Эмоциональное выражение лицу человека придают что

Биологи нужна Ваша помощь по мышцам.

1. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет: *

45—50% массы тела
30—35% массы тела
70—75% массы тела

2. Миофибриллы представляют собой: *

Одноядерные клетки
Двуядерные клетки
Многоядерные клетки

3. Способностью к быстрым сокращениям обладают: *

Белые мышечные волокна
Промежуточные мышечные волокна
Красные мышечные волокна

4. Мышцы крепятся к костям при помощи: *

Надкостницы
Сухожилий
Хрящей

5. Эмоциональное выражение лицу человека придают: *

Мимические мышцы
Жевательные мышцы
Гладкие мышцы

6. Движения головы обеспечивают: *

Мышцы головы
Мышцы шеи
Мышцы туловища

7. В изменении объема грудной полости при дыхании участвуют: *

Мышцы живота
Мышцы спины
Мышцы диафрагмы

8. На работу кишечника и мочевого пузыря влияют: *

Мышцы живота
Мышцы спины
Межреберные мышцы

9. Поднятие руки в плечевом суставе обеспечивает: *

Трапециевидная мышца
Дельтовидная мышца
Широчайшая мышца спины

10. Осуществляет сгибание руки в локтевом суставе: *

Трицепс
Дельтовидная мышца
Бицепс

11. Самой длинной мышцей человеческого тела является: *

Трапециевидная
Портняжная
Четырехглавая мышца бедра

12. Объем бедер для пошива одежды измеряют по контуру: *

Двуглавой мышцы бедра
Ягодичной мышцы
Четырехглавой мышцы бедра

13. К ахиллову сухожилию прикреплена: *

Икроножная мышца
Портняжная мышца
Большеберцовая мышца

14. Длительное стояние можно отнести: *

К динамической работе мышц
К статической работе мышц
Не является мышечной работой

15. Накопление молочной кислоты способствует: *

Развитию утомления мышц
Увеличению работоспособности мышц
Не влияет на работу мышц

16. Регулярные занятия спортом: *

Не влияют на работу мышц
Понижают работоспособность мышц
Увеличивают работоспособность мышц

1) 2
2) не знаю.
3) 1
4) 2
5) 1
6) 2
7) 3
8) 1
9) 2
10) 3
11) 2
12) 3
13) 1
14) 2
15) 1
16) 3

Источник

Мимика, взгляд, поза и жесты

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
  • сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
  • поглаживание подбородка — момент принятия решения;
  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
  • пощипывание ладони — готовность к агрессии;
  • покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
  • собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
  • слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • наклон головы набок — пробуждение интереса;
  • быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.

Источник

II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения

§ 7. Общие закономерности эмоций и чувств

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса.

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность –- притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и всюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям.

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

Различные чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.

Одна из закономерностей чувств – их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций – их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление «возмещения зла на слабом»).

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы – амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца-алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь.) Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо «оправдательным» предлогом, искажением отдельных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств – мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта. Иное выражение эмоций радости; мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения (рис. 86). При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария – на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть «истинное» чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым («рациональным») полушарием[1].

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге. Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они – механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию. Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

Эмоционально выразительные движения лица и тела – мощное средство взаимодействия людей. Они служат первым средством общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.

Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. «Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие»[2].

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно поставленных социально значимых целей.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой, – противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную «вахту» в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.

Рис. 86. Мускулатура лица.
1 – Верхний орбитальный мускул. 2 – Ушной мускул. 3 Малый скуловой мускул. 4 – Большой скуловой мускул. 5 – Щечный мускул. 6 – Мускул смеха. 7 – Подкожный мускул. 8 – Лобный мускул. 9 – Сдвигатель бровей. 10 – Пирамидальный мускул носа. 11 – Нижний орбитальный мускул. 12 – Квадратный мускул верхней губы. 13 – Круговой мускул рта. 14 – Квадратный мускул подбородка. 15 — Треугольный мускул подбородка.

Лобная мышца (8) сокращается при умственном напряжении, при внезапно возникшем внимании к объекту (сокращение лобной мышцы проявляется в горизонтальных складках лба и поднятии бровей). Сокращение мышцы верхнего века (1) усиливает выражение внимания и удивления. Умеренное сокращение верхней орбитальной мышцы обеспечивает проявление умеренного интеллектуального чувства; сильное ее сокращение выражает глубокую озадаченность. Редкое ее сокращение придает лицу выражение посредственности, интеллектуальной ограниченности. Сильное сокращение лобной мышцы при пассивности орбитальной придает лицу выражение растерянности. Плотно сомкнутые губы, сокращение круговой мускулатуры рта (13) свидетельствует о волевом напряжении.

Печаль выражается сдвигателем бровей (9), поднятием их внутреннего угла и опусканием наружного угла. На средней трети лба возникают поперечные складки, а на переносье – вертикальные складки. Злоба выражается сокращением пирамидальной мышцы носа (10). При этом брови принимают косое выражение за счет понижения их внутреннего угла, а на переносье появляются горизонтальные складки. Квадратная мышца верхней губы (12) при этом подтягивает носогубную складку, которая приобретает вогнутое положение. При этом приподнимается щека и на ней появляются выразительные складки, идущие от внутреннего угла глаза вниз. Радость выражается совместным сокращением скуловых мышц (3) и нижней орбитальной мышцы (11). Отвращение и презрение выражаются мышцами, относящимися к зрительному («презрение») и вкусовому («отвращение») восприятию. Упадок духа – опусканием углов рта. Расстройство, слезы – сокращением квадратной мышцы верхней губы и ритмическими сокращениями треугольной мышцы подбородка (15).

В заключение рассмотрим сводную таблицу различных характеристик эмоций (табл. 11).

Виды, свойства и закономерности эмоций и чувств

[1] В телевизионном диспуте между кандидатами на пост Президента США Кеннеди и Никсоном (1960) Никсон был виден зрителям со стороны менее контролируемой левой половины лица, что, по мнению американских психологов, поставило его в менее выгодное положение.

[2] Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. т. 5. М., 1953. С.919-920.

Источник

Оцените статью