Эмоциональную нестабильность подростка усиливает выберите один ответ
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. Чтобы уточнить мужские и женские стили поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся соответствующими шкалами американского детского опросника (табл. 2.4). Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения. Подростков, страдающих таким своеобразным заболеванием, принудительно кормят и лечат в больницах.
Источник
Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
Источник
Трудности «переходного» возраста
Ко мне обращаются многие родители детей-подростков с просьбой помочь «справиться» с их детьми, которые «отбились» от рук. Надеюсь, что эта информация поможет Вам найти взаимопонимание с ребенком и наладить испорченные отношения. Помните, что нет ничего невозможного и неудовлетворяющие Вас взаимоотношения можно поправить на любой стадии — если только действительно хотеть этого!
Немного физиологии. Подростковый возраст относят на период с 10-11 до 15-16 лет. Он связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. В организме происходят гормональные изменения, что вызывает очень быстрое физическое и физиологическое развитие. В связи с этим, возникают трудности в работе внутренних органов, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и настроения — от бодрости, радости, азарта до разбитости, печали и полной пассивности.
Переживая «гормональную бурю», подростки все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Резко вырастает интерес к своей внешности (формируется новый образ физического «Я»), остро переживаются все изъяны внешности (и действительные и мнимые). Это особо чувствительная зона, требующая от взрослых тактичности, понимания, теплых, доверительных отношений.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания – чувство взрослости и Я-концепция.
Чувство взрослости — это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя взрослым человеком (в 11-13 лет). Проявляется это чувство в желании, чтобы все — и взрослые и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, в желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, своей территории, иногда учебы.
Вот, например, мнение одного подростка: «Да че родаки мной командуют, я же уже не маленький. А они взрослым меня не считают — пристают со всякими глупостями, обвиняют. То пришел домой поздно, то мусор не вынес… А я самостоятельный – захотел позже пришел домой, захотел — раньше. И друзей моих не любят, общаться не разрешают. А у меня с друзьями все в порядке — они клевые.»
Но на самом деле самостоятельность еще не сформировалась, подросток не всегда может ее использовать. Бывает так, что ухудшением поведения подросток вынуждает родителей снова осуществлять контроль над ним. Поэтому родителям необходимо помогать в становлении самостоятельности ребенка, отдавая ему обязанности и в то же время признавая его права (выбор одежды, время сна, прихода домой и т.п.).
Примерно к 15 годам после поисков себя, личной нестабильности у подростка формируется система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Это и есть «Я-концепция».
Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Самоанализ, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой и неустойчивой. Подростки, изучая себя, думают, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их (это явление называют «воображаемой аудиторией»). Поэтому подросток все время чувствует себя в центре внимания окружающих, что усиливает его ранимость.
Поддержать ослабевшее «Я» подростка родители могут любовью и безоценочным принятием, причем подросток готов слышать слова поддержки чуть ли не ежедневно – так уязвима его самооценка.
Важно, чтобы ребенок имел возможность не только получать любовь, но и отдавать ее близким (иначе у него возникает инфантильная, потребительская позиция).
С развитием самосознания связаны склонность к уединению, чувство одиночества, непонятности и тоски. Родителям необходимо создавать условия для самораскрытия ребенка, так как в общении со сверстниками потребность в самораскрытии не удовлетворяется должным образом. Поэтому взрослым нужно научиться просто слушать и понимать ребенка, а не поучать и осуждать.
Неуверенность подростка в себе внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Вот как описывает проблему одна мама: «Наша дочь всегда была доброй, доверчивой, открытой, заботливой, мягкой девочкой. И вдруг она стала недовольна всем и всеми. Ребенок изменился прямо на глазах – обиды, раздражение, грубости и даже агрессия. Самое обидное, что все эти чувства направлены на самых близких людей, которые любят ее и желают добра…».
Подросток обладает сильными, иногда слишком, потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Самостоятельность проявляется в основном в стремлении к свободе от влияния взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях.
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Подросток как бы «примеряет» на себя различные занятия, роли, деятельность. Характер увлечений подростка тесно связан с интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям – один из наиболее действенных путей профилактики проблем, связанных с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.
Общение со сверстниками у подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Обычно подростки дружат с ровесниками того же пола, принадлежат к одной и той же среде. Но бывает дружба и с подростками противоположного своему характера. Объясняется это тем, что ребенок ищет в друге черты, которых ему самому не достает.
У детей в этом возрасте появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании по интересам, способам развлечения, занятиям. Но подростку недостаточно входить в любую группу, которая его принимает. Для него важно входить в группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, — еще одна сфера отношений подростка. Влияние родителей уже ограничено, но его значение огромно! Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах развлечений, молодежной моды, музыки. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Нуждаясь в родителях, их любви, заботе, в их мнении, подростки в то же время испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Наиболее распространенные стили семейного воспитания – демократичный, авторитарный, гипоопека, гиперопека.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не раздражает подростка. Формирование взрослости при таких отношениях происходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих запретов и указаний. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, несамостоятельными, менее нравственно зрелыми, чем их сверстники.
Встречается и стиль воспитания «по типу Золушки» — когда высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, у них трудности в общении, часто они сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – это излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Отношения, складывающиеся по типу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста.
Необходимо упомянуть и о родителях у которых слишком высокие ожидания, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-то талантов; или посвятить матери, для которой он единственный близкий человек, все свободное время; или пойти по пути отца-неудачника и реализовать его мечты 20-летней давности и т.п. С такими родителями обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязываются повышенная моральная ответственность, может развиться невроз!
Любое противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. Например, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.
Подростковый кризис не всегда протекает в форме «кризиса независимости». Иногда подростки предпочитают не ввязываться в борьбу за свою личностную автономию, которая может закончиться не в их пользу. Они выбирают сохранение прежней системы отношений с родителями, которая дает им эмоциональное благополучие и чувство защищенности. Эту форму кризиса определяют как «кризис зависимости», для которого характерен выбор (часто неосознанный) самоопределения по типу «Я ребёнок и хочу оставаться им». Родители обычно воспринимают такой вариант взросления положительно, радуясь тому, что им удалось сохранить благоприятные отношения с ребёнком. Однако для личностного развития подростка это неблагоприятный вариант, результатом которого является затяжная инфантильная позиция «ребёнка», сохраняющаяся не только в период молодости, но даже в зрелом возрасте.
Выбор зависимой по отношению к родителям позиции может определяться внутренними и внешними причинами. К внутренним причинам можно отнести такие личностные особенности подростка, как тревожность, неуверенность в себе. Такой подросток будет избегать ситуаций с неопределёнными последствиями (в том числе конфронтации с родителями), поскольку у него нет уверенности в том, что он сможет добиться своего. Внешней причиной может быть сложившийся в семье стиль взаимодействия родителей с ребёнком. Авторитарный родитель может заставить подростка смириться со своим подчинённым положением, что приведёт к неизбежному искажению его личностного развития.
Ещё одним следствием сглаженного бесконфликтного протекания подросткового кризиса может быть его смещение во времени. Протекание кризиса независимости в 17-18 лет обычно бывает более бурным и осложняется необходимостью решения возрастных задач, свойственных периоду ранней юности.
Потребность быть собой – это стремление к совершенствованию своего «я», к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне. Подросток экспериментирует, пробует «на вкус» жизнь, которая открывается для него с новой, неизученной стороны.
Вы можете получить консультацию Раисы Толочко здесь: вопросы и ответы психолога
Источник