Эмоциональное выгорание у студентов статистика

Исследование эмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС

План курсовой работы

1. Эмоциональное выгорание в психологии.

  • 1.1. Определение эмоционального состояния в научной литературе.
  • 1.2. Причины эмоционального выгорания у студентов ВУЗ.

2. Организация исследования эмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС.

  • 2.1. Организация и методы эмпирического исследования.
  • 2.2. Результаты исследования и анализ.

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня проблема эмоционального выгорания является одной из самых актуальных тем бля профессиональной организационной деятельности, из-за множества факторов, от постоянного технологического прогресса, высокой конкуренции среди кадров, беспрерывно меняющегося рынка спроса до банально невероятно тонкой и сложной неблагополучной социальной среды в организации, и недолжного уделения внимания ей со стороны менеджеров. Многие управленцы и компании теряют сотни квалифицированных профессионалов и имеют нестабильную, но большую текучесть кадров, как раз таки в том числе и по причине эмоционального выгорания. Разумеется, данная проблема весьма резко сказывается на производительной эффективности организаций и экономике в целом. Также, эмоциональное выгорание имеет большое влияния на учебную деятельность, и сейчас является актуальной проблемой для всей образовательной среды. В нашем исследовании мы будем больше ориентироваться ближе к проблеме эмоционального выгорания у студентов ВУЗ, так как группы учащихся являются абсолютно такими же организационными группами, как и любые другие коммерческие компании. Поэтому, нам стоит изучить данный феномен в учебной среде поближе.

На сегодняшний день, в профессиональной управленческой среде и организационном менеджменте наблюдаются революционные изменения и большой прогресс, в следствии этого меняется ожидания и требования от кадров и персонала, многие профессии теряют свою актуальность из-за роботизации, также система образования имеет значительные улучшения и всё жёстче и жёстче заставляет людей бороться за свою карьеру, появляется огромная конкурентно способность. Эти и многие другие факторы заставляют человека эмоционально выгореть к своей профессии. В психологии этот термин появился относительно недавно и по сей день малоизучен, но тем не менее его феномен остаётся крайне важным для дальнейшего развития организационной психологии.

В российском студенческом обществе данная проблема находится вероятнее всего на самом первом месте. Усугубление проблемы эмоциональное выгорания может быть вызвано в том числе тем, что из-за очень невысоких стипендий, студентам часто приходится заниматься дополнительной деятельностью в виде подработки, помимо основной учебной деятельности. Неработающий студент в наше время уже считается невежественностью. Безусловно, этот фактор значимо сказывается на эмоциональном выгорании. Помимо этого, синдром повышения эмоционального выгорания у выпускающихся курсов ВУЗ-ов уже давно эмпирически доказан исследование Г. С. Никифоровым, проведённым при Зеленогурском университете, которое в дальнейшем мы также будем рассматривать. Поэтому данная проблема крайне нуждается в путях успешной оптимизации этого синдрома.

Объектом исследования являются студенты 4 курса специальности «Психология» СЗИУ РАНХиГС от 21 до 24 лет, находящиеся на последнем этапе завершения высшего образования.

Предметом исследования является синдром психоэмоционального выгорания.

Цель исследования заключается в выявлении уровня психоэмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС.

Гипотеза исследования. Системный индекс симптома перегорания у выпускных курсов студентов СЗИУ РАНХиГС выше среднего показателя по диагностической методике Маслача.

Исследовательские задачи:

  • 1. Проанализировать научную литературу по теме психоэмоционального выгорания.
  • 2. Выдвинуть гипотезу о вызываемых причинах психоэмоционального выгорания.
  • 3. Подобрать методики, валидные и надёжные цели исследования.
  • 4. Сформировать выборку для исследования.
  • 5. Провести эмпирическое исследование предложенного синдрома.
  • 6. Провести анализ результатов и проинтерпретировать их.
  • 7. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу. Подвести итоги.

Методы исследования:

  • 1. Теоретический анализ научной литературы по теме психоэмоционального выгорания.
  • 2. Психодиагностические методы. Опросник эмоционального выгорания Маслач, MBI.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 раздела и 5 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение и список литературы.

Источник

Как не устать от учебы

Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.

В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», — отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса», представленном на Международной конференции РАИВО-2016*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.

От «выгоревшего» студента — к плохому профессионалу

Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» — выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.

В группе риска — прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.

У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».

Причины эмоционального истощения

У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты — из-за собственного подхода к делу.


У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них — большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.

«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.

Как не «сгореть» от напряжения

Стресс от учебы можно снимать разными способами — например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. Врачи дозируют сочувствие к пациентам). Полезно чередовать виды деятельности — кроме занятий должны быть и интересные хобби.

Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:

  • поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
  • участие в научных исследованиях, то есть активное включение в «академический контекст». Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
  • дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
  • сплоченность студенческой группы, чувство локтя.

Как развивается выгорание

Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает — идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», — пояснила эксперт.


Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:

  • Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
  • Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
  • Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.

Адресная поддержка проблемных студентов

Анализ индивидуальных карт учащихся показал:

  • трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;
  • индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам — например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
  • с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.

В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.

Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.

*Доклад был представлен в рамках VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) — «Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами».

Международная конференция РАИВО, в которой приняли участие ведущие ученые из России, США, Великобритании, Кореи, Норвегии и Китая (всего из 14 стран мира), в очередной раз показала, что обсуждаемые проблемы не являются исключительно российскими. Они характерны для всего международного сообщества и поиск решений возможен при тесном сотрудничестве между странами и университетами.

Вопросы высшего образования обсуждались в рамках таких направлений, как «Система высшего образования и глобальный рынок», «Современный университет и локальный контекст», «Высшее инклюзивное образование: доступность и качество», большое количество выступлений было посвящено обучению и развитию в современном университете.

Основной вопрос, который стал ключевым для обсуждения, – «Как изменяются университеты и системы высшего образования в текущих условиях, когда существует конфликт между глобальными вызовами и локальными задачами университетов».

Источник

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. Как его избежать.
статья

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представля­ет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

  1. Изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. Провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. Предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. На основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Скачать:

Вложение Размер
statya_sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya.docx 341.3 КБ
statya_sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya.docx 341.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.

Курбонова Нозанин Илхомовна

Мужаева Батина Ахмедовна

студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»

“ Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования : изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

  1. изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования : выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.

Таблица 1- Фазы эмоционального выгорания

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных — от 16 до 20 лет

В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:

  • 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
  • 2 диагностика, а также анализ представленных результатов

Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)

Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди всех курсов обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).

Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но

77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8), а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:

  1. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
  2. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  3. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  4. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  5. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
  6. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
  7. Развивать динамичность установок.
  8. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
  9. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
  10. Вносить разнообразие в свою работу.
  11. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  12. Удовлетворяющая социальная жизнь
  13. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Выводы и практическая значимость

Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности — до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.

Список использованных источников

  1. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) // Москва, 2017 г. – 874 с.
  2. Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
  3. Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
  4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.

За каждый ответ «да» начислите 1 балл.

1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.

3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.

4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов , характерных для СЭВ

усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья

пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия

малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение

падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании

низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможность выговориться

2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.)

4 Проявление интереса к проблемам партнера

5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7 Обращение к фактам

8 Спокойный, уверенный темп

1 Перебивание партнера

Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера)

3 Подчеркивание различий между собой и партнером

4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6 Поиск виноватого и обвинение партнера

7 Переход на личности

8 Резкое убыстрение темпа речи

11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).

12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).

13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.

14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.

Курбонова Нозанин Илхомовна

Мужаева Батина Ахмедовна

студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»

“ Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования : изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

  1. изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования : выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.

Таблица 1- Фазы эмоционального выгорания

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных — от 16 до 20 лет

В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:

  • 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
  • 2 диагностика, а также анализ представленных результатов

Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)

Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди всех курсов обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).

Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но

77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8), а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:

  1. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
  2. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  3. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  4. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  5. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
  6. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
  7. Развивать динамичность установок.
  8. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
  9. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
  10. Вносить разнообразие в свою работу.
  11. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  12. Удовлетворяющая социальная жизнь
  13. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Выводы и практическая значимость

Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности — до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.

Список использованных источников

  1. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) // Москва, 2017 г. – 874 с.
  2. Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
  3. Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
  4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.

За каждый ответ «да» начислите 1 балл.

1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.

3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.

4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов , характерных для СЭВ

усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья

пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия

малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение

падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании

низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможность выговориться

2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.)

4 Проявление интереса к проблемам партнера

5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7 Обращение к фактам

8 Спокойный, уверенный темп

1 Перебивание партнера

Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера)

3 Подчеркивание различий между собой и партнером

4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6 Поиск виноватого и обвинение партнера

7 Переход на личности

8 Резкое убыстрение темпа речи

11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).

12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).

13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.

14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.

Источник

Оцените статью