Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания
Кристина Альянова
Влияние стажа работы и возраста педагогов на формирование синдрома эмоционального выгорания
Продуктивность педагогической деятельности напрямую зависит от эмоционального состояния педагога. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональное состояние отражается не только на деятельности педагога, но и на его личности. При определенных условиях это может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания.
По мнению известного российского ученого В. В. Бойко эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Исследователь отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. [1]
Синдром профессионального выгораниявключает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Выражается в том, что человек не может относиться к работе как прежде, появляется ощущение приглушенности, притупленности собственных эмоций, риск возникновения эмоциональных срывов.
Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Увеличивается обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, скрыты, но могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем выразится в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – сомнение в своей экспертной позиции, компетентности в вопросах профессиональной деятельности, недовольство собой, снижение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. [5]
Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений. [3]
В исследовании К. М. Гайдар и О. П. Малютина, посвященном изучению профессионального выгорания преподавателей вузов, в выборку вошли 415 преподавателей из восьми вузов города Воронеж. Возрастной диапазон от 22 лет до 82, стаж работы от 2 до 58 лет.Должностные категории опрошенных распределились следующим образом: 10,5 % – ассистенты, 58,3 % – преподаватели, 25,4 % – доценты, 5,8 % – профессора.
Данные показали, что у каждого второго опрошенного педагога выгорание либо начинается (38,7 %, либо уже имеет место (16,3 %). Так же при проведении исследования выявлено, что среди опрошенных практически нет педагогов с низкой мотивацией на успех (доля низко мотивированных составила всего 4,5 %). Авторы статьи предположили, что эмоциональное истощение и деперсонализация повышаются при более выраженном стремлении педагога увеличить или сохранить максимально высокими свои способности в профессиональной деятельности (мотивация достижения).
Выяснено, что с увеличением возраста педагога следует ожидать снижения у него уровня профессионального выгорания.Аналогично: чем больше его стаж, тем уровень выгорания ниже. По полученным данным сделан вывод о том,что этот процесс особенно замедляется у преподавателей старше 53 лет. Объяснен этот факт тем, что, начиная с этого возраста, преподаватели уже, во-первых, не столь обременены семейными проблемами, связанными с несовершеннолетними детьми, и, во-вторых, обрели значительную уверенность в своем профессиональном потенциале. Всё это стабилизирует их психологическое состояние и позволяет сосредоточиться на работе. [3]
В работе Грозы И. В. под названием «Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание» выборку составило 25 педагогов с диапазоном стажа от 1 года до 20 лет, возраст педагогов от 22 лет до 45.
В результате исследования по методике В. В. Бойковся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.
I группа. Возраст от 22 до 29 лет. Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.
II группа. Возраст от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.
III группа. Возраст от 31 до 39 лет. Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% — с формирующимся и 8% — с несформировавшимся синдромом.
IV группа 41-45 лет. Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.
V группа. 46 лет. Стаж работы более 20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания. [4]
Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания зависит от множества факторов, таких как индивидуальные особенности личности, возрастные кризисы, наличие брака, детей, материальная обеспеченность. Не менее важным фактором, как показывает статистика является стаж работы педагога и его возраст. Больший процент педагогов находящихся в стадии формирования, или же уже с сформировавшемся синдромом эмоционального выгорания приходится на молодых специалистов и специалистов имеющих стаж работы от десяти до пятнадцати лет.
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] : / В. В. Бойко.М: ИИД «Филинъ», 1996. с. 472.
2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] : 2-е изд. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб. : Питер, 2008. с. 258.
3. Гайдар К. М. /Особенности профессионального выфгорания преподавателя высшей школы в современных условиях/ Гайдар, Малютина // Вестник Воронежского государственного университета.Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №2. с. 26-29
4. Гроза И. В. / Влияние возраста и стажа работы на эмоциональное выгорание// Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10. с. 63-54
5. Орел В. Е. Феномен «выгорания»в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, с. 90-101.
Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.
Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.
Роль эмоционального интеллекта в предотвращении эмоционального выгорания педагогов Современная ситуация развития образования остро ставит вопрос о качестве процесса подготовки будущих педагогов, о формировании их как активных.
Семинар «Синдром эмоционального выгорания педагогов» «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагогов». Цель семинара: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки.
Семинар-тренинг «Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания. Задачи: • познакомить преподавателей.
Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания;.
Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.
Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.
Источник
Эмоциональное выгорание педагогов с различным стажем работы
Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях постоянно находится в поле зрения психологов. Одной из самых напряженных в эмоциональном плане видов труда является профессия педагога. В своей деятельности педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание, оставаться для учеников, воспитанников примером в личностном плане, отвечать за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. Плата за ответственность довольно высока — нервное перенапряжение и эмоциональное истощение профессионала.
Следствием повышенной напряженности труда педагога становится апатия, раздражительность, грубость в адрес воспитанников, учеников. На фоне снижения психического тонуса происходит снижение качества образовательного процесса и потеря интереса к своей деятельности, которая превращается для педагога в тяжелую трудовую повинность. Известно, что у авторитарных педагогов (воспитателей, учителей начальных классов) дети болеют чаще. Причина имеет психосоматическую природу: утомленный психологическим давлением детский организм заболевает, предоставляя тем самым возможность ребенку передохнуть. Поэтому психологическое здоровье педагога является важным условием здоровья детей.
На сегодняшний день в практике образовательных учреждений педагоги довольно часто сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания. И, к сожалению, не каждый может самостоятельно с этим справиться. Динамика развития эмоционального выгорания — процесс сугубо индивидуальный. Но, как отмечает Н.Е.Водопьянова, выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».
Факторами, инициирующими возникновение синдрома эмоционального выгорания, являются особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют организационными и индивидуальными.
Группа организационных факторов включает в себя условия работы и материальной среды, социально-психологические условия деятельности профессионала.
Группа индивидуальных факторов включает в себя социально-демографические характеристики и личностные особенности профессионала. В общем жизненном цикле человека выделяются отдельные возрастные циклы, во время которых возникают качественные перемены в жизнедеятельности человека. Возрасты 28-34,
40-45, 50-55 лет являются самыми значимыми в жизни человека. Особенно важен возраст от 40 до 45 лет, который можно назвать «возрастом предварительных итогов жизни». Кризисы четвёртого и пятого десятилетий характеризуются утратой новизны, снижением уровня профессионализма, понижением самооценки в связи с переживанием исчерпанности своих возможностей, наблюдается обеднение личности в результате прекращения систематической образовательной деятельности (Л.И.Анциферова). Причиной спада профессиональной активности педагогов от 30 до 40 лет может служить кризис середины жизни. Человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, обдумывает свои достижения, подводит некоторые итоги.
Учитывая сказанное выше, было решено провести исследование, цель которого: определить существование зависимости возникновения синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов в процессе профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели исследовались:
уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у педагогов (методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В.Бойко);
зависимость синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов (анкета).
База исследования: МДОУ «Детский сад № 78 «Василек» города Норильска.
В исследовании принимали участие
25 педагогов дошкольного образовательного учреждения: 11 педагогов со стажем работы от нуля до пяти лет и возрастными границами от
22 до 29 лет; 5 человек со стажем работы от пяти до десяти лет, возраст от 28 до 32 лет; 6 педагогов со стажем от десяти до пятнадцати лет, возраст от 31 до 39 лет; 3 человека с педагогическим стажем от пятнадцати до двадцати лет и выше с возрастными границами от 41 до 45 лет.
Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, было выявлено, что наиболее сформированной является фаза «Напряжения» — сформировалась у 20% педагогов. Фаза «Резистенции» у 16% педагогов. И наименее сформированной оказалась последняя фаза в развитии синдрома — «Истощения» — у 12% педагогов.
Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы педагогов по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов в каждой группе педагогов.
С целью выявления зависимости синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа, педагогам было предложено заполнить анкету и указать в ней основные социально-демографические характеристики. Вся выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.
I группа. Возраст от 22 до 29 лет. Стаж работы от нуля до пяти лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% педагогов синдром не сформировался.
II группа. Возраст от 28 до 32лет. Стаж работы от пяти до десяти лет. Вошли 20% педагогов. Из них у 4% педагогов синдром в стадии формирования и у 16% синдром не сформировался.
III группа. Возраст от 31 до 39 лет. Стаж работы от десяти до пятнадцати лет. Группа составляет 24%. Из них 8% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания, 8% — с формирующимся и 8% — с несформировавшимся синдромом.
IV группа 41-45 лет. Стаж работы от пятнадцати до двадцати лет. В группу вошли 8% педагогов. Из них у 4% синдром сформировался и у 4% не сформировался.
V группа. 46 лет. Стаж работы более
20 лет. В группу вошло 4% педагогов с формирующимся синдромом эмоционального выгорания.
Наибольшее количество педагогов, у которых синдромом эмоционального выгорания сформировался или находится в стадии формирования, входят в первую группу. Также многочисленной является и третья группа педагогов. Вторая, четвёртая и пятая группы, оказались самыми малочисленными.
Таким образом, педагоги, вошедшие в первую группу, оказались наиболее подвержены возникновению синдрома эмоционального выгорания. Возможной причиной выгорания в этом возрасте, может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Молодые специалисты, приходя на работу, сталкиваются с различными ситуациями, к которым внутренне не готовы, вследствие чего, возникает чувство собственной некомпетентности, огорчения и разочарования.
Педагоги, вошедшие в третью группу, также оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, оценивает свои профессиональные достижения в виде статуса, должности, повышения заработной платы и др. В связи с этим начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворённость трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одной из предпосылок формирования синдрома эмоционального выгорания.
Анализируя социально-демографические характеристики данной группы педагогов, можно предположить, что семейное положение в значительной мере повлияло на формирование у них синдрома эмоционального выгорания. Из 16% педагогов, вошедших в эту группу, 8% педагогов, имеют детей в возрасте от 10-ти до 12 лет, который характеризуется как завершение младшего школьного периода и начало подросткового. И остальные 8% педагогов имеют детей подросткового возраста от 15-ти до 17 лет. Этот возраст часто называют «периодом ранней юности», когда у детей возникают собственные проблемы: первая любовь, профессиональное и личностное самоопределение, которые естественным образом волнуют не только самих детей, но и их родителей. Следовательно, проблемы на работе и дома, в совокупности, могут вызывать психическое напряжение личности профессионала, и, возможно, являются одним из факторов формирования у него эмоционального выгорания.
Группа педагогов со стажем работы от пяти до десяти лет имеет относительно низкие показатели по всем фазам развития синдрома. Причиной формирования синдрома эмоционального выгорания у небольшого количества педагогов в данной группе может являться то, что в данный возрастной период у профессионала меняются мотивы его деятельности, средства их реализации, происходит переоценка ценностей. Также возможной причиной выгорания, может быть то, что 4% педагогов, входящих в данную группу, не состоят в браке и не имеют детей. А, так как, в этом возрасте человек стремится к определённой стабильности в жизни, то неудачные попытки создать семью могут также являться одной из предпосылок выгорания.
Группы педагогов со стажем работы от пятнадцати до двадцати лет также оказались наиболее устойчивыми к развитию синдрома эмоционального выгорания. Возраст педагогов в данных группах от 41-го до 46 лет. Возможной причиной выгорания 4% педагогов обеих групп, является то, что данный возрастной период считается «возрастом предварительных итогов жизни», признаками которого могут быть угнетающие человека несоответствия между «Я — реальным и Я — идеальным» в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что зависимость возникновения синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа педагогов в процессе профессиональной деятельности существует.
Источник