Эмоциональные отношения при шизофрении

Эмоциональные отношения при шизофрении

В рассмотрении разных аспектов психической деятельности у больных шизофренией мы стремились реализовать широко ис пользуемый в современной психологии целостный, системный подход. При анализе патологии психической деятельности, в ча стности шизофренической, в качестве такой единой структуры выступает патопсихологический синдром, который представляет собой систему нарушенных психических процессов и свойств лич ности, составляющих психологическую основу негативных изме нений психики, входящих в структуру шизофренического де фекта.

Основной задачей исследования были выделение отдельных компонентов этой системы и анализ их взаимосвязи. Проведенное исследование позволило выделить в качестве ведущего компонента патопсихологического синдрома при шизофрении нарушение пот ребностно-мотивационных характеристик социальной регуляции психической деятельности и поведения. Нарушение этого веду щего компонента проявляется в снижении социальной направлен ности личности.

Как было отмечено выше, направленность является основным интегративным, смыслообразующим качеством личности, ее яд ром. Она объединяет в целостную систему личностные установки, ориентации, интересы, определяет становление жизненных пози ций по отношению к труду, социальному окружению, обществу в целом. Личностная направленность формируется на основе системы потребностей, определяющих активность человека в пости жении окружающего мира. В этой системе одно из главных мест занимает потребность в общении, создающая специфическую форму активности человека в установлении контактов с другими людьми.

Нарушение потребности в общении, характерное для больных шизофренией, приводит к снижению их социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения. Эти нару шения составляют психологическую сущность такого клиниче ского понятия, как аутизм, и являются важными компонентами патопсихологического синдрома шизофренического дефекта.

Снижение социальной направленности и социальной регуляции поведения в первую очередь проявляется в нарушениях общения. Дефицит потребности в общении прежде всего определяет недо статочность активности в установлении эмоциональных контак тов с другими людьми. Этим обусловлено снижение инициатив ного, спонтанного общения у больных шизофренией, столь необходимого как для установления, так и регуляции неформальных личностных контактов, межличностных взаимосвязей, в том числе и семейных отношений.

Такая система отношений строится на эмоциональной основе, большую роль при этом играют эмпатийные качества личности, такие, как сочувствие, сопереживание, способность понять дру гого. Дефицит именно этих качеств лежит в основе снижения потребностно-мотивационного компонента общения у больных шизофренией.

Как уже было отмечено, наши исследования показали, что дефицит потребностно-мотивационных характеристик общения может быть в определенной мере компенсирован путем активи зации других компонентов регуляции деятельности. Опыт нашей работы показал, что включение больных в специально организо ванную совместную деятельность с четко обозначенной целью, направленной на получение реального результата, может значи тельно повысить уровень их общения. Мотивирующая стимуля ция, применяемая в этих условиях, не апеллирует непосредст венно к чувствам больного, а предполагает осознание больным необходимости ориентировки на партнера в условиях совместной деятельности, без которой задача вообще не может быть решена, т. е. компенсация достигается в этих случаях за счет интеллектуальных и волевых усилий больного. Этот методический прием широко используется нами в коррекционной работе с больными.

Снижение потребностно-мотивационного компонента общения не может не сказаться на формировании исполнительских его компонентов, средств общения, в первую очередь связанных с активными формами общения. Это прежде всего средства выразительной речи и выразительные движения (интонации, мимика, жесты, позы, социальная перцепция и др.).

Недостаточная потребность в общении ограничивает формиро вание коммуникативных способностей, а следовательно, и воз можность включения в общественные взаимосвязи, что важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для самопознания, которое формируется из опыта взаимоотношений с дру гими людьми.

Таким образом, одним из главных следствий нарушения по требности в общении и социальной направленности личности, составляющих психологическую суть аутизма, является сниже ние социальной регуляции поведения в широком смысле слова, т. е. снижение уровня регуляции деятельности и поведения с точки зрения норм, правил, установок, принятых в обществе.

Как показал анализ разных видов деятельности и поведения больных, их эмоциональные проявления обнаружили тесную связь с потребностно-мотивационными характеристиками. Снижение по требностно-мотивационного компонента регуляции, характерное для больных шизофренией, означает одновременно и снижение входящих в его структуру эмоциональных и волевых компонентов регуляции.

В сложной многоуровневой структуре нарушений эмоциональных процессов для больных шизофренией наиболее специфично снижение социальных эмоций. Это снижение обусловлено в первую очередь недостаточностью потребности в общении и социаль ной направленности личности.

Как уже отмечалось (см. гл. I ), дефицит социальных эмоций проявляется уже на самых ранних этапах развития ребенка — в недостаточности комплекса оживления на появление близких, в отсутствии стремления привлечь внимание взрослых как к себе, так и к игрушкам, совместной игре и т. д. Дефицит симпатии к близким препятствует в дальнейшем развитию других социальных чувств, которые, будучи осознанными, превращаются в личностные чувства, такие, как самолюбие, обида, чувствительность к порицанию и похвале. Необходимо отметить, что у больных шизофренией, даже сохранных в эмоциональном отношении, от мечается прежде всего дефицит активных социальных эмоций, эмоций воздействия (привлечение к себе внимания окружающих, установление эмоциональных контактов, эмоциональное одобре ние или порицание других и пр.). Все это является прямым вы ражением недостаточности социальных потребностей. Значитель но в меньшей степени у больных выступает снижение реактив ного эмоционального реагирования, например чувствительность к поощрению и порицанию, что может создавать впечатление их эмоциональной сохранности.

Особенно явно нарушение социальных эмоций у больных шизофренией сказывается в недостаточной сформированности и зре лости моральных чувств, основу которых составляет отношение к человеку, обществу. В моральных чувствах нечто объективное, общественно значимое переживается как личностно значимое для человека [122]. Наши исследования обнаружили у больных шизо френией недостаточность регулирующей роли моральных чувств в их самооценках. Как было отмечено (см. гл. VI ), больные в качестве характерных для себя черт личности отмечали такие непривлекательные с точки зрения общественной морали свойства, как скупость, подозрительность, злопамятность, эгоизм и т. д.

Отношение эмоций к потребностям выступает в двух аспек тах. С одной стороны, эмоция проявляется в качестве конкретной формы существования потребности и выражает ее активную сторону, являясь побуждением к действию. С другой — в эмоциях выражается отношение к потребностям, знак эмоций — положительный или отрицательный — зависит от удовлетворения или неудовлетворения той или иной потребности. Снижение потребностно-мотивационного компонента психической деятельности про является, таким образом, и в недостаточности его эмоциональ ного аспекта.

Эта недостаточность определяет психологическую суть таких отмечаемых на клиническом уровне явлений, как отсутствие эмо ционального резонанса, эмоциональная «нивелировка», эмоцио нальное снижение, доходящее в ряде случаев до степени эмоциональной опустошенности, эмоциональная тупость и т. д. Разной степени выраженность эмоциональной недостаточности является, с нашей точки зрения, проявлением уровня снижения ведущего потребностно-мотивационного компонента регуляции психической деятельности.

Однако, как мы видели, в ряде ситуаций при выполнении достаточно мотивированных видов деятельности, связанных с реа лизацией способностей, склонностей, особых интересов и при страстий больных, их аутистических установок, больные ведут себя достаточно эмоционально, проявляя главным образом положительные эмоции. Такого рода деятельность не только сопровождается положительными эмоциями, но и осознается больными как предпочтительная, интересная, доставляющая удовольствие, о чем свидетельствуют их высказывания. Часто они выражают желания продолжать такую деятельность, просят дать им дополнительные задания, обнаруживают при этом высокую продуктивность (см., например, гл. II , VI ).

С другой стороны, те же больные при выполнении индифферентных для них заданий либо совсем не обнаруживали эмоционального к ним отношения, либо проявляли неадекватные, в основном отрицательные, эмоции даже в ситуации успеха. Чаще всего такие задачи требовали от больного достаточно высокого уровня социальной регуляции, ориентировки на партнера, опоры на социально значимые характеристики объекта.

В обыденной жизни особую трудность для таких больных представляет установление взаимодействий с другими людьми, что требует наряду с эмпатическими способностями адекватной оценки этих людей. При построении такого рода отношений именно эмоциональный фактор является основным регулятором поведения. Снижение эмоциональной регуляции выступает в качестве основной причины особых трудностей внутрисемейных и межлич ностных отношений у больных шизофренией.

Таким образом, эмоции в составе ведущего потребностно- мотивационного компонента психической деятельности имеют тен денцию к парциальному снижению: их недостаточность обнару живается не всегда и не во всех видах деятельности. Важно отметить, что даже в случаях их достаточной сохранности и адекватности они часто проявляются в гипертрофированной форме, как это наблюдается, в частности, в аффективно заряженном поведении больных, связанном с реализацией их аутистических установок и сверхценных увлечений. Такая диссоциация в эмоциональ ной регуляции поведения является характерной для больных ши зофренией и не свойственна больным с другими видами психиче ской патологии, а также здоровым людям.

У больных, обнаруживающих более грубое снижение веду щего потребностно-мотивационного компонента регуляции психи ческой деятельности, распространяющееся практически на все ее виды и поведение в целом, эмоциональная дефицитарность также носит более выраженный характер и проявляется тотально. Эмо циональная недостаточность отражает в первую очередь сниже ние общей психической активности, обусловленное невысокими потребностями и слабой мотивацией их деятельности.

Нарушение эмоциональной регуляции деятельности и поведе ния у больных шизофренией может быть выражено в разной сте пени и проявляться более или менее глобально. Возможности компенсации этой недостаточности зависят от ее глубины. В этих случаях успех компенсации определяется включением других ком понентов регуляции деятельности, например интеллектуального, эмоциональные оценки здесь могут быть заменены оценочными суждениями, что и наблюдается достаточно часто у больных с высоким уровнем интеллекта. Снижение потребностно-мотивацио нных характеристик психической деятельности означает в то же время снижение эмоциональных компонентов как конкретной психологической формы реализации активной стороны потребностей.

Другой формой, еще более непосредственно и органически включенной в действия, направленные на реализацию потребно стей и побуждений человека, являются волевые процессы. Они в наибольшей степени выражают активную сторону мотивационных процессов. Их недостаточность, характерная для больных шизо френией, тесно связана со снижением психической активности, одним из важнейших проявлений шизофренического дефекта.

В современных разработках проблемы воли подчеркивается прежде всего связь воли с произвольной регуляцией деятельно сти. С другой стороны, воля рассматривается как особый способ мотивации и как ее особая форма, а именно произвольная форма мотивации. Таким образом, волевое действие представляет собой дважды произвольное: и по способу его осуществления (регуляции), и по способу мотивации [54].

По данным наших исследований (см. гл. V , VI ) у больных шизофренией отмечается прежде всего снижение произвольных компонентов регуляции деятельности при относительной сохран ности непроизвольных компонентов.

Недостаточность развития произвольной регуляции у больных шизофренией наблюдается еще на ранних возрастных этапах. Это выражается в первую очередь в дефиците их произвольных движений, связанных с овладением орудийными функциями предме тов [72], которое осуществляется в совместной деятельности со взрослым, вводящим ребенка в мир человеческих предметов и отношений. Это требует овладения собственными процессами и подчинения их объективной логике действия с предметами и че ловеческих отношений . Однако недостаточность потребности в общении, свойственная этим детям, приводит к значительному недоразвитию тех сторон психической деятельности, которые определяются в первую очередь социальными факторами — обще нием со взрослыми и сверстниками (см. гл. I ). Это приводит прежде всего к дефициту социальных форм произвольной регу ляции деятельности у больных шизофренией.

В произвольной регуляции психической деятельности человека особо важную роль играет осознание общественно значимого (использование социального опыта, социальных критериев, мо ральных оценок и т. д.) и превращение его в личностно значимое. Как отмечал С. Л. Рубинштейн [123. С. 269], «воля означает пере ход от потребностей… к мотивам, или побуждениям осознанным, оцененным с точки зрения общественных норм и интересов и принятых человеком».

Полученные нами результаты исследования разных видов деятельности и особенностей поведения больных шизофренией пока зали их большие трудности, связанные с переходом на этот лич ностный уровень регуляции. Специфический характер нарушения волевой регуляции у больных шизофренией выражается не только в снижении инициативности деятельности и поведения, как это часто наблюдается и при других видах психической патологии, но особенно явно на уровне контроля деятельности и поведения, которые необходимо включают социальные критерии и оценки. Характерно, что дефицитарность волевой регуляции у части боль ных проявляется парциально, не во всех видах деятельности, а у других больных — более глобально, тотально (см. гл. IV — VI ).

Таким образом, у больных шизофренией обнаруживаются боль шие трудности в овладении произвольными формами регуляции поведения, прежде всего предполагающими опору на социальные факторы. Однако парадокс заключается в том, что эти формы волевой регуляции наряду с ее интеллектуальными компонентами должны являться главной опорой в процессе реабилитации этих больных, в коррекционной работе с ними.

То, что здоровые дети усваивают естественно, бессознательно подражая поведению взрослых, дети-аутисты могут с большим трудом выучить с помощью понимания, сознательного усвоения. Это положение вполне применимо и ко взрослым больным шизо френией. Дефицит общения, социальной направленности и социальной регуляции может быть в определенной мере компенсиро ван лишь осознанным путем, с помощью больших волевых усилий.

Снижение потребностно-мотивационных, эмоциональных и во левых компонентов психической деятельности самым тесным обра зом связано со снижением психической активности, поскольку все они являются как ее источником, побудителем, так и ее непосред ственным выражением.

Полученные нами данные показали, что снижение психической активности у больных шизофренией нельзя оценивать однозначно, сводя к дефициту энергетического потенциала, РЭПу, как это часто принято в клинических исследованиях. Специфическим для этой патологии является снижение потребностно-мотивационных характеристик активности, хотя всякое снижение активности вы ражается и в дефиците энергетических характеристик.

Мотивационной природой снижения психической активности объясняется парциальное, неравномерное его проявление. Как было показано, в тех видах деятельности, выполнение которых определялось интересами больных, в которых они могли реали зовать свои способности, склонности, умения, установки, сниже ния психической активности не отмечалось. Наоборот, выполне ние этих видов деятельности характеризовалось энергичностью, повышением динамических показателей активности, высокой про дуктивностью. Однако, как мы видели, это не всегда сочеталось с достаточным уровнем произвольной регуляции, прежде всего социальной, и контроля. Такая диссоциация была связана с тем, что нарушения этих характеристик приобретали характер устой чивых свойств личности. Как было показано (см. гл. VI ), повышенная ситуационная мотивация влияла на изменения динамических характеристик активности, но не могла оказать существен ного воздействия на личностные свойства.

В процессе исследования выделилась группа больных, сниже ние психической активности у которых носило достаточно гло бальный характер, т. е. отмечалось при выполнении практически всех видов деятельности, затрагивало все ее аспекты, включая динамические. Однако и в этих случаях ведущую роль играло снижение потребностно-мотивационных характеристик активности. Эти больные на клиническом уровне характеризовались выражен ным дефектом, как правило, тотального типа.

Ослабление социальной направленности и социальной регуля ции поведения способствует формированию особого способа поз нания внешнего мира, специфических особенностей познаватель ной деятельности. Изучение широкого диапазона разных по струк туре познавательных процессов у больных шизофренией внесло существенный вклад в разработку проблемы психологического синдрома шизофренического дефекта.

Основой методического подхода этого исследования являлись рассмотрение и соотнесение разных аспектов познавательной дея тельности: с одной стороны, личностного, непосредственно связан ного и обусловленного потребностно-мотивационными факторами, социальной направленностью человека, с другой — процессуаль ного аспекта познавательной деятельности, включающего опера ционные характеристики, навыки, умения, т. е. способы ее осу ществления.

В регуляции этих аспектов познавательной деятельности в неодинаковой мере участвуют разные ее компоненты. Личностный аспект связан в первую очередь с потребностно-мотивационными характеристиками регуляции, процессуальный аспект — с ее ис полнительскими характеристиками.

В современной психологии различается влияние на мотивацию двух существенных факторов: личностных диспозиций, в которых отражаются устойчивые характеристики личности, направлен ность, личностные установки и ситуационные факторы, связанные с решением определенной задачи, выполнением конкретной дея тельности [151]. Применительно к нашему исследованию изучение личностного аспекта познавательной деятельности связано с ана лизом личностной мотивации, в то время как исследование про цессуального, операционного аспекта — с анализом в первую очередь ситуационной мотивации. Такое различение не означает разделения и противопоставления этих двух аспектов мотивации. Безусловно, в ситуационной мотивации отражаются ее устойчи вые личностные характеристики.

Как показали результаты исследования, наиболее нарушенным у больных шизофренией оказался личностный аспект мотивации. Его коррекция представляла наибольшую трудность. Нарушения ситуационного аспекта мотивации были выражены в меньшей сте пени, проявлялись не во всех видах деятельности, легче компен сировались. Нарушение исполнительских компонентов регуляции познавательной деятельности существенно зависело от ситуацион ной мотивации. Повышение последней способствовало более ак тивному включению в деятельность исполнительских компонентов. Экспериментальное изучение широкого круга познавательных процессов позволило четко разграничить виды деятельности и условия ее осуществления, в которых наиболее рельефно могли проявиться специфические изменения психической деятельности и выявиться основные компоненты патопсихологического синдрома, лежащего в основе этой патологии. Исследование разных видов познавательной деятельности позволило выявить общие законо мерности нарушений, специфичных для шизофренической пато логии. Эти нарушения закономерно проявлялись в определенных условиях, когда испытуемым не давались критерии для анализа свойств, признаков и отношений предметов, а эти критерии дол жны были определяться самим испытуемым на основе его прош лого опыта, жизненных установок, личностной направленности.

Полученные данные показали, что мотивация и регуляция дея тельности больных шизофренией недостаточно определяются со циальными факторами. В тех видах деятельности, в структуре которых роль социального опосредования была незначительной, больные шизофренией существенно не отличались от здоровых контрольных групп. Снижение влияния социальных факторов на познавательную деятельность проявлялось в нарушении ее изби рательности (см. гл. II ). Такое закономерное нарушение позна вательной деятельности в одних условиях и его отсутствие в других проявляются в диссоциации психической деятельности, отмечаемой на клиническом уровне в качестве специфической ха рактеристики шизофренического дефекта.

Диссоциация познавательной деятельности имеет тенденцию к сглаживанию у больных с большей степенью снижения потребн остно-мотивационного компонента психической деятельности, обусловленного большей тяжестью заболевания. У этих больных •помимо снижения социальной регуляции познавательной деятель ности отмечается недостаточность и ситуационной мотивации, не позволяющей выполнять предлагаемые задания на достаточном уровне, часто независимо от его структуры и сложности, даже при наличии определенных исполнительских возможностей (см. гл. V ). По клиническим данным эти больные характеризовались выраженным дефектом.

Исследование познавательной деятельности больных шизо френией позволило получить данные о нарушении определенных аспектов мотивации и регуляции психической деятельности.

Результаты исследования родственников больных, близнецо вых семей, в которых один или оба близнеца больны шизофре нией, обнаружили существенную роль конституционального фак тора в снижении уровня личностной мотивации, проявляющегося в первую очередь в недостаточном включении в деятельность со циальных факторов. По данным наших исследований, снижение других аспектов мотивации, в частности ситуативных, а также исполнительских компонентов регуляции деятельности, определя ется в большей степени факторами движения шизофренического процесса.

Источник

Оцените статью