Эмоциональный интеллект интересный факт

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект в учебе: польза или еще одна выдумка
  2. Что такое эмоциональный интеллект
  3. Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей
  4. В чем польза эмоционального интеллекта для учебы
  5. Как учить детей эмоциональному интеллекту
  6. Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе
  7. Что значит эмоциональный интеллект
  8. Модели эмоционального интеллекта
  9. Модель способностей Майера ― Сэловея ― Карузо
  10. Модель Гоулмана смешанная
  11. Модель Рувена Бар-Она
  12. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации
  13. Как развить эмоциональный интеллект
  14. Развитие правильного самовосприятия
  15. Развитие навыка управления собой
  16. Развитие социальной восприимчивости
  17. Развитие навыка управления отношениями
  18. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе
  19. Книги и фильмы про эмоциональный интеллект
  20. Интересные факты об эмоциональном интеллекте

Эмоциональный интеллект в учебе: польза или еще одна выдумка

О чем эта статья:

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (EQ) — это супер-сила, с помощью которой можно распознать свои и чужие эмоции и управлять ими. Увы, это не то, что можно освоить раз и навсегда, но тем интереснее — это бесконечный простор для исследования.

Психологи выделяют пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самоосознание (self-awareness) — это понимание своих сильных и слабых сторон. Анализ своих чувств и реакций: что я испытываю, когда отвечаю у доски или иду по высокому мосту над рекой.

Саморегуляция (self-management) — это способность контролировать свои эмоции, выражать или сдерживать их в соответствии с ситуацией. Например, заметить, что обиделся на друга, понять, почему именно и вместо игры в молчанку — поделиться с другом своими переживаниями и продолжать дружить.

Мотивация (motivation) — это осознание своего желания, умение приложить усилия для достижения цели. Мотивированным людям проще делать выбор, расставлять приоритеты и предпринимать действия.

Эмпатия (empathy) — это понимание чужих эмоций, способность сопереживать и общаться с учетом состояния собеседника. Этот навык помогает создать доверительные отношения с любым человеком.

Социальные навыки (relationship skills) — это набор навыков, которые помогают выстраивать отношения с людьми в зависимости от цели и обстоятельств. Как говорить и убеждать, как слушать и поддерживать, как использовать мимику и жесты.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Кажется, чтобы стать успешным, нужно обязательно делать упор на развитие умственных способностей. Отсюда так много дошкольных программ, кружков, образовательных центров, где в ребенка пытаются впихнуть столько, что не каждому взрослому под силу освоить.

Но дело не только в интеллекте: кроме новых знаний, ребенку также нужно, чтобы с ним поговорили про его чувства, помогли разобраться в отношениях с одноклассниками или просто окутали теплом и поддержкой.

Современные исследования доказывают важность знакомства ребенка с эмоциональной сферой. И выгода очевидна не только в рамках быта, но и в школьных дисциплинах.

Например, в Стэнфордском исследовании ученые наблюдали за жизнью добровольцев с детства до самой старости и выяснили: IQ нельзя считать надежным показателем успеха.

Топовые специалисты и руководители не были умнее тех, кто до пенсии занимал должности попроще. На самом деле секрет успеха скрыт в развитом эмоциональном интеллекте: навык решать конфликты, сила воли, настойчивость, способность отложить маленькое удовольствие сейчас ради большой награды потом. Самое любопытное, что участники исследования проявляли эти качества уже будучи подростками.

Но дело не только в детях. То, как родитель обращается с собственными чувствами — крайне важно для воспитания детей. На бесплатном курсе Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова рассказывает, что делать родителям с постоянной тревогой и чувством вины и как правильно злиться на ребенка и домашних. Присоединяйтесь!

В чем польза эмоционального интеллекта для учебы

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:

  • Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.
  • Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других. Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.
  • Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками. Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.
  • Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание. Умеет переключить внимание из игры на смартфоне на вопрос про Древний Рим.

Как учить детей эмоциональному интеллекту

Создать безопасную среду. Это пойдет на пользу не только детям, но и взрослым. Знать, что есть место, где тебя не осудят, примут в любом настроении и поддержат — очень ценно. А если везде есть ощущение, как на «пороховой бочке» — развиваться крайне сложно.

Не игнорировать чувства ребенка и задавать вопросы. Это поможет ему научиться чаще обращать внимание на себя и не ждать интерпретации других, как в том анекдоте.

Например, если ребенок переживает из-за плохой оценки — предложить ему сделать перерыв и вместе поиграть на улице, а после выполнить работу над ошибками. Выгрузить эмоции через тело — отличный способ справиться со стрессом.

Пополнять словарь эмоций. Нейробиологи объясняют: невозможно управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Например, у грусти есть множество оттенков: уныние, растерянность, отчаяние. Их важно различать, потому что каждое чувство проявляется и корректируется по-разному.

Чтобы помочь ребенку расширить эмоциональный словарный запас, можно играть с карточками: на каждой написать разные чувства и несколько раз в день искать подходящее описание для состояния в этот самый момент. Еще можно распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и вечером отмечать, какая эмоция преобладала сегодня.

Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии и эмоциональной регуляции. Например, а образе Человека Паука ребенку может быть проще проживать разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.

Читать вместе художественную литературу. Чтение — самый эффективный тренажер для развития эмпатии. Оно помогает детям развить «модель психического состояния человека» — так они учатся понимать, что испытывает другой человек.

Нас окружает множество технологий, которые делают нашу жизнь комфортнее. Но выстраивать близкие отношения с машиной невозможно, а с людьми — важно. Поэтому учить детей быть в контакте со своими чувствами и эмоциями с ранних лет — отличная инвестиция в их успешное и счастливое будущее.

Источник

Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе

Эмоции играют важную роль в принятии решений.

Поэтому необходимо уметь управлять как своими, так и чужими чувствами для достижения поставленных целей и планов. Для этого введен термин эмоциональный интеллект.

Что значит эмоциональный интеллект

Под термином понимают возможность человека распознавать эмоциональную составляющую других людей. В понятие включено и управление личными переживаниями. Такое воздействие широко применяется для решения практических задач в бизнесе, трудовой деятельности, обучении.

ЭИ является основополагающим элементом в оценке окружающей обстановки. Помогает определить то, в чем нуждаются люди, узнать сильные и слабые стороны.

Модели эмоционального интеллекта

Разделяют 3 разновидности, которые отличаются составляющими.

Модель способностей Майера ― Сэловея ― Карузо

Считается основной на сегодняшний день.

Элементы:

  • восприятие эмоций: за счет жестов, мимики, голоса, поведения, внешнего вида, походки;
  • понимание впечатлений: определение причин их появления, рассмотрение связи мысли и эмоций, сложные чувства;
  • эмоциональность, как стимул мышления: способность к активизации креативности как фактора мотивации;
  • управление переживаниями: их пробуждение, направление, укрощение, построение логических цепочек.

Модель Гоулмана смешанная

На основании нее создано три теста: ECI, ESCI, ESCI-U.

В основе концепции лежат следующие элементы:

  1. Самоконтроль ― управление своими чувствами, приспособление к изменениям в обстоятельствах.
  2. Самопознание ― признание личной эмоциональности. Понимание того, как чувства влияют на поведение и мысли.
  3. Социальность― понятие чувствительности других людей и комфортное общение.
  4. Эмпатия ― приятное влияние, заключающееся в направлении и вдохновении, поддержке хороших отношений.
  5. Мотивация ― знание цели, плана, четкое следование к ним на каждом этапе.

Модель Рувена Бар-Она

Данная социально-эмоциональная модель отличается большим числом показателей.

К ним относят:

  • осознанность: распознавание своих переживаний в конкретный миг, их различение и понимание;
  • независимость: отсутствие моральной зависимости от других людей;
  • стрессоустойчивость: укрощение переживаний и видение быстрого выхода из трудных ситуаций;
  • гибкость: возможность корректирования эмоций в изменяющихся обстоятельствах;
  • оптимизм: сохранение положительного настроя и надежды на благополучное разрешение проблем;
  • счастье: удовлетворенность всеми жизненными аспектами;
  • эмпатия: понимание ощущений окружающих;
  • самоуважение: способность рациональной оценки возможностей;
  • самовыражение: ясность в выражении чувств и мыслей, твердость убеждений;
  • социальная ответственность: способность проявлять заботу и управление над другими людьми;
  • межличностные отношения: комфортное общение и социальные контакты;
  • контролирование импульсов: управление соблазнами, преодоление их;
  • оценка действительности: объективное соотношение мыслей и чувств во внешнем мире;
  • решение проблем: способность нахождения потенциального решения в эффективной форме;
  • самоактуализация: реализация индивидуального потенциала.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации

Человек способен адаптироваться не только за счет полученных знаний, но и с помощью собственной чувствительной составляющей.

При анализе научных работ в области ЭИ сделан вывод, что тот определяется как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности.

Социально-психологическая адаптация рассматривается с точки зрения внутренних и внешних критериев. Так люди с различным уровнем ЭИ сильно отличаются в особенностях социально-психологической адаптации.

Внутриличностный ЭИ играет главенствующую роль в приспособительных возможностях человека. Межличностное взаимодействие оказывает меньшую способность к быстрому адаптированию.

Наиболее адаптированными считаются люди с высоким уровнем ЭИ. Это обусловлено большей удовлетворенностью личности, что дает уверенность и целенаправленность в жизненных ситуациях.

Как развить эмоциональный интеллект

Высокий уровень ЭИ определяет благополучие человека по жизни. Четкая и отлаженная связь между эмоциональной и рациональной деятельностью является источником ЭИ. Если вы не относитесь к группе людей с его повышенным уровнем, то стоит начать развитие.

Улучшение должно быть направлено на повышение уровня его отдельных элементов:

  1. Самовосприятие.
  2. Управление собой.
  3. Социальная восприимчивость.
  4. Управление отношениями.

При гармоничной работе каждого из них будет обеспечен высокий уровень ЭИ в целом.

Развитие правильного самовосприятия

Четкое понимание личных эмоций возможно лишь при уделении этому аспекту жизни достаточного времени. Это делается для того, чтобы осмыслить чувства, понять причины их возникновения.

Высокое самовосприятие достигается концентрацией на личных сильных чертах. Старайтесь использовать их при выполнении сложных задач. Не позволяйте эмоциям овладевать вами и тормозить деятельность.

Развитие навыка управления собой

Ответственность за собственные эмоции предоставляет контроль в сложных ситуациях.

Способы развития навыка:

  1. Правильное дыхание: недостаток или переизбыток кислорода плохо влияет на мозговую деятельность. Старайтесь делать размеренные вдохи и выдохи. Избегайте увеличения или снижения темпа даже в стрессовых ситуациях. Гармоничное дыхание придает уверенность и спокойствие в последующих действиях, позволяет быстро собраться с мыслями.
  2. Список эмоций и их объяснений: он должен состоять из двух колонок ― призыв к действию от каждого чувства, рациональное определение. При сложной ситуации, чтобы избежать паники, используйте этот прием, для приведения мыслей в порядок. Список позволяет решить каким аспектом личности стоит воспользоваться в определенный момент.
  3. Счет до десяти: в сложных ситуациях используйте прием счета на выдохе. Это позволяет остановиться я и собраться в нужный момент.
  4. Публичное объявление целей: является лучшим мотиватором к действию.
  5. Отложите принятие решений: тщательно переваривайте информацию в голове. Здесь отлично подходит поговорка: утро вечера мудренее.
  6. Четкий распорядок дня, в котором есть место решению проблем.
  7. Посещайте семинары и коучи по управлению эмоциями.
  8. Сохраняйте позитивный настрой.
  9. Улучшение качества сна.
  10. Знайте цену общению с любым человеком.
  11. Используйте в течение дня психологическую перезагрузку: для этого подходят занятия йогой, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  12. Осознайте возможность и близость перемен.

Развитие социальной восприимчивости

Фокусировка на выявлении и понятии эмоций других людей оказывает большое влияние на все сферы жизни.

Советы для повышения социального взаимодействия:

  1. Приветствие людей по имени: это позволяет снять барьеры в общении.
  2. Своевременность: учитывайте, что путь к социальной восприимчивости чрез своевременность лежит через концентрацию на окружающих, а не на собственной личности.
  3. Следите за языком тела: развивайте его с помощью соответствующих книг.
  4. Использование подготовленных вопросов: позволяет быстро выйти из ситуации неловкого молчания. Применяйте резкую перемену темы.
  5. Отодвигайте внутренний диалог: сложно воспринимать собственные мысли одновременно с чужими. Разграничивайте эти понятия.
  6. Живите настоящим: присутствуйте именно в текущем моменте.
  7. Изучайте ЭИ на примере фильмов: рассматривайте любую киноленту, как пособие по эмоциональному общению.
  8. Наблюдайте за людьми: рассматривайте их повадки, сигналы, настроение.
  9. Ставьте себя на место другого: это позволяет посмотреть на общение с иной точки зрения.

Развитие навыка управления отношениями

Любые отношения нуждаются в постоянных усилиях для их поддержания.

Советы для правильного понимания отношений и их управлением:

  1. Открывайтесь людям и чему-то новому: помимо основной работы, обязательно делайте упор на поддержание связей с другими людьми.
  2. Используйте чаще слова «спасибо», «извините», «пожалуйста».
  3. Чувство гнева используйте только в уместных ситуациях.
  4. Повышайте качество индивидуального стиля общения: оцените ваш стиль с помощью оценок знакомых. Определите для себя сильные и слабые стороны. Чаще используйте первые и развивайте последние.
  5. Выстраивайте доверительные отношения.
  6. Показывайте заботу.
  7. Избегайте неоднозначных сигналов: держите в гармонии смысл слов с языком тела.
  8. Научитесь правильно воспринимать невербальные сигналы других людей.
  9. Признавайте и улавливайте эмоции окружающих.
  10. При принятии решений объясняйте их.

Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе

Лидерские качества человека напрямую зависят от его эмоционального интеллекта.

Руководитель обязан обладать:

  • точным восприятием и управление собственными и чужими эмоциями;
  • знанием и понятием причин переживаний и впечатлений;
  • использованием эмоциональной составляющей для решения задач.

Эмоциональный интеллект руководителя позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения, набирать и поддерживать сильную команду, создавать положительную обстановку в коллективе, принимать четкие решения, управлять стрессовыми ситуациями.

Лучшими и успешными руководителями признаются те, кто в полной мере обладает характеристиками высокого ЭИ. Этот человек точно знает эмоции, умеет с ними обращаться и строить взаимосвязь с мыслительным центром.

Развитие ЭИ руководителя производится как в общем плане, так и в лидерском направлении. Ранее было рассмотрено повышение уровня ЭИ для каждого человека. Помимо этих советов руководитель должен придерживаться также следующих правил:

  1. Смотреть на успех в долгосрочной перспективе.
  2. Вдохновлять людей.
  3. Стойко проходить все испытания.
  4. Строить вокруг себя только сильную команду.

Применение этих навыков позволяет повысить качество взаимодействия как внутри себя, так и среди окружающих людей.

Наиболее подробно об ЭИ руководителя можно прочитать в одноименной книге Дэвида Карузо и Питера Сэловея.

Книги и фильмы про эмоциональный интеллект

Для развития личного ЭИ следует обратиться к самым эффективным книгам.

  • «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман;
  • «Укрощение Амигдалы» Д. Арден;
  • «Сила эмпатии» Д.Эбенштейн;
  • «Эмоциональный интеллект руководителя» Д. Карузо, П. Сэловей;
  • «Эмоциональный интеллект в переговорах» Р.Фишер;
  • «Эмоциональное лидерство» Д.Гоулман, Р.Бояцис, Э.МакКи.

Для повышения уровня ЭИ можно применять не только литературу, но и кинематографию. К действенным и полезным фильмам относят:

  • Шоу Трумана 1998;
  • Побег из Шоушенка 1994;
  • Жизнь прекрасна 1997;
  • В погоне за счастьем 2006;
  • Планета Ка-Пэкс 2001;
  • Двухсотлетний человек 1999.

Интересные факты об эмоциональном интеллекте

  1. При отсутствии должного контроля над происходящим человеческий мозг способен находить несуществующие закономерности, искать связь между не соотносящимися друг другу картинками, и даже верить в теорию заговора.
  2. Существует определенная связь между эмоциональным состоянием человека и одеждой. Так женщины, находящиеся в подавленном настроении, предпочитают мешковатую одежду, джинсы. При положительном настрое они выбирают красивые платья, украшения и выглядят изящнее.
  3. Эмоции заразительны. Так отрицательные эмоции более воздействуют на окружающих и способны ими перениматься. Нейтральные и положительные в этом смысле им значительно уступают.

Эмоциональный интеллект играет значительную роль во всех сферах человека. Повышение его уровня способствует личному благополучию и удовлетворенности. Для повышения навыков ЭИ нужно постоянно самосовершенствоваться с помощью книг, фильмов, живого общения и наблюдения за окружающими.

Источник

Оцените статью