- Профилактика профессионального выгорания у воспитателей: советы психолога
- Что такое профессиональное эмоциональное выгорание
- Методы профилактики эмоционального выгорания у воспитателей
- Упражнения для борьбы с профессиональным выгоранием воспитателей
- Упражнение «Продолжи фразу».
- Упражнение «Радуга».
- Упражнение «Мешочек пожеланий».
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
Профилактика профессионального выгорания у воспитателей: советы психолога
Воспитатели больше других работников ДОО (ДОУ) подвержены профессиональному выгоранию, поскольку они постоянно взаимодействуют с детьми и их родителями. Важно заниматься профилактикой выгорания, чтобы не потерять сотрудников, сохранить их интерес к работе и эмоциональное здоровье.
Что такое профессиональное эмоциональное выгорание
Профессиональное выгорание – это состояние эмоциональной, умственной и физической истощенности. Когда у человека накапливаются негативные эмоции, которые не получают “разрядки” или “освобождения”. В определенный момент у воспитателя заканчиваются ресурсы и он перестает быть эффективным не только на работе, но и в личной жизни. Такое состояние особенно заметно в середине года, когда накапливается усталость от ежедневного напряжения. Сказывается общение с конфликтными родителями и непослушными детьми, много бумажной работы и низкая зарплата.
Есть несколько стадий профессионального выгорания. Сначала воспитатель просто приходит на работу в подавленном состоянии, у него часто болит голова, потом он перестает улыбаться детям и начинает грубить их родителями. Если выгорание прогрессирует, он теряет интерес к любой деятельности.
К профессиональному выгоранию следует относиться как к обычной болезни — следить за появлением симптомов, определять причины и устранять их. Чтобы обнаружить уставших специалистов, достаточно недолго понаблюдать за их поведением на рабочем месте. Несложно заметить такие признаки:
— Безразличие к результатам своей работы. Например, воспитатель перестает заниматься с детьми развивающими занятиями и заменяет их на свободное время.
— Забывчивость. Когда воспитатель забывает подготовить детское выступление к празднику или сдать вовремя отчет.
— Равнодушие и потеря инициативы. Например, воспитатель не хочет участвовать в дополнительных профессиональных конкурсах, отказывается от обучения и повышения квалификации, старается уменьшить время и количество усилий, отведенных работе.
— Эмоциональная нестабильность и конфликты. Когда воспитатель повышает голос на ребенка или грубит его родителям, а коллегам жалуется на работу и весь мир.
Если хотя бы два признака применимы, следует начинать активные действия против профессионального выгорания.
Методы профилактики эмоционального выгорания у воспитателей
Если вы заметили, что ваш воспитатель на одной из стадий профессионального выгорания, психологи рекомендуют предпринять экстренные действия и не ждать ухудшения ситуации. Поговорите с воспитателем и дайте ему возможность осознать проблему и признать, что он действительно устал. Затем создайте условия для эмоционального и физического отдыха сотрудника.
Например, отправьте его на неделю обучения или организуйте небольшой внеплановый отпуск для отдыха. Обучение покажет новые возможности развития в профессии, что сделает работу более интересной. После отдыха воспитатель вернется с новыми силами и свежим взглядом на свою работу.
Чтобы не допустить эмоционального выгорания воспитателей, нужно создать благоприятные условия для работы:
1. Создайте дружескую открытую атмосферу внутри коллектива.
У воспитателя всегда должна быть возможность обратиться за помощью и рекомендацией к другим воспитателям, психологу в детском саду или к администрации. Например, он впервые ставит утренник детям и ему нужна помощь опытных коллег.
2. Поощряйте активности в работе и за ее пределами.
Предлагайте воспитателям участвовать в конкурсах, поощряйте их другие интересы. Например, спорт и физическая активность помогает противостоять профессиональному выгоранию.
3. Подчеркивайте ценность каждого воспитателя.
Воспитатель должен понимать, что руководство ценит его работу. Не воспринимайте труд воспитателей как должное — благодарите их, хвалите.
4. Не перегружайте воспитателей работой.
Это особенно актуально для новых сотрудников. Они должны постепенно адаптироваться к своей должности. Но и опытные воспитатели без особой радости уделяют работе свое личное время, поэтому правильно планируйте нагрузку работников.
5. Ставьте цели в работе воспитателей, обучайте их и устраивайте обмен опытом. Важно, чтобы воспитатель непрерывно получал новые знания, использовал их в работе и развивался как специалист. Новые вызовы и знания пробуждают интерес к работе. Можно не только отправлять их на тренинги, но и проводить обучающие лекции внутри ДОУ. Например, полезно рассказать как работать со стеснительными детьми , что делать если ребенок плачет или как общаться с родителями без конфликтов.
6. Обучите воспитателей быстрым способам избавления от эмоционального напряжения. Например, сделать 10 медленных вдохов и выдохов, выпить стакан воды, сделать гимнастику или включить спокойную музыку.
7. Помогите воспитателям сформировать правильный настрой на работу. Усталость от работы неизбежна, с этим сталкиваются практически все специалисты. Важно то, как человек реагирует на это — бежит менять сферу деятельности или понимает, что усталость временна, а самое интересное еще впереди.
Упражнения для борьбы с профессиональным выгоранием воспитателей
Рекомендуем использовать эти упражнения для воспитателей в целях профилактики профессионального выгорания. Обычно их проводят в группе среди воспитателей.
Упражнение «Продолжи фразу».
Упражнение помогает воспитателям понять и оценить, сколько у них есть внутренних личных и профессиональных ресурсов. Понять важность работы и пользу, которую она приносит.
Суть упражнения в следующем: специалист называет фразу, а воспитатели должны ее продолжить.
Например:
— Я горжусь своей работой, потому что:
— Не хочу хвастаться, но в своей работе я:
Упражнение «Радуга».
Упражнение помогает расслабиться и стабилизировать свое эмоциональное состояние.
Суть упражнения в следующем: воспитатели встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как с этим вдохом они взбираются по радуге. Затем выдыхают, и представляют, как на выдохе они съезжают по радуге вниз.
Упражнение «Мешочек пожеланий».
Упражнение помогает зарядиться положительными эмоциями, почувствовать радость и уверенность, что все начинания будут успешными. Это упражнение может быть приятным ритуалом для начала рабочей недели.
Суть упражнения в следующем: каждый участник записывает на бумажку позитивное пожелание. Например: скоро вам обязательно повезет, вас ждет приятный сюрприз. Все пожелания складываются в мешочек. Затем воспитатели по очереди вытаскивают из мешочка бумажку и зачитывают пожелание вслух.
Профессиональное выгорание легче предотвратить, чем вылечить. Поэтому не ждите, пока появятся признаки выгорания. Регулярно используйте меры профилактики.
Источник
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
Елена Новичкова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
Педагоги в детском саду — это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический коллектив работает в целом эффективно. Но иногда можно заметить перемены в настроении кого-то из педагогов, депрессивное состояние, отстраненность от работы. В этом случае можно предположить, что у педагога произошло эмоциональное выгорание.
Название синдрому эмоционального выгорания дал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Этот феномен часто называют профессиональным выгоранием. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует ряд признаков,по которым можно самим распознать это неприятное явление и своевременно оказать помощь:
Низкая самооценка, в том числе профессиональная;
Нарастающее безразличие к своим обязанностям;
Забывчивость, отрешенное состояние;
Недовольство собой и окружающими;
Апатия, безынициативность, равнодушие;
Эмоциональная нестабильность, вероятность нервных срывов;
Чувство опустошения и ненужности;
Нарастающее раздражение, вероятность конфликтных ситуаций;
Сухое формальное общение;
Ощущение личной и профессиональной несостоятельности.
Кроме того, педагоги, которые подвержены эмоциональному истощению, могут жаловаться на плохое физическое самочувствие, частые болезни, бессонницу и отсутствие энергии. К сожалению, они не всегда задумываются о психосоматике своих недугов. Тем не менее, большая часть их проблем со здоровьем связана именно с эмоционально-психическим состоянием.
Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:
1. предельное истощение;
2. отстраненность от воспитанников и от работы;
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».
Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течение рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«Неотрегулированность»организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;
Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.
Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.
Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром эмоционального выгорания.
Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.
2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.
3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.
4. Начинать действовать.
Как справиться со своей усталостью?
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.
А потому памятка для Вас дорогие педагоги:
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».
Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим.
Успехов удачи и эмоционального здоровья Вам!
Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья»..
Мастер-класс «Синдром эмоционального выгорания» Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: • Знакомство с понятием профессиональное «выгорание»,.
Профилактика профессионального выгорания Подготовила педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с «Мальвина» Григорьева А. Г. Практическое занятие: Профилактика профессионального выгорания Цель.
Профилактика эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.
Психологическая профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагогов МБДОУ д/с № 17 » Золушка» «Психологическая профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями.
Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: — знакомство с понятием.
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопонимания у педагогов;.
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов. Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.
Источник