Эмоциональное состояние ребенка по цветами

Как окружающие ребенка цвета влияют на его психику

С самого рождения ребенка, мы хотим для него только самое лучшее! Это касается всего — интерьера детской, одежды, игрушек – правильно подобранные цвета влияют не только на развитие зрения и речи, но и оказывает сильное влияние на детскую психику.

Белый цвет отражает до 80% дневного света и за счет этого значительно повышает освещенность помещения. Он сам по себе лишен эмоциональной агрессивности, но способен создавать благоприятный фон для восприятия и действия других цветов.

Поэтому в комнате крохи потолок и верхняя часть стен должна быть белой или очень светлой. Сумеречное освещение, создаваемое холодными тонами, вызывает депрессивное состояние, повышенную утомляемость, ухудшение памяти, снижает скорость мыслительных процессов.

Голубой цвет незаменим при стрессах. Он действует на организм успокаивающе, в основном благодаря тому, что снижает кровяное давление. Так же он в силах понизить температуру и остановить распространение инфекции. Схожие эффекты достигаются и с помощью синего цвета магическая сила цвета цветотерапия: он особенно эффективен для борьбы со стрессом. Считается, что долгое созерцание синего цвета может утолить боль, к тому же, он отлично действует и на глаза в качестве успокаивающего средства.

Зеленый цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим в тоску, поэтому не переусердствуй.

Для хорошего состояния нервной системы, при котором она функционирует максимально эффективно, лучше использовать белую и зелено-голубую гамму цветов. Нежелательны ярко-желтый и красный цвета. Как установили цветопсихологи, лучше всего зрительный анализатор работает при зеленой гамме цветов.

Розовая одежда — для девочек, а голубая — для мальчиков. Кто сказал, что должно быть именно так? Цвет оказывает очень сильное воздействие на ребенка. Зная их сильные и слабые стороны, вы сможете контролировать эмоциональное состояние ребенка и его настроения, заинтересовать твоего малыша, увлечь или успокоить.

Конечно, детство всегда ассоциируется с яркими цветами — цветами радости, отчасти потому, что цвет — это первое, что различает в окружающем пространстве ребенок.

Вначале все, что приходит извне — это темное и светлое, к двум месяцам цветовая палитра ребенка начинает постепенно расширяться. Первым приходит красный цвет, как самый интенсивный, а за ним и все остальные контрастные цвета. Используй цвета в качестве визуальных символов, и твой ребенок гораздо быстрее начнет запоминать свои игрушки, различать предметы обихода и людей, которые приходят в дом.

Становясь старше, ребенок все больше полагается на зрение и в тоже время все активнее познает окружающий мир. От 1 до 3 лет самое время использовать цвета для запоминания более сложных для ребенка предметов и понятий. Используй цвета в развитии речи ребенка, проводи прямые ассоциации: помидор — красный, банан — желтый, любимые штаны — синие.

Красный, оранжевый, желтый — цвета активизирующие, в психологии они считаются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Их использование очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Если малыш будет кушать из оранжевой бутылочки или желтых тарелок, если одеть ему красный фартучек или поставить яркий поднос, то у него улучшится аппетит. А если ты решила провести какой-то полезный обучающий урок — используй красные и оранжевые фломастеры.

Розовый цвет считается пограничным. В яркой гамме он идентичен возбуждающему красному, а в бледной читается мозгом, как синий.

Синий, голубой — успокаивающие цвета, делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии — импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Такие цвета нужно использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возбуждение.

Самое золотое правило — всех цветов в жизни малыша должно быть много! Соблюдай разумное равновесие в квартире, одежде ребенка и его игрушках. Свой любимый он выберет тогда, когда вырастет!

Источник

Цветотерапия как инновационный метод работы по созданию эмоционального благополучия дошкольников в ДОУ

Зинина Юлия Сергеевна
Цветотерапия как инновационный метод работы по созданию эмоционального благополучия дошкольников в ДОУ

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, поэтому приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы является метод цветотерапии. Использование элементов цветотерапии на практике показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического, но и физического здоровья детей.

Метод цветотерапии интересен и очень эффективен, с успехом применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он позволяет составить портрет личности ребенка и определить его психофизиологическое состояние. «Покажи мне свои любимые цвета — и я скажу тебе, кто ты», — так говорил выдающийся врач и психолог Макс Люшер. Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно применяется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека.

Современная наука цветотерапия подтвердила положительное влияние цвета на мозг ребенка, благодаря которому можно достичь значительных результатов в коррекции поведения детей, а также помочь им в управлении своими эмоциями. Цвет, при умелом его использовании, является мощным стимулятором полноценного развития дошкольника.

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что в целом его окружает. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка, как «спасательный круг» в любых критических ситуациях.

Он предполагает в первую очередь определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета — красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое, он динамичен и любознателен. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия помогает вернуть его в радостный мир детства. Каждый ребенок по-своему индивидуален, но выбор цвета определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша.

В целях обеспечения эмоционального благополучия детей в ДОУ необходимо создать комфортные условия для раскрытия личностной индивидуальности ребёнка, а также организовать каждому из них благоприятное общение в среде сверстников.

Дети очень впечатлительны, они требуют к себе очень бережного отношения, поэтому, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит много времени. Предпочтение отдаётся теплой цветовой гамме групповых помещений. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства,поэтому зонирование помещения проходит еще и с помощью цвета. Кроме этого, детей в группах окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, который они могут самостоятельно использовать. В уголках творчества для более широкого знакомства с цветоместь разнообразный материал: пальчиковые и акварельные краски, палитра для смешивания цветов, восковые мелки, цветной песок, оборудование для игровых ситуаций с цветом. Все это помогает дошкольникам познакомиться с основамицветоведения.

Для коррекционно-развивающей работы с применением цветотерапии используется разнообразный красочный демонстрационный, дидактический материал, подушечки для релаксации, цветные очки, ленты и полотна ткани, разноцветные массажные коврики. Из таких особенностей и складывается эмоциональное благополучие ребёнка, его уверенность в себе. Правильно подобранные цвета в окружающей обстановке помогут детям более активно общаться и взаимодействовать друг с другом.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения с окружающими. Поэтому вся работа в данном направлении строится на основе игры. Применяются следующие цветотерапевтические игры: «Волшебные краски», «Цветные коврики», «Разноцветные очки», «Нарисуем радугу», «Многоцветные бусы», «Яркие песчинки», «Водные фантазии», «Сказочный город», «Веселая полянка», «Разноцветные ниточки», «В волшебном лесу», «Нарисуй настроение», «Цветная палитра».Для интеллектуального и личностного развития ребенка, для коррекции его эмоциональной сферы используются «цветные» сказки («Красная сказка», «Желтая сказка», «Зеленая сказка» и др.). Часто такие сказки дети придумывают сами.

Данные игры и упражнения помогают скорректировать поведение детей, повысить познавательную и двигательную активность, учат управлять своими эмоциями, стабилизируют их эмоциональное состояние.

Простая на первый взгляд методика по применению различных цветов позволяет с успехом лечить у детей дошкольного возраста апатию, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для ребенка в процессе учебной деятельности. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность, а боязливому, плаксивому ребёнку добавить уверенности в своих силах.

Положительный результат в использовании метода цветотерапии можно достигнуть при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Цель совместной работы — не просто дать родителям информацию о том, как цветотерапия может сказаться на развитие ребенка в целом, нои привлечь их к совместной деятельности.

Использование инновационных форм в работе с семьей таких как:мастер-классы «Разноцветная игра», «Волшебный сундучок», акции — «Цветик-семицветик», «Раскрасим планету» детско-родительские тренинги «Цвет в жизни ребенка», «Яркие фантазии», организация «Цветных дней» в детском садуповышают компетентность родителей в вопросах цветотерапии как технологии здоровьесбережения и помогают устанавливать доверительные, теплые отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Применяемые формы и содержание работы в образовательном процессе, с использованием цветотерапевтического метода, дают ощутимый результат- нормализуют психоэмоциональный фон ребенка, успокаивают, улучшают поведенческие реакции в стрессовых ситуациях, настраивают на позитивный лад, развивают воображение и фантазию. Организация цветовой комфортной среды, применение игр по цветотерапии помогают устанавливать непосредственный контакт с детьми, корректировать их поведение, настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе, что благотворно влияет на эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников.

Считается, что цвет приспособлен для выражения эмоций и чувств, поэтому, мы, взрослые обязаны научить детей управлять ими, чтобы пробудить у ребенка позитивное отношение к окружающему миру.

Список используемой литературы

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПБ. : Речь, 2006

2. Бреслав Г. Э. «Цветопсихология ицветолечение для всех». – СПБ. : Б&К., 2000

3. Люшер. М ; Цвет нашего характера; «Рипол классик»; «Вече», 2004.

4. Психология цвета: Теория и практика;Изд: Речь 2005.

5. Цветовая светотерапия. — М. : ИМЕДИС, 2001.

Источник

ОПРЕДЕЛЯЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ПО ЦВЕТУ

ЖЕЛТЫЙ
Желтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания.

РОЗОВЫЙ
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

ГОЛУБОЙ
А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

КРАСНЫЙ
По мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета.

СИНИЙ
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

ЗЕЛЕНЫЙ
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени.

ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.

ЧЕРНЫЙ
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.

Воспитывайте своего ребенка вместе с компанией «Метеорит плюс»

Источник

Оцените статью