- Эмоциональный интеллект . Почему он может значить больше, чем IQ
- Эмоции помогают узнавать новое, понимать других людей и подталкивают нас к действиям
- Иногда эмоции мешают принять решение или заставляют действовать неразумно
- Эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями и использовать их для достижения целей
- Эмоциональный интеллект помогает ориентироваться в социальном мире
- Эмоциональному интеллекту необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления»
- Эмоциональный интеллект помогает быть здоровым и успешным
- Облик общества зависит от эмоционального интеллекта детей
- Способы повысить свой эмоциональный интеллект
- Самое главное
- Понравился ли пересказ?
- Что скажете о пересказе?
- Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект . Почему он может значить больше, чем IQ
Эмоции помогают узнавать новое, понимать других людей и подталкивают нас к действиям
Сдерживают ли нас эмоции? Может, лучше быть бесчувственными, логически мыслящими существами?
Эмоции жизненно необходимы — они позволяют жить полноценной жизнью и учиться на своём опыте.
Пример. Мозг не только накапливает факты, но и запоминает чувства. Если дотронуться до горячей плиты, будет больно. В будущем такая идея возродит в памяти чувство боли. Так эмоции не дадут совершить ту же ошибку.
Эмоции помогают интерпретировать чувства других людей и предсказывать их действия.
Пример. Представьте, что вы стоите лицом к лицу с разгневанным человеком. Язык тела (сжатые кулаки или громкий голос) говорит вам о его эмоциональном состоянии, и вы можете предсказать его дальнейшие действия.
Эмоции помогают быстро реагировать на ситуацию.
Пример. В случае с разгневанным человеком эмоции дадут нам почувствовать угрозу или злость, позволяя быстро среагировать на нападение.
Люди без эмоций не способны действовать.
Пример. В прошлые века многие душевнобольные проходили лечение «лоботомией», разделяющей две области мозга, жизненно важные для эмоциональных процессов. В результате пациенты утрачивали инициативу и стремление к действиям, а также большую часть своего эмоционального потенциала.
Иногда эмоции мешают принять решение или заставляют действовать неразумно
Хотя эмоции — важный инструмент взаимодействия с окружающей средой, они несовершенны и могут привести к ошибочным действиям.
Это происходит, когда мы излишне эмоциональны. Наш разум способен «жонглировать» множеством элементов одновременно, но в состоянии возбуждения его одолевают тревожные мысли и образы. Рациональному мышлению не остаётся места, и суждение затуманивается.
Пример. Когда вы испуганы, то слишком эмоционально реагируете на ситуацию («у страха глаза велики») и можете даже принять простынь на бельевой верёвке за привидение.
Под влиянием эмоций мы торопимся действовать вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию. Когда информация попадает в мозг, её часть поступает в область «новая кора», ответственную за рациональное мышление, и переходит в эмоциональный мозг. Если последний посчитает, что информация несёт угрозу, он может заставить нас действовать не задумываясь, без обращения к мозгу мышления.
Пример. Вы вздрагиваете, если в тёмном лесу краешком глаза видите странную фигуру.
Под действием устаревших эмоциональных реакций мы можем вести себя неразумно. Эмоциональный разум реагирует на текущую ситуацию, основываясь на опыте, даже если её условия изменились.
Пример. Мальчик, которого били сверстники в школе, может вырасти сильным мужчиной, но по-прежнему будет ощущать угрозу со стороны окружающих.
Эмоции очень важны, но они могут блокировать рациональное мышление. Чтобы этого не случилось, надо научиться эффективному управлению эмоциями.
Эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями и использовать их для достижения целей
Как использовать силу эмоций, искоренив их всепоглощающее влияние?
Эмоциональный интеллект поможет распознавать чувства и управлять ими, не попадая под их тотальный контроль.
Первый аспект эмоционального интеллекта — умение узнавать и называть свои чувства. Этот навык жизненно важен. Люди, неспособные распознавать собственные чувства, больше подвержены приступам ярости. Разберитесь в своих эмоциях, и вам сразу станут понятны причины их возникновения.
Часто ваши чувства в определённой ситуации зависят от вашего отношения к ней.
Пример. Если на улице друг проходит мимо, не узнавая вас, вы тут же посчитаете, что он делает это специально. Это может расстроить или даже разозлить вас. Но друг мог просто не заметить вас.
Когда вы сможете распознавать свои чувства и управлять ими, эмоциональный интеллект поможет сконцентрироваться на достижении определённых целей.
Пример. Допустим, вам необходимо написать статью. Вам не нравится заданная тема, и вы бы предпочли вместо этого пойти в кино. Эмоциональный интеллект поможет управлять такими разными чувствами. Вы можете попытаться взглянуть на тему с другой точки зрения. Возможно, какой-либо её аспект заинтересует вас. А зная, какие чувства вызовет поход в кино, вы сможете на время отложить это удовольствие, предвкушая его.
Студенты, управляющие своей загруженностью, как правило, преуспевают, даже если имеют средний показатель IQ.
Эмоциональный интеллект помогает ориентироваться в социальном мире
Окружающие вас люди играют большую роль в вашей жизни. Только управляя социальным взаимодействием, можно надеяться на полноценную счастливую жизнь. Эмоциональный интеллект способствует развитию социальных взаимодействий, позволяя поставить себя на место других людей. Понять эмоции других людей можно, анализируя невербальные признаки. Чтобы судить о настроении человека, достаточно обратить внимание на подсказки (выражение лица или язык тела). Мы обычно определяем подобные сигналы автоматически.
Пример. Если человек побледнел и в изумлении открыл рот, значит, он испытывает шок.
Поскольку эмоциональный интеллект позволяет сочувствовать людям, вы станете вести себя так, чтобы вызывать благоприятную реакцию со стороны других.
Пример. Представьте, что вы менеджер, и один из членов коллектива постоянно совершает одни и те же ошибки. Вы должны сказать ему об этом и помочь измениться, но сделать это правильно. Если ранить чувства человека, он может встать в оборонительную позицию и вряд ли сделает то, что вы хотите. Но проявив сочувствие и поставив себя на его место, вы обязательно добьётесь своей цели.
Люди с эмоциональным интеллектом могут развивать социальные способности: учить других, разрешать конфликты или управлять персоналом. И эти способности помогают поддерживать отношения в социальной среде.
Эмоциональному интеллекту необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления»
Наши мысли и чувства переплетаются. Мозг мышления (оплот рациональных мыслей) и мозг чувств (место рождения наших эмоций) неразрывно связаны с помощью нейронных путей. Эмоциональный интеллект зависит от соединителей между мозгами мышления и чувств, и любое повреждение этих путей может привести к дефициту эмоционального интеллекта.
Пример. Человек, у которого эмоциональный мозг отделён от мыслительного, перестаёт испытывать чувства и теряет эмоциональное самосознание. Такой недуг демонстрируют пациенты, подвергшиеся лоботомии: после прерывания соединений между двумя мозгами они утрачивают свой эмоциональный потенциал.
Мозг мышления должен корректировать функционирование мозга чувств. Это процесс эмоционального саморегулирования.
Как работает эмоциональное саморегулирование?
Такие стимулы, как внезапный громкий хлопок, часто перегружают эмоциональный мозг. Мозг чувств автоматически воспринимает стимул как угрозу и приведёт тело в состояние боевой готовности. Для регулировки этого процесса мы используем мозг мышления.
Услышав громкий хлопок, эмоциональный мозг посылает сигнал телу, мозг мышления проверяет стимул на наличие потенциальной угрозы. При отсутствии опасности он успокаивает как мозг чувств, так и тело, позволяя нам снова мыслить трезво. Поэтому мы не слишком пугаемся каждого внезапного шума. Если разорвать связь между двумя мозгами, такой процесс невозможен.
Пример. Пациенты с тяжёлыми повреждения мозга мышления испытывают трудности в управлении своими чувствами.
Эмоциональный интеллект помогает быть здоровым и успешным
В чём секрет успешной и полноценной жизни? Многие думают, что с высоким IQ люди имеют больше шансов на счастливую жизнь. Опыт же показывает, что люди с развитым эмоциональным интеллектом зачастую более успешны.
Студенты с высоким уровнем эмпатии успешнее, чем их менее участливые товарищи с аналогичным IQ. Вообще, ученики, способные контролировать свои чувства, получают высокие оценки.
Пример. Одно исследование Стэнфордского университета изучало способность группы четырёхлетних детей устоять перед лакомством. Годы спустя оказалось, что те, кто контролировал свои импульсы в возрасте четырёх лет, преуспевали в школе и социальной сфере. Успех сопровождал их и во взрослой жизни.
Эмоциональный интеллект также помогает вести более здоровый образ жизни.
Пример. В периоды стресса сердце испытывает огромное напряжение, так как повышается кровяное давление. Отсюда возникает риск инфаркта. Стресс также ослабляет иммунную систему — в стрессовом состоянии высоки шансы простудиться. Эмоциональный интеллект поможет избежать подобных опасностей. Научившись смягчать такие стрессовые чувства, как тревога и злость, вы снизите их пагубное воздействие. Так, если людей, перенёсших инфаркт, научить управлять гневом, то риск возникновения приступов в будущем значительно уменьшится.
Влияние эмоционального интеллекта на успешность и здоровье огромно, но в школьной программе эмоциональным навыкам внимание почти не уделяется.
Облик общества зависит от эмоционального интеллекта детей
Слабый эмоциональный интеллект может привести к негативным последствиям в масштабах всего общества.
Пример. Трёхкратное увеличение числа убийств среди подростков в 1965−1990 гг. может быть связано с ослаблением эмоционального интеллекта.
Дефицит эмоционального интеллекта может привести к повышению уровня преступности.
Пример. Исследования показывают, что малолетним правонарушителям трудно контролировать свои чувства и «читать» по выражениям лиц других людей — как и сексуальным маньякам. А героиновые наркоманы испытывали трудности в управлении гневом ещё до начала своей зависимости.
Благополучие ребёнка также определяется эмоциональной компетентностью. У детей, растущих в окружении эмоционально интеллектуальных людей, высокий уровень ЭИ. Детям эмоционально интеллектуальных родителей проще контролировать собственные эмоции. Они практически не подвержены стрессу, пользуются большим расположением сверстников и более социально приспособлены, по мнению учителей. Дети с дефицитом самосознания, эмпатии или импульсного управления рискуют получить проблемы психического здоровья и чаще сталкиваются с трудностями в школе.
Современные дети — это будущие родители, менеджеры и политики. Многие из них будут оказывать большое влияние на общество и лучше, чтобы они были неравнодушными, умели разрешать конфликты и не были склонны слепо идти на поводу у чувств.
Способы повысить свой эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект обеспечивает полноценную жизнь. Как повысить его уровень?
1. Чтобы повысить уровень самосознания и самоконтроля, попрактикуйтесь во внутренних диалогах. Это поможет распознать собственные чувства.
Пример. Если ваш друг всем, кроме вас, рассказывает о своих супружеских проблемах, вы можете расстроиться. Внутренний диалог поможет решить эту проблему. Спросите себя: «Почему мне больно?» и ответьте на вопрос: «Потому что мой лучший друг поделился своими семейными проблемами с каждым, кроме меня». Определившись с чувством и его причиной, ослабьте его влияние. Скажите себе: «Я могу чувствовать себя изгоем, но, возможно, он не хотел беспокоить меня, потому что я был занят составлением годовой отчётности». Так вы будете менее расстроены.
2. Чтобы развить участливость, попробуйте копировать язык тела другого человека. Это полезно, поскольку язык тела не только выражает эмоции, но и вызывает их.
Пример. Копируя напряжённую позу другого человека, можно вызывать напряжённость и в самом себе.
3. Чтобы увеличить самомотивацию и мыслить более позитивно, думайте так: люди, убеждённые в том, что они могут изменить причины неудач, легко не сдаются. Они не перестают стараться, потому что уверены — успех зависит от их собственных действий.
То, как вы объясняете свои успехи и неудачи, очень сильно влияет на вашу самомотивацию. И наоборот: тот, кто связывает неудачи с недостатками личности, сдастся в ближайшее время. Такие люди убеждены, что не смогут достичь успеха. Если вы хотите стать успешным, гоните от себя подобные мысли.
Самое главное
Эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, чем принято думать. IQ не является вашей судьбой. Люди с развитым эмоциональным интеллектом преуспевают чаще: их отношения процветают, они звёзды на работе. Помните, что эмоциональный интеллект может быть «воспитан» в каждом из нас.
- Используйте эмоциональный интеллект, чтобы разобраться в своих эмоциях.
- Как только вы разберётесь в своих эмоциях, то поймёте причины их возникновения и сможете управлять ими или уменьшить их отрицательное воздействие.
- Эмоциональный интеллект поможет сконцентрироваться на достижении определённых целей.
- Необходим баланс между эмоциональным «мозгом чувств» и рациональным «мозгом мышления». При этом «мозг мышления» способен корректировать функционирование «мозга чувств» с помощью эмоционального саморегулирования, не давая эмоциям заполучить тотальный контроль.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Источник
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
© 1995 by Daniel Goleman.
Introduction copyright © 2005. All rights reserved
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Электронная версия книги подготовлена компанией Литрес (www.litres.ru)
Посвящается Таре, неистощимому источнику эмоциональной мудрости
Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто заслужил, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом.
Невыносимо парило уже с утра. В Нью-Йорке выдался один из тех жарких и влажных августовских дней, когда ощущение дискомфорта всех приводит в уныние. Я возвращался в отель. Вошел в автобус, следовавший по Мэдисон-авеню. И тут же испытал потрясение, встретившись взглядом с чернокожим водителем средних лет, сиявшим радостной улыбкой. Он поприветствовал меня дружеским: «Здорово! Как дела?» Так он обращался ко всем входящим. Каждый вздрагивал от неожиданности, но из-за погоды и дурного расположения духа мало кто отвечал на добродушное приветствие.
Меж тем автобус, выруливая из уличных пробок, неспешно полз по центру послеполуденного города в потоке машин, густом, как всегда в этот час. И по пути в спальный район происходило медленное, прямо-таки волшебное превращение. Водитель между делом развлекал нас непрерывным монологом обо всем на свете: вон в том магазине во время распродажи творилось нечто невообразимое, а в этом музее открылась замечательная выставка. Вы еще ничего не слышали о новом фильме? Его недавно начали показывать в кинотеатре на углу… Восхищение богатыми возможностями, которые Нью-Йорк предоставляет жителям, заразило пассажиров. Приближаясь к своей остановке, каждый избавлялся от мрачной угрюмости, и когда водитель кричал вслед: «Пока! Всех благ!», с улыбкой отвечал ему тем же.
Память об автобусной поездке по Мэдисон-авеню жила во мне почти двадцать лет. На тот момент я только что защитил докторскую диссертацию по психологии; но в те времена психологи обращали слишком мало внимания на механизм подобных метаморфоз. Психологической науке почти ничего не было известно о возникновении эмоций. Однако уже тогда, представив себе, как вирус доброжелательности прокатывается по городу от бывших пассажиров того автобуса, я понял: водитель оказался кем-то вроде местного миротворца. Можно сказать, почти волшебником – ведь он преобразил бродившую в душах пассажиров мрачную раздражительность, чуть-чуть смягчил их сердца, сделал их самих добрее.
Приведу для сравнения несколько сообщений из еженедельной газеты.
• В одной из школ девятилетний ученик разбушевался, залил краской парты, компьютеры и принтеры и покорежил машину на школьной автостоянке. Причина в том, что соученики-третьеклассники назвали его «сосунком», и он вознамерился переубедить их.
• Случайное столкновение в толпе тинейджеров, слонявшихся у манхэттенского клуба по интересам, привело к потасовке. Восемь подростков получили ранения. Драка закончилась тем, что один из обиженных открыл стрельбу из автоматического пистолета 38-го калибра. В отчете сообщается: в последние годы подобная пальба как реакция на мнимое неуважение становится все более и более обычным явлением по всей Америке.
• По сообщениям печати о жертвах убийств моложе двенадцати лет, 57 процентов убийц составляют родители, отчимы или мачехи. Почти в половине случаев взрослые заявляют, что «просто пытались дисциплинировать ребенка». Избиение до смерти спровоцировано «нарушениями» следующего рода: ребенок мешает смотреть телевизор, плачет, пачкает пеленки и т. д.
• Юношу-немца, члена неонацистской группы, судили за убийство пяти турецких женщин и девушек: пока они спали, он устроил пожар. На суде он рассказал, что не сумел сохранить работу, начал пить и в своей жестокой судьбе винил иностранцев. Едва слышным голосом он объяснял: «Я не перестаю глубоко сожалеть о содеянном, мне бесконечно стыдно».
Каждый день поток новостей в изобилии приносит подобные сообщения. Люди все хуже умеют ладить друг с другом, а ведь это угрожает всеобщей безопасности. Низменные побуждения идут на нас в атаку, вызывая безудержное желание уничтожать. Значит, в нашей собственной жизни, в жизни окружающих людей происходит широкомасштабный выход эмоций из-под контроля. Они вызывают волну разрушений, за которой, конечно, иногда следует раскаяние. Что с того? Ведь жизнь каждого под угрозой.
Последнее десятилетие прошло под барабанную дробь сообщений, свидетельствующих, как стремительно растет количество нелепых выходок, проявлений безрассудства и безответственности в семьях, сообществах и коллективах. Перед нами – рассказы о всплесках ярости и отчаяния одиноких детей, оставленных работающими родителями на попечение телевизора вместо приходящей няни. Детей, страдающих от того, что они оказались заброшенными, остались без внимания, подверглись жестокому обращению или стали жертвами распущенности родителей. Статистика показывает, что душевное нездоровье распространяется все шире, что случаев депрессии во всем мире становится все больше. Нарастает волна агрессивности: подростки с огнестрельным оружием в школах, перестрелки на автострадах, зверские убийства бывших коллег, совершенные работниками, недовольными увольнением. «Злоупотребление эмоциями», «стрельба из автомобилей на дорогах», «посттравматический стресс» – за прошедшее десятилетие все эти выражения вошли в повседневный лексикон. Теперь в конце разговора вместо ободряющего «Всего хорошего!» мы скептически произносим: «Ну, давай!».
Эта книга поможет вам найти смысл в бессмыслице. Как психолог и журналист газеты «Нью-Йорк таймс» – а ваш покорный слуга выступает в этом качестве последние десять лет, – я отчетливо замечаю прогресс в научном понимании сферы иррационального. Более всего меня поражает соседство двух явно противоположных тенденций. С одной стороны, растет неблагополучие в эмоциональной жизни общества, с другой – появляются некоторые эффективные средства оздоровления сложившейся обстановки.
Зачем понадобилось данное исследование
Итак, в последние десять лет неутешительная информация поступала со всех сторон. И тогда представители ученого мира всерьез принялись анализировать эмоции. Среди наиболее впечатляющих результатов следует отметить исследования человеческого мозга в процессе функционирования. Они стали возможны благодаря новейшим разработкам в области технологии оптических изображений отделов головного мозга. Впервые в истории человечества ученые сумели увидеть то, что веками оставалось тайной за семью печатями. Мы начинаем понимать, как, пока мы думаем и чувствуем, строим мысленные образы и мечтаем, работает эта невообразимо сложная система из огромной массы клеток. Обилие данных в области нейробиологии помогает лучше понять, каким образом мозговые центры, ответственные за эмоции, заставляют нас гневаться или плакать. Или как самые потаенные отделы мозга, подталкивающие развязывать войны или пробуждающие любовь, направляют энергию на добро или зло. Подобные изыскания беспрецедентны. Они раскрывают механизмы бурного проявления эмоций и их ослабевания, а еще показывают способы выхода из коллективного эмоционального кризиса.
Между прочим, с написанием данной книги мне пришлось повременить, дожидаясь, пока урожай научных исследований созреет. Причина столь длительной задержки коренилась, главным образом, вот в чем: раньше исследователи отводили на удивление мало места изучению роли чувств в ментальной жизни человека. В образовавшуюся таким образом пустоту хлынул поток разного рода книг на тему «Помоги себе сам», изобилующих полезными советами, разработанными в лучшем случае по результатам клинических исследований, но непременно при отсутствии серьезной научной базы. Теперь же наука наконец вправе со знанием дела вести разговор о решении неотложных и весьма запутанных проблем психики в ее наиболее иррациональных проявлениях. А значит, с большей или меньшей точностью составить карту человеческих чувств.
Источник