Эмоциональные особенности спортивной деятельности

1.3. Психические особенности эмоциональных переживаний в спорте.

Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность — это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека [11, с.62].Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на органические процессы, и поведение человека [1, с.136].

Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее:

1. Эмоциональные переживания, связанные со значительными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе спортивных занятий. Повышенная мышечная активность, составляющая характерную и необходимую особенность спортивных занятий, если они протекают нормально, всегда сопровождается образным состоянием эйфории (повышенной оживлённости действий, речи и т. п.), стеническими чувствами бодрости и жизнерадостности. В случаях перетренировки та же мышечная активность вызывает астенические эмоции: упадок сил, неудовольствие и др.

2. Эмоциональные переживания, связанные с высоким уровнем совершенства в выполнении технически сложных, трудных и опасных физических упражнений. Эти эмоции отражают состояние повышенной общей работоспособности организма, переживание успеха в выполнении данного действия и вызванное этим сознание личного превосходства: приятно ощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными в своих силах, способным выполнить не всякому доступное трудное упражнение. Эти чувства соотносятся со способностью спортсмена направлять большие усилия воли, направленные на преодоление значительных трудностей, что является существенной чертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но и окружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решивший спортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий[8, с.287].

И, наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной попытки при выполнении трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются спортивные занятия, могут вызвать астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое чувство успеха часто имеет в своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных условиях. У опытного спортсмена, в совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием собственного умения и силы, способных преодолеть опасное препятствие.

3. Эмоциональные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы. Эти эмоции всегда имеют очень напряжённый характер, в них отражается большие усилия, направленные на достижение победы или наилучшего результата. По своей интенсивности они намного превышают те эмоциональные состояния, которые доступны человеку в его обычной повседневной деятельности. Нередко они получают своеобразное отражение в мимике эмоционального напряжения. В процессе спортивной борьбы при удачном выполнении ответственного приёма (например, когда футбольный мяч забит в ворота противника), эмоциональное переживание успеха может достигнуть степени бурного аффекта радости. При неудачах нередко наступает чувство растерянности, упадка сил, неуверенности в себе[18,с.76].

Эмоциональные состояния во время спортивных состязаний часто характеризуются наличием сильного возбуждения, получившего название «спортивной злости» и имеющего огромное динамогенное значение. Во время этого состояния спортсмен ощущает в себе колоссальную силу, не чувствует усталости, все его психические процессы обострены, он проявляет способность к очень быстрым и сильным реакциям [10, с.304].

4. Эстетические эмоции. Чаще всего они бывают связаны с восприятием ритма движений, красоты их формы и других сторон, характеризующих совершенство выполнения физического упражнения. Эти чувства возникают при занятиях гимнастикой, фигурном катании на коньках и т. п. Большое эстетическое значение имеют чувства, вызываемые восприятием внешней обстановки, в которой протекают спортивные занятия или соревнования. Её торжественность, красивое внешнее оформление места занятий, одинаковая форма, в которую одеты участники, присутствие многочисленных зрителей, их внимательность, заинтересованность — всё это создаёт у участников соревнований приподнятое эмоциональное состояние и желание добиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивную подготовленность. Когда же внешняя обстановка спортивных соревнований слишком обыденна, это может привести к появлению у спортсмена астенических эмоциональных переживаний[5, с.43].

5. Нравственные чувства, связанные с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехи и неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т. п.). Они являются могучим стимулом мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исход спортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремлений спортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом. Спортсмен, обладающий этим чувством, никогда не откажется от борьбы за интересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была.

Таким образом, для спортивной деятельности характерны:

а) яркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;

б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции — от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единое целое;

в) динамичность эмоциональных состояний во время спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др.

Источник

Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности

Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях.

Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Психологи выделяют следующие эмоциональные состояния спортсменов [28]:

· соревновательное возбуждение – характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

· боевой настрой – сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

· спортивная увлеченность – сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта;

· спортивный азарт – отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

· спортивная злость – чаще всего возникает как фрустрация – кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

· состязательность – представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству;

· агрессивность – эмоция, также направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах;

· спортивная честь – рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

· чувство личного превосходства – проявляется в самолюбовании, зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

· чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях; субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

· чувство спортивной гордости – возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке; характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнованиях, совпадением интересов команды и самого спортсмена.

Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом виде». Как правило, они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя органичное единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт их сильного, глубокого воздействия на характер деятельности спортсмена.

В практической части работы мы исследуем влияние на результативность деятельности спортсмена-пловца двух факторов, относящихся к эмоциональной сфере – эмоциональность спортсмена и его экспрессивность (контроль эмоций).

Эмоциональность – «свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения» [7].

По основанию «эмоциональность» выделяют следующие типы личности [35]:

1. Эмоциональный. Человек такого типа легко возбудим и впечатлителен, действия совершённые в состоянии срыва часто вызывают раскаяние, но неизменно повторяются.

2. Сентиментальный. Для таких людей свойственно самосозерцание, они оценивают мир по собственным эмоциональным реакциям на него, которые им очень важны. Чувства такого человека направлены на собственную персону, он может совершать дурные поступки, проливая искренние слёзы.

3. Страстный. Люди этого типа стремительны и настойчивы в достижении целей, в их жизни эмоции всегда бьют ключом. Свою энергию они отдают на все 100%.

4. Эмоционально-фригидный. Для этого типа свойственен холодный рассудок, такой человек не сможет понять переживания других, у него просто отсутствует такая способность.

Динамическое значение эмоциональности может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию спортивной деятельности и может снижать, тормозить ее. Одни специалисты подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию, для других, наоборот, эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией спортивной деятельности, они возникают при дезорганизации и порождают срыв.

Каждая из этих двух противоположных точек зрения опирается на реальные факты, но обе они исходят из ложной метафизической альтернативы «либо – либо» и потому, отправляясь от одной катего­рии фактов, вынуждены закрыть глаза на другую. На самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива: эмоциональные процессы могут и повысить эффективность деятель­ности, и дезорганизовать ее. Иногда это может зависеть от интенсивности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перей­ти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизую­щий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбужде­ния.

Экспрессивность. «Экспрессивный – выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого социальными нормами. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов» [7].

Считается, что спортсмены должны успокаивать себя и держать свои эмоции под контролем. «Это не означает, что они относятся к соревнованиям без энтузиазма, но спортсмен, обладающий действительно сильным духом соперничества, будет так волноваться и переживать, что легко может наделать ошибок, если не сможет удержать свои эмоции под контролем.

Потребность в контроле над эмоциями существует в большинстве видов спорта. Лучники и стрелки по мишеням учатся успокаивать сознание и контролировать дыхание. Боксеры и представители боевых искусств постоянно сдерживают себя, чтобы не дать волю эмоциям во время схватки. Даже футболистов учат играть со «сдержанной яростью», причем слово сдержанный здесь имеет решающее значение» [20].

На наш взгляд значимость контроля эмоций спортсменом для результативности деятельности будет зависеть не только от вида спорта, но и от уровня эмоциональности спортсмена. Т.е. эти два фактора должны рассматриваться в комплексе, что и отражено в практической части работы.

Источник

Оцените статью