеллект может помешать работе

Важно понимать, что навык может далеко не всегда приносить практическую пользу. Например, в одной медицинской компании проверяли, сколько времени сотрудники тратят на помощь коллегам и клиентам. По итогам исследования менеджеры не выявили никакой связи между ЭИ и помощью: последняя определялась личными мотивами и ценностями, а не умением понимать эмоции и управлять ими.

В то же время, оттачивая эмоциональные навыки, люди начинают лучше понимать, как манипулировать другими. Исследование, проведенное среди сотрудников Университета Торонто, показало, что те, кто чаще подводили коллег, имели высокий эмоциональный интеллект. Они использовали свои навыки, чтобы ставить других в неудобное положение в личных целях. [4]

Согласно многочисленным исследованиям среди сотрудников разных должностей, эмоциональный интеллект не всегда связан с высокой производительностью. Например, там, где требуется повышенное внимание к эмоциям (продажи, консультации в call-центрах), высокий уровень ЭИ приводит к более высокой производительности. Но если работа заключается в анализе данных или, например, ремонте автомобилей, чтение мимики, голоса и языка тела окружающих может сильно отвлекать. [5] [6]

Как и когда нужно анализировать эмоциональный интеллект

Один из самых распространенных способов измерения эмоционального интеллекта — тест MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test), основанный на самооценке, а также оценке индивида окружающими. Оригинальный MEIS состоит из 12 отдельных частей (субтестов). В нем можно выделить четыре основных компонента:

  1. выявление эмоций означает способность распознавать, что чувствует человек и окружающие;
  2. использование — способность их генерировать;
  3. понимание указывает на умение человека идентифицировать сложные чувства и эмоциональные цепочки;
  4. управление — навык, который позволяет направлять их в нужное русло, себе и другим.

Сотрудникам важно не только отчитываться по выполненным задачам, но и делиться своим состоянием и получать необходимую поддержку руководства, которое должно вовремя распознавать ухудшение состояния человека, фиксировать снижение продуктивности и предпринимать шаги для улучшения ситуации. Сделать это можно с помощью технологий, которые отслеживают выполнение целей конкретного сотрудника, а также агрегируют аналитику по ним. Следя за уровнем вовлеченности в работу, можно увидеть все отклонения от нормы.

Руководителям нужно доносить до своей команды, что эмоционально интеллектуальные люди не заостряют внимание на своих ошибках, но при этом и не забывают о них. Если вы думаете о своих промахах слишком долго, это развивает беспокойство и неуверенность, но если забываете о них, то ошибки могут повториться. Важно учиться превращать провалы в выводы — это руководитель может показать на своем примере.

Компании стоит анализировать эмоциональный интеллект сотрудника, когда приходит негативная обратная связь насчет него или явно страдает коммуникация с клиентами — возможно, причина кроется в неразвитой способности понимать других людей. К тому же, на уровень ЭИ надо смотреть, когда речь идет о повышении работника.

Исследования показывают, что ЭИ, как и любое умение, может принести как пользу, так и вред. Поэтому, если мы собираемся обучать эмоциональному интеллекту в школах и развивать его на работе, важно учитывать ценности, которые ему сопутствуют, и сферы, где он действительно полезен.

Источник

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Источник

Хитрый мозг: почему компаниям важен эмоциональный интеллект сотрудников

При приеме на работу многие компании уделяют особое внимание профессиональным навыкам и опыту кандидата. При этом «мягким навыкам», таким как умение слушать, адаптироваться в коллективе, работать в команде, часто уделяется наименьшее внимание. В итоге работу получают хорошие технократические профессионалы. Они компетентны, но не всегда оказываются эффективны, так как многие из них не умеют работать в команде. И одна из причин — у них не развит эмоциональный интеллект.

Согласно данным доклада Всемирного экономического форума в Давосе «Будущее рынка труда», к 2020 году эмоциональный интеллект (EQ) войдет в десятку основных рабочих навыков. Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. — «РБК Pro») показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего баллами.

Исследования российских ученых Государственного университета управления еще в середине 2000-х подтвердили, что руководители организаций, обладающие высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений.

Что дает бизнесу развитие EQ сотрудников

  • Cокращение временных издержек на урегулирование конфликтов

Исследование кадровой компании Accountemps, опубликованное в журнале Fortune, показало, что топ-менеджеры и собственники компаний тратят семь недель в году, то есть 13% рабочего времени, на урегулирование и устранение последствий конфликтов между работниками. Часто для решения конфликтов им приходится прибегать к помощи консультантов или юристов — тогда издержки, естественно, растут.

Можно предположить, что в российской практике ситуация еще плачевнее. В наших компаниях принято разрешать с помощью руководителя даже пустяковые разногласия. Чем выше статус участника конфликта, тем больший ущерб он может нанести компании и тем дороже стоит его рабочее время.

  • Сокращение затрат на наем неподходящего сотрудника

Подавляющее большинство, 90% руководителей из списка Fortune 500, обладают развитым EQ. Скорее всего, это означает, что EQ крайне важен для руководителей. Поэтому при найме высокооплачиваемых сотрудников просто необходимо измерять уровень их эмоционального интеллекта. По данным наших исследований, ущерб от найма «не того» руководящего сотрудника может обойтись в трехгодичную зарплату.

  • Повышение продуктивности сотрудников

По заявлениям исследовательской компании Gallup, продуктивность сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом на 40–120% выше, чем у коллег с неразвитым эмоциональным интеллектом. Соответственно, низкий EQ приводит к снижению вовлеченности в работу, а известно, что при вовлеченности сотрудников ниже 60% компания терпит убытки.

Почему мозг противится изменениям

Теперь обратимся к строению мозга человека и проследим путь его эволюционирования. Эмоции — это реакция на изменения, а стимульное событие — спусковой крючок для запуска глобального процесса реакции, в который включены эмоции. Условно ученые выделяют три этапа реагирования разных частей мозга на стимулы:

  • рептильный мозг человека — самый древний и примитивный и самый быстрый. Реагирует двумя способами: бей или беги (замри). Обеспечивает безопасность тела;
  • лимбическая система — выполняет более сложную оценку — пытается «узнать», на что из прошлого опыта похоже событие. Например, если гремит миска для корма, то домашний питомец во всю прыть несется к ней, предвкушая еду;
  • новый мозг, или неокортекс, появился позже двух других, сравнительно автономный, гибкий и пластичный, ищет различия, любит новое, отвечает за воображение, стремится найти закономерности, умеет фантазировать, может рефлексировать. На его основе выстроены речь и мышление, а также воля как способ управления собой.

Рептильный мозг и лимбическая система человека могут блокировать неокортекс, когда человек испытывает сильную эмоцию. Они как бы «отбирают» у неокортекса полномочия реагирования на ситуацию. Вот тогда и возникают проблемы в коммуникации: да он просто невыдержанное животное, облаял меня и, как ни в чем не бывало, ускакал к себе в кабинет.

Источник

Оцените статью