- Эмоциональный барьер общения бойко
- Текст опросника
- Stotestov.ru
- Один комментарий к “ Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко). ”
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
- Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)
Эмоциональный барьер общения бойко
Методика диагностики барьеров («помех») в установлении эмоциональных контактов направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех.
Среди эмоциональных барьеров В.В.Бойко выделяет 5 подгрупп: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
Источник: Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии. 2002
Текст опросника
Ваш результат:
Эмоциональная эффективность: баллов
Неумение управлять эмоциями, дозировать их: баллов
Неадекватное проявление эмоций: баллов
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций: баллов
Доминирование негативных эмоций: баллов
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе: баллов
Интерпретация.
Уровни эмоциональной эффективности в общении:
1-ый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.
2-ой уровень — 3–5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.
3-ий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.
4-ый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.
5-ый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.
Ключ к методике.
За каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25).
Эмоциональные помехи объединены в 5 групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов.
Источник
Stotestov.ru
Опросник позволяет выявить наиболее распространенные типы эмоциональных помех в общении и как следствие оценить свой уровень эмоциональной эффективности в общении.
Возраст: Старший подростковый (от 15 лет).
Инструкция: Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.
Текст опросника.
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.
9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.
13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Обработка и интерпретация результатов:
За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов.
Ключ к методике:
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их | +1, –6, +11, +16, –21 |
Неадекватное проявление эмоций | –2, +7, +12, +17, +22 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций | +3, +8, +13, +18, –23 |
Доминирование негативных эмоций | +4, +9, +14, +19, +24 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе | +5, +10, +15, +20, +25 |
Итого |
Содержательные характеристики результатов:
Уровни эмоциональной эффективности в общении:
Первый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.
Второй уровень — 3–5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.
Третий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.
Четвертый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.
Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.
Источник: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Один комментарий к “ Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко). ”
В разделе «Обработка и интерпретация результатов» закралась неточность:
«За каждый ответ “да” начисляется один балл.»
Это не верно, так как тест содержит обратные вопросы (судя по ключу), где балл начисляется только при наличии ответа «Нет».
Соответственно общий уровень считается путем суммирования баллов по каждой шкале, ПОСЛЕ применения ключа.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
Автор В.В. Бойко.
/ Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В.Бойко)
Методика диагностики «помех» (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех.
Среди эмоциональных барьеров В.В. Бойко выделяет пять подгрупп: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
Инструкция к опроснику Бойко.
Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.
Текст методики Бойко диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов.
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.
9. Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.
13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Ключ к методике Бойко.
За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии существенных «помех» в установлении эмоциональных контактов.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их | +1, –6, +11, +16, –21 |
Неадекватное проявление эмоций | –2, +7, +12, +17, +22 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций | +3, +8, +13, +18, –23 |
Доминирование негативных эмоций | +4, +9, +14, +19, +24 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе | +5, +10, +15, +20, +25 |
Итого |
Интерпретация к методике Бойко.
Уровни эмоциональной эффективности в общении:
Первый уровень — 0–2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.
Второй уровень — 3–5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.
Третий уровень — 6–8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.
Четвертый уровень — 9–12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.
Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.
Литература
1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В., Акимова М.К. [Под редакцией И.В. Дубровиной]. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
2. Журналы «Школьный психолог» 1998-2006.
3. Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков / Землянушкина О.О. // Школьный психолог, №43, 2001.
4. Колечко А., ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации) // Школьный психолог.
5. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Лютова Е.К., Монина Г.Б. — СПб.: Речь, 2000.
6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. Спб.: Речь, 2002.
7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А.Ю. Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
8. Мухина О.Родионова , Г. Скворцова Е. «Приручи свой гнев» программа социально – психологического тренинга, – Генезис, 2003 .
9. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе /О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004.
10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями / О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2008.
11. Чибисова М.Ю. Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
Источник
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)
ИНСТРУКЦИЯ: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».
Опросник
- Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
- Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
- В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
- Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
- Я в принципе, против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
- Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
- Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
- Бывает, хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
- Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
- В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
- Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
- Ели я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.
- Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
- Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
- Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
- Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.
- Разговаривая, излишне жестикулирую.
- Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
- Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
- Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
- Если я хочу, то мне всегда удается скрыть вою неприязнь к плохому человеку.
- Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
- Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.
- Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
- Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Обработка данных.
Подведите итоги самооценивания с помощью предложенного ключа.
«Помехи» в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы по «ключу» |
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их. | +1, -6, +11, +16, -21 |
2. Неадекватное проявление эмоций. | -2, +7, +12, +17, +22 |
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций. | +3, +8, +13, +18, -23 |
4. Доминирование негативных эмоций. | +4, +9, +14, +19, +24 |
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. | +5, +10, +15, +20, +25 |
Интерпретация.
Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0–2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны. если вы набрали не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами: 6–8 баллов – у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9–12 баллов – свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами, 13 балов и больше – эмоция явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас – это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.
Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК
Цель:изучение когнитивного компонента самосознания.
Описание методики
Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия.
Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, их количество составляет 128.
Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования с помощью ММР1. В период работы над созданием адаптированного отечественного варианта теста была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными индивидуально-личностными паттернами, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками.
В связи с этим правомерно считать метод ДМО вариантом опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других.
Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми октантов метода ДМО (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида с окружающей средой) с системой координат, отражающей структуру индивидуально-личностной типологии, показало достоверность их сопряженности.
Кроме того, данные, полученные с помощью метода ДМО, позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем будет подробно рассказано ниже.
Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном интерпретационным подходом. Также была проведена работа по адаптации вербального стимульного материала методики. Разработан более удобный и быстрый способ регистрации и подсчета данных, кроме того, значительно расширена сфера применения теста в контексте социометрического исследования.
Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта в нашей стране относятся к 1972 г была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (Собчик Л. Н., 1972, 1974).
Инструкция: «Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек? (Каким человеком я хотел бы быть? Каков тот человек, которому Вы даете характеристику?)».
Я – человек, который: (или – он/она человек, который:)
1. Умеет нравится
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством достоинства
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строг, но справедлив
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявлять недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
24. Ищущий одобрения
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
26. Стремится ужиться с другими
28. Внимательный и ласковый
31. Отзывчив к призывам о помощи
33. Способен вызывать восхищение
34. Пользуется у других уважением
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловитый, практичный
41. Стойкий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Неуверенный в себе
53. Часто прибегает к помощи других
54. Весьма почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значительности
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
73. Нетерпим к ошибкам других
76. Часто недружелюбен
80. Долго помнит обиды
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко поддается влиянию друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбора
92. Всем симпатизирует
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится помочь каждому
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
101. Относится к окружающим с чувством превосходства
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злой, жестокий
107. Часто гневлив
108. Бесчувственный, равнодушный
110. Проникнут духом противоречия
112. Недоверчивый и подозрительный
117. Почти никому не возражает
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
Источник