Эмоциональное воспитание прекрасного есть задача

«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
статья (младшая группа) на тему

Материалы для выступления на родительском собрании (проведенном в форме круглого стола)

Скачать:

Вложение Размер
cherez_krasivoe.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для выступления Ильиной Т. М. на родительском собрании (проведенном в форме круглого стола)

«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Педагогов настораживает тот факт, что они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью культуры и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», — говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература — все это может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!

Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.

В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» — одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами:

  • поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок;
  • предложить ребенку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
  • каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д.

Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме — выдохом. Мы помогаем ребенку выразиться (выдохнуть) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.

Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.

Задача взрослого — создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом — это проверено жизнью.

Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг — всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.

Условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному

  1. Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведениями искусства, детского творчества.
  2. Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.
  3. Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
  4. В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.
  5. Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.

Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.

Источник

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

Татьяна Горячева
Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Нас, педагогов, настораживает тот факт, что дети-то разные, а вот интересы у них однообразные.

Как же разбудить в детях интерес эмоциональную отзывчивость к прекрасному? И почему это нужно делать? Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Поэтому наша задача состоит в том, чтобы окружить ребёнка красотой, прекрасным!

Природа, произведения искусства, литература – всё это может дать нам всё необходимое для воспитания детей.

Здесь существует один важный момент- красота должна быть воспринятой, невоспринятая красота не имеет должного воздействия. Всё дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Ведь можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею.

Поэтому в деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность, без внимания восприятие невозвоможно.

Одна из важных задач воспитателя -направить взгляд ребёнка, произнести призывное: «Смотри!»

Вот некоторые способы развития детского внимания:

-поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребёнок;

— каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня;

— предложить ребёнку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;

Но только планомерное, а не от случая к случаю, развитие внимания и наблюдательности у дошкольников приведёт к развитию чуткости восприятия. А это- первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. И здесь задача педагога — помочь ребёнку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность выразить то, что он хочет и как он хочет, то есть свободно, непосредственно.

А радость, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой! Задача педагога — создать условия для возникновения этой радости,эстетических переживаний.

Какие же условия необходимы для воспитания у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному?

1. предметы и материалы для разных игр, книги, игрушки, должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям, доставлять радость внешним видом и внутренним содержимым.

2. внутреннее оснащение помещений детского сада, где воспитывается ребёнок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, оно не должно находится в диссонансе с мебелью, игрушками, произведениями искусства, предметами детского творчества.

— подбор произведений живописи, графики, народного искусства должен быть собенно продуманным, т. к. это важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

— в детском саду должны быть красивые комнатные растения, на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.

-особое внимание хотелось бы обратить на внешний вид воспитателей: одежда должна быть эстетичной, чистой, удобной для осуществления различных видов совместной деятельности с детьми.

В заключение, хотелось бы сказать, условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному, созданные не только в детском саду, но и дома, помогут детям развивать художественно-эстетические чувства,интеллект и творчество.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи» Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание» в старшей группе Консультация для воспитателей Тема: «Экологическое воспитание» Старшая группа №11Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она.

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Педагогический проект «Детский утренник как способ развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ: Воздействие музыки на детей раннего возраста Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на.

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников Предлагаю вниманию коллег хорошую статью. Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников Эмоциональная сфера дошкольника.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения» Бондаренко Оксана Ивановна Воспитание культуры общения. Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделять, тому, чтобы.

Экологическое воспитание дошкольников. Консультация для воспитателей Экология — это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи,.

Источник

Сообщение для педсовета «Воспитание эстетических чувств у дошкольников по программе «Детский сад-Дом радости»

Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для педсовета «Воспитание эстетических чувств у дошкольников по программе «Детский сад-Дом радости»

Воспитание эстетических чувств у дошкольников чрезвычайно актуально, человек (ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создаёт хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд или общение.

Художественно-эстетическое эмоциональное воспитание в «Детском саду — доме радости» представляет собой содействие обогащению развития и саморазвития у дошкольника, во-первых, способностей воспринимать, чувствовать, переживать, познавать, мыслить, понимать и любить прекрасное в искусстве, в жизни общества, в быту, в природе, т. е. приобщаться к эстетическим ценностям; и, во-вторых, способностей и умений, необходимых ему для активного включения в эстетическую, художественно-творческую деятельность, а также для придания эстетической формы любой деятельности и её результатам.

Система осуществления художественно-эстетического воспитания представляет собой в «Детском саду-доме радости» целостный педагогический процесс, в котором отводится место каждой стороне его организации, поиску через Технологию правильного соотношения между эстетическим, умственным и другими сторонами воспитания (в их взаимосвязи с художественным обучением и развитием). Ведь чувство красоты, вошедшие в человека вместе со способностью мыслить, заставляет его вечно искать гармонию.

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка,предполагает создание следующих условий:

— обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

— организации художественной деятельности, адекватной данному возрасту; музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

— предоставление ребёнку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

— поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребёнка.

Взрослые создают широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребёнка. Большое значение в развитии эстетических чувств имеет окружающая среда. Одно из основных требований к среде – она должна быть эстетична. В этом нам всегда помогают родители. На средства родителей были приобретены красивые шторы, ковровые дорожки, декоративные цветы для оформления группы, картины, мягкие игрушки. Красивые вещи, окружающие детей учат видеть прекрасное, развивают эстетические чувства, побуждают детей к речевой активности, учат беречь окружающие предметы.

В уголке по изодеятельности выставляем изделия прикладного искусства, книги, иллюстрации. Дети имеют возможность пользоваться разнообразными художественными материалами. Выкладываем для детей книжки-раскраски, которые помимо практических навыков развивают у детей представления об окружающем, обогащают чувственный и сенсорный опыт детей.

Желательно, чтобы среда содержала стимулы, способствующие интеллектуально-эстетическому развитию детей. Для этого в группе имеется музыкальная и театральная зона, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок, имеются музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, различные виды театров. Большую ценность представляют предметы старины, а также произведения устного народного творчества, которые позволяют нам не только обучать детей, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа. Большое значение для развития эстетических чувств имеет книжный уголок. Учим детей видеть красочное оформление книги, внимательно рассматривать иллюстрации, обращаем внимание на выразительные средства, которые используют художники в иллюстрациях. Во время чтения любимых произведений побуждаем детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Обращаем внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности.

Развитие чувства прекрасного будет более эффективным, если в разработке методики понимания этого чувства применить психологическую теорию установки как единство трёх взаимодействующих компонентов: когнитивного (познавательного, эмоционального и поведенческого.

В таком случае для развития чувствапрекрасного необходимо обеспечить условия:

-для осознания детьми значимости этого чувства. Данное условие выполняется в процессе работы со сказкой, когда дошкольники понимают, что без красоты «грустно и плохо», осознают значимость, необходимость красоты для людей.

-переживания эмоций радости и интереса в процессе взаимодействия с красотой (эмоциональный компонент).

-проживания конкретного опыта чувствования прекрасного (поведенческий компонент).Условие выполняется несколько раз: когда ребёнок вспоминает и рисует то, что он считает красотой, когда слушает других и сопереживает, когда после занятий начинает больше и чаще замечать красоту вокруг себя.

В современных условиях содержание и методика воспитания эстетических чувств должны обновляться. Следует искать новые подходы, которые не только будут способствовать развитию чувства прекрасного в повседневной деятельности, но и помогут дошкольнику в целом быть более чувствительным к красоте, готовым видеть, слышать и чувствовать окружающий мир. Важно также находить новые приемы взаимодействия с родителями, показывающие им значение воспитания у детей эстетических чувств.

Консультация для воспитателей «Коллективные строительные игры старших дошкольников» (по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости») Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольника. В программе Н. М. Крыловой.

Воспитание у дошкольников гуманных чувств и отношений К началу дошкольного возраста у ребенка имеется уже относительно богатый эмоциональный опыт. Дети моей группы довольно живо реагирует.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» по программе Н. М Крыловой «Детский сад –Дом радости» Цель: Развитие речи и творческих способностей через театрализованную деятельность. Задачи: Содействовать обогащению развитию грамматически.

Конспект занятия «Дети Севера» по программе «Детский сад — Дом радости» ЦЕЛЬ: Расширить представления детей о нашей стране; развивать умение рассматривать картину, рассказывать по вопросам воспитателя; воспитывать.

Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей» Консультация «Воспитание эстетических чувств у детей». «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом.

Конспект НОД по программе Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости». Трудовая деятельность «Поможем бабушке Федоре» Программное содержание. 1. Воспитывать уважение к старшему поколению, учить заботиться, оказывать взаимопомощь. 2. Продолжать обучать детей.

«Рисунки радости». Воспитание культуры безопасного поведения дошкольников посредством художественной деятельности В настоящее время в дошкольных учреждениях реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования.

Влияние уроков рисования на развитие эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста Тема эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста была всегда актуальной. Достаточно вспомнить слова Б. М. Неменского: «Будущее.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы нашей страны над фашистскими захватчиками. Война несет боль, разрушения и смерть. Все.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё.

Источник

Оцените статью