«Эмоциональное состояние одарённых детей.»
материал на тему
Выступление на семинаре для педагогов. «Одарённые дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_sostoyanie_odaryonnyh_detey.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное состояние одаренных детей
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
высокие интеллектуальные и творческие показатели;
высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
высокая мотивация к учебной деятельности;
стихийное стремление к построению целостной картины мира.
Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.
Среди наиболее важных личностных особенностей, подлежащих развитию у одаренных детей можно выделить уважение к другим, эмпатическое отношение к людям, терпимость к особенностям других людей, склонность к самоанализу, терпимое отношение к критике, готовность делиться вещами и идеями, настойчивость в выполнении задания, независимость в мышлении и поведении, отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения, соревновательность, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем, уверенность в своих силах и способностях.
Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.
Проблемы, возникающие у одаренного ребенка при контактах со сверстниками, связаны еще и с тем, что зачастую их интересы он не разделяет. Одаренный ребенок лучше общается с более старшими детьми – сверстниками не по возрасту, а по интеллекту. Поэтому часто позитивные, казалось бы, качества одаренных детей порождают сложные личностные проблемы. Характер этих проблем ребенка во многом определяется особенностями формирующейся самооценки.
Правда, у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.
Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью.
Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития и у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения.
Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т.д.
Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.
У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры
Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире — саморегуляции.
Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности.
Источник
Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка
статья
Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoemotsionalnaya_sfera_odarennogo_rebenka.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка
Психоэмоциональная сфера одаренного ребенка — это область наших эмоций и чувств.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Важной чертой для внутреннего равновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести к тому, что взрослые начинают неверно понимать уровень их эмоциональной зрелости.
Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
В дошкольные годы одаренные дети являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений. Эгоцентризм — термин, данный нам Ж. Пиаже, — помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрения старших детей. Эгоцентризм у одаренных лишь проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления. Бурменская Г.В. называет это «односторонним восприятием».
Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.
Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.
Без эмоций нет никакой потребности. Радость во время интеллектуальной деятельности можно регистрировать. Целый ряд физиологических показателей свидетельствует о том, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, занятым умственной работой, возбуждается, как правило, и цент положительных эмоций.
Одаренным детям свойственно чувство неудовлетворенности, которое возникает тогда, когда полученные результаты оказываются хуже запланированных. Они стараются довести до совершенства начатое дело. Высокая критичность у одаренного ребенка может иметь место только в отношении предмета своих увлечений.
Эмоциональные одаренные дети нередко переживают острый внутренний конфликт, занимаются самоедством, испытывают тревогу и ощущают свою неполноценность.
Эмоциональные одаренные дети демонстрируют повышенную возбудимость нервной системы, что делает их чрезвычайно восприимчивыми и чувствительными, умеющими четко дифференцировать внешние стимулы, склонными к анализу и критически настроенными по отношению и к себе, и к другим.
Именно поэтому маленьких одаренных детей с повышенной эмоциональностью нередко называют «гиперактивными» и «часто отвлекающимися».
Повышенная чувствительность ко всему, что происходит вокруг, может быть нормальной реакцией одаренных детей. Однако им самим такие глубокие переживания могут казаться свидетельством того, что с ними что-то не так.
Наряду с интеллектуальными компонентами, одаренность включает и эмоциональный компонент. Сложная интеллектуальная деятельность неотделима от глубоких эмоций. Таким образом, одаренные дети не только думают не так, как другие дети, они и чувствуют по-другому.
Эмоциональность одаренных людей возникает не от того, что эти люди чувствуют больше, чем другие. Их эмоциональность является другим способом восприятия мира.
Одной из основных характеристик одаренности является интенсивность. Интенсивность не есть характеристика степени, это другой способ переживаний: ярких, острых, пронзительных, захватывающих, сложных, побуждающих к действиям, — отражающий трепетность живого существа.
Интенсивность эмоций одаренного ребенка проявляется через разнообразные чувства, привязанности, сострадание, повышенное чувство своей ответственности, глубокий самоанализ.
Поскольку все перечисленные качества для одаренного ребенка являются нормой и начинают проявляться с самого раннего возраста, их нередко ошибочно объясняют эмоциональной незрелостью и не считают проявлениями богатой внутренней жизни. Интенсивность эмоций проявляется в силе чувств: позитивные чувства, отрицательные чувства, экстремальные проявления эмоций, сложные эмоции, смешанные чувства, смех и слезы одновременно. Как у любого ребенка, у одаренного тоже могут возникать эмоциональные проблемы, связанные, например, с ссорами в семье или завышенными требованиями родителей по отношению к нему, с трудностями общения среди ровесников или неадекватной самооценкой.
Причиной эмоциональных переживаний может стать такая присущая одаренному черта, как повышенная критичность в отношении себя и других.
В работах Е.Л. Яковлевой эмоциональные реакции и состояния человека рассматриваются как проявления его индивидуальности, реализуя которую он развивает свои творческие возможности. В качестве основного принципа развития творческого потенциала автор выдвигает принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Принимая и поддерживая эмоциональные реакции ребенка, взрослые способствуют реализации его творческого потенциала.
Дети творят мир вокруг, постоянно открывая для себя что-то новое в окружающем и в себе. Их жизнь переполнена «открытиями» и, по сути, почти всегда состоит из творческого поиска. Новое, неизведанное словно магнит притягивает одаренных детей. Удивление от встречи с ним сменяется сильным стремлением к познанию, а потом радостью «экспериментирования»: дети с удовольствием придумывают и опробывают разные способы действий с обнаруженным новым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.Такие маленькие дети больше ценят различные.
Игры на развитие мышленияМышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности выраб.
Материал в помощь молодым педагогам.
Консультация: Особенности психоэмоциональной сферы детей».
В статье рассматривается тема коррекционной работы с детьми раннего возраста с помощью метода музыкотерапии, коррекции поведения детей, развития коммуникативных навыков, преодоление эмоционального дис.
Музыкальная деятельность — это способ развития основных психических функций, которые необходимы для общего развития и адаптации. Благодаря воздействию на эмоционально – волевую сферу ребёнка воз.
Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее, петь, танцевать, но наверное , мало кто из нас задумывается о ее пользе.
Источник
Консультация «Одаренный ребенок — особенности и правила воспитания»
Елена Калягина
Консультация «Одаренный ребенок — особенности и правила воспитания»
Конечно, все детки талантливы, но бывают и особые случаи, когда ребёнок достигает значительных успехов, например, в танцах, в математике, в музыке.
При этом таланты одарённых детей сочетаются и с некоторыми особенностями поведения. В чем же проявляется одарённость ребёнка и как правильно его воспитывать?
Нужно заметить, что одарённость может проявляться не только в технических, естественных или гуманитарных науках. Даже если ваш малыш бегает и прыгает лучше всех в классе, отлично рисует или ведет себя как прирожденный лидер – все это может быть направлением одарённости ребёнка.
Одарённость проявляется в том, что ребёнок либо быстро усваивает и применяет полученные знания, либо изобретает новые способы решения задач, либо ставит учителей в тупик, описывая ситуацию с совершенно непривычной стороны.
Одаренныедети любопытны и задают миллионы вопросов: «Почему, например, вода течёт из крана?» У таких деток оригинальное мышление, и они могут быстро переключиться с одного дела на другое и находить новые пути решения проблем. Одарённый ребёнок делает прогнозы и видит логику там, где её не видят обычные дети. Отлично запоминает и имеет широкий круг интересов.
Помимо этих талантов, выделяет одарённого ребёнка и особое поведение. Часто одарённые дети замкнуты, чувствительны к своим успехам и неудачам, раздражительны, кропотливо выполняют любое дело, стараясь сделать по-своему, эгоцентричны, склонны к лидерству, пусть и неявному, и обладают специфичным чувством юмора.
Такие дети плохо воспринимают, когда их пытаются ограничить в творчестве или заставляют сделать «как надо», тяжело переносят ситуации неуспеха, из-за этого боятся совершить ошибку, часто дружат со старшими ребятами или взрослыми.
Как же воспитывать одарённого ребёнка?
1. Не зацикливайтесь на талантах ребёнка. Каким бы умным он ни казался, он прежде всего ребёнок. А в развитии нужно уделять внимание не только интеллектуальным способностям, но и коммуникативным, эмоциональным и социальным.
2. Ребёнка нельзя ограждать от окружающей жизни, друзей и других занятий, где его одарённость не проявляется. Иначе во взрослом возрасте такому человеку будет очень сложно нормально жить. Он будет испытывать тяжелую депрессию из-за невозможности попробовать себя в другой области.
3. Конечно, такой ребёнок должен больше тратить времени на изучение любимого предмета, но в разумных количествах.
4. Давайте ребёнку возможность заниматься другими делами, даже если они кажутся вам не такими полезными.
5. У ребёнка должно быть личное время, которое он может посвятить общению с друзьями. Иногда такие детки бывают замкнутыми и не выходят во двор поиграть вместе с остальными. В этом случае задача родителей – найти ребёнку интересную компанию, в которой бы он познакомился с другими детьми.
6. Полезны для одарённых детей и ситуации дозированного неуспеха. Например, давайте им такие задачи, которые с первого раза даже им будет трудно решить. Это нужно для того, чтобы у ребёнка выработался «иммунитет» к неудачам и он их не воспринимал особенно остро.
7. Если у ребёнка не интеллектуальная одарённость – отдайте его в соответствующую секцию или кружок. При этом такой ребёнок может быть не очень успешным в школе. Просите учителей давать ему задания не интеллектуального плана, а например, музыкального, спортивного или лидерского, которые он выполнит во внеурочной деятельности.
И помните, сколько бы сил вы ни вложили в развитие своего ребёнка, это его жизнь, и если в какой-то момент он захочет ее изменить, то будет иметь на это полное право. Лучше сделать один шаг назад, а потом два шага вперед, чем постепенно разочаровываться в том, что делаешь. Позвольте ребёнку взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Успеха добиваются именно те люди, которые меняют свою жизнь осознанно. А делать что-то осознанно чужой головой нельзя.
Диагностический материал «Одаренный ребенок» Сферы одарённости ребёнка: 1. Интеллектуальная сфера ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной.
Консультация для родителей «Одаренный ребенок». Консультация для родителей «Одаренный ребенок» Подготовила: воспитатель б/категории Кипень Т. В. МДОУ д/сад №20 «Василёк» г. Высоковск, 2019.
Консультация для воспитателей «Одаренный ребенок — особая ценность для общества» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – ОСОБАЯ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВА Широта ума, сила воображения и активность души.
Одаренный ребенок и творческий педагог — модель креативного взаимодействия «Одаренный ребенок и творческий педагог – модель креативного взаимодействия». Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная.
Консультация «Одаренный ребенок в детском саду» Одаренность личности в условиях детского сада актуальна в настоящее время. Воспитание одарённых детей строится на обучении и развитии его.
Консультация «Одаренный ребенок в детском саду — пути и проблемы в воспитании» «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.
Одаренный ребенок в вашем доме Прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей — это известно. Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом.
Особенности воспитания детей в казачьих семьях (традиции, правила). Консультация для родителей. «Воспитание, создание самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.
Рабочая программа «Одаренный ребенок» Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Содержание программы «Одаренный ребенок» Содержание программы «Одаренный ребенок». 1. Конвергентное мышление Это логическое последовательное однонаправленное мышление. Использование.
Источник