Эмоциональное выгорание педагога педсовет

Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»
методическая разработка по психологии на тему

Пояснительная записка

Тема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки т.к., их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и «профессиональная усталость».

На предварительном этапе подготовки к педсовету рекомендуется провести диагностику, чтобы заранее определиться с проблемой СЭВ в педагогическом коллективе.

Цели данного педсовета:

ü познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;

ü обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья;

ü выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;

ü освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

ü развить групповую сплоченность;

ü снять напряжение и получить психологическую поддержку;

ü стабилизировать эмоциональное состояние.

Данная разработка может быть рекомендована для использования в образовательных учреждениях.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к педсовету СЭВ 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Эмоциональное выгорание педагогов» Педагоги-психологи Земцова С.В., Диденко М.В.

Работа в группах Как вы понимаете, что такое «эмоциональное выгорание»? Как оно проявляется? Какие факторы, могут приводить к эмоциональному выгоранию?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического неразрешенного стресса на рабочем месте и ведущий к эмоциональному, психическому, физическому, энергетическому истощению.

Как проявляется? 1. Ухудшение отношений со всеми. 2. Нарастающий негативизм. 3. Утрата чувства юмора. 4. Постоянное чувство неудачи, вины. 5. Повышенная раздражительность. 6. Упорное желание переменить род занятия. 7. Часто возникающая рассеянность. 8. Нарушение сна. 9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. 10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.

Внешние факторы специфика педагогической деятельности организационные факторы необходимость сопереживания стаж работы нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей условия работы содержание труда социально-психологические

Внутренние факторы коммуникативный фактор ролевой и личностный фактор отсутствие навыков коммуникации неумения выходить из трудных ситуаций при общении с участниками ОП неумение регулировать свои эмоциональные ситуации семейные проблемы материальные затруднения неудовлетворенность своей самореализацией в различных ситуациях.

Опросник СЭВ (К. Маслач и С. Джексон) Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Эмоциональное истощение 1 столбик 0 — 15 16 — 24 25 и выше Деперсонализация 2 столбик 0 — 5 6 — 10 11 и выше Редукция личных достижений 3 столбик 37 и выше 36 — 31 30 — 0

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе Эмоциональное истощение ощущения эмоционального перенапряжения, чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов Деперсонализация возникновение равнодушного и даже негативного отношения к участникам ОП Редукция личных достижений негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов, служебных достоинств и возможностей

Типы личности, которым угрожает СЭВ «педантичный» добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление всегда добиваться образцового порядка «демонстративный» стремление первенствовать во всем, всегда быть на виду, высокая степень истощаемости даже при незаметной рутинной работе «эмотивный» впечатлительность и чувствительность, отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением

Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ Гиперответственный тип — полностью посвящает себя работе, слишком много берёт на себя, находится во власти потребностей участников ОП и своих собственных. Однонаправленный сотрудник — чрезмерно предан работе, жизнь вне работы неудовлетворительна, работа — заместитель социальной жизни, настолько погружается в работу, что не остается времени на себя, потеря своего «Я».

Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ Авторитарный работник – полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, ожидает повиновения со стороны учащихся во что бы то ни стало. Самоуверенный администратор — оценивает себя как незаменимого работника. Трудоголик — отождествляет себя с теми, с кем и для кого он работает , слишком вовлечен в работу, работает таким образом долгие часы и теряет самого себя в этой жизни.

Работа в группах Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ? Близкие значимые люди (семья). Работа Интересы, увлечения, хобби. Друзья

Упражнение «Баланс реальный и желаемый» Реальный Желаемый

«Баланс реальный и желаемый» Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. «Сверхактивность» вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.

Проект решения педсовета 1.Расширить информированность сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность, для чего: а) размещать информацию с рекомендациями на сайте лицея, б) выпускать буклеты, постеры, печатать памятки. в) создать информационный стенд «Психология и жизнь». 2. Поддерживать благоприятный психологический климат внутри коллектива: а) оказание достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации, б) проведение совместных вечеров, праздников, участие в спортивной жизни школы, в) организация экскурсий, поездок, отдыха на природе. 3. Для желающих педагогов организовать занятия по психологической разгрузке с использованием телесно-ориентированных методов.

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием». Термин «burnout» — «выго.

Консультация педагога-психолога для педагогов. .

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Как с этим бороться и пр.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт.

формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике.

Источник

Пед совет на тему:»Педагогическое выгорание»
материал по теме

Данный материал можно использовать для проведения пед совета

Скачать:

Вложение Размер
презентация к педсовету 900 КБ
сценарий проведения 81.5 КБ
hitrosti_na_rabote.doc 31 КБ
aksioma_razumno_myslyashchego_uchitelya.doc 20 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «ВЫГОРАНИЕ» Автор: Куприянова Елена Сергеевна МОУ Заларинская СОШ №1 Педагогический совет

Цели педсовета: познакомиться с синдромом профессионального выгорания; выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других; освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

Что это такое? Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека .

Диагностика уровня профессионального выгорания Снижается ли эффективность Вашей работы? Потеряли ли Вы часть инициативы на работе? Потеряли Вы интерес к работе? Усилился ли Ваш стресс на работе? Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы? У вас часто болит голова? У вас часто болит живот? Вы потеряли в весе, ваш вес превышает норму? У вас проблемы со сном? Ваше дыхание стало прерывистым? У Вас часто меняется настроение? Вы легко злитесь? Вы легко подвергаетесь фрустрации? Вы стали более подозрительным, чем обычно? Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда? Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь, и т.д.)? Вы стали менее гибким? Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других? Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше? Вы частично утратили чувство юмора?

. Результаты диагностики Менее 10 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания 10-15 баллов – формирующийся синдром выгорания 15 и более – наличие синдрома

Стадии профессионального выгорания ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое меня».

Стадии профессионального выгорания ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Стадии профессионального выгорания ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от профессионального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения. Третий — эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие профессиональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания Во-первых: -хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). -адекватная самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: -опыт успешного преодоления профессионального стресса; -способность конструктивно меняться в напряженных условиях; -высокая мобильность; -открытость; -общительность; -самостоятельность; -стремление опираться на собственные силы. В-третьих: -способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в.отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Советы по предупреждению синдрома профессионального выгорания 1. Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя. 2. Не работайте тяжелее, а работайте умнее. 3. Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или удовольствие по плану. 4. Долой синдром отличника из нашей жизни! 5. Планируйте свою карьеру. 6. Оставьте профессию критика и прокурора. 7. Учитесь управлять собственным временем. 8. Умейте отказываться вежливо, но убедительно. 9. Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда. 10. Вносите систему в свою работу. 11. Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества. 12. Умейте вовремя уйти. 13. «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»

Способы саморегуляции Способы, связанные с управлением дыхания Способы, связанные с воздействием слова Способы, связанные с использованием образов

«Если говорить о состоявшихся профессионалах, то они не раз переживали кризис выгорания. Зрелый специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии такие периоды. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь и работу просятся изменения». В.В. Макаров, Избранные лекции по психотерапии, 1999.

Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье

Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью!

Предварительный просмотр:

Синдром выгорания педагогов

познакомиться с синдромом профессионального выгорания;

выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;

освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.

Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим встаёт необходимость теоретического и практического изучения данного вопроса.

Для начала рассмотрим причины возникновения этого синдрома.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно-психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома- это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля- возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и , соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Как уже сказано, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание- это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СЭВ, становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, — всех, чья деятельность невозможна без общения .

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека .

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью.

У педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40 -53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них педагогов со сформировавшимся, формирующимся и не сформировавшимся синдромом оказалось примерно равное количество Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: “А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?”. Тот, кто избегает работы по изменению себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Единственным ее содержанием могут стать болезни, одиночество и ожидание смерти. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

-возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с коллегами. Преобладают объект-объектные отношения.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

-Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );

-ощущение эмоционального и физического истощения;

-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её — всё труднее и труднее;

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;

-руководитель затрудняется в принятии решений;

-чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

-невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

-дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.

Качества, помогающие специалисту избежать
профессионального выгорания

-хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

-адекватная самооценка и уверенность в себе, своих
способностях и возможностях.

-опыт успешного преодоления профессионального
стресса;

-способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

-стремление опираться на собственные силы.

-способность формировать и поддерживать в себе
позитивные, оптимистичные установки и ценности — как
в.отношении самих себя, так и других людей и жизни
вообще.

Советы по предупреждению синдрома профессионального выгорания

1. Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя. Не откусывайте на работе больше, чем можете прожевать! Да и вне работы .

2. Не работайте тяжелее, а работайте умнее. Всегда точно знайте, с какой стороны ваш хлеб намазан маслом!

3. Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или удовольствие по плану. Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.

4. Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами! Не бойтесь собственных ошибок.

5. Планируйте свою карьеру. Не позволяйте своей жизни самотЁкать неизвестно куда!

Никакого самотЁка и самотЁканья!

6. Оставьте профессию критика и прокурора. Не швыряйтесь книжками ни в своих учеников, ни в других людей!

7. Учитесь управлять собственным временем. Желаю вам и счастливым быть, и наблюдать часы!

8. Умейте отказываться вежливо, но убедительно. Если мы слишком милы к окружающим, они начинают этим чрезвычайно активно пользоваться, ни во что нас не ставя. Может быть, лучше быть мудрыми, а не милыми?

9. Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.

10. Вносите систему в свою работу.

11. Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества. На уроке необязательно должно быть тихо. На уроке может быть и громко. Лишь бы не было бестолково, беспросветно и скучно!

12. Умейте вовремя уйти.

13. «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»

Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.

Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,

задержите дыхание так долго, как сможете;

сделайте несколько глубоких вдохов;

снова задержите дыхание.

Способ 3 Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.

Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 4. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 5 Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Источник

Оцените статью