Эмоциональное выгорание студентов медиков

Медицинские интернет-конференции

Языки

Эмоциональное выгорание студентов-медиков

Макарова Д. А., Тараканова А. В.

Эмоциональное выгорание студентов-медиков

Макарова Д. А., Тараканова А. В.

Научный руководитель д-р мед. наук, проф. Кароли Н. А.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра госпитальной терапии

Актуальность. Синдром эмоционального выгорания – симптомокомплекс психоэмоциональных, мотивационно-установочных и ценностных нарушений, возникающих при длительном воздействии неблагоприятных профессиональных факторов.

Цель: Оценить встречаемость эмоционального выгорания у студентов-медиков различных курсов обучения.

Материалы и методы. Проведен опрос 97 студентов Саратовского ГМУ 1, 3, 5 курсов (66 девушек и 31 юноша). Использован опросник определения уровня эмоционального выгорания студентов MBI (Маслач К., Джексон С, адаптирован Н.Е. Водопьяновой).

Результаты и их обсуждение. Средний балл по шкале «психоэмоциональное истощение» составил 20,47±0,87 у студентов 1 курса, 26,8±2,12 – у студентов 3 курса и 24,18±1,21 – у студентов 5 курса. Средний балл по шкале «деперсонализация» — 8,47±0,54 у студентов 1 курса, 13,00±1,54 — у студентов 3 курса и 11,18±0,77 – у студентов 5 курса. Средний балл по шкале «редукция личных достижений» – 34,72±0,53 у студентов 1 курса, 29,2±1,40 – у студентов 3 курса и 30,00±0,95 – у студентов 5 курса. Суммарный балл эмоционального выгорания – 5,72±0,17 у студентов 1 курса, 8,8±0,65 – у студентов 3 курса и 7,9±0,39 – у студентов 5 курса.

Показатели среди студентов-медиков юношей и девушек существенно не отличаются: средние баллы по шкале «психоэмоциональное истощение» юношей составил 22,6, девушек – 23,5; по шкале «деперсонализация» у юношей 10,86 баллов, у девушек 10,2; по шкале «редукция личных достижений» балл юношей 29,85, девушек 31,8. Суммарный балл у юношей 7,57, у девушек 7,2, что соответствует высокой степени эмоционального выгорания.

Итак, у 40% студентов высокий уровень эмоционального истощения (15,6% студентов 1 курса, 73% — 3 курса (p В среднем:

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков – неизбежность или вымысел?

Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков – неизбежность или вымысел?

Научный руководитель: к.м.н., доцент Скрябина Е.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра госпитальной терапии лечебного факультета

Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков – неизбежность или вымысел?

Научный руководитель: к.м.н., доцент Скрябина Е.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра госпитальной терапии лечебного факультета

Актуальность: деятельность студента-медика относится к числу эмоционально напряженных видов труда, что отражается на уровне психического и соматического здоровья. Недостаток резервов самообладания и саморегуляции может привести к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ).

Цель работы: выявить симптомы СЭВ у студентов-медиков, оценить влияние уровня успеваемости на степень выраженности СЭВ.

Материалы и методы: 100 студентов СГМУ (50 студентов 4 курса и 50 − 6 курса, мужчины:женщины как 1:1) были анонимно протестированы по методике К. Маслача и С. Джексона в адаптации Водопьяновой Н.Е.. Студенты 4 курса принимали участие в опросе двукратно – до сессии и после каникул. Студенты 6 курса – однократно. В исследовании учитывался средний балл по зачетной книжке.

Результаты: среди студентов 6 курса СЭВ выявлен у 4% представителей мужского пола и у 16% — женского, а среди студентов 4 курса перед сессией симптомы имеются у 18% представителей мужского пола и 34% — женского; после каникул – соответственно у 14% и 22%. По критерию успеваемости студенты были разделены на 2 группы: в 1 группу вошли студенты со средним баллом по зачетке более 4,5, а во вторую группу – со средним баллом менее 4,5. Выраженность СЭВ среди студентов, вошедших в группу «отличники и хорошисты» выше, чем во 2 группе.

Выводы: в целом, после проведенного тестирования можно сказать, что эмоциональное выгорание в студенческой среде существует. Более подвержены СЭВ представители женского пола. Риск развития СЭВ выше у студентов с высоким показателем успеваемости. Проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Учебный процесс высокой интенсивности проводит к выраженному воздействию на организм студентов-медиков, что проявляется у части из них срывом адаптационных механизмов с дальнейшим нарушением нормального функционирования органов и систем организма, в том числе и развитием синдрома эмоционального выгорания (далее – СЭВ) [3], что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень успеваемости [1]. Поэтому выявление особенностей нейропсихических адаптационных процессов организма студентов, обучающихся на разных курсах медицинского университета, является актуальной задачей, определившей цель нашего исследования, проведенного в 3 этапа и основанного на методе В.В. Бойко [2].

На первом этапе для выявления выраженности симптомов СЭВ и его стадий («напряжения», «резистенции» и «истощения») на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 2 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». При анализе результатов было установлено, что среди опрошенных наибольшим оказалось число студенток, у которых сформированной оказалась фаза «резистенция» – 52,0%, фаза «напряжения» была сформированной у 36,0% из них, а фаза «истощение» – у 24,0% обследованных.

Учитывая усложнение учебной программы к третьему курсу обучения в медицинском университете, на втором этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 3 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». По результатам анализа установлено, что если среди этой группы девушек значительно возросла доля обследованных со сформированной второй фазой СЭВ (до 76,0%), то удельный вес третьекурсниц со сформированной фазой «истощения» не превысил 20% от общего числа обследованных.

С целью сравнительного анализа, а также для выявления дополнительных факторов, которые могли оказать влияние на полученные результаты, нами на третьем этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были изучены особенности выраженности симптомов и стадий формирования СЭВ среди студенток 2 и 3 курсов (по 24 девушки) лечебного факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».

Полученные на этом этапе результаты позволили установить, что сформированность фаз «напряжение» и «истощение» СЭВ оказалась более выраженной у несколько большего числа студенток 2 курса учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» в сравнении со студентками, обучавшимися в г. Гродно. Так, процентные доли обследованных со сформированными фазами среди этой группы студенток достигли, соответственно, 41,7% (контроль – 28,0%) и 37,5% (контроль – 20,0%). Однако процентная доля студенток 3 курса Белорусского государственного медицинского университета со сформированными фазами СЭВ в сравнении со студентками этого же курса Гродненского медицинского университета не возросла. Более того, удельный вес студенток Белорусского государственного медицинского университета, у которых оказалась сформированной фаза «резистенция», составившая 45,8%, даже оказался значительно меньшим, чем девушек, проходивших обучение в Гродненском медицинском ВУЗе.

Таким образом, установленная нами общность черт симптомов и фаз СЭВ среди студенток разных медицинских университетов Республики Беларусь позволяет утверждать о высокой значимости факторов учебного процесса высокой интенсивности в его формировании [4, 5], что свидетельствует о необходимости совершенствования подходов к его организации и внедрении соответствующих мероприятий корригирующего характера.

Изучение здоровья учащейся молодежи с применением современных медико-социальных технологий / И.А. Камаев [и др.] // Современные технологии в медицине. – 2010. – Т. 2., №1. – С. 129-131.

Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. , 1999. – 32 с.

Горшков, Е. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников / Е. А. Горшков, В. И. Косоногова // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2. – С. 51-55. – URL https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 16.12.2019).

Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания / Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2007. – № 3. – С. 108–111.

Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков / Л. Н. Коданева [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. № 12 (54), Ч. 4. С. 45 47.

Источник

Выгорание студентов медицинских вузов

Дата публикации: 28.01.2019 2019-01-28

Статья просмотрена: 1732 раза

Библиографическое описание:

Баранова, Ю. В. Выгорание студентов медицинских вузов / Ю. В. Баранова, В. Я. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56012/ (дата обращения: 12.10.2021).

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: выгорание, студенты, медицинский вуз, психология, медицины, психология.

Воздействие на организм стрессовых факторов в процессе обучения и прохождения практики приводит к эмоциональному выгоранию студентов медицинских вузов.

Как отмечают специалисты, эмоциональное выгорание следует рассматривать как синдром в связи с его системным воздействием. Для выгорания студентов медицинских вузов характерна различная симптоматика эмоционального выгорания.

Синдрому эмоционального выгорания посвящено множество зарубежных научных работ и исследований. В отечественной науке термин эмоционального выгорания стал рассматриваться лишь в 90-е годы. Синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как инструмент психологической защиты, что выражается в виде частичного или полного исключения эмоций в ответ на воздействие психотравмирующих факторов.

Впервые термин выгорания описал Х. Дж. Фрейдеберг в 1974 г. Автор объяснил появление эмоционального выгорания эмоциональной насыщенностью общения в процессе работы или прохождения учебы. К указанному периоду было собрано достаточно данных о том, что среди людей определенных профессий довольно часто можно встретить черствых личностей. Речь идет о врачах, педагогах, полицейских и других специалистов.

Как показали результаты научных исследований, именно медики наиболее подвержены психосоматическим расстройствам. Изначально полагалось, что причина эмоционального выгорания заключается в проявлении сочувствия к проблемам пациентов.

Потом мнение ученых изменилось, и они стали утверждать, что эмоциональному выгоранию подвержены люди с активными коммуникациями в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.

А. Лэнгле в своих научных работах пишет о том, что синдром эмоционального выгорания провоцирует истощение организма на уровне психики.

При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов необходимо обратиться к классифицированным учеными моделям психоэмоционального выгорания. Однофакторная модель подразумевает такое психоэмоциональное выгорание, при котором истощение отмечается на эмоциональном, физическом и когнитивном уровне.

Причина этого явления заключается в длительном пребывании студентов в перегруженных ситуациях (ситуациях, насыщенными в эмоциональном плане).

В рамках двухфакторной модели подразумевается, что синдром эмоционального выгорания наступает по причине деперсонализации и эмоционального истощения в совокупности. Студент, который испытывает эмоциональное выгорание, начинает жаловаться на свое здоровье, состояние нервного напряжения.

В рамках такой модели психоэмоционального истощения частично или полностью утрачивается интерес к человеку как к объекту коммуникации. Так, при прохождении практики на синдром эмоционального выгорания студентов указывает тот факт, что пациенты медицинских учреждений воспринимаются студентами как проблемные объекты, с которыми нужно что-то делать. [1]

Глубокое погружение в проблемы, с которыми делятся пациенты при прохождении студентами практики, ведет к активации деперсонализированного защитного механизма. В результате участие в практической работе становится для студента неинтересным. Третья модель психоэмоционального истощения подразумевает, что дополнительно происходит дедукция личных достижений. То есть, начинаются умаляться достигнутые результаты в учебе и прохождении практики.

К настоящему времени синдром эмоционального выгорания принято рассматривать с использованием трехфакторной модели. Развитие синдрома эмоционального выгорания происходит постепенно в три стадии. Все начинается с притупления эмоций, потом к студентам приходят негативные эмоции в виде презрения к тем, с кем им приходится вместе находиться.

На завершающей стадии формируется неприязнь к окружающим. Опасность этого явления заключается в том, что отсутствие должной помощи еще на этапе обучения в вузе может привести к тому, что окончивший учебу специалист в области медицины будет срывать свою злость на пациентах. Причины эмоционального выгорания самими студентами не осознаются.

Как правило, в качестве первопричин своей озлобленности студенты-медики видят плохое настроение и общее чувство усталости.

Симптоматика эмоционального выгорания проявляется на физическом уровне в виде усталости и истощения, на эмоциональном уровне в виде притупления эмоций и эмоциональной отстраненности, на уровне поведения в виде безразличия к еде, уменьшения физической активности и даже на уровне интеллектуального состояния в виде потери интереса к учебе и участию в практической деятельности. [2]

Синдром эмоционального истощения проявляется в виде низкой социальной активности и утрате интереса к проведению досуга, что указывает на влияние эмоционального истощения на социальную сферу. Разъяснение причин эмоционального выгорания происходит с использованием разных подходов.

В частности, в рамках индивидуально-личностного подхода подразумевается, что студенты-медики при прохождении практики в учреждениях не убеждаются в соответствии своих ожиданий особенностям профессиональной деятельности. В рамках социально-психологического подхода подразумевается, что причина эмоционального выгорания связана со спецификой обучения и выбранной профессией. В рамках организационно-психологического подхода при изучении причин эмоционального выгорания отмечается переадресация проблем личности на организационную структуру взаимодействия с социумом, коллективом педагогов и наставников.

Уровень эмоционального выгорания растет по мере роста учебной нагрузки. [3]

Как отметили ученые в ходе своих исследований, стрессу наиболее подвержены женщины, которые осуществляют функции воспитания, оказывают медицинскую помощи. Мужчины наиболее подвержены стрессам в ситуациях, связанных с необходимостью демонстрации собственных навыков и умений.

Эмоциональное выгорание у студентов медицинских вузов провоцируют внутренние и внешние факторы. К внешним факторам необходимо относить социально-психологические особенности деятельности и среды обучения. К внутренним факторам принято относить усиление активного восприятия и сопереживания, что связано со спецификой выбранного поля профессиональной деятельности.

Для эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов характерно прохождение нескольких фаз — напряжения, резистенции и истощения. На процесс эмоционального выгорания серьезное влияние оказывает то, что выбранная студентами профессия не оправдывает их ожиданий. Это видно по результатам исследований среди студентов медицинских вузов, проведенного в 2015 г. [4]

Согласно его результатам, уже к моменту окончания 2-курса в выбранной специальности разочаровываются не меньше 28 % всех учащихся. [5]

Если обратиться к описанию человека, страдающего невротическими расстройствами, можно отметить, что лица, находящиеся в группе риска с эмоциональным выгоранием схожи с его описанием. Так, студенты медицинских вузов предъявляют завышенные требования к себе, чувствительно относятся к малейшим неудачам. Эмоциональное выгорание приводит практически к безнадежной ситуации, однако современными учеными выработаны довольно эффективные подходы для профилактики и лечения эмоционального выгорания у студентов. Так, А. Лэнгле предлагает рассматривать в качестве эффективного инструменты методы ситуативной разгрузки.

Такие приемы направлены на изменение поведения. Чтобы предупредить эмоциональное выгорание у студентов, автор рекомендует работать с самими студентами и предлагать им задания с подготовкой развернутых ответов на вопросы о том, для чего они выбрали эту профессию, нравится ли им то, что они сейчас делают, нравится им сам результат учебы или только сама учеба.

Эмоциональное выгорание представляет довольно серьезную проблему, поскольку его симптоматика зачастую не осознается самими студентами. Причина понятна — невозможно оценить себя со стороны и однозначно ответить, что же со мной происходит. [6]

Эмоциональное выгорание среди студентов обусловлено самой природой образовательной деятельности. Так, авторы многочисленных исследований приходят к выводу о том, что образовательная деятельность студентов неотъемлемо связана с умственной работой, необходимостью работать с большими объемами информации.

Нужно не только обучаться работе с большими объемами информации, но и осваивать разные технологии обучения. Более того, многие студенты участвуют в общественных делах, следовательно, на них ложится дополнительная эмоциональная нагрузка. Первопричина эмоционального выгорания студентов медицинских вузов сводится к большим психоэмоциональным нагрузкам. При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания следует принимать во внимание возрастные особенности студентов. [7]

Так, лица студенческого возраста больше склонны к проявлению сочувствия, в то же время они неустойчивы и склонны мечтать. Идеалистический подход к процессу обучения приводит к тому, что студенты не могут адаптироваться к новым требованиям, даже сталкиваются с ощущением собственной несостоятельности.

На этой почве формируется нежелание учиться, возникает общее чувство неудовлетворения от достигнутых результатов обучения. Проявление первых признаков деперсонализации указывает на активную стадию развития эмоционального выгорания. Борьба с этим явлением должна носить комплексный характер.

Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2015. 336 с.

Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2014. 474 с.

Кайбьшев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и промышленная экология. 2016. № 12. С. 21–26.

Хетагурова А. К., Касимовская Н. А. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2014. № 2–3 (112). С. 25–29.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2013. 448 с.

Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. M., 2016. 436 с.

Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. СПб., 2015. 234 с.

Источник

Оцените статью