Эмоциональный фон человека это его личная ответственность

«Педагогическое общество России»

Cаратовское областное отделение общественной организации

Уважаемые коллеги! Будем рады разместить ваши материалы в рубрике «Опытом делюсь с коллегами», что позволит вам набрать дополнительные баллы в ваше портфолио на категорию, на выплаты стимулирующего характера, конкурсы и т.д.

Вы здесь

3 цитаты академика Бехтеревой, помогающих при эмоциональных расстройствах

Как спасти свою личность и психическое здоровье проживая в городе, поглощая новости и рекламу? Как остаться спокойным в толпе людей, ведь где люди там тревога, а где тревога там путь к эмоциональному выгоранию?

Академик Бехтерева, нейрофизиолог, всю свою жизнь изучала головной мозг человека. Как он функционирует, какие ему необходимы условия для максимальной реализации своих возможностей.

Наталья Петровна Бехтерева внучка уважаемого всем научным сообществом академика Бехтерева. Умнейшая женщина, талантливый ученый.

Когда я учился в институте, нам говорили такой факт: что научная, да и вообще элита, формируется исключительно из людей, у который в роду было не менее 5 человек получивших высшее образование. Прабабушки и прадедушки, потом второе поколение, родители третье, мы и наши дети уже могут войти в элиту, потому что род им это подготовил. Обратите внимание вот на какой факт. Западные страны наших олигархов не уважают и к себе в компанию не принимают. Почему? Только ли потому, что капиталы добыты криминальным путем? Нет. Потому, что наши олигархи вышли из грязи в князи, еще не прошло время и поколения, чтобы они посмели войти в состав элиты.

Знаете как воспитывают элиту в частных и закрытых школах? Какое там основное требование и какой основной навык?

Умение контролировать эмоции и выдержка. Не сдерживать, а контролировать!

Именно это отличает аристократа от простолюдина. Муштра, ежедневная муштра. Иначе никак. Плюс обязательный спорт в командных видах спорта. Армейская дисциплина и самодисциплина.

Фактором, наиболее часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

Вы заметили, что в семьях пьющих дети как правило не умеют сдерживать эмоции? Взаимосвязь: неумение контролировать эмоции запускает процесс ухудшения работы головного мозга, а это в свою очередь ухудшает контроль эмоций.

Кстати. Эмоциональная слабость, эмоциональные расстройства лучше называть так, это простое неумение ими управлять и не желание воспитывать в себе самоуважение. Страх самодисциплины.

Сильные люди умеют контролировать эмоции. Слабые нет.

Какой вывод? Контролировать свои эмоции можно научится

Как научиться контролировать свои эмоции?

Контроль эмоций это выдержка. Чтобы ее у себя сформировать,и у своих детей, надо поработать. Волшебство закончилось в детстве.

Выбор всегда один. Делать или нет. Если да, то надо :

Понять зачем это вам надо и что вы согласны для этого делать? Чем будете платить и что согласны потерять. Это важно.

Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость – важнейшие условия для полной реализации таланта.

Выбора всегда два. Вверх к самореализации или вниз к регрессу. Компромиссов нет. Жалеть себя это регресс. Возвращение в иллюзию детства.

Способы улучшить свое эмоциональное состояние:

При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность. Что может сделать с человеком плавание, движение в воде! После водных процедур становишься просто другим человеком.

В институте, наш препод сказал, что после тяжелой психологической или психотерапевтической консультации необходимо принять душ. Вода каким-то волшебным образом очищает эмоциональный фон, снимает напряжение.

Вода вообще интересна тем, что эмоции влияют на нее, а вода влияет на эмоции. Именно поэтому академик Бехтерева и говорила о том, что водные процедуры улучшают эмоциональный фон, а контраст температуры в воде тренирует нашу нервную систему.

Это дает отдых головному мозгу. Энергетика воды исцеляет.

Я понимаю, что скептики могут отнестись к словам академика Бехтеревой с иронией. Но я обращаю внимание на факт того, что она нейрофизиолог, а это стык науки и медицины.

Это, в свою очередь, дает возможность довериться ее знаниям

Эмоциональный фон человека это его личная ответственность. Желаете быть элитой? Сначала научитесь управлять эмоциями, высвободившаяся энергия создаст ресурс, которые поможет перейти на другой уровень.

Источник

Принцип ответственности за свои эмоции

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Этот раздел мы начнем с одной идеи, которую, возможно, будет трудно сразу принять и согласиться с ней. Если у вас возникнут сомнения в верности этой идеи, понаблюдайте несколько дней за собой и окружающими и вернитесь к ней еще раз.

Это один из ключевых моментов, который связан с эмоциональной компетентностью и управлением своими эмоциями. Чтобы научиться управлять своими эмоциями, важно понимать и полностью принимать следующий факт:

За то, что я испытываю в определенный момент времени, несу ответственность только я.

Как же так (удивятся участники тренинга)?! Мы же не можем повлиять на то, что говорит нам другой человек, или вот, например, начальник на меня все время голос повышает — а я-то тут при чем!?

Действительно, саму ситуацию мы изменить можем не всегда. Однако сейчас мы говорим о нашем эмоциональном состоянии — а вот им-то как раз и можно управлять.

В окружающем нас мире постоянно что-то происходит, а, как мы помним, эмоция — это реакция на изменения во внешней среде. С этой точки зрения вроде бы действительно нечто внешнее влияет на наше внутреннее состояние. Так мы часто и говорим: «Ты меня раздражаешь…», «Эта ситуация просто выбила меня из колеи…», «Я не могу остаться спокойным, когда она так себя ведет…» и т. п.

Давайте рассмотрим другие фразы: «Когда она так себя ведет, я раздражаюсь…», «Когда происходит …, я расстраиваюсь». В чем разница?

Рассматривая первый список, говорить об управлении эмоциями крайне затруднительно, потому нечто извне вынуждает меня чувствовать себя так или иначе. Вы вправду верите, что кто-то может вас заставить чувствовать себя тем или иным образом? Попробуйте заставить кого-нибудь порадоваться…

Если мы принимаем второй список, то сами управляем процессом (правда, конечно, при этом и вся ответственность на нас). Это я чувствую себя тем или иным образом (в связи с происходящими событиями). Я сам. А если это делаю я, то есть процессом руковожу я, то я же и ситуацию могу изменить (напоминаем, что речь идет о социальном взаимодействии). Могу выбрать, как я хочу себя чувствовать, и понять, как можно достичь этого состояния.

Эту идею обычно довольно трудно принять. Мы привыкли думать, что наши эмоции — что-то возникающее непонятно откуда и трудно управляемое. «Это не я такой — это жизнь такая». И такая позиция очень удобна, чтобы перекладывать свою ответственность на других людей или внешние обстоятельства. «Ах,у меня депрессия. Я ничего не могу поделать» или «Это он меня так довел, что я начала кидаться в него тарелками из бабушкиного сервиза». Признать, чтоя способен сам управлять своим состоянием, — это принять на себя ответственность за свои эмоции и действия, следующие из этих эмоций.

  • Это я выбрала разозлиться и кидать в него тарелками, вместо того чтобы сесть за стол и выслушать, что он мне говорит.
  • Это я выбрал сегодня плохое настроение, потому что мне лень бодриться и хочется, чтобы все заметили, как я устал.

Мы можем сами выбирать (в зависимости от уровня мастерства), какую эмоцию испытывать в той или иной ситуации, в ответ на то или иное действие. Это необязательно всегда позитивная эмоция: в некоторых ситуациях полезно покричать или погрустить. Все зависит от того, какое эмоциональное состояние будет наилучшим образом способствовать достижению моих целей.

Скептический участник тренинга: Ну-у, так не интересно… Это я себе все распланирую и только по плану буду жить…

Пока мы не знаем людей, которые достигли бы такого уровня мастерства в управлении своими эмоциями ©. Разве что где-нибудь в Тибете. Каждый из нас постоянно попадает в ситуации, где «они меня все-таки выведут из себя»… ну то есть я очень сильно заведусь или расстроюсь. Так что не волнуйтесь. Жить исключительно по плану не получится.

Окружающий мир преподносит нам достаточно сюрпризов. Наша же задача — управлять своим эмоциональным состоянием так, чтобы чувствовать себя комфортно и действовать в сложившейся ситуации наилучшим образом. Иначе говоря, выбрать эмоцию, которая наилучшим образом подойдет для достижения моих целей. Здесь-то нам в очередной раз и потребуется интеллект: чтобы оценить ситуацию и продумать, какие именно действия и в каком эмоциональном состоянии будут максимально эффективными. Максимально эффек-тивные — те, которые помогут достичь нужного результата при наименьших затратах (в том числе и эмоциональных).

Давайте рассмотрим это на примерах. Ниже приведено два примера. Продумайте, какие действия будут максимально эффективными в этой ситуации и какое эмоциональное состояние вам для них потребуется.

Ситуация 1. Молодой перспективный сотрудник в последнее время выглядит каким-то подавленным. В очередной раз вы заходите в его отдел и видите, что его нет на рабочем месте. А с начала рабочего дня уже прошло часа два. Никто из коллег не знает, где он.

К концу дня сотрудник появляется. По слухам, на вопросы, где он был, он отвечает: «Мне нужно было побыть одному».

Ситуация 2. Ваш менеджер по продажам участвовал в переговорах с очень крупным заказчиком. Заказчик выбрал другую компанию, и ваш менеджер очень расстроен. Вы тоже расстроены, поскольку потеря этого клиента означает, что вы едва ли сможете выполнить план — а вы рассчитывали на приличный бонус,чтобы поехать в отпуск со всей семьей. К тому же вы подозреваете, что ваш менеджер не очень хорошо подготовился к переговорам, и возможно, причина того, что сделка не состоялась, именно в этом.

Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. -М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. публикуется с разрешения издательства.

Источник

Эмоции: зависимость или ответственность?

Каждый человек нуждается в любви, приятии, доверии, признании, защищенности, дружеском внимании, радости и свободе самовыражения.

Если эти потребности не были удовлетворены в детстве, если в семье ребенка обижали и не ставили во внимание его насущные нужды, во взрослом возрасте накапливается огромная боль. Чем меньше удовлетворяются детские потребности, тем больше ребенок, будучи уже взрослым, становится озабоченным тем, как ведут себя другие по отношению к нему, их потребностями, стараясь скрыть свои.

Так возникает искусственная эмоционально зависимая личность. Такой человек не способен добиться удовлетворения своих эмоциональных потребностей самостоятельно.

Эмоциональная зависимость – это состояние человека, живущего с внутренней болью, раной. Она проявляется тогда, когда человек испытывает трудности в любви, интимных отношениях, самовыражении, самореализации.

Эмоциональная зависимость – это психологическое состояние человека, при котором все действия, мысли связаны с каким-либо предметом или объектом.

Эмоциональная зависимость – это не психическое отклонение, не нечто ненормальное, это довольно распространённое явление, это стиль жизни человека.

Любая зависимость является попыткой заполнить пустоту внутри, избежать внутренней боли, нежелание решать назревшие проблемы.

Эмоциональная зависимость проявляется следующим образом: самые волнующие и приятные чувства приходят от внешнего мира, трудно найти удовольствие внутри себя. Быть эмоционально зависимым – ожидать, что внутренние переживания должны приходить снаружи от других людей, внешних событий, больше, чем изнутри.

Психологи выделяют несколько видов эмоциональной зависимости:

  • Зависимость от различного рода веществ таких, например, как еда, медикаменты, алкоголь, наркотики.
  • Зависимость от каких-либо занятий – непомерная трата денег, азартные игры, телевидение, компьютер…
  • Зависимость от денег, чтобы определить чью-то или свою ценность и адекватность.
  • Зависимость от получения чьей – то любви, одобрения, или внимания, чтобы почувствовать себя достойно, привлекательно и безопасно.
  • Зависимость от секса.

Признаки эмоциональной зависимости:

  • Мысли о том, что вы ответственны за чувства и поведение другого человека.
  • Трудности в определении своих эмоций, таких, как гнев, грусть или счастье, и трудности в выражении этих эмоций.
  • Страх и озабоченность по отношению к тому, как другие воспримут ваши чувства, если вы начнете их выражать.
  • Трудности в создании близких отношений и их сохранении.
  • Огромный страх испытать боль, быть отвергнутым.
  • Страдания от перфекционизма (стремления к совершенству) и привычка возлагать слишком большие ожидания на себя и других.
  • Трудности в принятии решений.
  • Невозможность, оказавшись в уязвимом положении, попросить помощи.
  • Привычка ставить желания других людей, их потребности впереди своих.
  • Невозможность признать свои хорошие качества или поступки.

Причина эмоциональной зависимости – это нехватка личных эмоций. Поэтому жизнь направляется на поиски человека или увлечения, которые бы смогли возместить внутреннюю эмоциональную пустоту.

Эмоционально зависимый, как правило, не имеет своей цели в жизни, поэтому хочет жить жизнью другого человека или получать заряд эмоций, находясь рядом с ним. С неразвитыми эмоциями жить скучно. Приходится искать впечатления, переживания во внешнем мире. Весь источник вдохновения эмоционально зависимого человека находится во внешних событиях.

Когда кто-то отказывается брать ответственность за свои эмоции, то определение личной ценности и адекватности, надежности будет полностью зависеть от мнения окружающих.

Противоположностью зависимости от эмоций является ответственность за них. Многие даже не имеют никаких мыслей по поводу того, что их эмоции могут быть под контролем, что можно управлять своим внутренним состоянием.

Эмоциональная ответственность – это внутренне состояние человека, при котором все решения исходят изнутри, из сердца. Вся его жизнь строится под руководством своей интуиции и личных знаний.

Что значит нести личную эмоциональную ответственность?

Первое, надо признать, что чувства приходят от мыслей, убеждений и поведения больше, чем от других людей или внешних событий, обстоятельств. Затем приходит понимание, что человек сам способен творить свои чувства. Постепенно внешние события уже не так легко выводят из равновесия. Так начинается личная ответственность за свое эмоциональное состояние.

Эмоционально зависимый человек чувствует себя испуганным, тревожным, пристыженным, сердитым, когда другой, кто рядом, в гневе. Он может даже винить себя за то, что стал причиной гнева другого. Но если принять на себя ответственность за свое эмоциональное состояние, то можно определить совершенно иную стратегию поведения. Быть осведомленным в том, что разгневанный человек может чувствовать боль или неудовлетворенность, помогает быть ответственным за свои эмоции больше, чем за чужие. Помнить, что разгневанный партнер пытается решить свой внутренний дискомфорт за счет того, чтобы унизить или обидеть того, кто рядом, дает силы брать ответственность на себя за свои реакции.

Что бы ни было причиной гнева другого человека, он несет сам ответственность за свою ярость или злость. Можно быть отстраненным от злости другого, беря ответственность за свои эмоции, и отказаться принимать негативные чувства других на свой счет в любой ситуации.

Эмоционально ответственный человек понимает, что не может иметь контроль над чувствами других, но только над своими.

Следующая важная вещь, которую эмоционально ответственный человек предпринимает – это сочувствие и сострадание к тому, кто испытывает злость или ненависть. Эмоционально зрелый человек открыт, чтобы помочь понять своему собеседнику, что происходит. Например, можно сказать: «Мне не нравится твоя злость. Но я хочу понять, что тебя расстроило. Мы можем поговорить об этом?» Если человек отказывается говорить, продолжает злиться, то нет смысла с ним что-то обсуждать, можно только проявить любовь и понимание, что и будет свидетельствовать об ответственности за личные эмоции, а не чужие. Можно сказать: «Я не желаю быть на другом конце твоего гнева, слушать твои слова сейчас. Когда ты будешь готов поговорить со мной, дай мне знать».

Если вы примете на себя ответственность за свои эмоции во время горячего спора, то сможете выйти из диапазона нападения и не пытаясь изменить другого человека.

Вместо того, чтобы чувствовать себя жертвой чьего бы то ни было поведения, можно стать эмоционально ответственным за реакцию, чувства на конфликт, ссору. После внутренней работы со своими неприятными переживаниями, развивается эмоциональная устойчивость.

Любые взаимоотношения развиваются и укрепляются, когда каждый в этих отношениях движется от эмоциональной зависимости к эмоциональной ответственности. Эмоционально зависимый человек не может наслаждаться чувством свободы.

Через жизнь необходимо пройти каждому самостоятельно, ее надо прожить, прожить шаг за шагом, используя весь богатейший арсенал эмоций, которым Природа наградила каждого. И в конце концов, стать во главе бурных эмоциональных переживаний, которые придают жизни много разных оттенков.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Источник

Оцените статью