Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
Положительные изменения , происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности;
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
ранимая неустойчивая психика;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
Источник
Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассников
Проблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Современные психологические исследования посвящены, в основном, изучению эмоционального развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников.
При анализе литературы можно выделить два основных: подхода к изучению эмоционального развития старшеклассников. Первый подход можно охарактеризовать как описательный, он свойствен наиболее ранним теориям, которые к сегодняшнему дню стали классическими. Для этого подхода характерно не столько объяснение, сколько описание эмоциональной жизни старшеклассника. При этом происхождение эмоциональных явлений не представляет отдельной проблемы и интерпретируется в русле общих закономерностей психического развития в этом возрасте. Для таких концепций эмоционального развития свойственны нестрогое использование терминологии, обозначающей эмоции, и в целом несформированность соответствующего категориального аппарата. Описание эмоции и их изменений носит больше житейский характер.
Второй подход предполагает выделение или поиск детерминант аффективных изменений в старшем школьном возрасте. В теориях, которые его представляют, разрабатывается специфическая терминология для выделения и объяснения аффективных феноменов старших подростков и юношей.
Необходимо отметить, что речь идет не о теориях собственно эмоционального развития, а об определенных общих теориях развитая в старшем школьном возрасте, в которых содержатся те или иные концепции эмоций и их развития.
Примером первого подхода к изучению эмоционального развития может служить исследование С. Холла. Концепция Холла представляет собой распространение эволюционного подхода на психику и ее развитие. Принимая идею о наследуемости психики как одну из ключевых, Холл постулирует, что различные стадии онтогенетического развития соответствуют различным стадиям в эволюции человека. В соответствии с этим возраст детей от 14 до 16 лет Холл определяет как переходный период от «дикости к цивилизации». Значит, переходный характер развития свойствен и чувствам, и переживаниям. Отсюда вытекают противоречивость, контрастность и неустойчивость эмоциональной сферы подростков, которые Холл описывает как «юношеские колебания в инстинктах и чувствах, смену инертности и возбуждения, удовольствия и страдания, эгоизма и альтруизма, общественности и уединения, чувствительности и тупости, слова и дела, консерватизма и стремления к новому, чувства и интеллекта».
Старшеклассник, в отличие от ребенка младшего возраста, может развивать себя сам и стать частью культуры, может воспринимать свое место в культуре; он более гибкий и чувствительный, более восприимчив к различным институтам общества, обладает способностью «высоких чувств».
Гезелл рассматривает юношеский возраст как высоко эмоциональный период.
Описание характера и содержания развития эмоций осуществляется в терминах «градиентов роста» , под которыми обозначаются:
- характеристика эмоций в целом;
- гнев;
- тревога и страхи;
- юмор;
- аффективность;
- самоутверждение;
- экспрессивность чувств.
Градиенты развития, под которыми, по существу, понимаются определенные формы эмоционального поведения и переживаний,- это эмпирически выделенные категории, определяющие статус эмоционального развития ребенка того или иного возраста. Конкретные эмоциональные изменения в рамках выделенных градиентов связаны с повышением контроля над эмоциями и развитием форм их реагирования, с изменением содержания и источников эмоций, их частотой, формированием чувства юмора и умения конструктивно его использовать в повседневной жизни. Гезелл показывает колебания «аффективности» старшеклассников в терминах счастья, печали, плаксивости. Старшеклассники являются полностью аналитичными в отношении собственных эмоций, проявляют значительный интерес в отношении того, могут ли они контролировать свои эмоции.
Биологическую интерпретацию аффективных сдвигов у старшеклассников содержат и психоаналитические концепции. Необходимо отметить, что психоаналитическое изучение подростка началось в 1905 году с работы 3. Фрейда «Три очерка о сексуальности». Личностные изменения рассматриваются им как результат борьбы «эго» против «ид» и связаны с феноменом любви. Концепция Фрейда позволяет представить эмоциональные изменения как определенный аффективный синдром, возникновение которого обусловлено завершением полового созревания. Поэтому главной движущей силой аффективных сдвигов в этот период выступает биологический фактор — биологически заданная динамика сексуального влечения.
Попытка преодоления биологизаторского взгляда на психическое развитие имеет место в концепции Э. Эриксона. Психическое развитие в этой концепции предстает как социоэмоциональное. Основной его закон — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом возрастном этапе развития возникают новообразования, их, естественно, не было на предшествующих этапах этого процесса. Рассматриваемому периоду соответствует пятая фаза в периодизации Э. Эриксона — фаза юности (13—18 лет). Для этой фазы характерен кризис идентичности. Преодоление этого кризиса завершается появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других.
Социальная ситуация подросткового и юношеского возрастов была проанализирована в работе К. Левина. Согласно его концепции, специфика положения старшеклассника в том, что он находится в состоянии передвижения из группы детей в группу взрослых, при этом не принадлежит ни одному из сообществ. Это приводит к тому, что его эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью.
П.М. Якобсон в своих работах, посвященных развитию эмоциональной сферы детей, уделяет значительное внимание изучению эмоционального развития старшеклассников. В частности, он отмечает, что общий рост личности старшеклассника, расширение круга его интересов, новый опыт общения со сверстниками ведет к «интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, связанных с кругом явлений нравственного порядка.
Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные условия для большей открытости переживаниям, эмоциональной восприимчивости, более точного регулирования чувств. Развиваются эстетические, альтруистические, патриотические и другие высшие чувства. По мнению Якобсона, для эмоционального развития в этот период старшего школьного возраста закладываются основы эмоциональной жизни человека [1].
Связь между эмоциональным развитием старшеклассников и общением изучает В. Н. Куницина. В своих работах она отмечает, что отсутствие навыка эмоциональной коммуникации приводит к преобладанию отрицательных эмоций над положительными в процессе учебной и внешкольной деятельности. Ребенок при создании эмоциональных эталонов в общении кладет в основу не общие, универсальные для всех людей, эталоны, а специфические, индивидуальные для конкретного подразумеваемого человека.
Рассматривая особенности эмоциональной сферы старшеклассников, А. Е. Ольшанникова отмечает, что «эмоциональное благополучие старшеклассника все больше начинает зависеть от следующих факторов: займет ли ребенок достойное место в коллективе, будет ли чувствовать себя равным, иметь авторитет среди сверстников» [2]. Для старшеклассников характерно появление идеалов и эмоций, связанных с ними, обогащение качественной палитры переживаний, расширение круга объектов, вызывающих эмоциональный отклик, умение регулировать и контролировать свои эмоции.
Становление самосознания старшеклассников также обуславливает возникновение новых переживаний, специфичных именно для этого жизненного периода, — чувства одиночества, индивидуальности, специфического переживания своего времени, своего будущего, в целом, переживания своего «Я». Увеличение вербального словаря эмоций и эмоциональных переживаний отмечает А. Г. Закаблук.
По мнению Е. П. Ильина, эмоциональная сфера старшеклассника характеризуется разнообразием и устойчивостью чувств и эмоций, развитой способностью к эмпатии, высокой степенью развития эстетических чувств, эмоциональной окраской чувства дружбы и любви.
Таким образом, эмоциональные изменения выявляются практически во всех сферах эмоциональной жизни старшеклассников и имеют сложный характер. Следует отметить, что все исследования, затрагивающие вопросы развития эмоций старшеклассников, носят феноменологический характер, выделяют и анализируют эмоциональные сдвиги в терминах переживаний, их предметной отнесенности.
Эмоциональную сферу, старшеклассников характеризует следующее:
- сложность, разнообразие, дифференцированность эмоций и чувств, обогащение переживаний;
- высокий уровень осознания своих чувств и чувств других людей;
- осознание своего эмоционального потенциала, его безграничности;
- развитие эмоционального сопереживания;
- расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональную реакцию;
- развитие высших чувств: нравственных, эстетических, альтруистических и др.;
- эмоциональная устойчивость, способность контролировать и регулировать свои эмоции.
- Якобсон К М. Воспитание чувств.— М., 1968.— С. 18.
- Олъшанникова А. Е. Эмоции и воспитание.— М., 1983.-С.31
- Выготский Л. С. Собрание сочинений.— М., 1976.— Т.2.
- Изард К. Психология эмоций.— М., 2000.
- Ильин И. К. Эмоции и чувства.— СПб., 2002.
Источник