Эмоциональные особенности формирования личности детстве

Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте

Анастасия Киселёва
Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте

Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте

Развитие эмоций в раннем детстве

Эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г. А. Урунтаева, эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.

Примерно в 1,5 – 2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение «хорошо – плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения». Очень часто у детей этого возраста себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

Б. Волосова отмечает, что эмоций детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций».

Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основной для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка.

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:

эмоции неустойчивы и изменчивы;

эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;

— более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

Развитие эмоций в дошкольном возрасте

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постоянно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Детская игра в раннем дошкольном возрасте Детская игра в раннем и дошкольном возрасте 1. Определение игры 2. Особенности игры в раннем возрасте 3. Игра в дошкольном возрасте 1.

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте» «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка». Важным достижением.

Консультация для родителей «Арт-терапия в раннем дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Арт-терапия в раннем дошкольном возрасте» Уважаемые родители! Для начала разговора давайте вместе разберемся,.

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.

План конспект развлечения в раннем дошкольном возрасте «В гостях у весны» Программные задачи: Активизировать речь детей. Закрепить знания детей о домашних животных. Познакомить детей с устным народным творчеством.

Презентация «Развитие предметно-пространственной среды в раннем дошкольном возрасте» Данная презентация может быть полезна для педагогов ДОУ, для родителей. В ней представлены варианты настольных развивающих игр, направленных.

Сенсорное развитие детей в раннем дошкольном возрасте Цель: заинтересовать родителей в развитии мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей. Задачи: 1. Повысить уровень знаний у родителей.

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и.

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Л. С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам.

Источник

Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения

Оглавление

Глава 1.История изучения личности и эмоциональной сферы ребенка

§ 1. «Донаучный» период

§ 2. «Научный» период

Глава 2. Основные этапы формирования личности в детстве

§ 1. Основы периодизации формирования личности

§ 3. Раннее детство

§ 4. Дошкольное детство

§ 5. Младший школьный период

§ 6. Подростковый период

Глава 3. Норма и отклонения в формировании личности ребенка

§ 1. Основные подходы к пониманию нормы и отклонений в формировании личности

§ 2. Проявления отклонений в формировании личности ребенка

Глава 4. Развитие эмоциональной сферы и эмоциональные показатели отклонений в формировании личности

§ 1. Эмоциональные показатели формирования личности

§ 2. Эмоциональные нарушения и отклонения в формировании личности

Глава 5. Изучение нормально и отклоняющегося формирования личности дошкольника

§ 1. Формирование личности в младенчестве

§ 2. Формирование личности в раннем детстве

§ 3. Кризис трех лет

§ 4. Формирование личности в дошкольном детстве

Глава 6. Изучение нормального и отклоняющегося формирования личности школьника

§ 1. Психологическая готовность ребенка к школе

§ 2. Формирование личности младшего школьника

§ 3. Формирование личности подростка

Глава 7. Психологические основы диагностики и коррекции отклонений в формировании личности ребенка

§ 1. Диагностика отклонений в формировании личности

§ 2. Коррекция отклонений в формировании личности

Предисловие

Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высокосознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.

В свою очередь, задачи науки, прежде всего психологии, заключаются в изучении закономерностей становления такого человека в нашем обществе. Именно направленность человека, сто нравственная позиция, т. е. сущность человека как социального существа, и рассматриваются в отечественной психологии в качестве высшего целостного способа существования индивида— в качестве личности. Общепринятым в отечественной пси­хологии является и положение о прижизненном и гетерохронном формировании личности по мере расширения социальных связей и деятельностей ребенка.

Восходя к основным категориям марксистской методологии, можно сказать, что ребенок становится личностью по мере все более активного вхождения в общественную жизнь. При этом существенной характеристикой зрелой личности становится преобладание аспектов социального производства над процессами потребления. Субъект общественного потребления, и освоения превращается в субъекта общественного производства. Именно эта трансформация, на наш взгляд, составляет «ядро» формирования личности гражданина нашего общества. Не труд ради потребления, а потребление ради неограниченного социального творчества выявляет подлинные качества человека как члена общества, придает ему родовые, всеобщие характеристики.

Так, по мнению Ф. Т. Михайлова, «. личность — это и есть всеобщее, родовое определение человека. Человек как субъект свободной (целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств) деятельности и определяется точно и однозначно — личность» (Философско-психологические проблемы развития образования, 1981, с. 53). Таким образом, в идеале зрелая личность ориентируется, прежде всего, на социально значимое творчество, включающее и созидание самого себя. «Человеческая деятельность по самой своей сущ­ности, по характеру осуществления, по общественно-культурной значимости есть творчество, а потому для всесторонне разви­той личности творчество есть способ ее бытия» (там же, с. 34— 35).

В то же время весьма существенными для личности в нашем обществе являются чувство коллективности, или «коллективистическое самоопределение» (А. В. Петровский, В. В. Шпалинский, 1978), и чувство ответственности как эмоциональное отношение к своему предназначению и социальной роли. Формируясь в конкретной социальной группе, личность не может быть полностью зависимой от нее, т. е. конформной. Коллективистическое самоопределение личности в группе и представляет такую избирательность к социальным воздействиям, которая регулируется прогрессивными убеждениями и идеалами.

Все эти особенности зрелой личности, как предмет формирования, выявляются, конечно, с учетом конкретных условий развития общества на данном историческом этапе. Речь идет о выявлении определенных эталонов, как естественного продукта, так и самого процесса формирования личности, т. е. качественных особенностей на каждом возрастном этапе. По-видимому, такое генетико-психологическое обобщение закономерностей формирования личности дает нам, прежде всего, описание определенной нормы психического развития. Понятно, что без достаточно ясного представления о нормальном ходе процесса формирования личности невозможно ни полноценное воспитание и обучение, ни адекватное общение с представителями подрастающего поколения. Здесь достаточно сослаться на огромный успех документального фильма Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?», благодаря которому «взрослая» аудитория не только по-новому увидела современную молодежь, но и обнаружила «нормальность» самых экстравагантных форм поведения, обычно осуждаемых общественным мнением взрослых.

Значительные нарушения нормального хода процесса формирования личности, имеющие характер психического заболевания и ведущие к деградации и распаду личности, относятся к области патологии. В то же время существует обширная область проявлений личности, в которой мы не находим еще признаков болезни и разрушения (например, проявление крайнего эгоцентризма), но в то же время эти проявления нельзя рас­сматривать как нормальные, как естественно порождаемые существующими общественными отношениями. В психиатрии для описания подобных явлений используется термин «акцентуация» (А. Е. Личко, 1983), однако в психологическом контексте он представляется не слишком удачным, ибо предполагает достаточно непосредственные и однозначные связи между индивидуально-психологическими особенностями (в значительной степени биологически предрасположенными) и направленностью личности. Психологические же исследования указывают на сложноопосредствованный и неоднозначный характер этих связей (Л. И. Анцыферова, 1981; А. Г. Асмолов, 1979).

В патопсихологии и дефектологии интеллектуального развития область между нормой и патологией обозначена термином «задержка психического развития» (ЗПР). Для онтогенеза личности пока нет аналогичного термина. В данной работе используется рабочий термин «отклонения в формировании личности» (ОФЛ). Под ОФЛ понимаются как значимые задержки в наступлении соответствующего для данного возраста качественно своеобразного этапа формирования личности, так и те варианты формирования, которые по своей сущности не совместимы с социально приемлемыми эталонами.

Понятно, что задача формирования зрелой, гармонически развитой личности неявно включает и профилактику ОФЛ, ибо развитие последних может служить опосредствующим звеном и основой возникновения, как невротических заболеваний, так и алкоголизма, асоциальных тенденций (Б. С. Братусь, П. И. Сидоров, 1984; А. М. Халецкий, 1970). Коррекция ОФЛ в семейной и общественной практике может происходить и стихийно, но это требует не только благоприятной социальной ситуации, но и максимальной мобилизации внутренних ресурсов самого ребенка.

В плане профилактики отклонения в формировании личности как своеобразные «болезни» личности аналогичны болезням тела. Чем раньше удается диагностировать патологические изменения в организме, тем легче и успешнее протекает лечение. Как известно, легкий кариес зуба, вызывающий болезненные ощущения, своевременно излечивается почти безболезненно. В дальнейшем усиливающийся кариес превращает жизнь человека в мучение, и запоздалое обращение к дантисту часто уже не может спасти больной зуб. Отсюда понятно, что максимально раннее обнаружение ОФЛ создает вполне реальную возможность безболезненного восстановления нормального хода процесса формирования личности.

Несмотря на объективно существующую необходимость своевременного выявления ОФЛ, научная разработка этой задачи значительно отстает от разработки задач патопсихологической диагностики. Немногочисленные работы, посвященные ОФЛ, или имеют довольно описательный и локальный характер (Дети с отклонениями в поведении, 1963; Л. С. Славина, 1966; М. Herbert, 1974; J. Kauffman, 1977), или тяготеют к описанию набора симптомов, требующих медицинской терапии (А. И. Захаров, 1982; А. Е. Личко, 1983). Чаще всего изучение ОФЛ имеет фрагментарный и побочный характер, ограниченный лишь подростковым возрастом, где возникает уже необходимость не столько профилактики отклонений, сколько принудительной коррекции.

Данная работа и направлена на восполнение существующего пробела в возрастной психологии. Отправным пунктом и исходной задачей при этом должно быть выявление качественного своеобразия основных этапов формирования личности в детстве, характеризующего нормальный ход процесса формирования. Отсюда строятся соотношения нормы и отклонения, возможности их качественной дифференциации, показатели диагностики и т. п.

Многочисленные работы, начиная с Б. Перэ (1879), В. Штерна (1922) и Л. С. Выготского (1984), уже показали органичную связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы. «Участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» (Л. С. Выготский, 1984, с. 297). Чаще всего эта связь прослеживалась лишь в отдельные, кризисные этапы (например, «аффект неадекватности»), что не обеспечивало выявления общих закономерностей в работе эмоциональной сферы. На наш взгляд, впервые ОФЛ обнаруживаются именно в динамике эмоциональной сферы (Г. М. Бреслав, 1983). Эмоциональные нарушения, представленные не так называемыми негативными эмоциями (гнев, страх, тоска и т. п.) или формами поведения (агрессивность, избегание и т. п.), а нарушением общих свойств эмоциональной регуляции (ситуативности, избирательности и т. п.), могут, на наш взгляд, выступать первым существенным показателем возникновения аномалии в «зоне ближайшего развития» личности. Как весьма значимые «сигналы опасности», эмоциональные нарушения выявляют «зону риска» формирования личности, в которой вероятность асоциаль­ных или болезненных изменений резко возрастает.

Безусловно, своевременность воспитательных коррекций определяется как степенью развития ОФЛ, так и возрастным этапом. С годами происходит неравномерное и последовательное снижение пластичности ребенка по отношению к воспитательным воздействиям благодаря становлению более устойчивой структуры личности. Этот факт с учетом гетерохронности такого становления позволяет говорить о том, что чем позже мы обнаружим ОФЛ, тем сложнее окажется задача восстановления нормального процесса.

Эта книга является теоретическим исследованием и не может претендовать на простоту и методическую развернутость практических руководств по диагностике личности и воспитанию. Тем не менее одной из наших задач является описание способов диагностики ОФЛ в детстве. В свою очередь, решение диагностической задачи требует та освещения путей преодоления нежелательных явлений в процессе формирования личности.

Теоретической основой данного исследования явились работы Л. С. Выготского и А. В. Запорожца. Не останавливаясь на хорошо известных методологических положениях Л. С. Выготского, отметим ряд важнейших представлений А. В. Запорожца, чрезвычайно актуальных в контексте данного исследования. Так, критикуя отрицание качественного своеобразия этапов возрастного развития и понимание детства лишь как незрелости, несовершенства, А. В. Запорожец пишет: «Мы попытались обосновать положение, согласно которому возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности» (1978, с. 262). Идеи А. В. Запорожца об амплификации специфически детских форм активности служили важным ориентиром в нашей работе.

В духе идей Л. С. Выготского и А. В. Запорожца используются и основные понятия работы — норма и отклонение формирования личности. Под нормой в данной работе понимается процесс последовательного и закономерного возникновения и функционирования качественных особенностей личности, специфических и необходимых для данного возрастного этапа. Соответственно для каждой конкретной особенности личности (не­зависимо, потребность ли это, или более частный регуляторный механизм) можно более или менее определенно указать нормальные для ее формирования границы сензитивного периода. Нормальный ход процесса формирования личности на данном этапе является в это же время условием перехода к последующему этапу.

В свою очередь, под отклонением понимается отсутствие качественно специфических проявлений нормального формирования личности. Имеются в виду не только задержки в возникновении соответствующих новообразований, но и появление их искаженных форм и чисто негативных новообразований (типа потребности в алкогольном опьянении), которые, прежде всего, ставят преграды для полноценного формирования личности.

Ввиду того, что исходно личность проявляется в пристрастности психического отражения, обеспечиваемой эмоциональными процессами, описание ОФЛ и их профилактика невозможны без выявления роли эмоций и особенностей эмоциональной регуляции на всех этапах онтогенеза в детстве. Именно выявление эмоциональных особенностей формирования личности в детстве и составляет основную задачу данной работы.

В главе 1 намечаются основные исторические вехи изучения формирования личности и эмоциональных процессов. Освещаются работы предшественников современных подходов к психическому развитию, к нормальному и отклоняющемуся формированию личности.

Глава 2 раскрывает основы периодизации и содержание основных этапов нормального формирования личности. Дальнейшее развитие здесь получает периодизация психического развития Выготского—Эльконина. Проводится феноменологический анализ основных психических новообразований на всех этапах детства.

Глава 3 посвящена одному из центральных понятий работы— отклонению процесса формирования личности (ОФЛ). Значение и в то же время неразработанность этого понятия потребовали развернутого изложения теоретических основ дифференциации нормальных и аномальных вариантов формирования личности.

В главе 4 излагаются основные функции эмоциональных процессов и особенности эмоциональной регуляции, на всех этапах детства. Наибольшее внимание уделяется тем эмоциональным характеристикам деятельности ребенка, которые доступны непосредственному наблюдению и имеют наиболее существенное диагностическое значение.

В главе 5 представлен анализ конкретных исследований нормального и отклоняющегося формирования личности ребенка от рождения до школьного возраста. Особое внимание уделяется эмоциональным аспектам развития и аномальным явлениям.

Глава 6 посвящена анализу исследований нормального и отклоняющегося формирования личности школьника (до 14— 15 лет). Показаны основные пути и эмоциональные проявления возникновения ОФЛ в этих возрастах.

В главе 7 излагаются психологические основы раннего вы­явления и предупреждения ОФЛ, т. е. возможности своевременной коррекции нарушений процесса становления зрелой личности в нашем обществе.

Многие вопросы, поднятые в данной работе, остаются открытыми и требуют дальнейшего тщательного изучения. Особенно важным представляется разработка конкретных методик коррекции ОФЛ и их анализ на самом широком материале. Пока эта работа находится лишь в начальной стадии. Тем не менее проведенное исследование может представлять интерес не только для профессиональных психологов и педагогов, но и для всех тех, кто искренне заинтересован в воспитании полноценных граждан нашего общества.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник

Оцените статью