Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ.
3. 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. ФИЗИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КЛИМАТА Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.
Терапевтический климат в свою очередь включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих упомянем оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т. п. ), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.
В этом разделе обсудим физические компоненты терапевтического климата. Обстановка консультирования Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта. Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три — четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т. п. ). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).
Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.
Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности. Структурирование консультативного пространства Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента на звать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента.
В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю.
Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.
Источник
Вопрос 17. Терапевтический климат
1. Определение и значение терапевтического климата
2. Физические компоненты терапевтического климата
3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата
4. Атмосфера доверия
7. Безусловное уважение
1. Терапевтический климат определяется как важный фактор поддержания консультативного контакта между клиентом и консультантом, и его основой является создание особого рода обстановки в пространстве психологического консультирования.
Терапевтический климат имеет следующие компоненты:
• физические, к которым относятся:
— внешняя обстановка консультирования;
— структурирование консультативного пространства;
— структурирование времени консультирования;
• эмоциональные, включающие в себя:
— создание атмосферы доверия (раппорт);
— безусловное уважение клиента.
2. Физические компоненты терапевтического климата обеспечивают физическую и организационную стороны процесса консультирования и помогают достичь относительно четкой его структурированности:
• требования к внешней обстановке консультирования:
— звуконепроницаемый стены кабинета, что создает ощущение спокойствия;
— спокойные тона и уютная обстановка кабинета;
— мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза;
— наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с несколькими участниками консультирования (родители, супруг и т. п.), кушетки или мягкого ковра или матраса для проведения релаксационных занятий;
— неперегруженность интерьера деталями;
— отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта;
— доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора);
• требования к структурированию консультативного пространства:
— знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись;
— необходимо предоставить возможность клиенту определить самому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит о того, какое место занял клиент и от его потребностей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол;
— дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно сохраняться личное пространство каждого из участников’,
— физическое прикосновение имеет характер очень близкого, интимного контакта и возможно только в том случае, если у клиента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт — ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования;
• требования к структурированию времени консультирования:
— правильный выбор длительности беседы во многом определяет эффективность консультативного контакта;
— обязательное наличие часов в кабинете;
— структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы;
— своевременность действий консультанта: каждая реплика, техника или интервенция консультанта для адекватного восприятия и принятия ее клиентом должна осуществляться в подходящее для этого время. Например, на начальных этапах консультирования нельзя вступать с клиентом в конфронтацию;
— типичное время одной консультации — 50-60 минут со взрослым человеком и 30 минут с ребенком;
— обязательное обсуждение с клиентом временных аспектов как всего консультирования, так и каждой отдельной сессии, расстановка временных акцентов обсуждения той или иной проблемы в зависимости от желания и потребности в этом клиента;
— консультант обязан следить за временем и сообщать клиенту об этом.
3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата являются ядром консультативного контакта и обеспечивают наибольший терапевтический эффект в консультировании. Эмоциональные компоненты терапевтического климата основаны на качествах личности консультанта, которые одновременно должны быть его профессиональными навыками.
Важнейшие эмоциональные компоненты терапевтического климата:
• безусловное уважение клиента.
4. Доверие — важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Высокий уровень доверия клиента к консультанту способствует раскрытию клиента и обсуждению им значимых проблем, помогает делиться страхами, чувствами, которые таятся в глубине души клиента.
Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в консультативном контакте:
• искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования;
• полное внимание к клиенту во время консультирования, не предполагающее отвлечения консультанта на посторонние дела или других людей, не имеющих отношения к данному клиенту;
• предоставление клиенту возможности «выговориться» без оценивания, осуждения, поучения и советов;
• корректность в получении информации, отсутствие излишнего любопытства и желания получить информацию о клиенте, не связанную с теми проблемами, с которыми обратился клиент;
• соблюдение профессиональной тайны и принципа конфиденциальности;
• естественность и дружелюбие по отношению к клиенту.
4. Искренность как компонент терапевтического климата предполагает такое поведение консультанта, при котором у клиента не возникает ощущения вторжения или угрозы его внутреннему миру, а присутствует ощущение поддержки.
Существуют следующие характеристики искренности как компонента терапевтического контакта:
• конгруэнтность, то есть консультант должен просто оставаться самим собой и не демонстрировать фасады;
• соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также невербальному поведению;
• соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом: нельзя обсуждать личные проблемы с клиентом.
5. Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиентом, делающая возможным понимание ими друг друга.
Эмпатия имеет следующие характерные особенности:
• это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они — и консультант, и клиент — претерпевают внутренние изменения;
• чуткая реакция консультанта на переживания клиента и восприятие этих переживаний как своих собственных;
• безоценочность консультанта по отношению к клиенту и его переживаниям во многом обеспечивает появление эмпатии в консультативном климате;
• точная идентификация консультантом чувств клиента — злобы, страха, тревоги, враждебности, растерянности, радости, эйфории и т. д. — ключ к эмпатии и одновременно к лучшему пониманию клиентом самого себя;
• наличие эмпатии помогает консультанту в понимании причин определенного поведения клиента — скрытности, сопротивления, страха быть неуслышанным и т. п.;
• сохранение консультантом своей личности и некоторой отстраненности в процессе эмпатийного сопереживания клиенту, отсутствие тотальности его переживаний — обязательное условие для позитивных изменений клиента;
• эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и когнитивное осмысление, то есть умение анализировать чувства и состояния клиента и искать события, вызвавшие их.
Способы, которые может использовать консультант для переживания и демонстрации эмпатии клиенту:
• отражение чувств клиента, когда консультант идентифицирует определенное чувство клиента и говорит ему об этом («Мне кажется, что сейчас вы испытываете. «);
• интерпретация, которая адекватна ситуации и своевременна;
• метафора, сказка, притча и т. п.;
• отражение невербальных проявлений в поведении клиента и подстройка под них.
6. Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента как личности со всеми ее особенностями и ценностями.
Этот компонент терапевтического климата имеет следующие характерные черты:
• терпимость ко всему, в том числе негативным проявлениям личности клиента;
• отказ консультанта от установок личного характера, предостережений клиента от выбора, который не нравится консультанту по личным причинам или из-за соображений «заботы» о клиенте, отсутствие «гиперопеки» со стороны консультанта;
• «скрытая» забота о клиенте не как о человеке, не несущем за себя никакой ответственности, а как о полноценной личности, которая сама делает выбор;
• самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм консультирования;
• в ситуациях, когда консультант по личным причинам не может принять то или иное поведение клиента, он должен, соблюдая профессиональную этику, передать клиента другому специалисту;
• возможны ситуации, в которых консультант может не одобрять поведения клиента, и в таком случае необходим анализ консультантом и клиентом скрытых причин такого поведения.
Источник
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования >> 3. 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КЛИМАТА.
3. 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КЛИМАТА. СОЗДАНИЕ ОБОЮДНОГО ДОВЕРИЯ Люди, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта, находятся в состоянии тревоги и страха. Вначале они не знают, что ждать от консультирования и консультанта, тем не менее приходят на консультацию со своими проблемами и надеждой на понимание. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Если клиент не проникнется доверием, работа консультанта будет неэффективна и бессмысленна. Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта. Успешность создания терапевтического климата обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к консультированию: — необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека. Нельзя забывать, что клиенты тонко чувствуют, интересуется ли консультант ими по существу или только как объектами исследования. Тревогу клиентов отражают цитаты из их признаний: «Он смотрел на меня, словно хотел решить, в тот ли ящичек вложил мою карточку, а не как на другое человеческое существо»; «Я внезапно услышал, как он говорил о случае, и с ужасом понял, что речь шла обо мне». Никто из нас не желает быть трактуемым как «случай», «участник поединка» или «исследуемый»; — во время консультирования все внимание следует уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (например разговаривать по телефону, разрешать входить в кабинет коллегам и обсуждать с ними какие — то, пускай даже важные вопросы, витать в мыслях за стенами кабинета и тп), — надо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться. Он приходит к консультанту не выслушивать поучения и мудрые советы, а рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни; — не следует проявлять излишнее любопытство Консультант не должен походить на детектива. Важна лишь та информация о клиенте, которая необходима для понимания его проблем Если консультант вынуждает клиента чрезмерно раскрываться, клиент после визита испытывает неудобство, переживает чувство вины и нередко прекращает консультирование; — необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким — то причинам обязан делиться с другими сведениями о клиенте (например, при надзоре за консультированием), надо поставить его в известность; — Следует помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультативных встреч. Для этого консультант должен проявлять дружелюбие, искренность, естественность, суметь войти в положение клиента; — к проблемам клиента необходимо относиться без осуждения Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Когда консультант искренне и естественно демонстрирует установку «принятия», клиент чувствует себя понятым и заслуживающим уважения.
Важность «принятия» для роста и изменения личности клиента С Rogers (1961) определил известной гипотезой «если — то»: «Если я искренне и тепло отношусь к человеку, стараюсь найти к нему индивидуальный подход и оценить его усилия, то он реализует те аспекты самобытности, которые прежде подавлял, — станет более интегрированным и способным жить полноценнее, — станет более похож на того, кем ему хочется быть; — станет более уверенным в себе и склонным к самоопределению, — станет более уникальной и самоактуализирующейся личностью, — лучше поймет других и станет терпимее, эффективнее будет сопротивляться жизненным невзгодам».
С. Rogers (1961) сформулировал также вопросы, которые консультант обязан задать себе. Эти вопросы объясняют условия возникновения взаимного доверия и одновременно представляют критерий необходимой самоуверенности консультанта» — Могу ли я быть таким, чтобы другие люди воспринимали меня как надежного человека? — Могу ли я отчетливо выражать свои мысли, чтобы в общении меня понимали недвусмысленно? — Могу ли я иметь в отношении другого человека установки, базирующиеся на теплоте, заботе, уважении, заинтересованности9 — Могу ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отличаться от других? — Могу ли я чувствовать себя достаточно самоуверенным, чтобы позволить другому человеку быть иным, отличным от меня? — Могу ли я позволить себе полностью погрузиться в мир чувств и личностных смыслов другого человека и испытать сходные переживания9 — Могу ли я принять другого человека таким, каков он есть? Удастся ли мне передать ему это? — Могу ли я быть достаточно чутким в отношениях с другими, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза? — Могу ли я освободить другого человека от опасности внешних оценок? — Могу ли я принять другого человека как находящегося в процессе становления или буду стеснен его и своим опытом9 Для установления обоюдного доверия, как теперь обще — признано, консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные С. Rogers (1951): искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям. Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) Искренность — один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Искренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению С. Rogers (1957), конгруэнтность означает, что «в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания. . . Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада. . . Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта». Итак, искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний консультант не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Конгруэнтное взаимодействие позволяет клиенту тоже не скрываться за фасадом в общении с консультантом. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента. Следует отметить, что изложенная точка зрения на проявление искренности консультантом в ситуации консультирования не единственная. Хотя никто не утверждает, что консультант должен быть неискренен или может обманывать клиента, однако насколько ему следует делиться с клиентом собственными чувствами, соображениями о консультировании — мнения не совпадают. В общем консультанты аналитической ориентации значительно меньше делятся с клиентами своими чувствами, нежели это делают консультанты экзистенциально — гуманистической ориентации. Тем не менее все согласны, что откровенность консультанта в отношениях с клиентом имеет предел — консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом. Эмпатия в консультировании Позитивное значение эмпатического понимания для результатов консультирования лучше всего подтверждено эмпирически. Этого значения не оспаривают представители всех ориентации. Эмпатия является sine qua поп (непременным условием) консультирования и психотерапии. Она включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей.
По мнению С. Jung (цит. по: May, 1967), здесь происходит процесс слияния, в котором изменяются как консультант, так и клиент: «Встреча двух личностей подобна соединению химических субстанций; если возникает реакция, они обе изменяются. Считается, что доктор оказывает влияние на пациента в каждом случае эффективного лечения психики, но это влияние возможно, если и на него влияет пациент».
Таким образом, проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это ею собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхожцение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя. Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента: о чем — то клиент не говорит, поскольку этому препятствует бессознательное сопротивление, что — то просто скрывает и о чем — то не рассказывает из — за опасений не быть услышанным (Сох, 1988). Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т. е. сохранить самость. Здесь существует некоторая опасность, которую выразил С. Rogers (1961): «Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно». Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не должно быть тотальным, а только частичным и временным. Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой аффективный и когнитивный навык — аффективный, поскольку позволяет консультанту идентифицировать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события, вызывающие соответствующие чувства (George, Cristiani, 1990). Таков взгляд большинства представителей психологического консультирования на эмпатию как на многоступенчатый процесс. По мнению Gladstein (1983), во — первых, эмпатическое познание осуществляется прежде всего эмоционально, через сопереживание клиенту. Сопереживание не бывает полным. Скорее это процесс, в котором консультант частично испытывает чувства клиента, одновременно сохраняя необходимую отстраненность. Во — вторых, эмпатия является когнитивным процессом, в котором консультант внимательно анализирует то, с чем столкнулся в субъективном мире клиента, и передает смысл содержания клиенту. В — третьих, как отмечает С. Rogers (1975), важна передача эмпатии клиенту.
Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую — нибудь историю, точной метафорой и т. п. В последние годы (обзор Hackley (1978); цит. по: Gelso, Ftetz, 1992) наблюдается тенденция сводить субъективный опыт эмпатии, который консультант может выражать различными способами, к умелому общению. Делается попытка сузить то, что Rogers понимал как «способ существования», до навыка, поддающегося тренировке. Эта тенденция проявляется также в приравнивании эмпатии к одной из техник психологического консультирования — отражению чувств (консультант перефразирует и отражает чувства клиента, чтобы помочь ему в их выражении). Хотя отражение облегчает передачу эмпатического понимания, но сложный и многоступенчатый процесс эмпатии отнюдь не исчерпывается частной техникой. Поскольку эмпатия не является простым навыком, неясным остается вопрос обучения. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуиции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчивает и т. д.
Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999.
Источник