Эмоциональный интеллект его диагностика

Эмоциональный интеллект: как протестировать и прокачать

Крупные компании предлагают сотрудникам пройти не только тесты на профпригодность, но и психологическое тестирование. Procter & Gamble определяют уровень эмпатии кандидатов, а Nestle — коммуникативные навыки. IQ кандидата иногда востребован меньше, чем EQ — эмоциональный интеллект.

Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как его протестировать и прокачать.

Продюсер программ направления «Бизнес и управление»

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчинёнными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.

Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.

Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

Курс

Эмоциональный интеллект

  • Научитесь принимать эмоции и управлять ими
  • Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
  • Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал

Коммуникативные навыки

  • умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • вести переговоры с подчинёнными, руководством, поставщиками, партнёрами, инвесторами;
  • задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
  • выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.

Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.

Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.

Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.

Курс

Основы эффективной коммуникации

  • Научитесь справляться с волнением, аргументировать свою позицию и выстраивать здоровое общение — на работе и в обычной жизни
  • Разберётесь, как решать конфликты без лишних эмоций и договариваться в пользу своих интересов
  • Освоите навыки, которые помогут встать на путь профессионального роста

Мотивация

  • способность ставить цели, стремиться к их достижению;
  • внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
  • желание преодолевать трудности на пути к цели;
  • умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
  • заинтересованность в достижении результата.

Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.

Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена восьми элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.

Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.

Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о десяти правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что ещё не время и у него ничего не выйдет.

Эмпатия

  • способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
  • учитывать чувства коллег при принятии решений;
  • предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.

Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается. Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.

Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчинённых. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться её.

Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.

Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понимать, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог.

Социальная ответственность

  • способность воспринимать себя как часть команды;
  • взаимодействовать с коллегами и руководителями;
  • брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
  • выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
  • отслеживать дальнейшее развитие завершённого проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
  • не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.

Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.

Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.

Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.

Курс

Soft Skills для руководителя

  • Soft Skills необходимы в любой профессиональной сфере, независимо от специальности — именно они помогают расти в карьере и повышать авторитет среди коллег и подчинённых
  • Научитесь управлять командой и мотивировать подчинённых
  • Узнаете, как проводить конструктивные встречи и оптимизировать их количество
  • способность решать конфликты;
  • прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
  • разрешать последствия конфликтов;
  • работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
  • переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
  • анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.

Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.

Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.

Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.

В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.

Источник

Эмоциональный интеллект его диагностика

На современном этапе развития психологической науки все больший интерес представляют исследования, посвященные эмоциональному интеллекту. Однако взаимосвязь эмоций и интеллекта до сих пор широко обсуждаемая проблема.

Основой эмоционального интеллекта выступает социальный интеллект (Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк), а также внутриличностный и межличностный интеллект (Х. Гарднер). Социальный интеллект- это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации. Внутриличностный интеллект часто определяют как ту часть личности человека, что отвечает за способность к рефлексии, самоанализу, самопознанию, а межличностный интеллект – в некотором роде противоположность внутриличностному [6].

С.П Деревянко считает, что, безусловно, есть сходства между социальным и эмоциональным интеллектом, однако существуют и различия. Общим между ними является «общение», а главное отличие — это направленность общения. Эмоциональный интеллект направлен на выработку и понимание собственных эмоций относительно ситуаций межличностного общения, а социальный интеллект ориентирован на межличностное взаимодействие. Актуализация эмоционального интеллекта происходит в сфере эмоционального общения, а социального интеллекта в сфере межличностного общения [6].

Введению термина «эмоциональный интеллект» в научных обиход предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов. В 1990 году Дж. Мейер и П. Сэловей первыми употребили термин «эмоциональный интеллект» как компонент социального интеллекта включающий в себя способность отслеживать собственные чувства и чувства окружающих людей, видеть в них отличия, и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями [1].

Д. Гоулман считает, что эмоциональный интеллект – это совокупность факторов, которые позволяют личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживаться от фрустрации и, таким образом, добиваться успеха в повседневной жизни [1].

Р. Риджио, С. Мёрфи и Ф. Пирозолло утверждают, что развитость социального и эмоционального интеллекта наблюдается у лидеров и именно эти два вида интеллекта позволяют таким людям действовать успешно в любой ситуации [2].

В отечественной психологии первой употребила термин «эмоциональный интеллект» Г.Г. Гарскова [2]. По её мнению, анализ эмпирических теорий в области психотерапии и психокоррекции показывает, что введение термина «эмоциональный интеллект» увеличивает их объясняющую силу. Историко-научное обоснование его введения заключается в доказательстве того, что понятие эмоционального интеллекта имплицитно присутствует в ряде общепризнанных теорий, оказавших влияние на психологическую науку [1].

Познавательные процессы образуют схожие состояния между эмоциональным и интеллектуальным, поэтому каждая эмоция — это «единство переживания и познания», а также интеллектуальный процесс не может происходить без участия тех или иных эмоций. (С.Л. Рубинштейн) [6].

По мнению О.И. Власовой, эмоциональный интеллекта – это эмоционально-когнитивная способность, которая заключается в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, позволяющими человеку контролировать чувство психического здоровья, душевной гармонии и благополучности личной жизни [1].

Д.В. Люсин указывает на то, что эмоциональный интеллект – это не когнитивная способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Он считает, что эта способность к распознаванию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, то есть с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [6].

Как совокупность эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств личности эмоциональный интеллект определяет М.А. Манойлова. Выделенные свойства обеспечивают понимание и регуляцию как своих собственных эмоций, состояний и чувств, так и личностное развитие человека [3]. Она полагает, что эмоциональный интеллект – это интегративное понятие, которое включается в себя не только интеллект и эмоции, но и волю. При этом воля выступает как средство подчинения эмоционального интеллектуальному. По ее мнению, структура эмоционального интеллекта представлена двумя взаимосвязанными аспектами: внутриличностным и межличностным (социальным). Первый аспект включает: осознание своих собственных чувств, самооценку, ответственность, активность, уверенность в себя и так далее, второй — это совокупность коммуникативности, эмпатии, уважения к людям, открытости, умения работать в команде [1].

Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих моделей эмоционального интеллекта, предложил свою. Он считает, что эмоциональный интеллект — это не только способность к понимаю своих и чужих эмоций, но и управление ими. Способность к пониманию эмоций, по его мнению, означает способность человека распознавать эмоции, идентифицировать их, а также понимать причины их вызвавшие. К способности управления эмоциями он относит возможность контроля своих эмоций, а также умение при необходимости вызвать ту или иную эмоцию [6].

О.В. Живица указывает на то, что эмоциональный интеллект — это способность человека оперировать информацией, которая содержится в эмоциях. Она считает, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут учитывать эту информацию и наиболее эффективно ее использовать.

Структура эмоционального интеллекта достаточно дискуссионная проблема в психологии. Первая модель была предложена Дж. Мейером и П. Сэловеем. Они определили ее как модель способностей. Согласно этой модели, в структуру эмоционального интеллекта входит три типа способностей, каждая из которых имеет определённые компоненты:

— способность к идентификации и выражению эмоций (способность к идентификации и выражению своих эмоций, способность к идентификации и выражению эмоций других людей);

— способность к регуляции эмоций (способность регулировать свои эмоции, способность регулировать эмоции других людей);

— способность использовать эмоции в мышлении и деятельности (способность к гибкому планированию, перенаправленное внимание, творческое мышление, мотивация) [3].

Позже модель была доработана с учетом новых знаний об эмоциональном интеллекте, и в настоящее время, она включает четыре компонента:

  1. Идентификация эмоций – способность идентифицировать, адекватно выражать и воспринимать эмоции;
  2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – способность использовать свои эмоции для направления внимания на наиболее важные события, способность вызывать определенные эмоции, необходимые для повышения эффективности деятельности, способность использовать различные стороны настроения для анализа разнообразных точек зрения на решаемую проблему;
  3. Понимание эмоций – способность понимать различные эмоции, связи между эмоциями, переходы, причины;
  4. Управление эмоциями – способность контролировать эмоции, и уметь выбирать эмоции в зависимости от ситуации [3].

Дж. Эйверилл, уточняя роль эмоций в понятии эмоционального интеллекта, вносит несколько предложений по данному вопросу, которые, так или иначе, присутствуют в теории Дж. Мейера и П. Сэловея:

— для каждой эмоции характерны свои особенности, которые биологически обусловлены;

— простые эмоции могут образовать определённые комбинации, так формируются комплексные эмоции;

— эмоции можно регулировать, но не видоизменять в корне принципы их проявления [1].

К. Изард предлагает интегративную модель эмоционального интеллекта, ключевым моментом которой является связь нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В целом данный подход близок к модели способностей, которую разработали Дж. Мейер и П. Сэловей, хотя и не учитывает важный компонент – сознательную регуляцию эмоций [1].

К.В. Петридес и Э. Фёрнхем предложили несколько иную модель, которую они считают более широкой – эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как черта. Авторы утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения могут применяться опросники. Эмоциональный интеллект как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов [6].

Еще одна попытка структурировать феномен эмоционального интеллект – модель Д. Гоулмена. По его мнению, составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Самосознание – умение адекватно оценивать свои силы и способности;
  2. Саморегуляция – способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе;
  3. Мотивация – способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели;
  4. Эмпатия – способность понимать то, что испытывают другие люди, умение ставить себя на их место;
  5. Социальные навыки – умение считывать эмоции во взаимоотношении между другими людьми [1].

Р. Бар-Она в структуре эмоционального интеллекта выделяет следующие составляющие:

  1. Познание самого себя;
  2. Наличие навыком межличностного общения;
  3. Способность к адаптации;
  4. Умение управлять стрессовыми ситуациями;
  5. Преобладающее настроение [3].

Интересен подход, разрабатываемый О.В. Живицей к определению компонентов эмоционального интеллекта. По ее мнению, эмоциональный интеллект — это совокупность трех компонентов. Первый, осознание своих эмоций. Только понимая свои эмоции и позволяя им быть, человек может регулировать своё состояние. Второй — управление собой. Его реализация предполагает следующий алгоритм:

— осознание своей эмоции;

— определение цели в конкретной ситуации (понимание каких именно результатов хочет человек добиться);

— определение эмоционального состояния в котором будет более эффективным результат при достижении цели;

— выбор способа достижения нужного эмоционального состояния;

— достижение необходимо состояния, используя выбранный способ.

Третий компонент эмоционального интеллекта — осознание эмоций других людей. Управление эмоциями других людей осуществляется по тому же алгоритму, что и управление собственными эмоциями, но к нему добавляются ещё два этапа:

— осознание эмоций другого человека, её вербализация;

— применение техник управления эмоциями для оказания помощи в достижении желаемого эмоционального состояния другого человека [4].

Э.Л. Носенко считает, что признаками эмоционального интеллекта являются составляющие «Большой пятёрки»:

  1. Добросовестность — свидетельствует об умении достигать цели;
  2. Открытость новому опыту — с одной стороны, способствует стрессоустойчивости, а с другой стороны, является признаком и предпосылкой креативности;
  3. Эмоциональная устойчивость — обеспечивает умение преодолевать возникшие трудности, не поддаваясь фрустрации при их возникновении;
  4. Дружелюбность — является одним из признаков умения сдерживать свои эмоции в общении с другими людьми, воспринимать их такими, какие они есть;
  5. Экстраверсия — предпосылка общительности, которая принадлежит к признакам межличностного интеллекта [1].

Нельзя не отметить роль социальной поддержки в формировании и развитии эмоционального интеллект. Именно она облегчает личности адаптацию к новым социальным условиям и стимулирует его личностное и эмоциональное развитие [5].

Итак, в настоящее время не существует общепринятой модели эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Важность изучения эмоционального интеллекта ни у кого на современном этапе развития науки не вызывает сомнения. Общепринята точка зрения на то, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут быть более успешными в жизни, чем индивиды обладающие низким. В зарубежной психологии преобладает смешанный подход к определению эмоционального интеллекта, основанный на выделении интегративных компонентов. В отечественной психологии доминирует точка зрения, согласно которой основа эмоционального интеллекта — способности. Однако исследователи выделяют разные детерминанты, стимулирующие его формирование и развитие.

Источник

Оцените статью