Эмоциональный интеллект это эмпатия

Эмпатия и эмоциональный интеллект как средства взаимопонимания людей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмпатия – часть эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать как свои намерения, желания, мотивацию, так и намерения, желания, мотивацию других людей, а эмпатия – это ключевая эмоциональная способность.

Человек, имеющий развитый эмоциональный интеллект, умеет принимать решения, договариваться с другими людьми, правильно реагировать на какие-либо негативные ситуации.

Отсутствие у человека эмпатии является одной из основных причин нарушения отношений с окружающими. Распознать и понять чувства другого человека можно только в том случае, если есть способность к эмпатии. Отсутствие этой способности является признаком низкого эмоционального интеллекта.

Эмоции легче выразить невербальным способом, т.е. с помощью жестов, мимики, действий и др. Понять то, что не сказал человек, – ключ к пониманию его эмоций, ключ к успешным отношениям.

Специалисты считают, что эмпатия есть у каждого человека, просто ей надо дать возможность проявиться. Первым бессознательным признаком эмпатии в раннем детстве является плачь ребенка. Когда ребенок слышит, как плачет другой малыш, он тут же реагирует и тоже начинает плакать.

Вместе с человеком растет и его Эго, на которое влияют окружающая среда, культура, семья, образование. Человек становится эгоистичнее и до тех пор, пока в мире всё в порядке, ему хорошо. К сожалению, мир устроен так, что человеку все-таки приходится усмирять свой эгоизм и к заботам других относиться как к своим собственным.

Отсутствие эмпатии приводит к нежелательным последствиям – преступности, насилию, террористическим действиям и др. Совершая преступление, человек не чувствует боль другого из-за низкого эмоционального интеллекта. Такой человек не знает и не понимает свои чувства, не может контролировать свои эмоции и выстраивать отношения с другими людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Переживание эмпатических реакций означает идентификацию себя с чувствами другого человека, что значит сопереживать или сочувствовать ему. Проведенные исследования показывают, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете, абстрактных воображениях.

Развитие эмпатических реакций и повышение эмоциональной грамотности связаны между собой и помогают человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними. Сопереживать другому человеку означает чувствовать и понимать то, что он хочет сказать. Человеку с высоким уровнем эмпатии больше доверяют, и в любом деле он может рассчитывать на поддержку людей.

Эмоциональный интеллект

Исходя из концепции Мейера, Сэловея, Карузо эмоциональный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.

Рисунок 1. Эмоциональный интеллект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Он рассматривается как часть социального интеллекта, включающего способность наблюдать свои и чужие эмоции, различать их и использовать информацию, которую они дают, для управления мышлением и действиями. На какие-либо события, слова и обстоятельства человек реагирует через эмоции. Если эмоциональный интеллект развит человек реагирует не на действия и эмоции, а на причины, что помогают понимать других людей, правильно воспринимать критику и адекватно реагировать.

Этот термин стал популярным после публикации одноименной книги научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. По его мнению психическое здоровье, лидерские качества, эффективность работы лучше развиты у людей с развитым эмоциональным интеллектом. Исследования Гоулмана показали, что 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект и, при этом, он в два раза важнее технических знаний и IQ.

Вывод, сделанный Гоулманом, подтверждают исследования, проведенные компанией Egon Zehnder, выяснившие, что люди с развитым эмоциональным интеллектом шансов на успех имеют значительно больше.

Отделить друг от друга коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя и более того, у человека не будет высоким IQ, если не развивать EQ. Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать самооценку, мотивацию, осознанность, адаптивность. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми факторами, по мнению В. Шиманской, являются честность и правильная оценка своего поведения.

Если эмпатия дает человеку возможность понимания, то эмоциональный интеллект дает инструменты, чтобы контролировать реальность.

Эмоциональный интеллект является результатом обучения, что отличает его от интеллектуальных способностей, и обучиться ему можно в любой период жизни. Каждый человек может стать обладателем социальных и эмоциональных навыков, совокупность которых и является эмоциональным интеллектом.

Чтобы достигнуть успеха в жизни одних интеллектуальных способностей ещё недостаточно. Если поступить в учебное заведение поможет IQ, то эмоциональный интеллект EQ, поможет справиться со стрессом и эмоциями перед экзаменами.

Большое влияние эмоциональный интеллект оказывает на успеваемость в школе, на работе, помогая сориентироваться в сложной ситуации, помогает руководить и мотивировать других. Влияет он и на физическое здоровье, особенно в стрессовых ситуациях, когда надо управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на психологическое здоровье человека, на которое разрушительно действуют стресс и неконтролируемые эмоции, а также на отношения – понимание эмоций и чувств людей, позволяет эффективно общаться и завязывать прочные отношения, как в личной жизни, так и на работе.

Уровни эмоционального интеллекта

Становление эмоционального интеллекта начинается с рождения человека и проходит четыре уровня:

Первый уровень развития заключается в способности выражать эмоции. Со временем формируется умение отличать истинные эмоции от напускных, ложных, например, можно отличить искреннюю улыбку от дежурной;

Второй уровень развития связан с оценкой эмоций. На этом уровне человек может сравнивать эмоции как друг с другом, так и с имеющимися у него понятиями и представлениями;

Третий уровень подразумевает рассуждение над эмоциями и использование их в рассуждении. Данный этап является периодом понимания эмоций, происходит анализ особенностей получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, человек понимает, что источником гнева является несправедливость, за страхом идет облегчение, а злость может оказаться просто стыдом. Человек учится понимать не только специфику эмоций и их происхождение, но и учится понимать динамику человеческих чувств;

Четвертый уровень, на котором происходит управление эмоциями, является самым высоким, потому что это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Этот уровень дает знания того, как можно нейтрализовать гнев, умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость.

Специалисты считают, что эмоциональный интеллект с возрастом не связан, хотя вполне логично было бы предположить, что чем старше, тем человек будет эмоционально интеллектуальнее. Если говорить о времени освоения уровней эмоционального интеллекта, то первые три уровня в среднем осваиваются до подросткового возраста, а способности четвертого уровня даже в пожилом возрасте доступны не всем.

Для высокого уровня EQ характерными являются следующие признаки – богатый эмоциональный словарь, интерес к людям, открытость к изменениям и умение отказать, способность отдавать, не ожидая награды, отсутствие стремления к совершенству, наслаждение жизнью и др.

Эмоциональный интеллект включает четыре категории навыков:

  1. умение общаться, предугадывать, слушать, оправдывать ожидания, вдохновлять, решать конфликты, быть лидером;
  2. эмпатия, улавливание эмоциональных сигналов участников социальной группы, взаимопонимание с ними;
  3. знание себя, своих слабых и сильных сторон, знание своих эмоций;
  4. умение ограничивать негатив, управлять эмоциями, ограничивать разрушительное воздействие отрицательных чувств, умение нести ответственность, выполнять обязанности, строить длительные отношения и адаптироваться к условиям среды.

Источник

Эмпатия и эмоциональный интеллект. Почему мы не слышим друг друга?

Нас всю жизнь учат говорить, но никогда не учили слушать! В этом заключается одна из основных проблем современного человечества — мы так и не научились договариваться друг с другом.

Знакомое слово эмпатия? Эмпатия (с греческого) — страсть, страдание, чувство. Она необходима для того, чтобы мы могли сопереживать друг другу. Сопереживать значит понимать и чувствовать то, что хочет нам сказать собеседник.

В наше время слова, на мой взгляд, ничего не значат. Мы спрашиваем «Как дела?» только из мнимого уважения или знака внимания. А в разговоре все время думаем не над тем, что говорит собеседник, а над нашим ответом, вспоминая события из собственной жизни. Я называю это «мемуарным ответом» — аж бесит иногда. Ты вроде бы поделиться хочешь, а тебе совет дают, причем, обычно не в тему. Все мы индивидуальны и у всех особый жизненный путь.

Чем выше уровень вашей эмпатии, тем больше людей вам доверяют. Вы всегда можете расчитывать на поддержку в любом деле от лояльных к вам людей. А их будет много, вам это очень пригодится в жизни. Каждый раз пополняя «эмоциональный банковский счет доверия» (пример из книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей»), вам становится проще решать любые проблемы. Это полезно на работе, в жизни, в семье, наконец. Когда ваш эмоциональный банковский счет равен нулю или уже в минусе, вас никто слушать не будет, и плевать на ваши ранги и чины, не так ли?

А как же научиться эмпатии? Учёные умы предлагают очень нехитрый способ: каждый раз при разговоре попробуйте проговаривать слова вашего оппонента. Просто, правда? Да не так просто, как вам кажется. Вы будете удивлены, как напряженно начнет работать ваш мозг. А самое главное, вам некогда будет думать над своим ответом, вы будете целиком и полностью погружены в мысли другого человека, а это и есть эмпатия. Начните с этого, а понравится, то найдете еще кучу способов усилить ваше восприятие окружающего мира.

Теперь давайте поговорим об этом странном термине «эмоциональный интеллект». С детства нас с вами, а теперь и наших детей (у меня их нет — я, в отличие от вас, запоздал немного) учат тому, чтобы мы много всего знали, такой кладезь всевозможных эмпирических данных. Проверяли нас, используя тест на IQ.

Вот уже сотню лет, а точнее с 1916 года, тест на IQ как показатель ума трещит по швам и доказывает свою несостоятельность в современном мире. Что толку от наших знаний, если мы ни говорить, ни слушать, ни использовать в жизни наши знания не умеем? Пример: вам хоть раз пригодились данные из истории древней Греции, логарифмы или теорема «Ферма», знания о Брауновском движении? Думаю, нет. А сколько вчерашних двоечников управляют огромными компаниями и зарабатывают большие деньги, а? Этим вопросом озадачились очень давно и поняли, что не в количестве знаний дело.

Дело оказалось в эмоциональном интеллекте, который обозначается EQ.

Эмоциональный интеллект — это наша с вами способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей (и свои собственные, конечно). Также это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Вот где, оказалось, собака зарыта.

Дело в том, что мы все еще используем сильные и даже практичные во многих ситуациях навыки, которые нам дала матушка Эволюция. Мы используем навыки, которым больше миллиарда лет — много, не правда ли? А если посмотреть на наш мир, то он кардинально изменился за последние шестьдесят лет. Да какие уж там тысячи и миллионы лет! Почти вчера все было по-другому. Самый плохой механизм, который мы используем, это “БЕЙ или БЕГИ”, хотя еще 50-70 лет назад на диком западе Америки все вопросы решались хватанием за пистолеты и пальбой во все стороны (по-моему, так до сих пор и происходит).

Я резюмирую вышесказанное. Эмпатия дает нам возможность понимания, а эмоциональный интеллект дает инструменты для контроля над реальностью. По моим наблюдениям в магазинах, на улице, в ресторане и ночном клубе (тут у меня вообще богатый опыт), разговаривать спокойно мы друг с другом не умеем: наше с вами «Я» всегда стоит на первом месте, и нам плевать, что на самом деле человек пытается до нас донести. Эта безграмотная политика присутствует с нами везде. Вы только посмотрите, как мы с вами реагируем на дорожную обстановку (ох уж эти средние пальцы в окошке!) Нам все равно, какой день был у этого чудо-человека, может, смерть близкого, и он действительно не в себе, но чья-то субъективная реальность нам «до лампочки».

А знакома вам такая ситуация? Человек задает вопрос, быть может, он немного не в себе, грубо его произносит, а может, он задает его корректно, но мы чувствуем, что нас в чем-то упрекают или, как нам кажется, хотят обидеть — тогда мы просто взрываемся эмоциями. Это сильный процесс, наши гормоны поднимаются, трудно себя контролировать.

Отсутствие эмпатии и EQ отбрасывает нас далеко к животному миру. Не думайте, что вы другой, что вы — венец природs. Вы глубоко ошибаетесь. Так давайте учиться жить по-новому вместе!

Об эмоциональном интеллекте вы можете подробно узнать из очень доступной книги Дэниела Гоулмана «Эмоцинальный Интелект. Почему он может значить больше чем IQ».

Предыдущие статьи Сергея Панкова:

Источник

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Оцените статью