Эмоциональное заражение это психологический механизм

Эмоциональное заражение: как передаются переживания

Зачастую мы уверены, что сами отвечаем за свои эмоции, но так ли это на самом деле?

Читайте также :

Эмоциональное заражение — это ситуация, при которой психологическое состояние передаётся от одних людей к другим. Участвовать в таком процессе могут как отдельные персонажи, так и группы лиц. Чтобы заражение осуществилось, нужен непосредственный контакт. Чаще всего приводят в пример психологию толпы, которая паникует как один человек, однако также можно «заразиться» через виртуальное общение и другие виды взаимодействия. Так или иначе, результатом станет передача состояния психики.

Одна из точек зрения на вопрос, разрабатываемая американским социальным психологом Элейн Хатфилд, гласит, что эмоциональное заражение осуществляется с помощью автоматического подражания и синхронизации выражения лица, звучания голоса, позы и движений с другими людьми. Неосознанно «зеркаля» выражение эмоций других людей, мы действительно начинаем ощущать те же эмоции, что и они. Неудивительно, ведь исследования говорят о том, что даже поза может влиять на наше самоощущение.

Элейн Хатфилд разделяет процесс эмоционального заражения на два этапа.

Шаг 1: Мы подражаем людям. Например, если кто-то улыбается вам, вы улыбаетесь в ответ, и часто это происходит помимо нашей воли.

Шаг 2. Наши собственные эмоциональные переживания меняются на основе невербальных сигналов эмоционального характера. Например, улыбка помогает чувствовать себя счастливее, а вот угрюмое выражение лица портит настроение.

Эмоциональное заражение тесно связано с эмпатией, хотя эти понятия и не совпадают в полной мере. В работе «Искусство любить» Эрих Фромм отмечает, что эмпатия предполагает некоторую автономию, тогда как эмоциональное заражение — это непосредственная реакция, которая в меньшей степени располагает к разделению личностных и внешних переживаний.

Кроме Элейн Хатфилд, изучением эмоционального заражения занимались психологи Джон Касиопо и Ричард Рапсон. Их исследования показали, что сознательные оценки, которые люди дают своим переживаниям, в значительной степени зависят от того, что говорили другие. На интенсивность, с которой проявляется этот феномен, влияет ряд факторов: то, насколько человек зависим от других социально, прочность связей внутри группы, в которой оно происходит, личностные свойства человека, ряд демографических характеристик.

Как уже упоминалось выше, для того, чтобы разделить эмоции других людей, необязательно видеть их лично. Эксперименты, которые проводились на базе Facebook и Twitter, показали, что эмоции транслируются и в виртуальном пространстве.

Интересно, что в этом случае заражение происходит без участия невербальных сигналов. Однако невозможность видеть позы и выражения лиц, а также слышать голос других людей, компенсируется новыми средствами передачи эмоций, которые используются при общении в интернете. Это определенная стилистика (вы точно знаете некоторое количество людей, злоупотребляющих капслоком и знаками препинания), характерные ошибки, которые люди совершают, когда нервничают и торопятся, а также специфика использования эмотиконов и стикеров. Эта область ещё ждёт своих исследователей — дарим идею.

изнутри или снаружи?

Читайте также :

Узнали бы мы, как именно веселиться, как чувствовать вину и как скорбеть без должной толики социального научения? Есть две точки зрения на природу эмоционального заражения, различие которых восходит к вечной дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.

Согласно одной из них (Хатфилд), этот тип взаимодействия представляет собой автоматическое и бессознательное поведение. Процесс начинается с того, что «отправитель» выражает эмоции, «получатель» их считывает и автоматически имитирует, а благодаря афферентной (сенсорной) обратной связи превращает в ту же эмоцию, которую чувствует «отправитель».

Другое мнение, основанное на теории социального сравнения, предполагает, что эмоциональное заражение — это более сознательный и опосредованный процесс. Люди участвуют в социальном сравнении, чтобы понять, насколько их поведение уместно. Чтобы понять, насколько для нас важно мнение окружающих, и насколько определяющим оно является для того, чтобы решить, какие действия социально приемлемы, достаточно вспомнить классический эксперимент с куклой Бобо, стэнфордский тюремный эксперимент или тест Аша.

в структурах мозга

С нейробологической точки зрения проявление эмоционального заражения связывают с активностью зеркальных нейронов. Витторио Галлезе из Пармского Университета обнаружил в премоторной коре макак класс нейронов, которые активизируются в случаях, когда обезьяны выполняют целенаправленные движения рук, а также — когда наблюдают, как то же действие делают другие.

Исследования на людях показывают активацию премоторной коры и теменной области мозга в момент восприятия чужих переживаний. Галлезе предполагает, что наблюдатель получает непосредственное эмпирическое понимание того, что переживает ближний, за счёт нейронной активации.

Амигдала — одна из структур мозга, которая лежит в основе эмпатии, позволяя осуществиться эмоциональному заражению. Базальные области участвуют в создании биологической связи, благодаря которой один человек может воссоздавать физиологическое состояние другого. Психолог Говард Фридман считает, что благодаря этому одни люди могут вдохновлять других своими действиями: выражение лица, жесты, телесный язык говорящего передаёт аудитории его эмоции.

так плохо это или нет?

Читайте также :

В некоторых случаях эмоциональным заражением можно управлять сознательно. Обычно речь идет о том, что лидер мнений или группа лиц, преследуя собственные цели, стремятся вызвать у общества какие-то эмоции. Как известно, большая власть рождает большую ответственность, так что от лидера полностью зависит, будет ли он использовать влияние для того, чтобы вдохновлять людей на созидательную деятельность или, скажем, сеять панику, после чего предлагать «лекарство» (такая стратегия используется для того, чтобы получить больше контроля).

Возможность эмоционального заражения открывает простор для манипуляций, в том числе в межличностных отношениях. Люди могут агрессивно включать других в пространство собственных переживаний, чтобы получить внимание и какие-то блага для себя. Важно разделять просьбу о поддержке и стремление управлять другими. Впрочем, иногда манипуляции, как и склонность им поддаваться, бывают неосознанными. Признание эмоций и признание их происхождения может быть одним из способов избежать эмоционального заражения.

Читайте также :

Именно способность подмечать состояние сородичей и быстро на него реагировать, а также сигнализировать о своём состоянии стала важным фактором развития человеческого вида. Предупреждать других об опасности, вдохновлять на совместную деятельность или увлекать игрой — всему этому мы научились ещё на заре человечества.

Однако с развитием интеллекта и общества стало возможным осознанное управление этими процессами. Именно поэтому в некоторых случаях лучше позволить себе проявить эмоции, а в некоторых — сдержаться. В особенности это относится к руководителям, преподавателям и работникам СМИ. И, конечно, умение контролировать себя важно для личных и семейных отношений. Когда люди находятся в тесной эмоциональной связи, их переживания неизбежно влияют на переживания друг друга.

Неприятные эмоции скорее приводят к заражению настроением, чем приятные. Однако разделение негативных эмоций может быть полезным, ведь высказать их — это уже сделать шаг к преодолению ситуации. Это заметно в национальных ритуалах и религиозных практиках. Например, плакальщики на похоронах задают тон общему страданию, позволяют остальным людям открыто прожить своё горе (при этом не важно даже, насколько в голос убивающиеся люди искренни — плакальщики часто нанимались за деньги). Сегодня у нас почти нет выраженных регламентов для выражения эмоций, так что приходится справляться самостоятельно.

И всё же «заразить» других можно и воодушевлением, и весельем. Иногда мы просто не можем перестать хохотать, когда смеётся кто-то другой — именно поэтому смотреть комедии или стендап-шоу бывает особенно хорошо в компании людей со схожим чувством юмора. Часто мы сами отказываем себе в синхронии позитивных переживаний, опасаясь явно проявить чувства, руководствуясь комплексами и страхами. Переживание совместных позитивных эмоций с другими людьми — это огромное удовольствие, а искренние моменты, которое оно приносит, ложатся в основу прочных эмоциональных связей.

Источник

2. Психологическое заражение

Социально-психологическое заражение является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности. Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а проявления — самые разнообразные. Иногда даже целые народы могут подвергаться массовым психозам, которые воплощаются в разных вспышках душевных состояний — от спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза.

Психологическое заражение — это неосознаваемая, непроизвольная склонность индивида к определенным психическим состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание и более-менее осознанное принятие внешне очевидных образцов поведения (как в подражании), а через передачу определенного психического настроя, который имеет большой эмоциональный заряд, из-за обострения чувств и страстей.

Психологическое заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и напевать фашистские песни). Экспрессивная функция связана со снятием психического напряжения и ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.

Эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между контактирующими индивидами.

Психологический механизм заражения в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоционального воздействия партнеров по общению. При этом сила роста страстей, которые создают психический фон заражения, прямо пропорциональна величине аудитории и степени эмоционального напряжения индуктора или коммуникатора, то есть человека, который влияет на аудиторию.

Исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», которая возникает в основном в открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного «отражения» по моделям обычной цепной реакции. Такой эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе.

Важную роль в процессе заражения играет общность оценок и установок, свойственных массе людей, склонных к заражению. Так, во время массовых зрелищ стимулом, который влияет на общность оценок, предшествующих заражению во время выступления популярного актера или политика, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, способствующего развитию ситуации по законам заражения. Знание этого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до откровенного возбуждения — состояния экстаза.

Мера, в которой различные аудитории поддаются психологическому заражению, зависит от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, конкретнее — от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливым является утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Б.Ф. Поршнев был прав, когда отмечал, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее является отношение индивидов к силам, которые автоматически побуждают их к тем или иным действиям или переживаниям, а потому слабее становится действие механизмов психологического заражения.

И все же нельзя сказать, что в современных условиях проблема заражения совсем устарела. Никакой рост самосознания не отменит таких массовых форм психического заражения, как, скажем, «боление» на стадионах во время спортивных соревнований и т. д.

Социальная психология в большом долгу перед обществом по изучению этой проблемы — здесь пока существуют лишь отдельные описания и наблюдения, но по сути отсутствуют фундаментальные исследования процессов и механизмов психологического заражения.

Источник

Феномен психологического заражения

Каждый человек является частью социума и не может существовать без общества. Когда человек объединяется с толпой, он чувствует себя более защищенным и уверенным. Взаимоотношения в обществе являются индивидуальными, поэтому вполне допустимо применение разных форм воздействия на психику индивида. Одним из таких феноменов в психологии является психическое заражение, о котором вы узнаете в данной статье.

Что такое психологическое заражение?

Под определением «психическое заражение» подразумевается метод управления деятельностью человека в группе. Оно считается одним из первых среди большого количества механизмов воздействия. Таким образом, человек на бессознательном уровне подвергается воздействию извне, которое очень сильно влияет на психологическое состояние.

Психическое заражение происходит посредством работы механизма, направленного на внушение. Самым ярким примером данного феномена являются рекламные ролики, установленные правила общественного поведения и прочее. Индивид начинает бессознательно подстраиваться под окружающих, именно в этот момент и происходит феномен заражения.

Феномен психического заражения и его признаки

О наличии психического заражения могут говорить следующие факторы:

  1. Эффект домино и дальнейшее его нарастание, например, когда определенная группа заряжается энтузиазмом в любой из сфер деятельности.
  2. Возможность проявления данного процесса абсолютно по-разному.
  3. Психическое заражение напрямую зависит от развитости личности с обществом.

Стоит отметить, что развитость играет большую роль в том, насколько люди подвержены психическому заражению. Чем более развита личность, тем сложнее происходит убеждение ее в чем-либо. Таким образом, можно говорить о том, что от интеллекта зависит то, как человек будет воспринимать информацию извне.

Что такое внушение и как оно действует?

Внушение можно считать главной предпосылкой, ведущей к феномену психического заражения. Под внушением подразумевается психическое воздействие на человека, при котором его делают неспособным относиться критически к источникам, предоставляющим информацию, и анализировать.

Внушение можно вполне приравнять к гипнозу или же зомбированию, так как источник внушения может держать под контролем происходящее. В конечном итоге внушения многое зависит от двух сторон — от того, кто внушал, и кому внушали. Огромную роль в данном вопросе играет уровень развития и умение выстраивать социальные отношения.

Исследования, связанные с феноменом заражения

Уже достаточно давно ученые начали свои исследования, чтобы понять, как происходит феномен психического заражения. Первым, кто решил дать характеристику данному феномену, стал психолог Гюстав Лебон. Он попытался разобраться, как массовое сознание влияет на отдельного человека.

Согласно работам Гюстава Лебона, дух и настрой толпы оказывает свое воздействие на индивида, благодаря чему тот готов отдавать толпе свой эмоциональный настрой, чувствуя себя частью группы. Если же индивид находился с собой один на один, то наблюдать такой психологический феномен не приходилось. Лебону удалось выявить некоторые закономерности в процессе психического заражения.

Еще одним ученым, который решил изучить психологическое заражение стал Габриэль Тард. По его мнению, главной составляющей психического заражения является подражание. Многие вещи в социуме происходят благодаря подражанию.

Среди российских социологов тему психического заражения затронул Борис Поршнев. Его теория о внушении принесла огромный вклад в социологию, а также его работами заинтересовалось большое количество социологов.

Чтобы не поддаваться стереотипам, влиянию окружающих и психологическому заражению, следует развивать способность мыслить критически. В этом поможет курс Викиум «Критическое мышление«.

Источник

Оцените статью