Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека да или нет

Эмоциональные проявления

Эмоции

Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком дей­ствительности, отношение его к окружающему и к само­му себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Без эмоций невозможна высшая нервная деятель­ность.

Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно выс­шие, присущи человеку.

Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Они участвуют в под­готовке организма к той или другой деятельности.

У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложнос­ти и обеспечивают им возможность оценивать любые воз­действия внешней и внутренней среды на организм и по­буждать адекватные реакции.

Эмоциипсихическое отражение в форме непосред­ственного пристрастного переживания жизненного смыс­ла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмо­цииэто психический процесс, отражающий субъек­тивное отношение человека к действительности и к самому себе.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций в свя­зи с удовлетворением общественных потребностей.

Раз­личают чувства интеллектуальные, моральные, эсте­тические и практические. Практические связаны с процессами трудовой деятельности, с решением различ­ных практических задач.

Высшие эмоции развиваются на соответствующей ин­теллектуальной базе.

Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т.д.), они еще называются ви­тальными.

положительные (дружба, родительское чувство) и

отрицательные (отвращение, антипатия, оскорбленное самолюбие и т. д.).

Физиологические основы и внешнее выражение эмо­ций и чувств.Физиологический механизм эмоций и чувств довольно сложен. Он включает в себя деятельность не толь­ко коры и ближайшей подкорки, но и других нервных образований. При сильном переживании какого-либо чув­ства у человека наблюдаются изменения многих жизненно важных физиологических функций: меняется частота и глубина дыхания, учащается или замедляется деятельность сердца, расширяются или суживаются кровеносные сосу­ды, усиливается или ослабляется функция желез внешней и внутренней секреции, меняется тонус мышц и обмен веществ в организме; другим становится выражение лица, голос, жесты, поза, движения человека.

Многие из этих реакций организма непроизвольны. Нельзя заставить себя не краснеть при гневе или не блед­неть при страхе. Физиологически эмоциональное пере­живание представляет собой целостную реакцию организ­ма, в регулирования которой принимают участие почти все отделы нервной системы.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, имеют рефлекторную природу. Ведущая роль в их механизме принадлежит коре больших полушарий.

Эмоции и чувства физиологически означают сложное взаимодействие между условными и безусловными рефлексами различ­ных видов.

Эмоции имеют ряд свойств: качество, содержание, направленность, длительность, выраженность, источ­ник возникновения и т.д.

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомими­кой, особенностями речи и сомато-вегетативными фено­менами.

Мимика — координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека.

Пантомимика — жестикуляция —движения тела и рук, которые сопровождают и выража­ют различные эмоциональные переживания и психичес­кие состояния.

Параметрами речи, выражающими эмоциональные переживания, являются ее темп, сила и напряженность голоса, его интонации, тембр, звучность.

Стресс. Стресстермин, используемый для обо­значения обширного круга состояний человека, возни­кающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Первоначально понятие стресс возникло для обозначения неспецифической реакции организма (об­щего адаптационного синдрома) в ответ на любое небла­гоприятное воздействие.

Г. Селье считает, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического то­нуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными эта­пами стресса, по Селье, являются:

Стадия стресса — это проявление общего адаптацион­ного синдрома. Начальный этап стресса — это эмоцио­нальные реакции.

Эмоции — это удивительная и совершенная биологи­ческая структура, тесно связанная с анализаторами, среди которых доминирующую роль играют дистантные (зре­ние и слух), обеспечивающие организму соответствующий уровень адаптации и работоспособности.

В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряжен­ности и источника возникновения, эмоциональные прояв­ления делятся на: чувственный тон,

аффект и эмоционально-стрессовые состояния.

Чувственный тонотносительно постоянный, об­щий, недифференцированный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы.

Он отражает степень и качество отношения человека к объекту в целом. Источником чувственного тона, не имеющего своего содержания, является непосредственное ощущение или восприятие отдельных объектов или мира в целом. Чувственный тон обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действитель­ности и лежит в основе осознания субъективной принад­лежности психических процессов.

Настроение — это длительное, относительно уравно­вешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее су­щественных колебаний в течение достаточно длительно­го периода, окрашивающее отдельные психические про­цессы и поведение человека.

Настроение определяет общий соматический тонус и общее состояние внешней среды. Продолжительность положительного или отрицательного настроения — от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. На­строение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.

Чувство — эмоциональное отношение, отличающееся относительно четкой ограниченностью во времени, ин­тенсивностью переживаний и отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком опреде­ленного объекта.

Страсть — стойкое, сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к со­средоточению на предмете страсти всех устремлений и сил. Причины формирования страсти разнообразны. Они могут определяться осознанными идейными убеждения­ми или исходить из телесных влечений, иметь патологи­ческое происхождение.

Страсть может быть принята, санкционирована лич­ностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Признаком страсти являет­ся ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

Изучая типологию той или иной личности, всегда мож­но прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти мо­гут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохон­дрия больше всего производятся честолюбием, ревнос­тью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникнове­нием грустным нравственным потрясениям.

Страсти. Для страсти харак­терна чрезмерность, повышенная деятельность желатель­ной части души, желания, влечения, не оправданная нор­мальными физиологическими потребностями организма.

Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Вторая особенность страсти — чрезмерность, повышенный тонус чувства, пре­вышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти силы души теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными.

Аффект, — это предельно выраженная, но кратковре­менная эмоция, внезапно возникшее сильное душевное волнение. Большой силы эмоциональная реакция, быст­ро овладевающая человеком, протекающая с бурными пан­томимическими, вегетативными проявлениями и сопро­вождающаяся проявлениями нарушения контроля над сво­ими действиями, поведением.

Для состояния аффекта характерно сужение сознания. Аффект развивается в критических услови­ях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает стереотипный способ разрешения ситуации — оцепенение, бегство, агрессия и т.д.

Аффект представляет собой состояние, когда воз­никающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярос­ти, ревности, гнева, радости и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией. Находящийся под контролем рассудка аффект носит название физиоло­гического.

В отличие от него при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находя­щийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать от­чет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое со­стояние, покончить жизнь самоубийством. Патологичес­кий аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга.

Эмоционально-стрессовое состояние— это эмоцио­нальная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуациях, вызывающих эмоциональ­ное напряжение. Эти состояния проявляются в опреде­ленной поведенческой реакции, которая называется эмо­ционально-стрессовой.

Чувства делят на стенические и астенические.

Те чувства, которые способствуют внутреннему подъему, появлению активности и придают человеку бодрость, энер­гию, уверенность в действиях, называют стеническими.

Если же возникшие эмоциональные переживания ослаб­ляют или парализуют волю, снижают жизнедеятельность и предрасполагают к пассивно-оборонительным действи­ям, их относят к астеническим.

Чувства украшают личность, делают ее привлека­тельнее, ярче. Эмоции способствуют творческому подъ­ему, интенсифицируют интеллектуально-мнестические процессы, способствуют стойкости внимания.

Психология жизненного пути.

Психика человека находится в состоянии постоянного разви­тия. Развитие человека связано с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), с социальными, и с активностью самой личности.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений.

Особенности возраста определяются мно­гими условиями:

1) системой требований, которые предъявляются человеку на дан­ном этапе его жизни;

2) отношениями с окружающими;

3) знаниями и умениями, которыми он овладевает;

4) метрическим возрастом и пр.

Условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы:

физиологические условия, соци­альные, психологические.

Движу­щей силой психического развития является активность личности. У человека, благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельно­сти, проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие.

Традиционно выделяют следующие периоды возрастногоразвития:

►пренатальный (внутриутробный период);

►младенчество (от рождения до 1 года жизни);

►раннее детство (1-3 года);

►младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);

►старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет);

►младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет);

►подростковый возраст (от 10-11 лет до 13—14 лет);

►ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);

►юность (17-21 год);

— ранняя (21-25 лет);

— средняя (25-40 лет);

— поздняя (41-55 лет);

► старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет)

Переход от одного этапа развития к другому происходит в усло­виях возникновения ситуации, напоминающей возрастной кризис.

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализа­ция которых зависит от условий жизнедеятельности личности.

Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

1. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДвключает три стадии.

а) предзародышевая стадия — длится 2 недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки;

б) зародышевая (эмбриональная) — длится с начала 3-й неде­ли после оплодотворения до конца 3-го месяца развития. Происходит анатомическая и физиологическая дифференци­ация различных органов;

в) стадия плода начинается с 3-месячного развития и завер­шается к моменту родов.

2. ПЕРИОД ДЕТСТВАвключает стадии:

а) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);

б) стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) — период раз­вития функциональной независимости и речи

в) стадия дошкольного детства (от 3 до 6 лет) — характери­зуется развитием личности ребенка и когнитивных (познава­тельных) процессов;

г) стадия младшего школьного детства (с 6 до 11 лет) — соответствует включению ребенка в социальную группу и раз­витию интеллектуальных умений и знаний.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эмоциональные проявления и их разновидности

Все эмоциональные проявления по длительности протекания и интенсивности подразделяются на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но ти­пичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопро­вождаются характерными для личности проявлениями.

Аффективное состояние и аффект.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние всегда имеет ка­кое-то завершение.

Аффект – интесивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. К аффектам относятся сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмо­циональная реакция полностью захватывает психику человека.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Аффект навязывает человеку необходимость выполнить какое-ли­бо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать то­го, что делает. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Эмоции. Эмоции – это более длительные состояния. Они также предс­тавляют собой реакцию не только на текущие события, но и на ве­роятные и вспоминаемые. Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

К фундаментальным эмоциям относят следующие:

Радость – эмоция, связанная с возможностью полного удовлетво­рения актуальной потребности.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обсто­ятельства.

Страдание – отрицательная эмоция, связанная с полученной ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникно­вением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключи­тельно важной потребности.

Отвращение – отрицательная эмоция, вызываемая предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Порождается рассогласованием жизненных пози ций, взглядов и поведения взаимодействующих людей.

Страх – отрицательная эмоция, появляющаяся при получении че­ловеком информации о реальной опасности.

Стыд – отрицательная эмоция. Возникает при осознании несоот­ветствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих, а также собственным представлениям о подобающем по­ведении и внешнем облике.

Настроение. Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмо­циональное состояние, окрашивающее все другие переживания и дея­тельность человека. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здо­ровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье.

Стресс. Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

Стресс имеет следующие стадии:

– фаза тревоги (мобилизация защитных сил организма, повыша­ющая его устойчивость);

– фаза стабилизации (при наступлении адаптации);

1) реакция тревоги;

По мнению Г. Селье (см.»Общий адаптационный синдром»), стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности[7].

Фрустрация. Фрустрация – крах надежд. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек мо­жет вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности. В большей мере фрустрации подвер­жены эмоциональные натуры, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нерв­нопсихическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобление могут разрядиться на со­вершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

Источник

Оцените статью