Эмоциональное взаимодействие родителей с детьми

«Эмоциональные взаимоотношения родителей и детей»
статья по теме

Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным.

Скачать:

Вложение Размер
konsultaciya_dlya_roditeley_emocionalnye_vzaimootnosheniya_roditeley_i_detey.docx 16.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональные взаимоотношения родителей и детей»

Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже».

В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.

Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шлепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.

Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Любовь в таком случае вообще становится условной, т.е. буду любить, если ты будешь таким как хочу. Безусловная любовь к ребенку подменяется желанием извлечь выгоду для себя, удовлетворить какие — то свои амбиции. И очень часто родители прямым текстом говорят ребенку, что если ты не будешь делать так то и так то, то я тебя любить не буду. Даже страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что может случится такое, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле. Дети очень искренни в своих чувствах, и наделяют искренностью любую фразу сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «меня не любят». Доводы родителей типа «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Тон, с которым все это произносится гораздо важнее слов и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают», который формируется в виде ощущения себя плохим, «не таким», несчастливым.

В результате ребенок остается один на один со своими переживаниями, непонятый, покинутый и как ему кажется «нелюбимый». А неудовлетворенная потребность в принятии и любви играет большую роль в развитии агрессивности и девиантного (т.е. нарушенного) поведения, а у некоторых детей (зависит от индивидуальных особенностей) может вызывать замкнутость, сверхзависимость, глубокую тревожность.

Однако помимо эмоционального дистанцирования в отношениях с ребенком может возникнуть и другая форма неэффективного взаимодействия – симбиотическая связь, т.е. слияние с ребенком, стремление удовлетворять все его потребности, оградить от всех трудностей. Часто такой родитель испытывает чрезмерное беспокойство за своего ребенка. Ребенок кажется ему беспомощным, несамостоятельным, маленьким, беззащитным. И с каждым кризисным моментом, когда ребенок так или иначе начинает отделятся от родителя тревога все более нарастает. Родитель все больше пытается контролировать свое чадо, занижать его способности и возможности.

Такое симбиотическое взаимодействие ведет к развитию созависимого поведения, когда и мать не может без ребенка и ребенок без матери. Ребенок заражается тревогой матери, у него остаются неразвитыми волевые качества, он не может принимать самостоятельных решений, у него низкая самооценка, в поведении и общении он инфантилен.

Так каким же все-таки должно быть эффективное взаимодействие с ребенком? В первую очередь оно должно быть лишено условности. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способны, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть, за то что вы дали этому ребенку жизнь, за то что он живет, за то что это самый близкий человечек.

Но это вовсе не означает, что вы не имеете право сердиться на ребенка или ругать его, совсем наоборот, нужно просто научиться делать это правильно. Нужно научиться говорить о своих чувствах и нужно научиться слышать чувства другого. Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое высказывание типа: «Вот бестолковый!», «Что же это за ребенок такой», «Ах, ты жадина, вредина» и т.д., наносят непоправимый вред контакту с ребенком. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только конкретный поступок и проговаривать чувство, которое этот поступок вызвал, например: «Я не люблю когда дети пачкаются, я сержусь» вместо: «Вот неряха, только посмотри на себя!». В первом случае вы не только обозначили собственные чувства и избежали критики личности в целом, вы смогли использовать и безличное сообщение, т.е. относящееся не только к конкретно его поступку, а к любым таковым. Кроме того, всегда когда мы ругаем ребенка необходимо находится на одном с ним уровне, т.е. присесть, взять на колени или на руки, это ставит вас в позицию равенства, помогает сблизиться с ребенком.

Однако оценку личности ребенка не стоит выносить не только тогда, когда мы ругаем ребенка, но и тогда, когда хвалим. Часто мы подчеркиваем в ребенке то или иное достоинство: «Какая ты у меня умная», «Какой ты сообразительный» и забываем похвалить самое главное хороший поступок или плод труда такими замечаниями как «Я так рада, что ты столько всего знаешь», «Как здорово, что у тебя получилось…построить, нарисовать». Хвалить ребенка нужно обязательно, особенно застенчивых, неуверенных в себе деток, отмечать даже самые незначительные успехи. Но ни в коем случае не хвалить на пустом месте, иначе такое захваливание может привести к чрезмерно завышенной самооценке, эгоизму, нетерпимости к другим людям. Захваленный родителями ребенок будет ждать такого же особого отношения и от других людей или детей, что может привести к различным осложнениям как к личностным так и межличностным.

Источник

Эмоциональный компонент детско-родительских отношений

Ляшенко Леана
Эмоциональный компонент детско-родительских отношений

Все мы родом из детства. Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с собственными родителями, является фундаментом для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, что бы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не может стать полноценной личностью. В случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви различна. На стороне родителя эмоциональная связь выступает в виде родительской любви, материнской и отцовской, а на стороне ребенка – в виде привязанности, а затем сыновьей (дочерней) любви. Родительская любовь имеет социо-культурную, историческую природу. Вплоть до 18 века общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социо-культурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не рассматривали родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость и высокая смертность. Родители делили внимание между многими детьми, часто теряя их в самом раннем возрасте. Длительное интимно-близкое эмоциональное взаимодействие с ребенком в раннем возрасте для большинства родителей было затруднено в силу образа жизни семьи и семейного уклада. Только во 2-й половине 18 века в Европе материнская любовь становится обязательной нормой, установкой (Кои 1888г.). В современном обществе ценность родительской любви несоизмерима. Обязанность родительской любви предписывается обществом человеку как «норма» психического здоровья, а на родителя, столкнувшегося с несчастьем нелюбви к своему ребенку, навешивается ярлык патологии. Однако обвинение и осуждение таких родителей при условии заботы, внимания и опеки в отношении ребенка было бы неадекватно, потому что любовь к ребенку – это не врожденное чувство, а формируется при жизни в ходе практики. Взрослый человек, наверное, большую часть своей жизни преодолевает то, что было заложено в первые пять лет жизни. Выросший в отсутствии любви человек, скорее всего, будет искать ее на протяжении всей своей взрослой жизни, нежели реализовывать потенциал, заложенный в него при рождении. Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь, как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формой проявления. Э. Фромм противопоставлял материнскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требовательную. Материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоинствами и достижениями ребенка, она слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, к самоотдаче. Отцовская любовь – требовательная, условная, любовь, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной и формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца – носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская и материнская любовь, их интериоризация и синтез обеспечивают формирование духовно здоровой зрелой личности. Если жизненные ценности мамы и папы разные, ребенок живет в разладе, воспитывается в атмосфере противоречий. Естественно, что в большей степени ребенок усвоит ценности того из родителей, от которого исходит безусловная любовь. Подрастающий ребенок развивается в здоровую личность прямо пропорционально количеству и качеству любви, которую он получает. Точно так же как растение нуждается в солнечном свете и влаге, ребенок нуждается в любви и заботе. В детско-родительских отношениях можно выделить следующие варианты эмоциональных отношений:

Безусловное эмоциональное принятие (любовь не смотря ни на что);

Условное эмоциональное принятие (любовь обусловленная достижениями);

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви);

Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия);

Эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

Рассмотрим основные из них:

Безусловное эмоциональное принятие.

Детям невозможно дать слишком много любви. Нескончаемый поток любви и одобрения от родителя к ребенку – источник его эмоционального и физического здоровья. В основе прочных взаимоотношений родителя и ребенка лежит безусловная любовь. Безусловная любовь способна помешать развитию у ребенка обидчивости, предотвратить возникновение чувства страха, оградить от ощущения собственной ненужности, неполноценности. Безусловная любовь станет путеводной нитью, благодаря которой родители могут понять, каковы их отношения с ребенком здесь и сейчас, и что вам нужно делать дальше. И так, что же такое безусловная любовь? Безусловная любовь – это когда вы любите ребенка независимо от его качеств и особенностей, склонностей, достоинств и недостатков, независимо от его поведения и от того, насколько он отвечает вашим ожиданиям, удовлетворяет вашим потребностям. Безусловная любовь – это когда вы любите ребенка даже тогда, когда поступки его вам не нравятся. Безусловная любовь – это идеал. Мы не можем испытывать абсолютную любовь к ребенку все время, постоянно. Но чем ближе мы будем подходить к этому идеалу, тем увереннее мы будем себя чувствовать, и тем более благополучным и спокойным будет расти наш ребенок. Если ребенок чувствует, что его любят без всяких условий, любым, каким бы он не был, то он будет чувствовать себя защищено, его жизнь будет складываться светло и радостно. Он научится держать себя в руках, сдерживать гнев и раздражение, и, по мере взросления, его манеры и стиль поведения будут приобретать все более взрослый характер. Он не застрянет на детской стадии развития, не будет инфантильным. Каждый раз, когда ребенок слышит от своих родителей слова «я тебя люблю», он чувствует себя более защищенным и уверенным. Его личность формируется и мужает. Но кроме слов о любви,ребенок должен видеть и чувствовать родительскую любовь на самом деле: в делах, поступках, поведении.Есть три основных способа регулярно показывать детям свою любовь:

«контакт любящих глаз» — благодатная сила любви передается именно посредством зрительного контакта «глаза в глаза». Когда на ребенка смотрят любящим взглядом – это позволяет ему ощущать себя ценным и нужным;

— физический контакт – легкое прикосновение к плечу, спине или руке. Посредством этого контакта восполняются душевные силы ребенка;

— безраздельное внимание – это время, когда внимание родителя безраздельно принадлежит ребенку. Это позволяет ребенку ощутить свою значимость, почувствовать заботу, одобрение и уважение со стороны родителя.

Зрительные и физические контакты должны быть частью детско-родительских отношений, но надо, чтобы это происходило от сердца. Это нельзя делать формально, «выполняя родительский долг».

Условное эмоциональное приятие.

Условная любовь – любовь неистинная. Ребенка любят, и это демонстрируют ему только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей. Его любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и неприятностей, хорошо учится, выбирает тот жизненный путь, который устраивает его родителей, когда его успехами можно гордиться. Чем меньше таких моментов, приносящих радость родителям, тем меньше любви остается ребенку. Любовь с условием – это когда родитель любит свои чувства по отношению к ребенку, но не самого ребенка. Любовь с условием мешает ребенку нормально развиваться. Она способствует развитию у детей неуверенности, тревожности, чувства неполноценности, снижает уровень самооценки. Любя ребенка только тогда, когда он соответствует ожиданиям родителей и отвечает их требованиям, родители обрекают его на неудачи в жизни. Ребенок утвердится в бесполезности любых стараний быть хорошим, потому что их всегда оказывается недостаточно.

Эмоциональное отвержение.

Эмоциональное отвержение или неприятие в разных семьях выражается по –разному, может осознаваться или не осознаваться родителями. Такая наиболее неблагоприятная для ребенка ситуация возникает не только в так называемых неблагополучных семьях, где равнодушие для всех очевидно. В семьях внешне благополучных родители могут заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине. Дети чувствуют неприятие со стороны родителей. Отсутствие любви, истинное или кажущееся, имеет серьезные последствия. Лишение ребенка любви может привести к физической или эмоциональной болезни. Недополучение любви деструктивно влияет на личность ребенка. Многие психологические проблемы взрослых людей возникают от того, что их недостаточно любили или одобряли родители. Есть много примеров того, как в отсутствии любви дети прекращали расти и развиваться, замедлялось эмоциональное и умственное развитие. Эти умственные и эмоциональные проблемы проявляются в отклонениях в поведении, в расстройствах личности, в неврозах, психозах и в серьезных неудачах, настигающих их во взрослой жизни. Можно со всей определенностью сказать, что лишение любви – наиболее серьезная проблема, которую может испытывать ребенок в процессе формирования личности. Ребенок начинает чувствовать себя нелюбимым.Так закладывается фундамент его личностных проблем в будущем: многим из нас известны люди, которые постоянно заискивая перед значимыми старшими (например, начальником) пытаются снискать расположение, «оправдать доверие». Им, увы, никто не сказал, что доверие оправдывать не нужно — оно ни в чем не виновато. Закончить разговор об эмоциональном компоненте детско-родительских отношений хотелось бы словами великого педагога К. Д.Ушинского: «Любовь – единственное средство подчинить себе душу ребенка. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже по требованию собственной души и делает чужое дело своим».

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима — удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия» Наступила осень — чудная пора, богатая своими яркими красками и урожаям фруктов, овощей, ягод и грибов. В детском саду состоялась ежегодная.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Русская матрёшка» Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются-матрёшки. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет детско-родительских.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Фотоотчет «Выставка детско-родительских работ «Космические дали» 12 апреля наша страна отмечала замечательный праздник — День космонавтики! Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.

Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.

Источник

Оцените статью