Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дата публикации: 18.07.2021 2021-07-18
Статья просмотрена: 26 раз
Библиографическое описание:
Шачнева, К. И. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта / К. И. Шачнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83291/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и предпочитаемых копинг-стратегий. В ходе работы была определена специфика различных компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным его уровнем, проанализирована зависимость уровня эмоционального интеллекта от пола, количества детей в семье, наличия отношений.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, стресс, совладающее поведение, студенты.
В современном мире особый интерес представляет проблема выявления внутренних условий оптимальной реакции людей на трудные жизненные ситуации, обеспечивающих их психологическое благополучие и адаптацию к окружающей среде. Наряду с копинг-стратегиями одним из факторов успешной адаптации является развитый эмоциональный интеллект — психологическое образование, основным компонентом которого является совокупность умственных способностей для различения, понимания и управления эмоциями [1; 2].
Исследования, нацеленные на определение роли эмоционального интеллекта в жизнедеятельности личности, выявили значимость этого феномена в восприятии мира, а также в ее адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям [5].
Не владея в полной мере необходимыми жизненными навыками, юноши и девушки испытывают трудности в использовании эффективных механизмов совладающего поведения. Поэтому эмоциональный интеллект и копинг-стратегии являются важными психологическими явлениями в жизни студентов, необходимыми для их успешной адаптации [4].
Чтобы проанализировать специфику предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта, нами было проведено исследование 50 студентов Лечебного, Педиатрического и Психолого-социального факультетов РНИМУ им. Н. И. Пирогова в возрасте от 17 до 21 года.
В ходе исследования использовались следующие методы: тест Н. Холла на эмоциональный интеллект (The Emotional Intelligence Self-Evaluation); опросник Д. В. Люсина на эмоциональный интеллект ЭмИн [2].; методика для психологической диагностики совладающего со стрессом поведения «Стратегии совладающего поведения» (ССП) [3]. Достоверность различий показателей определялась при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни. Для поиска корреляций между шкалами применялся коэффициент корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерного пакета SPSS 23.0.
На основании показателей методики Н. Холла на эмоциональный интеллект среди студентов были выделены 2 группы: в 1-ой группе, составляющей 34 % студентов из нашей выборки, интегративный уровень эмоционального интеллекта средний. Ко второй группе — группе с низким интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта — относятся 66 % выборки.
Математический анализ результатов исследования обнаружил в рассматриваемых нами группах значимые различия по уровням эмоциональной осведомленности (p=0,04), управления своими эмоциями (p=0,02), самомотивации (р=0,000), эмпатии (р=0,000), управления эмоциями других (р=0,000). Данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ факторов парциального эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Примечание: **при р≤ 0,01, **** при р≤ 0,001
На основании показателей опросника на эмоциональный интеллект ЭмИн были получены следующие результаты. Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между рассматриваемыми нами группами в отдельных компонентах эмоционального интеллекта, такими как: межличностный ЭИ (p=0,016), внутриличностный ЭИ (p=0,021), понимание эмоций (p=0,008), управление эмоциями (p=0,012), понимание чужих эмоций (p=0,010), управление своими эмоциями (p=0,019). Данные отражены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Примечание: *при р≤ 0,05, ** при р≤ 0,01
Помимо этого, было установлено, что существуют значимые различия между группами с разным уровнем ЭИ по количеству детей в семьях, где они воспитывались (p=0,047). Оказалось, что у детей из семей с двумя и более детьми преобладают низкие значения ЭИ. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта представлен на рис. 3.
Рис. 3. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Примечание: *при р≤ 0,05
Помимо этого была выявлена положительная корреляционная связь между показателем пола и отдельными показателями ЭИ. Оказалось, что юноши обладают более высокими уровнями развития таких показателей ЭИ как: эмоциональная осведомленность (r=0,302; p=0,033) , внутриличностный ЭИ (r=0,351; p=0,012) , общее понимание эмоций (r=0,315; p=0,026) , понимание своих эмоций (r=0,374; p=0,007) .
Также статистический анализ данных показал, что существует взаимосвязь между уровнями некоторых показателей ЭИ студентов и наличием отношений. Так, у студентов, состоящих в отношениях, оказались более низкими по сравнению со свободными студентами такие показатели ЭИ как: внутриличностный ЭИ (r=-0,279; p=0,050) , и контроль экспрессии (r=0,282; p=0,047) .
В ходе исследования выбора копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта оказалось, что рассматриваемые нами группы имеют множество различий, касающихся их копинг-поведения. Статистический анализ показал, что существуют значимые различия в частоте использования студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта такой копинг стратегии как «Бегство-избегание» (p=0,014). Данные представлены на рис. 4.
Рис. 4. Сравнительный анализ выраженного предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта
Примечание: *при р≤ 0,05
Корреляционный анализ показал положительную взаимосвязь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и частотой использования продуктивной копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,442; p=0,001) , а также отрицательную корреляцию этого же показателя с частой использования такой неадаптивной копинг-стратегии как «Бегство-избегание» (r=-0,500; p=0,000) .
Также было выявлено, что студенты с более развитым навыком управления своими эмоциями реже прибегают к поиску социальной поддержки (r=-0,397; p=0,004) и чаще используют стратегию планирования решения проблемы (r=0,346; p=0,014) . Высоким значениям уровня самомотивации студентов соответствует более редкое использование таких копингов как «Дистанцирование» (r=-0,338; p=0,017) , «Поиск социальной поддержки» (r=-0,280; p=0,049) , «Принятие ответственности» (r=-0,341; p=0,015) и «Бегство-избегание» (r=-0,604; p=0,000), и наоборот частое использование стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,477; p=0,000) . Студенты с развитым навыком управления эмоциями других людей также чаще склонны использовать стратегию планирования (r=0,364; p=0,009) , меньше всего они прибегают к стратегии избегания проблем (r=-0,304;p=0,032) . Данные представлены в таблице 1.
Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от факторов парциального уровня ЭИ
Источник
Эмоциональный интеллект копинг стратегии
Взаимосвязь личностных и интеллектуальных переменных с выбором копинг-стратегий
Афонина Ирина Юрьевна,
аспирантка кафедры социальной и практической психологии Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, г. Луганск, Украина.
Выбор копинг-стратегий определяется не только внешними факторами (типом ситуации), но и внутренними (личностными чертами и диспозициями). Изучение связей личностных черт с копинг-стратегиями может способствовать как использованию определенных личностных черт в качестве предикторов копингов, так и лучшему пониманию механизмов целостного функционирования личности как субъекта деятельности.
Стрессовые ситуации в значительной степени связаны с эмоциями человека, восприятие ситуации, реагирование на нее всегда имеет эмоциональную окраску. Все больший научный интерес в современной психологии вызывает проблема изучения эмоционального интеллекта – группы ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Однако нами не обнаружено исследований, посвященных анализу влияния эмоционального интеллекта на преодоление критической, стрессовой ситуации, в то время как именно эмоциональный интеллект, на наш взгляд, способствует преодолению трудностей, совладанию со стрессом за счет анализа и контроля эмоций. Этот аспект определил актуальность темы настоящего исследования.
Основная проблема исследования — установление предполагаемых взаимосвязей между стилями совладания, с одной стороны, и характеристиками интеллектуального потенциала, личностными свойствами саморегуляции – с другой.
Анализ научных исследований и публикаций
Копинг-поведение осуществляется на основе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам, обозначаются как копинг-ресурсы. В теории копинг-поведения выделяют такие базисные копинг-стратегии как разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание [6]. К основным личностно-средовым копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, локус контроля, эмпатию, аффилиацию, сензитивность к отвержению и когнитивные ресурсы.
Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что личность чувствует себя уверенной в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определять вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события [1].
Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.
Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться с ними. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, материальную и социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений [2].
Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления [4].
Копинг рассматривается в связи с психологическими ресурсами личности и понимается как определенные способности, знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды. Это умение понимать ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих, нести ответственность за свое поведение [5]. Копинг-ресурсы являются составляющей частью копинг-процесса. Успешность адаптации к жизненным стрессам определяется и эффективностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов [6, 7, 8]. Таковыми являются уровень интеллекта, эмпатия, аффилиация, Я-концепция, самоэффективность, локус контроля и другие психологические конструкты личности.
Эмоциональный интеллект – способность к понимаю своих и чужих эмоций, а также к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию; идентифицировать ее и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Поэтому выделяют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект [3].
Эмоциональный интеллект оказывает большое влияние на успешность и психологическое состояние человека. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта устанавливают более позитивные отношения с окружающими, выше оцениваются ими, добиваются больших успехов в учебе и работе, более позитивно относятся к себе и имеют более высокий уровень психологического благополучия. Это происходит, поскольку высокий уровень эмоционального интеллекта, во-первых, позволяет человеку получить дополнительную информацию и тем самым повысить качество принимаемых решений, и, во-вторых, претворить эти решения в жизнь за счет хорошо сформированного самоконтроля.
Копинг-стратегии являются составной частью совладающего поведения, под которым понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям или ситуации – через осознанные стратегии действий.
Эмоциональный интеллект играет существенную роль в наиболее распространенных типах продуктивных копинг-стратегий совладания со стрессом. Также важно отметить, что люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, объективно реже сталкиваются с критическими ситуациями (конфликт, фрустрация, стресс, кризис). Это связано с тем, что они способны принимать более эффективные решения благодаря контролю собственных эмоций и управлению эмоциями других. Как правило, люди с высокими показателями эмоционального интеллекта собраннее и результативнее действуют в ситуациях, предшествующих критическим: часто, вовремя собравшись, совладав с эмоциями, не допускают, например, конфликта, наступления ситуации, влекущей за собою кризис или стресс [2, 3].
Таким образом, эмоциональный интеллект является фактором стрессоустойчивости определяющим выбор и эффективность использования копинг-стратегий. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта позволяет индивиду осознавать и контролировать собственные эмоции; межличностный компонент способствует установлению эффективных отношений с другими, что влияет на динамику стрессовой ситуации.
Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта проводилось с помощью опросника Д. В. Люсина. Он состоит из 46 утверждений, касающихся умения понимать и контролировать свои и чужие эмоции, с которыми респондент должен определить степень своего согласия (Люсин, 2006).
Для измерения копинг-стратегий была использована адаптированная методика Р. Лазаруса и С. Фолкман (Крюкова, Куфтяк, 2005). Она состоит из 50 утверждений, в которых описываются разные варианты реализации восьми копинг-стратегий. Респондент должен оценить, как часто он использует каждый из вариантов.
В исследовании участвовали 26 человек от 20 до 23 лет. После обработки результатов получилась таблица, в которой расписано, сколько процентов людей и с каким уровнем эмоционального интеллекта выбрали определенную копинг-стратегию (табл. 1).
Источник