Эмоциональность речи придает синтаксическое средство

Эмоциональность речи

Эмоциональность речи придают специальные экспрессивные средства, в том числе и риторические тропы (от греч. поворот — оборот речи), а также особые принципы их использования.
1. Метафора. Среди этих средств, т.е. риторических тропов, особая роль принадлежит метафоре (вспомните любую пословицу — сколько понадобится слов, чтобы точно «перевести» ее содержание). Метафора (от греч. перенос) представляет собой живой, яркий, привлекательный образ. Вот фрагмент из речи менеджера на презентации проекта фирмы: «Уважаемые дамы и господа! Сегодня мы собрали вас здесь для того, чтобы представить проект, над которым компания работала два последних года. Уверены, что этот проект в скором времени станет главным маяком в необъятных просторах рынка безналичных платежей…». В речи выбран образ (маяк), который сразу помог глубже и полнее представить предмет презентации.
Чтобы научиться «сделать» метафору самому, нужно знать:

· что сравнимые объекты должны быть однородны (нельзя рыбу сравнивать со щукой);

· что должен быть заявлен главный, сущностный признак объекта;

· какую оценку должна нести метафора: улучшать объект оценки или ухудшать.

· что метафору лучше развить, «раскрутить» в речи, соблюдая «единство образа».

2. Ирония (греч. — притворство) — игра значений, прямого и переносного, — также создает свежий, незаштампованный речевой эффект. При этом ирония должна быть созидательным, а не разрушительным приемом речи. К примеру, на одной из деловых встреч в США космонавту А.А. Леонову высказали мнение, что исследования космоса слишком дорого обходятся России. Леонов согласился, но обыграл это так: «Наверно, и испанской королеве было жалко денег на экспедицию Колумба, но она их дала. Кто знает, когда бы открыли Америку, если бы королева пожадничала».
3. Парадокс. Остроумие, свежесть речи может придать парадокс (греч. — неожиданность). Однако этим «оружием» нужно научиться владеть. Парадокс в своем строении четок, краток, логически завершен: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать … послезавтра » (О. Уайльд); «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит» (Джефферсон). Целый философский трактат под названием «Парадоксы» принадлежит Цицерону. Встречается парадокс и в русских пословицах: «Тише едешь — дальше будешь».
4. Намек. Избежать лишней категоричности в оценках, в выражениях похвалы и, напротив, неодобрения помогает намек. Известен исторический анекдот. В британском парламенте шли дебаты. Речь перед своими оппонентами-лейбористами держал лидер консерваторов Черчилль, высмеивая политических противников. Не выдержав, пожилая и некрасивая лейбористка крикнула на весь зал: «Черчилль, вы несносны! Будь я вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!». Выдержав паузу, Черчилль промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил». Вместе с тем намек не должен провоцировать речевой агрессии, нарушения контактов.
5. Градация. Экспрессивность деловой речи придает градация (греч. — постепенное изменение: нарастание или убывание). Это своего рода «лестница» перечисленных слов, словосочетаний. Например, в речи-презентации менеджер так использовал этот прием: «chip — действительно революционный продукт. Смотрите, испытывайте, анализируйте, спрашивайте…».
6. Установить деловой и эмоциональный контакт с собеседником, создать атмосферу гармонии и сотрудничества помогают особые фигуры речи: ободрение и одобрение, уступки и допущения. Марк Твен утверждал: «Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь другого». В деловом взаимодействии также используются комплименты: «Всегда приятно иметь дело с таким партнером» (после длительных, но удачно завершившихся переговоров); «Вы целеустремленный человек, и это приятно» (партнеру, который настоял на своем) и т.д.
7. Вопросы. Определенным этапом обсуждения темы являются вопросы. Кто спрашивает, — тот и ведет, — утверждает поговорка. Функции вопросов при деловом взаимодействии разнообразны: вопрос — удобная форма побуждения собеседника («Другими словами, вы считаете…?»); вопрос — способ привлечения внимания партнеров; вопрос — способ получения от партнера нужного ответа («Простите, я правильно понял, вы согласны наладить контакт с нашей фирмой?»).
В деловом взаимодействии используются разные видов вопросов:

· информационные (для сбора необходимых сведений);

· контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним);

· для ориентации (чтобы узнать, придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее);

· подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения);

· ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника);

· однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа);

· встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию);

· альтернативные (предоставляют возможность выбора);

· направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло);

· провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию);

· вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющей сценарий разговора);

· заключающие (для подведения итогов взаимодействия);

· закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко «да» или «нет»);

· открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: «Почему это случилось?»);

· зеркальные («Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!» — «Никогда?»).

Существуют хрестоматийные примеры, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: «Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?» «В автомобиле!» — буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. «Вот ответ, достойный нашей палаты общин! — пылко обратился Черчилль к шоферу. — Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал».
Итак, нужно учиться использовать действенные аспекты речевого поведения в деловом взаимодействии, учиться «в уме», импровизированно или в записях составлять риторический эскиз речи.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Средства выразительности речи

Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.

Риторические фигуры — такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься. Над изучением средств выразительности речи работали многие филологи, такие как

Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания «живых картин» и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.

Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи

На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рассмотрим каждый троп подробнее.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА

1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:

2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

3. Литота – худ-е преуменьшение :

Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:

4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:

Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

б) с учреждения на его обитателей:

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):

7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:

8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:

9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:

но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:

13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:

Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.

14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:

15. Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:

16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).

17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.

19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали

20. Архаизмы— слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.

В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического

21. Заимствования — Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):

Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:

3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:

4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:

10. Водные слова используются для того, чтобы выразить

11.Обращения— используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику

12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:

Источник

Оцените статью