Эмоциональный дизонтогенеза по лебединскому

Психический дизонтогенез

Некоторые родители ошибочно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза врачами (например, при РАС многие специалисты пишут «ЗПРР», хотя по своей сути РАС не относится к классической задержке). И это критично для понимания механизма нарушения, прогноза развития ребенка и коррекции его состояния. Нарушение процесса индивидуального развития называется специальным термином — дизонтогенез.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):

  1. Общее психическое недоразвитие.
    Выраженная психическая незрелость при наиболее раннем времени поражения мозга. Характеризуется тотальностью. Причины могут быть генетические, внутриутробные, родовые, ранние постнатальные. Больше всего страдают высшие психические функции (кора головного мозга не созревает в нужной степени), меньше – базовые. Данный вид дизонтогенеза соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость» (бывает разной степени).
    Часто на практике сложно дифференцировать легкую умственную отсталость и ЗПР без специального теста и наблюдения ребенка в динамике.
  2. Задержанное психическое развитие.
    Это также отставание от нормы в созревании психики, но в данном случае незрелость высших психических функций частичная (то есть кора более сохранна и имеет возможность развиваться). Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его способностей (на какой возраст условно он развит) не составляет более 2 лет. Большая часть ЗПР (75%) характеризуется наличием поражения нервной системы в истории развития ребенка. Если говорить о нейропсихологическом аспекте, то в мозге есть нейродинамический дефицит, несформированность корково-подкорковых связей, часто — межполушарного взаимодействия. Можно отметить дефицит внимания, истощаемость, трудности адаптации, низкий познавательный интерес, слабость самоконтроля, программирования. В психических функциях есть как слабые, наименее развитые звенья, так и более сохранные (как мозаика). Дети с ЗПР обучаемы, не всем из них показана коррекционная школа. ЗПР не является медицинским диагнозом.
  3. Поврежденное психическое развитие.
    В данном варианте дизонтогенеза вредность подействовала на нервную систему после периода нормального развития (то есть после возраста 2-4 лет). Поэтому в отличие от общего психического недоразвития здесь будет картина частичного выпадения отдельных звеньев, в зависимости от характера и места поражения (локализации в мозге). Например, это может быть интоксикация, травма, инсульт, дегенеративное заболевание. Клиническая картина может быть очень разной и включать нарушения речи, внимания и памяти, отдельных видов восприятия, моторики.
  4. Дефицитарное психическое развитие.
    Этот тип дизонтогенеза характеризуется первичной недостаточностью какой-либо системы организма: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, вторично происходит изменение процесса созревания познавательных, эмоционально-волевых, личностных свойств и функций психики.
  5. Искаженное психическое развитие.
    Это сочетание недоразвития, задержанного развития, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе», характерное для процессуального психического заболевания. Ранее выделяли данный тип для детской шизофрении и раннего детского аутизма. Я задумалась, а можно ли отнести сюда РАС в современном понимании. Думаю, что во многих случаях да. Конечно, в РАС нет типичной процессуальности, т.к. это больше неврологическая патология. Но есть сочетание недоразвития, задержки и поврежденного развития. В литературе я не встречала прямого ответа на этот вопрос, поэтому это мое субъективное мнение.
  6. Дисгармоничное психическое развитие.
    В основе лежит врожденная или рано приобретенная диспропорциональность психики (одни функции развиваются с задержкой, другие – с опережением), преимущественно в эмоционально-волевой сфере. В результате происходит патологическое формирование личности («патология характера»). Данное состояние характеризуется стойкостью, тотальностью и нарушением адаптивных возможностей.

При разных диагнозах/синдромах возможно сочетание разных типов дизонтогенеза.

При каждом варианте необходимо грамотно выстроить коррекционный маршрут занятий по коррекции/реабилитации, который может включать в зависимости от индивидуального случая: дефектолога-олигофренопедагога, логопеда, нейропсихолога, психолога и других, более узких профильных специалистов.

Для записи на консультацию звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому

Семён Валерьевич
Классификация психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому

В настоящее время наибольшую популярность приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В. В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дефицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Данная классификация также является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

Классификация дидактических игр Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника. В это время очень важно постараться дать ребенку возможность получить.

Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста 1. Моторные игры Моторика — двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы.

Консультация «Классификация компьютерных игр у старших дошкольников» Несмотря на то что в литературе можно встретить большое количество классификаций компьютерных игр, единая классификация в настоящий момент.

Классификация экологических игр Игра – ведущая деятельность дошкольного детства, играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями,.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Классификация народных игр Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение.

Консультация для родителей «Классификация игр. Роль игры в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка» Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во.

НОД по логике в подготовительной группе «Классификация животных» НОД в подготовительной к школе группе по логике. Тема занятия: Классификация животных. Занятие разработано воспитателем выс. квалификационной.

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста. Классификация игр Роль игры в жизни детей дошкольного возраста. Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация, цели и задачи Много исследований, выполненных в последние годы, показывают, что примерно 1/3 детей приходящих после дошкольных учреждений в школу детей.

Источник

Психологические параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

В.В. Лебединский, основываясь на взглядах Л.С. Выготского, выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза.

По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от:

1. Функциональной локализации нарушения;

2. Времени поражения;

3. Соотношения первичного и вторичного дефектов;

4. Характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Т.к. мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.

Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых. Нарушение подкорковых регуляторных систем (в первую очередь ретикулярной формации, базальных подкорковых ядер) приводят к снижению бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам.

При нарушениях корковых регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга, например) отмечается недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обуславливающая дефекты интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований (высших чувств).

Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь их корковых отделов). Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Общий дефект влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушение частных функций более парциальны и нередко могут компенсироваться за счет сохранных регуляторных и других частных систем.

Второй параметр психического дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Еще Л.С. Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадов структуры психических функций.

Вероятность поражения той или иной функции связана также с наличием сензитивных периодов в их развитии. Как известно, сензитивные периоды характеризуются наибольшей интенсивностью развития функции. Однако, в силу непрочности, неустойчивости формирующейся функции, они являются наиболее уязвимыми по отношению к различным вредностям. Поэтому, если время поражения нервной системы приходится на период, сензитивный для развития какой-либо функции, то именно эта функция в первую очередь и подвергается опасности недоразвития или поражения.

В психическом развитии ребенка выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для которых характерна достаточная устойчивость психических функций. Основными периодами детства являются, как известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. Именно в эти периоды наиболее интенсивно развиваются все стороны психики и личности ребенка. Поэтому именно в эти периоды наиболее велика вероятность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет является наиболее устойчивым по отношению к различным вредностям.

Третий параметр психического дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Л.С. Выготский в сложной структуре дефекта выделял первичные и вторичные симптомы (см. выше). Последние возникают опосредованно, в процессе аномального социального развития. Именно вторичные нарушения, имеющие социальную природу должны становиться объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями. На первых порах основным препятствием к развитию, обучению и воспитанию является биологически обусловленный первичный дефект. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Может наблюдаться и сочетание этих нарушений. Например, при олигофрении может иметь место недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.

Механизмы возникновения вторичных нарушений могут быть различны. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие устной речи при повреждении деятельности слухового анализатора, например). В этом случае говорят о специфическом недоразвитии. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления основного дефекта. Чем сложнее и опосредованнее психический процесс, тем больше различных факторов может привести к сходному результату вторичных нарушений. Например, при различных первичных сенсорных, моторных, эмоциональных или речевых дефектах, наряду со специфическими вторичными дефектами, как правило, возникает ЗПР.

Важным фактором возникновения вторичных нарушений служит социальная депривация. Дефект, препятствуя нормальному общению, тормозит приобретение знаний и умений и приводит к вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, а также к нарушению развития личностной сферы.

Т.О., если на первых порах препятствием к обучению и воспитанию ребенка является первичный дефект, то в дальнейшем именно вторичные нарушения психического и личностного развития начинают определять более широкий круг психологических возрастных проблем и препятствовать адекватной социальной адаптации.

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Современные представления о системном характере психики позволяют говорить о том, что в процессе психического развития возникновение новых качеств является результатом перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе выделяют несколько типов межфункциональных отношений. К ним относятся: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов.

При патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к нарушению общего хода психического развития. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированные функции, лишенные воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем развитии. Так, например, при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться хорошая механическая память и речь. Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более низком уровне реализации.

Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС могут стать инертными, вследствие чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.

В познавательной сфере патологическая фиксация проявляется в виде различных инертных стереотипов, в личностной сфере чаще встречаются аффективные фиксации. Например, в норме страхи являются наиболее типичными аффективными проявлениями в возрасте 3-10 лет. При патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое развитие. Патологическая фиксации приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, также замедляя этим психическое развитие.

В большей степени при патологии страдает развитие сложных иерархических связей. Эти связи оказываются недоразвитыми нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс. Например, у детей с ЗПР, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах. Такие явления встречаются и у здоровых людей при слишком сложном задании или при переутомлении, однако, они носят временный характер. В случаях, когда регрессии обусловлены нарушением психических функций, они носят стойкий характер, и требует специальной коррекции.

Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании асинхронии психического развития.

Классификация психического дизонтогенеза, предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

Недоразвитие и задержанное развитие связана с ретардацией, или отставанием развития. Поврежденное и дефицитарное развитие связано с поломкой, выпадением отдельных функций. Искаженное и дисгармоничное развитие связано с диспропорциональностью, неравномерностью развития.

Недоразвитие – общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем (пример – олигофрения). Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример – инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкоркрвых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологии (наследственные заболевания, инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 3 лет) воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Здесь характерна органическая деменция с грубым повреждением ряда сформированных психических функций, а также недоразвитием или повреждением лобных систем. Отличаются расстройства эмоциональной сферы, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом.

Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с дефектами зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обуславливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Возможна компенсация за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей в условиях адекватного воспитания и обучения.

Искаженное развитие – сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований (пример – ранний детский аутизм и шизофрения). Наиболее характерна выраженная асинхрония: отдельные системы развиваются в иной последовательности (например, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций: развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков). Причем функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Часто выражены отсутствие потребности ребенка в контакте с окружающими, эмоциональная холодность, боязнь новизны, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

Дисгармоническое развитие – то же, что и искаженное развитие, только в основе его лежит не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере (пример – психопатии). Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка, т.е. от социального фактора. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных образований.

Т.О., детский патопсихолог, осуществляющий свою деятельность с позиции патопсихологического подхода, при анализе нарушений психической деятельности детей должен учитывать как структурно-динамические особенности нарушения, так и дизонтогенезические параметры, лежащие в его основе.

Источник

Оцените статью