- Выгорание родителей детей-инвалидов
- Cиндром эмоционального выгорания родителя
- Что это такое «эмоциональное выгорание мамы»?
- Стадии синдрома эмоционального выгорания
- Предупреждающая фаза
- Снижение активности
- Эмоциональные реакции
- Деструктивное поведение
- Психосоматические реакции
- Сильнейшее разочарование и ощущение пустоты
- Кто из мам в зоне риска «материнского выгорания»?
- Родители детей с небольшой разницей в возрасте
- Родители часто болеющего ребенка
- Неполные семьи
- Родитель-перфекционист
- Что делать, если вы «выгоревшая мама»?
- Прислушиваться к своим потребностям и расставлять приоритеты
- Выходить к людям
- Заботиться о своем комфорте
- Выражать эмоции
- Просить о помощи
- Воспитание и обучение «особых» детей: профилактика «синдрома выгорания» у родителей и специалистов
- Воспитание ребёнка с особенностями развития: концепция сохранения психологического здоровья
Выгорание родителей детей-инвалидов
Родительский долг — это тяжелая работа в режиме двадцать четыре часа в сутки. Естественно, что многие родители начинают испытывать усталость, одиночество и высокий уровень стресса, однако нередко откладывают заботу о своем здоровье на второй план, заботясь в первую очередь о детях.
Но еще тяжелее родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сталкиваются с совершенно другим уровнем стресса, потому что им приходится ориентироваться не только на общие для всех родителей обязанности, такие как кормление, защита и уход за своими детьми, но и на уникальный набор проблем, связанных с особыми потребностями детей.
По мере взросления детей, родительских забот должно становиться меньше, но только не у родителей детей-инвалидов, которым приходится решать проблемы сложных медицинских, физических, социальных и других потребностей своего ребенка на протяжении всей жизни.
Все мы знаем, насколько важно заботиться о себе, поэтому родители детей с особыми потребностями должны находить возможность следить не только за ребенком, но и за собой, поскольку существует большая вероятность выгорания тех, кто осуществляет уход за инвалидом.
Постоянными проблемами этих родителей являются изоляция, финансовые трудности, истощение, чувство вины и ощущение безнадежности. Со временем, если родитель не сумеет сформировать у себя необходимые психологические установки, постоянный стресс может перерасти в депрессию.
Депрессия у родителей детей-инвалидов встречается очень часто. Необходимо учитывать, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями сравнивается со стрессом солдат, которые участвуют в военных действиях. Неудивительно, что такие родители могут испытывать симптомы, похожие на посттравматическое стрессовое расстройство, поскольку они переносят хронический стресс и постоянно перегружены.
Признаками родительской депрессии являются:
- большую часть времени человек несчастлив (но по вечерам может чувствовать себя немного лучше);
- потеря интереса к жизни;
- появление сложностей в принятии решений;
- им становится трудно справляться с делами, которые раньше выполнялись с легкостью;
- физическая истощённость;
- беспокойство и тревожность;
- снижение аппетита и потеря, либо прибавление веса;
- трудности с засыпанием и ранний подъем;
- снижение либидо;
- чувство собственной бесполезности и безнадежности;
- избегание других людей;
- частое ухудшение самочувствия, обычно утром;
- раздражительность, суицидальные мысли.
Если вы испытываете несколько этих симптомов на регулярной основе, необходимо обратиться к специалисту.
Профилактика родительского выгорания
Если человек заметил у себя или у своих родных симптомы эмоционального выгорания, необходимо сразу начать работу по избавлению от него, пока оно не перешло в более серьезную стадию. В плане профилактики можно рекомендовать:
1. Начать больше отдыхать;
2. Научиться просить о помощи;
3. Принимать недостатки в себе и других людях;
4. Откладывать второстепенные дела;
6. Находить у себя внутренние ресурсы (это могут быть хобби, спорт, встречи с друзьями, сеансы массажа и т.д.);
7. Избавляться от чувства вины за собственные удовольствия;
8. Регулярно питаться и чаще гулять на свежем воздухе.
Забота о ребенке с особыми потребностями — тяжелая работа. Хотим мы верить этому или нет, но забота о себе имеет не меньшее значение для благополучия и успеха наших детей и семьи. Вы можете даже не осознавать, что то, что вы чувствуете, — это депрессия и что вам необходима помощь. Нужно помнить, что на начальных этапах депрессия лечится легко, и просить помощи не стыдно.
Материал подготовила подготовила педагог-психолог Дроздова И.А.
Источник
Cиндром эмоционального выгорания родителя
«Мама, поиграй со мной!», «Мама, я покакала!», «Мама, где мой зеленый вертолет?», «Мама, ты где-е-е?!»
Иногда быть мамой утомительно. Но если постоянные «мамканья» вызывают у вас нешуточные приступы раздражения и злости, может возникнуть чувство беспомощности и опустошения. Если вы все чаще вините себя в том, что вы «плохой родитель», то, возможно, вы встретились с синдромом эмоционального выгорания.
Что это такое, как распознать его признаки и что делать в конкретных ситуациях – читайте в нашем материале.
Что это такое «эмоциональное выгорание мамы»?
Впервые термин «burnout» («эмоциональное выгорание») предложил американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году.
Это специфический вид профессиональной деформации у тех, кто по работе постоянно контактирует с людьми. Строго говоря «эмоциональное выгорание родителя» — формулировка не вполне точная, ведь мама и папа — это все же не профессия.
Однако образ жизни родителя маленького ребёнка, особенно того, кто находится в постоянном контакте с малышом, действительно, во многом схож с работой в системе «человек-человек». Есть, конечно, и отличия, но они только усугубляют ситуацию.
Общение с ребёнком (в отличие от контакта с коллегами и клиентами) вызывает глубокий эмоциональный отклик.
Мамой приходится «работать» без отпуска и выходных.
У родительства нет устойчивых критериев «оценки эффективности», внешнего поощрения и штрафов. Вы сами себе начальник и сами себе контролер.
На первый взгляд – ничего страшного, но если вдуматься — родителям приходится самим вырабатывать систему взаимоотношений с каждым ребенком, причем в условиях сверхурочной работы и цейтнота – ребенок уже есть, и взаимодействовать с ним нужно прямо сейчас!
” Если маме или папе сложно идти на контакт с людьми, у них нет четкого представления о своих потребностях (или потребностях ребёнка), им непросто ставить перед собой разумные задачи.
Как следствие, появляются раздражение и злость по отношению к ребенку, чувство вины, разочарование в своей родительской роли. Эти чувства могут перейти в нарастающее безразличие к родительским обязанностям и хроническое ощущение собственной несостоятельности. Так недалеко и до неврозов и психосоматических заболеваний!
Стадии синдрома эмоционального выгорания
Синдром возникает не одномоментно, его симптомы возникают и нарастают постепенно. Немецкий психолог Матиас Буриш выделил шесть последовательных стадий этого процесса:
Предупреждающая фаза
Эта стадия на «выгорание» совсем не похожа. Наоборот, ее характеризуют чрезмерная увлеченность работой и отказ от потребностей, с ней не связанных.
” Если перенести это на детско-родительские отношения, то первая стадия начинается там, где родители сосредоточили все свои интересы вокруг ребёнка. При этом они получают от родительства удовольствие и с готовностью жертвуют личными интересами.
Первым тревожным сигналом становятся симптомы общего истощения: постоянное чувство усталости, нарушение сна.
Снижение активности
Постоянно быть полностью вовлеченным в жизнь ребёнка и родительские переживания очень трудно, эмоциональные и физическое истощение нарастает. Чтобы компенсировать усталость, родитель начинает сокращать общение с ребёнком, проявляет все меньше искреннего интереса и участия. Одновременно с этим мама (или папа) начинают больше требовать от ребёнка, ожидая от него привычного поведения.
Эмоциональные реакции
Родитель все меньше контактирует с ребенком, тот реагирует на это капризами и требованием внимания. Мама сердится, чувствует себя виноватой, не видит выхода и становится еще на шаг ближе к тяжелой четвертой стадии.
Деструктивное поведение
На этом этапе уровень усталости и накопленных негативных эмоций становится настолько непереносим, что психика начинает защищаться от них. Интерес к ребёнку снижается, общение с ним становится автоматическим.
Психосоматические реакции
Хроническое подавление эмоций приводит к психосоматическим реакциям, частым болезням.
Сильнейшее разочарование и ощущение пустоты
На этом тяжелейшем этапе человек впадает в апатию. Все, что недавно составляло основу, смысл жизни оказывается безразличным. Такое состояние является критической фазой выгорания и требует профессиональной помощи.
Кто из мам в зоне риска «материнского выгорания»?
Родители детей с небольшой разницей в возрасте
Новорожденный малыш нуждается в маме круглосуточно. А ведь есть и старший ребенок (или старшие дети), которому тоже нужно мамино внимание, тем более что они привыкают к своей новой роли в семье. Такая ситуация почти всегда требует от родителей большого напряжения.
Родители часто болеющего ребенка
Постоянные болезни ребенка истощают родителей не только физически, но и эмоционально.
Неполные семьи
Когда все заботы о детях ложатся на плечи одного из родителей, то напряжение и усталость, которые являются предвестниками «выгорания», могут появиться с большой вероятностью.
Родитель-перфекционист
У кого из нас нет в голове картинки «идеальной мамы»?! Она всегда рада успехам своего ребёнка, понимает его потребности, дает любовь, тепло и защиту, никогда не кричит, всем довольна, всегда спокойна, здорова, красива. Ну и так далее – у каждого есть свой образ этого прекрасного, но далекого от реальности человека.
” Чем тверже мама убеждена в необходимости соответствовать идеальной картинке, тем раньше могут начаться первые симптомы «выгорания».
Что делать, если вы «выгоревшая мама»?
Прислушиваться к своим потребностям и расставлять приоритеты
В минуты, когда вы испытываете раздражение, отчаяние, злость или наоборот, скуку и тоску, когда ребенок настойчиво просит внимания (если речь не об экстренном случае), задайте себе вопрос: а чего я сейчас хочу? Может быть, поговорить с кем-то близким? Съесть бутербродик? Посидеть минутку? А может и правда – поиграть с ребенком, но только в другую, более интересную вам игру?
” Иногда бывает, что ответ настолько прост, что решить проблему, позаботиться о себе, можно буквально за несколько минут, а потом заняться ребёнком – уже в спокойном состоянии.
Иногда, конечно, решение может быть сложным и многоступенчатым. С непривычки разобраться в своих желаниях и потребностях бывает непросто – многие впадают в недоумение: «а чего же я хочу, в самом деле?». Помогает практика.
Выходить к людям
Когда ребенок еще совсем мал, то мама совершено естественным образом проводит с ним значительную часть своего времени. Отделение малыша от мамы начинается после полутора лет. Однако это не означает, что маме не требуется других контактов. Если вы заметили, что круг вашего общения резко сузился, вам не с кем поговорить – это тревожный сигнал. Позаботьтесь о своем окружении. Многих выручают компании других мам, кружки по интересам, работа на неполную ставку.
Заботиться о своем комфорте
Голодная, уставшая, измученная мама вряд ли сможет позаботиться о ребёнке так, как ей того хочется. Вывод? Сначала позаботиться о себе.
” В условиях симптомов эмоционального выгорания действуют те же правила, что и при аварии в самолёте: «сначала наденьте кислородную маску себе, потом — ребёнку».
Старайтесь придерживаться режима дня, спите вместе с малышом, если не высыпаетесь, следите за тем, что и сколько вы едите и пьёте, гуляйте, находите время для элементарного отдыха, когда чувствуете, что «валитесь с ног».
Выражать эмоции
” Важнейший фактор истощения и «выгорания» — постоянное сдерживание негатива. Если вы чувствуете, злость, отчаяние, вину, начинаете срываться на ребёнка, то важно найти безопасный канал для выражения этих эмоций.
Некоторым в ситуации сильного раздражения помогает «отлупить» подушку, порвать бумагу на мелкие кусочки. В более спокойном состоянии важно делиться своими чувствами с близкими. Может помочь и арт-терапия, рисунок помогает отпустить эмоции, просто изобразив гнетущую ситуацию или чувство на бумаге. Еще один способ – писать о своем состоянии (не обязательно для публики, хотя обратная связь и поддержка читателей также могут помочь). И, наконец, наиболее продуктивна будет работа с психологом.
Просить о помощи
Это едва ли не самый важный пункт. Если вы заметили у себя симптомы какой-либо стадии, это означает, что вам уже нужна помощь. Просите ее у близких, наймите няню или уборщицу, обязательно рассказывайте друзьям и родным о том, что с вами происходит. А если чувствуете, что силы на исходе – обратитесь к хорошему психологу, который поможет вам выбраться из этой ситуации. Если у вас нет финансовой возможности обратиться к платному специалисту, помните, в что в Новосибирске существуют муниципальные центры психологической помощи населению.
Источник
Воспитание и обучение «особых» детей: профилактика «синдрома выгорания» у родителей и специалистов
Воспитание ребёнка с особенностями развития: концепция сохранения психологического здоровья
Воспитание и абилитация ребёнка с особенностями развития – путь непростой, особенно в эмоциональном плане. О том, как родителям и специалистам, работающим с такими детьми, сохранить положительный настрой и не подвергнуться «синдрому выгорания», рассказала психолог Ирина Вайнер.
Лекция Ирины Вайнер «Как сохранить себя, воспитывая и обучая «особого» ребёнка, или новый взгляд на «синдром выгорания» прошла в мае на ярмарке «Город здоровья».
Ирина Николаевна имеет опыт работы и с детьми, нуждающимися в абилитации, и с их родителями. Это и натолкнуло её на создание концепции по сохранению психологического здоровья как детей с проблемами в развитии, так и взрослых, которые с ними взаимодействуют. В основу этой концепции легла всем известная пирамида потребностей психолога и социального педагога Абрахама Маслоу.
Психолог рассмотрела потребности от безопасности до самовыражения с трёх сторон – со стороны ребёнка, родителя и специалиста, работающего с ребёнком, и дала рекомендации, как эти потребности удовлетворить. В свою очередь, удовлетворение этих потребностей, по мнению специалиста, способствует психической устойчивости всех участников процесса абилитации.
Среди первоочерёдных базовых потребностей маленького ребёнка специалист назвала потребность в общении. Между тем, сегодняшним малышам, по словам психолога, этого общения катастрофически не хватает, что зачастую и приводит к сложностям в их развитии.
«Если ведущей деятельностью ребёнка является игра, то ведущей деятельность младенца является общение, – говорит Ирина Вайнер. – Раньше бабушки обеспечивали ребёнку всё – и говорение, и «гуление», и шутки, и прибаутки, теперь же всего этого у детей нет. В лучшем случае ребёнок сидит у телевизора или планшета, где диалоговой речи он не слышит, не участвует в ней».
Взрослым – родителям и специалистам на первом уровне базовых потребностей рекомендуется не ограничивать себя в таких элементарных вещах, как вода, пища, свежий воздух и полноценный сон. Достаточное обеспечение себя самым необходимым, по словам Ирины Вайнер, – один из главных шагов профилактики психологического выгорания. Как и дети, взрослые нуждаются в общении, при этом для них большое значение имеет и гармония в интимной сфере взрослых, что, по мнению специалиста, благотворно скажется на их подопечных.
Следующий уровень пирамиды Маслоу – потребность в безопасности – у детей достигается, прежде всего, посредством родительских телесных прикосновений и наличия собственной зоны, будь то своя кроватка, игровая территория или уголок для занятий. Ощущение безопасности ребёнку обеспечивает и баланс эмоций, которые малыш наблюдает перед собой. Так, если мама демонстрирует жалость, а папа при этом сердится, ребёнок учится воспринимать разные эмоциональные проявления и начинает осознавать многообразие человеческих отношений.
Необходимо ребёнку демонстрировать и разделение обязанностей в семье, а также взаимоотношения разных поколений – поэтому, в частности, так важно не обделять малыша общением с бабушками и дедушками.
Что касается ощущения безопасности у родителей, то для них, в первую очередь, помимо адекватного материального обеспечения, важно принять диагноз ребёнка, что зачастую оказывается самым сложным этапом нелёгкого родительского пути. Ирина Вайнер категорично заявляет: пока родитель не принял диагноз своего ребёнка, в безопасности он себя не чувствует.
Вторая потребность специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности, включает в себя обязательное психологическое консультирование со стороны другого специалиста. Оно может быть индивидуальным или групповым, главное – снять стресс и гармонизировать эмоциональную сферу. Немалое значение в плане безопасности для абилитологов имеет и наличие социальных гарантий, однако в этом отношении явные преимущества у тех, кто трудится в госучреждениях.
Принадлежность и любовь
Следующая ступень классической пирамиды – принадлежность и любовь – к базовым потребностям уже не относится, однако не менее важна для психической гармонии. Именно на этом уровне появляется стремление преодолеть чувство одиночества и ощутить причастность к некой социальной группе. У ребёнка эта потребность реализуется с помощью посещения детского коллектива. Эта мера, по словам специалиста, знакомит ребёнка с общепринятыми правилами и даёт необходимое ребёнку «ощущение плеча».
Родителям на этом уровне важно ощущать причастность к собственной семье, а также активно взаимодействовать с другими людьми – друзьями или единомышленниками. Именно это позволит родителю не замкнуться на своей проблеме. Специалисты допускают и интернет-общение, при этом они подчёркивают: абсолютно заменить реальные контакты оно всё равно не сможет. Тем же, кто работает с «особыми» детьми, необходимо общаться как с дружеским, так и с профессиональным окружением.
Ребёнку со специфическими проблемами поддержка и одобрение важны особо. Иногда малыша необходимо похвалить «авансом» – ещё до того, как он за что-то взялся, иногда – помочь достичь ребёнку определённых целей и обязательно поддержать.
Не менее важна поддержка и родителям, которая должна исходить как со стороны специалистов, работающих с ребёнком, так и от самих же себя. Родители, в свою очередь, должны поддержать специалистов, ведь одобрение семьи, с которой они работают, – неоценимое подспорье в их непростой работе.
«От родителей должна исходить обратная связь, они должны рассказывать, чего добился ребёнок, это даёт специалистам ощущение социальной значимости, – добавляет Ирина Вайнер. – Кроме того, для специалиста важно одобрение коллег, руководителя, а также получение различных грамот и участие в социальных проектах».
Наивысшая потребность в известной классификации – это потребность в самореализации. Как правило, у детей она находит свой отклик в любом прикладном творчестве. При этом родители могут ребёнку помогать, используя подход под названием «рука в руке». Однако бывает, что ребёнок не достигает определённого интеллектуального уровня для творческой работы. В этом случае, по словам психолога, ему можно доверить нетрудную работу по хозяйству.
Родителям же в целях самореализации Ирина Вайнер рекомендует искать занятия по душе, постигать новые знания и не пренебрегать психологическими тренингами. «Очень важно ответить себе на вопросы: кто я, как я могу себя выразить, чтобы не зацикливаться на своей боли, а развиваться вместе с ребёнком», – говорит психолог. Специалистам же важно проявлять себя, в том числе, в профессиональном сообществе.
Подводя итог, Ирина Николаевна привела аналогию с инструкцией по безопасности в самолёте: первое, что нужно сделать в критической ситуации взрослому, согласно указаниям, – оказать помощь самому себе, и только потом помочь ребёнку.
«Мы знаем, что, если в самолёте не оказалось давления, нужно сначала снабдить кислородом себя, а потом уже ребёнка, – говорит Ирина Вайнер. – Мы, взрослые – и специалисты, и родители – обязаны в первую очередь снабжать себя «кислородом» – развитием, и только тогда, наполненные, мы сможем помочь детям».
Источник