Эмоции — ваши скрытые ресурсы
Эмоции — ваш скрытый ресурс, который вы можете активно использовать. Известно, что высокий градус эмоций быстро истощает, а низкий уровень дезорганизует. Однако вы можете настроить собственные оптимальные режимы эмоций, даже если законы этих настроек общие. Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей активности: интеллектуальной, деловой и пр. Рассмотрим особо те из них, которые помогут вам повысить эффективность свой деятельности.
При увеличении силы эмоционального возбуждения эффективность и качество выполняемых действий растут, достигают максимума (оптимальное эмоциональное состояние) и начинают снижаться при сильном эмоциональном возбуждении (закон Йеркса — Додсона). Согласно этому закону, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности, к достижению которого следует стремиться. Поскольку высокий градус эмоций разрушает желание узнавать новое, смещает цели на результат, энергия уходит на представление результата, на страх его не получить и т. п. Другими словами, эмоции слишком высокой силы работают «против», они как бы организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной, происходящей в тот же момент.
Он схож с законом силы И. П. Павлова: при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение.
При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании. Он может позабыть, что ему надо делать. Так, курсант летного училища при первом самостоятельном полете может забыть, как сажать самолет, и совершить это действие только под диктовку с земли своего командира. В другом случае из-за сильной эмоции радости, близкой к восторгу предвкушения победы, гимнаст, выйдя к снаряду, позабыл начало упражнения и получил нулевую оценку.
У второго принципа есть несколько важных нюансов. При простых заданиях следует поддерживать относительно высокий уровень возбуждения — чтобы избегать вялости. Сложные задания, напротив, требуют невысокого уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня активации.
На практике это может выглядеть так. В состоянии повышенного возбуждения лучше заняться простыми, легкими видами деятельности: навести порядок в бумагах, передвинуть стол и стул и т. п. В состоянии же низкого возбуждения, когда вы спокойны, лучше заняться более сложными делами: заполнением декларации о доходах, составлением производственного или бухгалтерского отчета и т. п.
Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой или учебной деятельности есть перевозбуждение, перемотивация — будьте осторожны, не перегните палку. Нагнетать напряжение и тревогу в таких ситуациях будет ошибкой. Наоборот, лучше попробовать сбавить эмоциональный градус легкой шуткой, переключением внимания или жестами поддержки.
Интенсивность эмоции мешает выбору правильного решения. По закону отрицательной индукции случайные очаги возбуждения, которые из-за сильных эмоций стали доминантными и начали действовать по законам доминанты, начинают гасить электропотенциалы следов памяти и правильных решений. В результате человек не воспринимает контраргументы. Ему кажется, что он безусловно прав.
Он напоминает правило движения по реверсивной полосе. Есть группа эмоций, которые работают по принципу одностороннего движения. В эту группу входят активные (или стенические) и пассивные (или астенические) эмоции. Стенические эмоции — радость, удивление, интерес, восхищение и пр. повышают жизнедеятельность организма. Астенические — грусть, горе, стыд, скука и пр. угнетают и подавляют жизненные процессы в организме.
Стенические эмоции работают в упрощенном представлении так. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Радующийся человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он оживленно говорит, быстро думает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Астенические эмоции (например печаль) сужают мелкие кровеносные сосуды. Возникает анемия кожи, внутренних органов и мозга. Лицо человека становится бледным, вытягивается, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникают затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга уменьшает продуктивность работы, мышление становится вялым, заторможенным, человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Голос становится слабым, беззвучным, появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление на что-нибудь опереться. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме.
Это были примеры эмоций «одностороннего движения», или, как их называют специалисты, однозначного проявления. Однозначные эмоции в 90% случаев (за исключением отдельных отклонений) четко ведут к снижению или повышению эффективности деятельности человека.
Но на трассе нашего скрытого ресурса есть полосы с реверсивным движением — неоднозначные эмоции. Это те эмоции и их оттенки, которые могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату в зависимости от вектора своего направления.
Разберемся в них на примере эмоции гнева. Если человек использует неконструктивный гнев для психического подавления окружающих, то тем самым он разрушает внутреннее эмоциональное равновесие группы и снижает ее эффективность. В данной ситуации гнев — эмоция, которая негативно влияет на эффективность деятельности группы и организации в целом. Но именно через здоровый гнев человек иногда обретает дремлющую в нем силу и резко повышает свою эффективность.
Гнев также может быть полезен, когда обостряет вялотекущий конфликт и выявляет разногласия, которые до этого невозможно было не только уладить, но и просто обговорить. Поэтому предлагаем использовать такую группировку:
- однозначные эмоции, негативно влияющие на эффективность деятельности;
- однозначные эмоции, позитивно влияющие на эффективность деятельности;
- неоднозначные эмоции, обладающие как негативным, так и позитивным эффектом в зависимости от вектора направленности.
Эмоция как акселератор
Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей деятельности: интеллектуальной, деловой и пр. В группу эмоций, способствующих увеличению эффективности деятельности, можно отнести:
- Принятие. Это начальная стадия проявления эмоции доверия, которую понимают как состояние защищенности, веры в искренность. Если мы доверяем, то полагаемся на чье-то мнение, отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, ситуации или человека.
- Доверие. Оно способно порождать многие другие чувства — от любви до ненависти. Доверие также вызывает различные состояния — от комфорта до стресса, вырабатывает социальные установки — от принятия до отторжения. Доверие ни на что не мотивирует, но создает благоприятную атмосферу. Многие проекты и процессы начинаются именно в таком состоянии — принятия и доверия. Как только это состояние начинает исчезать, начинает снижаться и эффективность проекта. Доверие — это сильный маркер внутреннего мира любой компании.
- Ожидание. Оно трактуется как эмоциональное состояние предвосхищения. Это представление о результате процесса, возникающее у нас заранее. Ожидание — это состояние, когда человек готовится к чему-либо, что должно произойти. Это более интенсивная эмоция, чем принятие и доверие, которая сопровождается готовностью организма к действию в направлении предполагаемого события.
- Радость. Активная, положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Быстро возникающая, она порой приближается к аффекту. Радость появляется как реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех или чем дольше его ждали, тем больше радость. Радость, в сочетании с интересом, поддерживает конструктивное, творческое поведение. Хорошее настроение оказывает благотворное влияние на эффективность работы даже в том случае, если оно возникло по причине, к работе не относящейся (приятное известие, хорошая погода и т. п.) По влиянию на эффективность деятельности радость уступает только удивлению и интересу.
- Удивление. Это эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, за что его иногда называют эмоцией очищения каналов. Удивление — более интеллектуальная, направляющая активность эмоция. Оно придает вектор активности в направлении отмеченного объекта или явления. Удивление окрашивает и выделяет нечто новое, имеющее ценность для человека. Эта эмоция заостряет наше внимание на противоречие между старым и новым, дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать. Именно удивление побуждает и направляет мыслительную деятельность, дает толчок для понимания и преодоления обнаруженного противоречия.
- Восхищение. Это кратковременное, но сильное чувство радостного удовлетворения, очарованности. В отличие от восторга, восхищение — это выражение отношения к чему-то или кому-то. Восхищение — самая сильная из представленных эмоций. Оно будоражит наш интеллект, активирует деятельность, мотивирует к достижению. Когда человек испытывает эмоцию восхищения, он признает наличие какого-то положительного качества. Например, эффективно проведенные руководителем переговоры вызывают чувство восхищения у подчиненного, а также мотивацию и желание стать таким же, обладать подобными качествами. Если проект (его значимость или социальная направленность, творческий замысел) вызывает восхищение у его участников, то повышаются лояльность и ответственность за результат. В таких ситуациях эмоция восхищения сопровождается еще и интересом. Это уже можно назвать одним из рецептов эффективности и успеха.
Лapиса Алекcaндpoвна Южaнинoва — старший пpeподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Роccийского экономического университета им. Г.В. Плеxaнова, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Источник
Ресурсы человека – что это, какими бывают
Ресурсы человека – это его потенциал, сила. В психологии к этому относят способности, знания, умения, навыки, убеждения, ценности, состояния, интеллект, позитивное мышление, высокую самооценку, психическое и физическое здоровье и многое другое. В общем, все то, что поддерживает человека изнутри и снаружи, помогает ему жить продуктивно и эффективно. Чем больше у человека этих элементов, тем эффективнее складываются его взаимоотношения с миром и с самим собой. Разберем подробнее, что такое ресурсы человека, и какими они бывают.
Характеристика ресурсов человека
Какие ресурсы есть у человека? Жизненные ресурсы человека бывают внутренними (личными) и внешними. Иногда в психологии их называют способностями (внутренние ресурсы) и возможностями (внешние ресурсы). И те, и другие помогают человеку осуществлять какой-либо вид деятельности: учебу, труд, общение и т.д.
Оба типа тесно связаны между собой. Внешние ресурсы поддерживают внутренние. Но в то же время, чем больше развиты последние, тем выше способность человека восстанавливать первые в случае их утраты. Однако если человек так и не найдет новый внешний источник силы, то внутренние запасы исчерпают себя. Быть сильным автономно можно только ограниченный период времени.
Рассмотрим оба типа подробнее.
Внутренние ресурсы человека
Это все то, что заложено в человеке природой и накопилось за годы жизни. Можно сказать, что это внутренний мир человека.
Вот что относится к внутренним ресурсам:
Внутренние ресурсы человека – это потенциал личности и все ее особенности. Это то, что помогает человеку развиваться, преодолевать трудности, налаживать отношения с окружающими, идти к успеху и счастливой жизни. Если элементов много и они сильно развиты, то человек быстро и легко идет по жизни. Он отличается стойкостью, самообладанием и стрессоустойчивостью. Про таких людей говорят, что у них есть внутренний стержень. Если основ мало, то человек пасует перед трудностями, быстро устает, сдается, отказывается от своих целей и желаний, довольствуется малым.
Обратите внимание! Если у человека нет какого-то ресурса, то не стоит ждать от него соответствующего поведения. Например, если человек не умеет любить (себя, других – не важно), то не нужно ждать от него объятий, поцелуев, комплиментов. Его не научили этому, в него не вложили такой ресурс.
Внешние ресурсы человека
Это все то, что поддерживает нас из внешнего мира. У каждого человека свой набор источников силы. Обычно к ним относятся следующие элементы:
- друзья;
- родственники;
- коллеги;
- хобби;
- любимая работа;
- книги;
- материальные блага и деньги;
- полезные связи;
- весь круг общения;
- социальные статусы и роли;
- собеседники на форумах;
- соседи;
- знакомые из кружка по интересам;
- и т.д. и т.п.
Внешние ресурсы, как и внутренние, есть у каждого человека. Хотя не всегда их наличие и поддержка заметны. Важно концентрировать внимание на том, что есть, а не на том, чего не хватает. Например, некоторые люди из бедных семей переживают, что в их окружении нет влиятельных людей, полезных связей, но при этом они не замечают, что есть тепло и поддержка близких. Не замечают, что среди их родственников есть те, кто верят в них, доброжелательные и отзывчивые люди.
Составляющие личностных ресурсов человека
В психологии нет единой классификации источников силы. Обобщим названные элементы в виде таблицы внутренних и внешних ресурсов человека:
Внутренние | Внешние |
---|---|
Время | Информация |
Здоровье | Связи |
Интеллект | Деньги |
Эмоции | Власть |
А теперь рассмотрим самые важные личностные (внутренние) ресурсы человека подробнее. От них зависит продвижение по карьерной лестнице, успех в личной жизни и в отношениях с друзьями, характер отношений с социумом, удовлетворенность жизнью.
Здоровье и физическая сила
От физического комфорта зависит комфорт психологический. Сложно думать о чем-то другом, если у вас болит что-то или если вашей жизни что-то угрожает. Кроме этого, сильный иммунитет, крепкое здоровье и физически развитое тело помогают человеку быть активным, мобильным.
Например, все мы знаем, как обычная простуда может выбить из колеи на недели и нарушить все планы. Или такой пример важности здоровья. Водители и другие люди, которым приходится много сидеть, знают, как важно поддерживать здоровье спины. Иначе можно оказаться прикованным к кровати и не способным работать.
Кроме физического здоровья важно еще и психологическое благополучие. Поэтому необходимо высыпаться, правильно питаться, избегать стрессов, своевременно решать возникающие психологические проблемы.
Важно! Физическое здоровье, хорошее самочувствие и крепкое тело – залог всего в нашей жизни.
Интеллект
Интеллект с латинского переводится как «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок». Это способность к познанию, осмыслению и решению задач. А также это способность организовать деятельность так, что вся содержащаяся в мозге информация будет применена с максимальной пользой и эффективностью.
Интеллект — более сложная структура, чем обычно представляется людям. Он связан с такими познавательными способностями, как:
Кроме этого, важно знать, что существуют 9 типов интеллекта:
- природный (натуралистический);
- музыкальный;
- логико-математический;
- экзистенциальный (философский);
- кинестетический (телесный);
- межличностный (социальный);
- пространственный (образный);
- лингвистический (вербальный);
- личностный (внутренний).
Проблема в том, что многие люди зацикливаются только на одном ресурсе – логико-математическом интеллекте (IQ). И из-за этого они не замечают свой истинный потенциал, не используют и игнорируют свои внутренние силы.
Позитивное мышление
Важно не путать со слепым оптимизмом. При позитивном мышлении человек не убеждает себя, что все хорошо, и не игнорирует трудности. Он видит их и признает, но в то же время он уверен, что справится с любыми неудачами. Он уверен в себе, знает свои сильные и слабые стороны, умеет их грамотно использовать. Такой человек воспринимает трудности как возможности. Позитивное мышление побуждает человека обратить внимание на личные ресурсы, использовать их, пополнять и восполнять.
Самооценка
Только при адекватно высокой самооценке можно добиться успеха в жизни. Заниженная или завышенная самооценка приводит к тому, что человек неадекватно оценивает реальность.
Например, при заниженной самооценке он во всех неудачах винит только себя и уходит в самобичевание. А при завышенной самооценке он переносит ответственность на других людей. В первом случае человек недооценивает свои способности и пасует перед трудностями, даже не пытается заявить о себе, попробовать что-то. Во втором случае человек переоценивает свои способности и возможности — из-за этого нередко тоже оказывается в проигрыше.
Навыки
Навык – это умение, доведенное до автоматизма. В психологии принято выделять четыре типа навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения. Отдельно стоит упомянуть о профессиональных навыках, они базируются на главных четырех видах. При помощи всех этих навыков человек становится полезным обществу, входит в него, налаживает связи и занимает свое место в какой-либо системе отношений, будь то трудовая сфера или личные отношения.
Самообладание
Самообладание – это способность сохранять спокойствие и трезвый ум, принимать взвешенные решения в сложных жизненных ситуациях. Без самообладания невозможно выстроить гармоничные отношения с окружающими, построить карьеру, обучиться чему-то и двигаться по жизни. Потеря самообладания чревата конфликтами, необдуманными поступками с плачевыми последствиями. Человек с неразвитым самообладанием может причинить вред себе и другим.
Заключение
Теперь вы знаете все о внутренних и внешних ресурсах человека. Однако недостаточно просто разбираться в этом. Необходимо учиться грамотно использовать все свои ресурсы и регулярно восполнять потраченную энергию. Только так можно избежать истощения и выгорания, добиться успеха в жизни и удержать его.
Что важнее в жизни человека: внутренние или внешние ресурсы? Сложно сказать, но, пожалуй, внутренние. Все во внешнем мире меняется, и только вы сами с собой проживаете каждую минуту. Вы можете сменить место жительства, окружение, работу и прочее, но в любое «новое» вы возьмете себя «старого».
Внутренние ресурсы – самое ценное, что есть у человека. Поэтому крайне важно любить и принимать себя, заботиться о себе. Но при этом важно помнить, что внешние силы помогают поддерживать внутренние. Любовь к миру и открытость обществу – единственный путь к пополнению и восполнению как внутренних, так и внешних ресурсов человека.
Источник