- Лекция 9.1. Структура коммуникативной ситуации
- Эмоции в тексте – зависимость от вида статьи, способы и средства выразительности, примеры и советы для новичков
- Нужны ли в тексте эмоции?
- Веб-публикации и эмоциональность
- Продающие тексты
- Информационные статьи
- Блоги и соцсети
- Средства создания эмоциональности
- Психологические приемы
- Пунктуация и синтаксис
- Речевые средства
- Тропы
- Обилие прилагательных или глаголов
- Экспрессивная лексика
- Окрашенные словоформы
- Междометия
- Особые конструкции
- Визуальные приемы
- Советы начинающим
Лекция 9.1. Структура коммуникативной ситуации
Главнейшее требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств для создания текста должны быть выбраны такие, которые с наиболее полно и эффективно выполняют задачи общения, или коммуникативные задачи. Изучение текста с точки зрения его соответствия задачам общения составляет коммуникативный аспект культуры речи. Основными критериями хорошей речи с позиции этого аспекта являются целесообразность и уместность.
Понятие «коммуникация» – широкое и универсальное понятие. Можно дать общее определение «это процесс передачи информации между взаимодействующими субъектами при помощи системы знаков».
Так, на лекции я передаю информацию о коммуникации, в рекламе стирального порошка мы получаем информацию о том, как можно достичь чистоты. Под воздействием этой информации мы покупаем этот способ достижения чистоты, т.е. указанный стиральный порошок.
А какая информация передается в таком неинформативном диалоге?
– Привет! – Привет! – Как дела? – Нормально… А у тебя? – Нормально. Давно не виделись. | – Да, надо обязательно встретиться. – Обязательно. Созвонимся. – ОК, созвонимся! Ну давай… – Давай… |
Это информация о формате общения (неофициальное, дружеское), заинтересованности собеседников друг в друге. Мы даем понять собеседнику, что хотим с ним общаться, что испытываем симпатию к нему, потому это непросто обмен приветствиями. При этом предлагаем ему коммуникативную перспективу, говоря о возможной встрече, хотя этого «созвонимся», вероятно, так и не случится. Но нужная информация будет передана.
Каждый опыт нашего общения уникален. Маме, другу и работодателю вы по-разному расскажете, как сдавали экзамен. Даже в стандартных ситуациях – общение в супермаркете с кассиром или с водителем маршрутки при покупке билета – возможны исключения и разные отхождения от привычного алгоритма взаимодействия в этих ситуациях.
«Совокупность компонентов, составляющих ситуацию общения и обеспечивающих передачу / получение информации», т.е.коммуникативная ситуация, определяет специфику общения в данном конкретном случае.
Компонентами коммуникативной ситуации являются:
– ее участники (адресант и адресат); – их цели; – предмет речи, | – кодовая система, посредством которой оформляется информация; – канал связи, по которому передается информация; – и обстановка общения. |
Первый компонент коммуникативной ситуации – адресант, тот, кто создает и передает сообщение. Так, на лекции адресантом является преподаватель.
Адресант начинает общение, при этом задает его особенности(например, официальное / неофициальное) и вид (например, классическая лекция, проблемная лекция или письменный опрос).
Адресант создает сообщение, учитывая свойства адресата. Так, лекции по коммуникации для студентов 1 курса бакалавриата негуманитарных направлений и для студентов 1 курса магистратуры гуманитарных направлений будут разными. Они будут отличаться набором и количеством терминов, содержанием примеров, детальностью описания основных положений.
Важными для характера коммуникации являются следующие свойства адресанта:
– степень публичности. Так, лектор, несомненно, является публичным адресантом, а вы, рассказывающие маме о том, как сдали экзамен, осуществляете личное общение;
– социальная роль, т.е. модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений. В наших примерах это социальные роли «преподаватель – студент», «родитель – ребенок»;
– причастность к сообщению. В обычной ситуации общения адресант, тот, кто отправляет сообщения, является его автором. Но бывают ситуации, при которых мы имеем дело с двойным адресантом: авторство текста принадлежит одному лицу или лицам, а уже сообщает его другое лицо. Так, над ежегодным Посланием Президента Федеральному Собранию работает группа специалистов, которые привлекают к созданию этого текста множество экспертов, но выступает с этим текстом уже Президент, которому принадлежит его общий замысел, цель и основные положения.
Второй участник коммуникации – адресат, тот, с расчетом на кого создается сообщение. Важно понимать, адресат не становится действующим лицом по ходу развития ситуации общения – он является таковым уже на момент начала взаимодействия. Еще до его начала адресат уже оказывает влияние на содержание и форму сообщения. Адресант готовит свое высказывание, учитывая интересы, знания, установки, даже физическое состояние своего собеседника. Он продумывает, какую информацию о предмете речи он сообщит, как ее сформулировать. Цель адресанта сделать свои знания, свои убеждения знаниями и убеждениями адресата.
Таким образом, адресат – важный фактор речевой коммуникации, влияющий на содержание и форму сообщения.
Значимость адресата состоит в том, что он имеет право согласиться на коммуникацию или отказаться от нее. Так, на лекции преподаватель задает вопрос, студент выбирает: ответить на вопрос или промолчать. При этом на лекции есть студенты, которые слушают преподавателя, задают вопросы, а есть студенты, которые на лекции занимаются другими делами: готовятся к следующей паре, читают ленту в Facebook.
Важными для характера коммуникации являются следующие свойства адресата:
– принадлежность к определенной аудитории. В зависимости от характера аудитории (малая или большая, однородная ли неоднородная, молодежная или аудитория среднего / старшего возраста и т.д.) адресант выстраивает свое сообщение;
– социальная роль, т.е. модель поведения адресата, определяемая его положением по отношению к адресанту и обществу в целом.
Уникальность коммуникативной ситуации зависит не только от характера адресанта и адресата, но и от отношений между ними.
Так, позиции участников взаимодействия могут носить равноправный или иерархический характер.
Также свойствами отношений между ними являются:
– устойчивость. Это и устойчивость социальных ролей, и устойчивость обстоятельств взаимодействия. Так, коммуникация преподавателя и студента устойчива в течение семестра или даже учебного года: они встречаются 1-2 раза в неделю в определенных расписанием времени и месте;
– временная перспектива. Коммуникативный акт может быть однократным (публичная лекция приглашенного профессора или другого специалиста), может быть длительным во времени. При этом он может быть периодически повторяющимся (например, встреча бывших одноклассников каждые 5 лет после выпуска);
– институциональность. Это включенность коммуникации в определенные общественные институты. В рамках общественного института, к которым относятся вузы, организовано взаимодействие «преподаватель – студент».
– ритуализованность взаимодействия заключается в строгой организации порядка действий коммуникантов.
Следующий компонент коммуникативной ситуации, связный с участниками взаимодействия, – это их цели, т.е. то, для чего осуществляется коммуникация. Так, по общей цели взаимодействия выделяют 4 вида коммуникации. Это:
– установить, поддержать контакт, выйти из него (фатика). Примером фатического общения может быть диалог, который мы разбирали вначале;
– изменить систему знаний о мире, разъяснить (информирование). Пример информативного взаимодействия – лекция;
– изменить позицию, точку зрению рациональными способами (убеждение). Примером убеждающей речи является аргументирующая речь на защите выпускной работы;
– создать эмоциональный фон для передачи сообщения (суггестия). Суггестивная цель взаимодействия реализуется, например, в рекламе.
Предмет речи – это то, чему посвящено сообщение.
Адресант ответственен за то, как представлен предмет речи. Так, лектор прекрасно осведомлен в предмете своей лекции. Скорее всего ему интересно то, о чем он говорит. Задача лектора представить предмет лекции таким образом, чтобы студенты 1) поняли, о чем лекция, 2) запомнили информацию, которую им передал лектор, и 3) заинтересовались ей.
Адресат ответственен за опознание предмета речи. Студент, слушающий лекцию, должен приложить свои познавательные и коммуникативные усилия, чтобы понять ее содержание и запомнить его.
Код – это система знаков, которые используется для представления предмета речи, т.е. это форма, с помощью чего осуществляется коммуникация.
Свойства кодовой системы:
– тип кодовой системы (вербальная и невербальная). На лекции лектор использует как знаки естественного языка (русского, английского и т.д.), так и иллюстрации, схемы;
– следующее свойство кодовой системы – форма коммуникации (монологическая, диалогическая, полилогическая).
Кодируя информацию, адресант выбирает жанр сообщения, т.е. определенный устойчивый тип текстов. Так, в учебной деятельности можно выделить такие жанры взаимодействия преподавателя и студента: лекция, опрос на семинаре, доклад, ответ на экзамене.
Еще один компонент коммуникативной ситуации – канал связи, т.е. среда, через что осуществляется коммуникация.
Адресант может выбрать для передачи информации канал устной или письменной речи.
Устная коммуникация включает в себя дописьменную, литературную и нелитературную коммуникацию.
Письменную составляют собственно письменная, печатная, онлайн коммуникации.
Последний, наиболее неопределенный и широкий компонент коммуникативной ситуации – обстановка, окружающая взаимодействие, т.е. где, когда и в каких внешних условиях осуществляется коммуникация.
Итак, характер каждого компонента коммуникативной ситуации важен для ее протекания.
Участники взаимодействия, чтобы адекватно своим целям представить и опознать предмет речи, должны выбрать кодовую систему и канал связи, уместные той обстановке, в которой они находятся.
1. Что такое коммуникация?
это процесс передачи информации между взаимодействующими субъектами при помощи системы знаков; верно
это процесс установления контакта и удачного выхода из него;
это речевое воздействие на адресата.
2. Какова основная функция адресанта в коммуникации?
инициирует коммуникативный акт. верно
3. Что такое предмет речи?
система знаков, которые использует адресант для передачи информации;
канал связи, т.е. среда, через что осуществляется коммуникация;
это компонент неязыковой действительности, представленный в речи знаками языка. верно
4. Отец заходит в комнату сына со словами: «Сын, нам надо серьезно поговорить». Из-за какого свойства отношений между адресантом и адресатом сын не может отказать отцу в осуществлении этого коммуникативного акта:
5. В начале лекции преподаватель проводит опрос студентов. Какой это тип коммуникации в зависимости от цели?
Источник
Эмоции в тексте – зависимость от вида статьи, способы и средства выразительности, примеры и советы для новичков
Приветствую, дорогие посетители! Я очень рада, что вы почтили вниманием мою статью! Видите, как эмоционально я вас приветствую? Вы считали чувства, несмотря на то, что не слышите и не видите меня, а значит, ничего не можете сказать о тоне моей речи, мимике, жестикуляции.
Сегодня мы поговорим о способах передачи экспрессии с помощью ограниченного набора средств, доступного райтеру. И вообще, насколько уместны эмоции в тексте, если он ориентирован на размещение в интернете? Тема эта очень сложная и далекая от однозначности: многое здесь завязано на вкусовщине и не поддается точному анализу. Еще бы: чувственная сфера – штука тонкая, далекая от математики.
Нужны ли в тексте эмоции?
Создателем любого текста является человек, то есть, существо, априори обладающее эмосферой. Не будем рассматривать частные случаи типа автопереводов, созданных «роботами» – их и текстами назвать проблематично. Итак, у автора в любом случае эмоции есть, стоит ли их транслировать читателю?
Тут все зависит от типа, стиля и целей текста. Если автор создает научную монографию или пишет должностную инструкцию, о какой чувственности может идти речь? В данном случае важна точная передача информации, не допускающая разночтений и домыслов. То есть, для научного или официально-делового стиля эмоциональность недопустима.
Художественная литература, лишенная эмоций, суха, невыразительна и мертва. Определенная толика экспрессии присуща и публицистическому стилю – иначе бы СМИ не имели такой власти над людскими умами (а точнее – душами).
Веб-публикации и эмоциональность
Большинство веб-публикаций создается на стыке стилей, причем в основу ложится очищенный от словесного мусора разговорный. Он обычно сочетается с художественным или публицистическим стилем, но может коррелировать и с иными. Иначе откуда же взяться научно-популярному стилю или профессиональным публикациям по юридической тематике, предназначенным для широкого круга читателей? А эмоциональность – одна из ярчайших примет именно разговорного стиля.
Это значит, что практически любой текст, размещающийся в интернете, в той или иной степени эмоционален. Исключение составляют лишь официальные документы, инструкции и так далее. Но доля эмотивности в каждом случае разная, от незначительной до преобладающей.
Важная ремарка: эмоции автора не всегда совпадают с читательскими. В большинстве заказных текстов они не совпадают априори, ведь задачей автора является вызов определенных чувств у целевой аудитории. Настоящий профессионал умеет играть словами, вызывая определенные эмоции: радость, умиление, негодование, страх и так далее. Он искусно оперирует общеизвестными триггерами, дабы воздействовать не только на разум, но и чувства читателей. Это высший пилотаж: такие статьи демонстрируют хорошие показатели по поведенческим факторам, что высоко оценивается при ранжировании.
Продающие тексты
В классическом варианте продающие статьи эмоциональны априори. Буквально пару лет назад почти вся реклама вертелась вокруг прямо-таки орущей эмотивности: купи, сделай, реши проблему! Побольше восклицательных знаков и лозунгов. Теперь такие приемы используются все реже: потребитель стал более разборчивым, дефицит исчез, и единственная эмоция, которую может вызвать такой текст – это раздражение. Сие, разумеется, не нужно.
В принципе, все искусство создания продающих текстов заточено под создание у аудитории единственного чувства – мне нравится, хочу купить (заказать, посмотреть, подписаться). Об этом можно рассуждать бесконечно долго, поэтому остановлюсь на азах.
При создании продающего текста важно учитывать портрет целевой аудитории. Понятно, что женщины, в большинстве своем более эмоциональны, нежели мужчины, а подростки – нежели люди среднего возраста. Бизнесмены и профессионалы в каких-то узких сферах вообще предпочитают конкретику. При написании статей, ориентированных на эти группы, желательно снизить накал страстей и воздействовать преимущественно на разум аудитории.
Пример для женщин (сплошные эмоции и красивости):
Это роскошное колечко великолепно подчеркнет изящество ваших пальчиков, а венчающий его бриллиант оттенит блеск ваших глаз. Не говорите подружкам, что оно так недорого стоит – вам не поверят, решат что подделка!
Пример для мужчин (конкретика + немного эмоций):
Стильное золотое кольцо с бриллиантом в 3 карата оптимально подойдет для помолвки. Цена снижена на 30%. Она не сможет сказать «нет»!
Пример для деловых людей (выгода):
Ювелирный магазин реализует изделия из коллекций прошлых сезонов со скидкой до 50% (при заказе 2 и более наименований). Предложение действует до 1 мая 2020 года.
Отдельным пунктом стоит прописать и ценовую категорию товара. Всяческая недорогая мелочь хорошо продается под влиянием эмоций. Вроде и не нужна, а захотелось – купят (пятую пару недорогой обуви, десятую погремушку ребенку, двадцатую помаду и так далее). А вот при продаже дорогих товаров эмоции важны лишь на этапе подводки (то есть в лиде). Как бы эмоционально и красиво ни описывали автомобиль, я не куплю его без тщательного изучения технических характеристик и сопоставления с другими предложениями на рынке.
Если я пишу текст, например об элитной мебели, я сразу учитываю: выбирать будет, скорее всего, женщина, но принимать окончательное решение и оплачивать покупку – мужчина. Что я делаю? Пишу эмоциональную подводку к телу текста, повествующую об эксклюзивности, изяществе линий, утонченности дизайна – словом, воздействую на эмоции дам. Далее я работаю с конкретикой: описываю материалы, привожу технические характеристики, упоминаю о долговечности и простоте сборки. И венчаю все это дело выгодой, неотразимо действующей на всех представителей ЦА – беспроцентная рассрочка, скидка 30%, сопоставление с более дорогим аналогом.
Информационные статьи
Сразу скажу: я уважаю Ильяхова, но изобретенный якобы им (что противоречит истине) инфостиль считаю уместным далеко не для всех статей. Коллега прав в одном: его сервис «Главред» действительно помогает очистить текст от словесного мусора, но не всегда эта чистка идет ему во благо. Он настоятельно советует убирать из статей все средства, способствующие созданию повышенного эмоционального фона, а это порой в разы снижает силу воздействия текста на читателя.
Словом, в информационных статьях эмоциональность присутствовать должна, но переход в ярко выраженную экспрессию допускается лишь в отдельных случаях. Обычно это делается для расставления смысловых акцентов и привлечения внимания читателей. Лонгрид на 10-15 тысяч символов, пропитанный экспрессией в каждом предложении, попросту утомит читателя.
Блоги и соцсети
В личных блогах и постах для соцсетей всегда ярко просматривается личность автора публикаций. Во всяком случае, должна просматриваться – это обусловлено спецификой жанра. Пользователь должен сопереживать автору, испытывать сопричастность с ним. Либо наоборот – негодовать, спорить, доказывать свою правоту. Да-да, деструктивные эмоции порой тоже идут на пользу продвижению. Так вот: испытывать какие-то эмоции по отношению к человеку с эмоциональностью калькулятора практически невозможно!
Вот я сейчас пишу для вас статью. Если убрать из нее эмоциональность, останется сухой безликий текст, похожий на сотни других. Он гарантированно не вызовет у вас должного отклика и затеряется на дальних страницах поиска. Вы не подумаете воспользоваться моими рекомендациями, да и статью вряд ли дочитаете до конца. А с эмоциональной составляющей вы чувствуете во мне единомышленника, более опытного, но заинтересованного в решении тех же задач. Мы настраиваемся с вами на одну волну, взаимодействуем к взаимной пользе и удовольствию.
Средства создания эмоциональности
Сразу оговорюсь для любителей точности и профессиональных филологов: эмоциональным может быть человек. Но статья, выводящая его на эмоции, правильно называется «эмотивной». Но так как я пишу эту публикацию не для профессиональных языковедов, оставляю за собой право упрощать некоторые понятия до уровня, доступного широкому кругу читателей.
Сложно говорить о средствах создания определенного эмоционального фона с отрывом от целостных статей. Бывает, что автор испытывает одни эмоции, но при трансляции их читателю они преобразуются в другие. Это неизбежный процесс, ведь каждый из нас – особенная личность. Хуже, когда профессионал стремится вывести читателя на положительную эмоцию, но вызывает лишь негатив. Например, скуку или раздражение.
Итак, мало эмоций – скучный текст, слишком много – кричаще-раздражающий. Так где же золотая середина? А это, друзья мои, никто не знает точно. Весов, измеряющих количество средств, вызывающих эмоции, не существует, так что райтерам приходится полагаться на собственный вкус, опыт и маркетинговые исследования.
Психологические приемы
Психологические якоря, которые способны вызвать эмоционально окрашенные чувства, именуют триггерами. Их множество (страх, инстинкт размножения, стремление к успеху, любовь и так далее). Нужно зацепиться за этот якорь и умело отыграть его словами – нужное эмоциональное воздействие будет достигнуто. А вот как это сделать – уже вопрос мастерства автора.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы зачастую используются доброжелательные шутки, понятные и близкие среднестатистическому представителю ЦА. Сразу предупреждаю: грубый юмор «ниже пояса» в данном случае неуместен, во всяком случае, в не завуалированной форме. Исключения крайне редки, даже если вы пишете об интимных игрушках или виагре.
Поистине взрывного воздействия можно добиться при помощи провокации, выраженной тем или иным способом. Но этот вариант можно порекомендовать лишь профессионалам, тонко чувствующим целевую аудиторию. Провокация способна вознести текст на вершину читательского восприятия, но может вызвать очень сильные отрицательные эмоции, которые оттолкнут читателя.
- Утреннее отражение в зеркале кажется страшным? Ничего: с годами оно станет еще ужаснее, до стадии Бабы-Яги. Если не принять кардинальных мер, разумеется!
- Мой лучший друг до сих пор ездит на металлоломе. Как и вы, наверное. Не пришла ли пора сменить ржавую клячу на породистого скакуна?
- Люди ленивы. Или очень ленивы. Почему они не зарабатывают достойных денег, когда к этому есть все предпосылки. Вот и вы сейчас валяетесь на диване и не предпринимаете ничего, вместо того, чтобы делать деньги.
Запомните: чем сильнее читатель отождествляет себя с автором либо выведенным им персонажем, тем мощнее эмоции. Во всех случаях райтер применяет особые речевые средства, экспериментирует с пунктуацией и синтаксисом, а иногда – и визуальным оформлением текста.
Пунктуация и синтаксис
Самый экспрессивный «препинак» – это, разумеется, восклицательный знак, тем более, их можно поставить аж три штуки подряд, правилами это не возбраняется. Но вот будет ли толк от этого молчаливого вопля? Скорее всего, у читателя возникнут неприятные эмоции вплоть до неприятия, и он попросту закроет страничку с «орущим» текстом.
В современных условиях восклицательные предложения следует использовать крайне осторожно, тщательно дозируя и не злоупотребляя ими. Порой два восклицательных предложения подряд – это явный перебор, а три – и вовсе никуда не годится.
Пример неправильного употребления восклицательных знаков:
Почувствуйте себя на гребне волны! Купите тур на пленительную Майорку! Успейте воспользоваться ранним бронированием до 1 марта!
Пример с исправлениями:
Почувствуйте себя на гребне волны! У вас есть уникальный шанс отправиться на пленительную Майорку со скидкой до 50% от стандартной стоимости тура. Рекомендуем воспользоваться преимуществами раннего бронирования.
Использование многоточий придает тексту флер задумчивости и неуверенности. Эти «препинаки» хорошо употреблять в блоках текста, где речь идет о проблемах читателя. Но ими тоже злоупотреблять не стоит – это замедлит и затянет текст. Лучше чередовать их с другими знаками препинания.
Снова опрелости… Снова эксперименты с подгузниками разных брендов… Вам не надоело выбрасывать деньги на ветер? Гипоаллергенные подгузники N – это здоровая кожа вашего малыша и экономия семейного бюджета.
Немаловажен в данном случае и синтаксис. Любые излишне перегруженные синтаксические конструкции снижают накал положительных эмоций. Пока читатель разберется, что именно хотел сказать автор, он точно выпадет из желаемого эмоционального фона. Поэтому слишком навороченные конструкции нужно дробить на более простые и приятные для восприятия. Но в излишний примитивизм впадать тоже не стоит – телеграфный стиль определенно не способствует эмоциональности текста.
Речевые средства
А сейчас мы поговорим о лексике, то есть, словах. Большинство слов любого языка эмоционально нейтрально. Но есть группы слов, имеющих ярко выраженную стилистическую и, соответственно, эмоциональную окраску. Более того, стоит добавить суффикс – и слово уже эмоционально окрасилось. Или окружите его другими словами – и о никакой нейтральности речи уже не будет.
Именно поэтому изучение языков столь сложно: запомнить и расставить слова по приемлемой для понимания схеме – это достаточно просто. А вот постичь все смысловые и эмоциональные оттенки можно только при виртуозном владении речью. Кстати, им обладают далеко не все носители языка, но профессиональному райтеру это искусство необходимо.
Тропы
Незнакомое слово? Все просто: тропы – это речевые средства художественной выразительности, придающие тексту эмоциональную окраску, дополнительные смысловые слои и еще много чего интересного. Существует достаточно сложная классификация тропов, причем даже языковеды не пришли к единому мнению по части ряда позиций. Поэтому оставим филологам узкоспециальные теоретические вопросы и снова перейдем на популярный уровень.
Итак, рассмотрим наиболее известные тропы:
- Метафора. Это употребление слов в переносном значении. Железный конь (автомобиль), властелин колец (регистратор в ЗАГСе), маленький деспот (капризный ребенок) – это все метафоры. Некоторые из них настолько привычны, что потеряли выраженную экспрессивность, другие, менее распространенные, воспринимаются аудиторией с удовольствием от новизны и свежести.
- Эпитет. По сути, эпитет – это прилагательное в сочетании с существительным, но употребленное в переносном значении. Сравните: «золотое кольцо» и «золотая осень» – прилагательное можно назвать эпитетом только во втором случае.
- Сравнение. С филологической точки зрения, сравнение тропом не является, но мы же не сдаем экзамены? Итак, художественное сравнение может насытить текст эмоциями, как положительными, так и отрицательными («этот купальник обливает фигуру, словно вторая кожа», «катышки на одежде малозаметны, но столь же неприятны, как комки грязи на свежевымытом полу»).
Обилие прилагательных или глаголов
Существует общий принцип: обилие прилагательных замедляет восприятие текста, глаголов – ускоряет. Именно поэтому обилие прилагательных характерно для описаний, глаголов – для повествований.
Если вы хотите сделать статью мягкой, неспешной, минимально агрессивной по части эмоций, добавьте прилагательных и причастий – это способствует включению воображения и созданию определенного гипнотического эффекта. Но нужно понимать, что три и более прилагательных подряд – это уже дурновкусие.
Южное солнце ласкает теплыми лучами золотой песок побережья Адриатики. Изумрудные пальмы со словно навощенными листьями изящно колышутся на фоне лазурного неба. И все это тропическое великолепие – в вашем распоряжении!
Если вы хотите, напротив вывести читателя из состояния блаженной задумчивости, разбудить и побудить к действию, поиграйте глаголами.
Стремится навстречу блестящая трасса, из-под повизгивающих лыж разлетаются искры снега, дыхание перехватывает, а в венах поет адреналин. Желаете попробовать горнолыжку по-буковельски? Не стоит медлить – сезон в разгаре!
В подавляющем большинстве веб-статей рационально употреблять действительный залог (страдательный – это к канцелярии и науке). «Мы провели опыт», а не «опыт проведен», «директор подписал приказ», а не «приказ подписан».
Экспрессивная лексика
В данном случае я имею в виду стилистически окрашенную лексику. Это могут быть:
- Слова с повышенной экспрессией. Недотепа, невежда, подкаблучник, дурак – слова, несущие оттенок негатива. Но есть и примеры слов, придающих тексту положительный эмоциональный фон, в том числе и пока официально не унормированные (мимимишный, карапуз, почемучка).
- Жаргонизмы. Жаргонов очень и очень много, от профессиональных до блатных. Существует весьма специфичный жаргон у врачей, IT-шников, копирайтеров и прочих представителей профессиональных сообществ. Отдельно следует отметить сетевые неологизмы (новые слова, появившиеся под влиянием общения в Интернете) типа дедлайн, яжематерь, лузер.
- Ненорматив. По сути, ненормативом считаются все слова, правописание и значение которых не закреплено в официальных словарях. Однако обычно так именуют жестокий и беспощадный русский мат. Естественно, материться в текстах и даже постах в соцсетях категорически не рекомендуется, так как риск попасть в бан очень высок. Поэтому некоторые авторы все же употребляют ненорматив в целях повышения экспрессии, однако некоторые буквы заменяют другими символами (типа @). Пока что этот прием работает, но неизвестно как будут бороться с любителями крепкого словца ПС и соцсети в дальнейшем.
Окрашенные словоформы
Ярко выраженную экспрессивную окраску можно придать слову и тексту в целом при помощи некоторых аффиксов (то есть, хорошо знакомых нам приставок и суффиксов). Это хорошо знают райтеры, ориентированные на написание текстов для родительской аудитории, в частности, молодых мамочек и беременяшек (видите, как своеобразно окрасились слова с суффиксами?).
Рождение малыша – это счастье и, в то же время, серьезное испытание для молодой мамочки. Теплый комочек, восхитительно пахнущий и сладко посапывающий рядом, нуждается в постоянном уходе. Миниатюрные ноготочки нужно регулярно подрезать, а об уходе за нежной кожицей и говорить нечего – ее обрабатывают в среднем 6-8 раз в день, при каждой смене подгузника.
В эмоционально окрашенном тексте допустимо употреблять (не выходя за рамки хорошего вкуса, разумеется) слова с аффиксами, придающими им следующие оттенки:
- Уменьшительно-ласкательные. Малышок, котеночек, туфелька, миленький, малюпасенький.
- Восторженно-преувеличенные. Тараканище, силища, наикрасивейший, величайший, роскошнейший.
- Уменьшительно-пренебрежительные. Старикашка, красавчик, интеллигентишка, училка, мамаша.
Междометия
В разговоре мы зачастую употребляем слова, выражающие эмоции и не несущие смысловой нагрузки. Их называют междометиями. Их употребление вполне допустимо и в веб-текстах, особенно когда градус экспрессии зашкаливает. Лично я их иногда использую при написании лидов (первых абзацев статей) для акцентуализации читательского внимания и создания определенного эмоционального настроя. «Главред», конечно, сие не приветствует, но кто сказал, что он всегда прав?
- Ура, каникулы! Детвора радуется, а родители решают уже ставшую привычной задачу – чем занять чадо на долгих три месяца. О существовании оздоровительных лагерей не забыли?
- Оххх, опять осень, впереди маячат гололеды, снежные заносы и дороги, щедро сдобренные агрессивными реагентами. Как защитить здоровье автомобиля в зимний период?
Особые конструкции
Тут можно привести массу примеров, когда одно-два стилистически нейтральных слова кардинально меняют не только эмоциональную окраску текста, но и корректируют смысл.
Программисты всегда придумают что-нибудь интересное.
Эти программисты всегда придумают что-нибудь интересное.
Пример:
Специалисты полагают, что создание машины времени принципиально возможно.
Так называемые «специалисты» полагают, что создание машины времени принципиально возможно.
А теперь сравните отрывки. Добавление слов «эти» и «так называемые» моментально придает фразам пренебрежительный оттенок.
Визуальные приемы
Когда-то, в эпоху повального увлечения НЛП, практически все рекомендации по написанию «продажников» содержали совет выделять опорные слова ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. В результате тексты становились поистине монструозными: казалось, что у автора проблемы с психикой и он то и дело срывается на ор (КАПС в сетевом общении идентифицируется с криком). Благо, сейчас такие рекомендации признаны морально устаревшими. Посему я рекомендую, если очень хочется, выделить капсом лишь одно слово в тексте, действительно сверхважное для восприятия.
Вы думаете, детский праздник – это море всевозможных вкусностей и подарков? Нет: прежде всего, это ожидание ЧУДА!
Опорные слова можно выделять курсивом или жирным шрифтом – это не так сильно бьет по восприятию и при разумном применении не вызывает раздражения. Можно поиграть шрифтами и воспользоваться цветовым выделением отдельных блоков – это сделает текст визуально более привлекательным и вызовет положительные эмоции у читателя.
Советы начинающим
Об эмотивности статей можно говорить бесконечно: на подобных темах защищают диссертации. Но я считаю, что дала вам базовое понятие, привела примеры, а дальше вы сами разберетесь в нюансах. Дело за малым – советами начинающим веб-райтерам и сочувствующим:
- Сосредоточьтесь на смысле. Сколько бы эмоций вы не вложили в статью, читать ее не будут, если смысл туманен и непонятен. В данном случае главное – смысловая нагрузка текста.
- Изучайте популярную психологию. Я не говорю о том, что следует немедленно бежать и записываться на какие-то курсы. Почитайте бесплатные тематические материалы в сети – это поможет понять, чего ожидает целевая аудитория и дать ей желаемое.
- Проверяйте тексты на доступной аудитории. Понятно, что далеко не всегда среди друзей и знакомых найдется среднестатистический представитель ЦА. Но если таковой имеется – дайте ему почитать готовую статью, пусть выскажет мнение. Разумеется, все статьи не наперечитываешься, но действительно знаковые и дорогие протестить на доступной ЦА стоит.
- Соблюдайте меру. Ох, уж эти креативщики! Порой так перегрузят текст эмоциями, что он вызывает не ожидаемые реакции, а закономерное раздражение. Вырабатывайте речевой вкус, а для этого идеально чтение хорошей литературы.
- Учитесь. Читайте книги по копирайтингу. При желании можно записаться на хорошие курсы: опытные спикеры покажут на примерах, как рассчитать правильную долю эмоций для контента различных видов и стилей.
- Советуйтесь с заказчиком. Если пишете для своего сайта, никаких ограничений, помимо вкусов ЦА и ваших целей, не существует. Но при создании текста под заказ копирайтер вынужден считаться и с мнением клиента. Вот тут-то и начинается самое интересное – слишком сухо, излишне эмоционально и так далее. Этот момент следует оговаривать сразу. Лучше, если заказчик предоставит вам образец текста, который ему нравится – так вы уже сможете подстроиться под желаемый им стиль и манеру подачи.
Желаю успехов в нелегком, но таком интересном райтерском труде, побольше щедрых заказчиков и мягких дедлайнов!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинам зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!
Источник