Эмоциональное выгорание медиков ковид

Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников в период пандемии COVID-19 в зависимости от места работы

Вы здесь

Данная работа посвящена актуальной проблеме исследования особенностей формирования эмоционального выгорания у медицинских работников в период COVID-19 в зависимости от места работы: амбулаторно-поликлиническое звено, стационар.

Комментарии — 12

Уважаемые Андрей Владимирович, Наталья Александровна!
Спасибо за интересное исследование! Скажите, пожалуйста, учитывалось ли у медработников, работающих в амбулаторном звене, в формировании синдрома эмоционального выгорания взаимодействие с частью населения, которую можно отнести к «ковид-диссидентам» и (или) активным противникам вакцинации?

Благодарим Вас за проявленный интерес к нашей работе. В нашей работе формирование синдрома эмоционального выгорания и контактирование с противниками вакцинации предметно не исследовалось.

Добрый день, Сергей Евгеньевич!

Уважаемы авторы! Спасибо за представленный актуальный материал! Какие, с вашей точки зрения, меры психологической или терапевтической коррекции можно применять для профилактики синдрома профессионального выгорания в условиях сохраняющихся рабочих перегрузок медработников?

Добрый день, Александр Евгеньевич! К мерам психологической коррекции для профилактики синдрома профессионального выгорания в условиях сохраняющихся рабочих перегрузок медработников можно отнести: создание позитивной и поддерживающей организационной культуры в медицинской организации; помощь в профессиональном взаимодействии и социальной поддержке; контроль за тем, чтобы у медицинских работников сохранялся баланс между работой и личной жизнью; развитие неформального общения коллег.

Уважаемые авторы. Благодарим за представленные материалы. Нельзя не подчеркнуть актуальность исследования в условиях сохраняющегося риска распространения COVID-19. Отмечается ли зависимость от выраженности эмоционального напряжения и возраста и пола медицинских работников?
Проводился ли анализ COVID-анамнеза самих медицинских работников?

Здравствуйте, Елена Михайловна! Отвечая на первый ваш вопрос хотелось бы сказать о том, что отмечается зависимость выраженности эмоционального напряжения в зависимости от пола, так женщины более подвержены эмоциональному напряжению, чем мужчины. По второму вопросу следует отметить, что в рамках данной работы не проводился детальный анализ COVID-анамнеза самих медицинских работников.

Уважаемые авторы, благодарю за материал. Хотелось бы узнать, в каких условиях проводились исследования (в стационарах крупного города или небольшого районного стационара)?

Добрый день, Лариса Нафилевна! Исследование проводилось в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Самарская медико-санитарная часть № 5 Кировского района».

Уважаемые авторы, спасибо большое за сообщение на актуальную тему. Оценивалась ли в вашей работе связь между стажем медицинских работников и формированием синдрома эмоционального выгорания?

Андрей Владимирович, спасибо за ответ. Мы проводили подобные исследования с использованием нескольких методик, в том числе, нейро-психологическое тестирование и КИГ. Получили тоже зависимость от пола. У женщин эмоциональное напряжение более выражено и функциональные резервы значительно снижены.

Андрей Владимирович, мы правильно поняли из ответа Александру Евгеньевичу, что акцент в профилактике профессионального выгорания медицинских работников вы делаете на психологической коррекции?

Источник

Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях пандемии

Пандемия — это эпидемия, распространившаяся на территории стран и континентов, то есть охватывающая подавляющую часть мира. Например, пандемия гриппа происходит, когда появляется новый вирус гриппа и распространяется по всему миру, а большинство людей не обладают иммунитетом.

Пандемией современности является острая респираторная инфекция COVID-19. Оказанием помощи заболевшим данной инфекцией занимаются, естественно, врачи и медицинский персонал. Они постоянно чувствуют себя ответственными за безопасность и здоровье людей. Медицинские работники могут стать свидетелями тяжелого течения болезни, смерти или даже непосредственно пострадать в результате таких событий. Им приходится выслушивать рассказы о боли и страданиях пациентов. Многочасовой рабочий день, большое количество обязанностей, недостаточно хорошая организация труда, а также необходимость работать в зонах опасности, сильно сказывается на качестве жизни и оказывает на медицинских работников негативное влияние. Вследствие чего они могут испытывать беспокойство, тревогу, гнев, нуждаясь в безопасности и поддержке. И если поддержка не оказывается, то у медицинских работников может появиться синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях, в том числе и в напряжённых условиях труда. СЭВ характеризуется снижением продуктивности в работе, чувством эмоциональной опустошенности, анергией, бессонницей, подверженностью соматическим заболеваниям.

Гнев, страх и разочарование — наиболее распространённые негативные эмоции на работе. Если с течением времени эти эмоции не находят выражения и накапливаются, может произойти истощение адаптационных ресурсов личности специалиста.

Таким образом, эмоциональное выгорание значительно влияет на эффективность работы, как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.

Для сохранения своего психического здоровья и психологического благополучия следует придерживаться рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания для медицинских работников

— Проявляйте заботу о своем здоровье и физической форме. Вовремя отдыхайте и соблюдайте режим питания.

— Относитесь к себе без излишней критики, адекватно оценивайте свои возможности и ограничения. Для формирования и поддержания адекватной самооценки не забывайте о своих успехах. Не акцентируйте внимание только на поражениях!

— Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; работа не должна стать самоцелью и не должна занимать все жизненное пространство.

— Проявляйте гибкость в стрессовых ситуациях, старайтесь быть терпимыми к позиции других людей. Сохраняйте ясность в общении с коллегами и пациентами. Не забывайте оказывать эмоциональную поддержку друг другу.

Если Вас одолевают тяжелые мысли или воспоминания о том, что произошло, Вы стали нервными, Вам тоскливо, Вы плохо спите, важно обратиться за помощью к специалистам по психологическому здоровью и попросить поддержки у людей, которым Вы доверяете.

Важно помнить, что следить за своим психическим здоровьем и психологическим благополучием необходимо так же, как и поддержание физической формы.

Рекомендации для медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании помощи COVID-инфицированным пациентам

— Подумайте, что помогало Вам сохранять силы и справляться со стрессом в прошлом. Вспышка COVID — это беспрецедентный период для многих медицинских работников, особенно если они не участвовали в подобном ранее. Тем не менее, используя стратегии управления стрессом, которые работали для Вас в прошлом, Вы сможете помочь себе сейчас.

— Старайтесь найти время, чтобы поесть, отдохнуть и расслабиться, хотя бы ненадолго.

— Старайтесь не перерабатывать, чтобы не изнурять себя. Например, рассмотрите возможность разделения нагрузки с коллегами, работая посменно, с регулярными периодами отдыха.

— Интересуйтесь, как чувствуют себя Ваши коллеги, и позволяйте им интересоваться Вашим состоянием. Найдите способы поддерживать друг друга.

— Многие сотрудники клиник, боясь заразить других, избегают контактировать со своими семьями и близкими. Старайтесь общаться с ними хотя бы по телефону или по видеосвязи, пусть они поддержат Вас.

— Помните, что стресс и связанные с ним переживания отнюдь не свидетельствует о том, что Вы не можете делать свою работу.

Кризисные события могут стать источником психологических трудностей. Осознав невозможность помочь людям в решении всех их проблем, Вы можете испытать отчаяние или ощущение собственной бесполезности. Вы не обязаны решать за людей все их проблемы — просто делайте то, что в Ваших силах, чтобы помочь пострадавшим самостоятельно справиться с бедой.

После окончания рабочего дня необходимо найти время отдохнуть и поразмыслить о пережитом.

Для восстановления сил можно воспользоваться следующими рекомендациями

— Поговорите о пережитом при оказании помощи в кризисной ситуации с руководителем, коллегой или с кем-то еще, кому доверяете.

-Похвалите себя за все, что сделали, чтобы помочь другим, даже если это была незначительная помощь.

— Научитесь осмысливать пережитое и понимать, что Вам удалось сделать хорошо, а что нет, а также трезво оценивать пределы Ваших возможностей в сложившихся обстоятельствах.

— По возможности найдите время, чтобы отдохнуть и расслабиться, прежде чем вновь приступить к работе и выполнению своих повседневных обязанностей.

Для профилактики стрессов и снятия эмоционального напряжения можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «Дыхательные циклы»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция

1. Сядьте удобно на стул, закройте глаза. Перенесите фокус внимания с Ваших мыслей на ритм дыхания. Сделайте 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.

2. Затем перенесите фокус внимания на ощущения в теле. Если Вы о чем-то задумались, осознайте это отвлечение. Отвлекаться вполне естественно. Бережно верните фокус внимания на дыхание. На вдохе исследуйте напряжение в теле (стресс чаще всего проявляется телесным напряжением), а на выдохе расслабляйтесь. Изучайте напряжение в области спины, шеи, лица. Сделайте несколько циклов, пока не почувствуете, что мышцы не напряжены.

3. Снова делаете 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.

4. В завершении упражнения откройте глаза, задайте себе вопрос: «Что сейчас я хочу?». Может быть, это будет что-то очень простое, например, выпить воды.

Упражнение «Корзина»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги А4, ручка, краски/цветные карандаши/фломастеры.

Инструкция: изобразите на листке в виде рисунков, слов, знаков те отрицательные эмоции, от которых Вы хотели бы избавиться; или кратко описать ситуации, которых Вам хотелось бы избежать. Затем с силой сомните этот листок, превратив его в бумажный шарик, и с силой выбросите его в мусорную корзину.

Упражнение «Лимон»

Цель: снятие эмоционального напряжения, выплеск негативных эмоций.

Время: 15 минут.

Инструкция: сядьте удобно — руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у Вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Мороженое»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что Вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы Вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла Вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Также это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников со стороны организации является своевременная диагностика и квалифицированная помощь. В свою очередь, задача каждого специалиста состоит в глубоком осознании смысла своей деятельности, мониторинге собственного состояния (физического и эмоционального) и его своевременной коррекции.

Заведующая отделением медицинской профилактики ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Галина Черкашина

Источник

Оцените статью