Эмоциональное состояние при арт терапии

Арт-терапия и её влияние на эмоциональное состояние дошкольников

НАДЕЖДА ШУШАКОВА-ЧЕРНЫХ
Арт-терапия и её влияние на эмоциональное состояние дошкольников

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – это вид терапии, которая использует искусство как терапевтический фактор.

Это исцеление посредством любого художественного творчества.

Изначально под термином «арт-терапия»понимается использование искусств визуального ряда: все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия, ведомое рисование и др.); мозаика и коллажи; работа с гримом и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»); инсталляция; все виды лепки; художественное фотографирование и еще огромное количество видов художественного творчества.

Сейчас к школам и направлениям арт-терапии присоединяют такие креативные терапии как музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, библиотерапия, сказкотерапия.

Арт-терапия используется при работе с детьми, взрослыми, пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, познания себя, творческого развития и реализации своих возможностей.

Кроме того, арт-терапия может быть дополнением к любым другим методам и направлениям психотерапии, традиционным и нетрадиционным системам исцеления и оздоровления, образования и воспитания, а может сама дополняться множеством самых разнообразных техник и приемов.

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т. д. Есть преимущества,которые делают ее многофункциональной:

• Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.

• Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.

• В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это

делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.

Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ.

С малоактивными, пассивными детьми используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т. д.Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Первый этап: свободная активность перед творческим

процессом – непосредственное переживание. Дети «пачкают» бумагу пробуя, смешивая материал.

Второй этап: процесс творческой работы – создание

феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением.

Третий этап: процесс рассматривания.

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей.

Особенности четвёртого этапа таковы:

Психолог просит описать ребенка картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я».

Например: «Я-картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат».

Выбираются специфические предметы на картинке,для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем- нибудь:

«Будь голубой дорогой и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т. д.»

При необходимости ребенку задают вопросы,чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?», «О чем думает эта река?», «Куда она идет?», «Что она собирается делать?».

Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса.

Если ребенок говорит «Я не знаю» не отступайте, переходите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте свой ответ и спросите правильно это или нет.

Ребенку предлагается вести диалог между двумя соприкасающимися частями картинки, либо противоположными точками.

Арт-терапевт просит ребенка обратить внимание на цвета.

Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать.

Что подразумеваешь под ярким цветом?

Что для тебя значат темные цвета?

Какие тона ты будешь использовать?

Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал, настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет говорить об этом.

Арт-терапевт работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части.

Можно спросить ребенка: «Ты когда-нибудь испытывал что-

нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?».

Вопросы можно задавать в самой разнообразной форме, но

очень осторожно и мягко.

Дети не всегда представляют себе свою собственную жизнь,

свои чувства, переживания.

Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои

Иногда они не готовы к этому.

Иногда, оказывается, они готовы излить чувства, возникшие

при рисовании, хотя не переносят содержание картин на себя, но рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать.

Они выражают то, в чем испытывают потребность, то, чего

они хотят, но в собственной манере.

На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются

реальные жизненные ситуации или рассказы, «вытекающие» из рисунка. Иногда достаточно задать вопрос «Это относится к твоей жизни?».

Необходимо обращать внимание на пустые места на

Арт-терапевт останавливается на тех вещах, которые выходят

для ребенка на первый план. Необходимо проявлять больший интерес и настойчивость.

Рекомендуется сначала разговаривать о более легких вещах,

они становятся откровенней при разговоре о более сложных.

Но это не всегда, иногда бывает наоборот.

Необходимо проводить наблюдения за внешними

проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением его тела, выражением лица, жестами, дыханием и т. д.

Молчание может означать контроль, обдумывание,

припоминание, тревогу, страх, или осознание чего-либо.

Разнообразные материалы: бумага, обои, краски, карандаши,

При работе с изобразительными материалами предлагайте

детям использовать в работе линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, тонкие и толстые фигуры.

Просите детей работать быстро.

Придумайте упражнения, в которых будут присутствовать

действия, противоположные привычным.

Можно использовать секундомер, песочные часы.

Тексты инструкций к упражнениям

«Сейчас ты будешь в течении минуты смотреть на этот

цветок. Я засеку время, и затем попрошу, когда закончится время сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него».

«Попробуй выразить свой мир в виде образов,

представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если он был таким, как тебе хочется».

«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что

заставляет тебя быть сердитым».

«Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя

чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать?»

Вернись назад к какому-то событию, когда ты чувствовал себя

веселым, бодрым, нарисуй то время».

«Нарисуй себя; как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел

выглядеть, когда станешь старше»

«Нарисуй то время, которое тебе приходит в голову,

семейную сценку, твой любимый обед, сон».

«Нарисуй,где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое

место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, какую ты можешь себе представить».

«Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким

образом добиваешься того, чего хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».

«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог бы это подарить?

Сегодня я расскажу вам еще об одном способе. Это рисование и разукрашивание мандал.

Мндала (циркулярное изображение) является мощным инстру-ментом диагностики и терапии в глубинной психологии. Образ мандалы ассоциируется с ощущением целостности, знаком изменения и трансформации. Создание мандалы стимулирует внутренние резервы организма, включает механизмы саморегуляции, помогает человеку установить связь с самим собой.

Мандала — это рисунок в круге (показ фотографий). Мандала пришла к нам с Востока. Если перевести это слово на русский язык, оно будет звучать как «Магический круг». Когда человек рисует мандалу, он успокаивается, его настроение улучшается.

Если разложить рисунки по кругу, то получится большая мандала.

Слово мандала в переводе означает означает “круг”, “диск”, поэтому раскрашивать мандалу нужно начинать с центра.

Такое раскрашивание — это своего рода ваш собственный «ритуальный танец» вокруг центра в исполнении карандаша. Раскрашивая мандалы, человек погружается в себя, уединяется в границах круга — это способ медитации.

Раскрашивать мандалы полезно и взрослым и детям.

Для взрослых это возможность снять стресс и эмоциональное напряжение. Дети, раскрашивая мандалы, развивают мелкую мышечную моторики, что благотворно сказывается на работе головного мозга и развивает речь.

В древней духовной традиции, которая называется буддизмом, мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром. Когда ты раскрашиваешь мандалу, ты становишься спокойнее. Если тебе грустно, или скучно, или кто-то тебя обидел, и ты хочешь отвлечься — выбери любой из этих рисунков, который тебе больше понравится, и раскрась. И ты почувствуешь, как на душе становится легче!

Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному!

Мандалы для профессионалов раскрашивания

Если вы здесь потому, что одолели раскрашивание мандал на предыдущих страницах — значит, вы ас раскрашивания! Только для профессионалов самые сложные и хитрые мандалы! Раскрасьте их и удивите всех!

Детские мандалы — это мандалы с детскими рисунками. Они довольно простые по сравнению с остальными. А, кроме того, они забавные!

Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка Семейные отношения — это: — характер взаимоотношений взрослых и детей в семье — эмоциональные проявления членов семьи -принятые в семье.

Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей Задачи. 1. Информировать педагогов по проблеме толерантности 2. Развивать личностные и профессиональные качества педагогов 3. Совершенствовать.

Конспект индивидуальной консультации с родителями «Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние ребенка» Конспект индивидуальной консультации с родителями «Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние ребенка» Воспитатель МБДОУ.

Консультация для педагогов ДОУ «Состояние здоровья современных дошкольников» Состояние здоровья современных дошкольников Кто не ценит собственное здоровье тот меньше заботиться и о других людях. В. М. Шепель Здоровье.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние» Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку преодолеть негативное эмоциональное состояние» Собетова Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ.

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей» Содержание «Программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей.

Игры с песком и их влияние на психоэмоциональное состояние детей Методическая разработка на тему: «Игры песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» Пояснительная.

Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией Произвольное внимание, как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, начинает развиваться.

Влияние взрослого на эмоциональное состояние ребенка Эмоциональное состояние — психическое состояние, которое возникает в процессе жизнедеятельности субъекта и определяет не только уровень.

Эмоциональное развитие дошкольников. Игры. Тема эмоционального развития дошкольников актуальна. Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: — ребёнок осваивает социальные.

Источник

Методы арт-терапии

Творческий процесс, связанный с самовыражением, может помочь людям решать проблемы, а также управлять поведением и чувствами, снизить стресс и повысить самооценку. А для того, чтобы заниматься арт-терапией и получать преимущества, не нужно быть талантливым и одаренным художником.

Арт-терапия используется как метод коррекции эмоциональных состояний. Это творческий метод выражения, используемый в качестве терапевтической техники. Она возникла на пересечении искусства и психотерапии.

Цель арт-терапии – это, по сути, исцеление. Она может быть успешно применена к людям с физическими, умственными или эмоциональными проблемами, заболеваниями и расстройствами. В терапевтическом процессе можно использовать любой тип визуального искусства, включая живопись, рисунок, скульптуру, фотографию и цифровое искусство.

В большинстве сеансов арт-терапии основное внимание уделяется внутреннему опыту –чувствам, восприятиям и воображению. Хотя арт-терапия может включать в себя навыки обучения или искусство, акцент в первую очередь делается на разработке и выражении образов, которые находятся внутри человека, а не на те, что он видит во внешнем мире.

Быстрые методы арт-терапии

Они хороши тем, что требуют минимум расходных материалов и просты в освоении. Разумеется, если вы хотите получить от арт-терапии максимум, нужно записаться в группу. Но не у всех есть на это время и возможность, поэтому используйте следующие упражнения для того, чтобы понять себя, успокоиться и избавиться от стресса и депрессии.

Эмоции

С помощью этих упражнений справляйтесь с эмоциями, такими как гнев и грусть. Используйте арт-терапию как метод коррекции эмоциональных состояний.

  • Нарисуйте или разрисуйте свои эмоции. В этом упражнении вы будете полностью сосредоточены на том, чтобы рисовать то, что чувствуете.
  • Создайте колесо эмоций. При использовании цвета эта деятельность заставит вас критически думать о своих эмоциях.
  • Создайте медитативную картину. Ищете творческий способ расслабиться? Не любите медитировать? Медитативная живопись может быть именно тем, что вы ищете. Не нужны навыки рисования – только желание расслабиться и стать более креативным.
  • Изучите марионеточную терапию. Куклы не только для детей. Сделайте свою собственную и разыграйте сцену, которая вас расстраивает.
  • Используйте линейное искусство. Линия – один из самых простых и базовых аспектов искусства, но она также может содержать много эмоций. Используйте простое линейное искусство, чтобы визуально продемонстрировать, как вы себя чувствуете.
  • Создайте открытку, которую никогда не отправите. Вы все еще сердитесь или расстроены? Создайте открытку, которая выражает это.
  • Создайте семейную скульптуру. В этом упражнении вы создаете глиняное представление каждого члена семьи – матери, отца, братьев и сестер и любых других близких или членов семьи. Это необходимо для изучения эмоциональной динамики и ролей в семье.
  • Нарисуйте гору и долину. Гора может представлять время, когда вы были счастливы, а долина – когда были грустны. Добавьте элементы, которые также отражают конкретные события.
  • Прикрепите чертеж или сообщение к воздушному шарику. Отправьте отрицательные эмоции или распространите положительные, прикрепив примечание или рисунок к воздушному шару и отпустив его.

Релаксация

Арт-терапия может стать отличным способом расслабиться.

  • Краска и музыка. Поставьте любимую музыку и рисуйте то, что придет в голову – это отличный способ выпустить чувства и просто расслабиться.
  • Сделайте рисунок из каракули. С помощью этого упражнения вы превратите простую каракулю в нечто красивое, используя линию, цвет и ваше воображение.
  • Пальцевая краска. Это развлечение не только для детей, взрослые тоже могут наслаждаться этим искусством. Сделайте свои руки грязными от краски и просто рисуйте, радуясь и веселясь.
  • Рисуйте, закрыв глаза. Неспособность видеть, что вы рисуете, усиливает поток, интуицию и чувствительность.
  • Нарисуйте что-то огромное. Вовлечение вашего тела и его передвижение поможет освободить эмоции во время рисования.
  • Используйте только те цвета, которые вас успокаивают. Создайте рисунок, используя только цвета, которые вы считаете успокаивающими.
  • Рисуйте на песке. Это отличный способ расслабиться и очистить разум.
  • Сделайте зентагль. Эти забавные маленькие рисунки – отличный инструмент для релаксации и облегчения стресса.

Счастье

Искусство способно не только помочь справиться со стрессом и депрессией, но и сосредоточиться на хорошем. Ознакомьтесь с этими упражнениями, чтобы отразить свое личное счастье.

  • Сделайте коллаж своего идеального дня. Подумайте о том, что представляет собой идеальный день для вас и сделайте коллаж.
  • Сфотографируйте вещи, которые, по вашему мнению, прекрасны. Распечатайте и повесьте их на стену, чтобы они постоянно напоминали о прекрасном.
  • Сделайте коллаж, связанный с цитатой, которая вам нравится. Возьмите слова мудрости и превратите их в нечто визуально вдохновляющее.
  • Создайте рисунок, отражающий свободу. Сюрреалисты практиковали автоматический рисунок как способ включения случайности и подсознания в свои рисунки и освобождения от художественных рамок и повседневного мышления.
  • Документируйте духовный опыт. Был ли он когда-нибудь у вас? Нарисуйте то, на что это было интуитивно похоже.
  • Сделайте мягкую игрушку. Мягкие, приятные объекты могут быть очень утешительными.
  • Документируйте опыт, когда вы сделали то, что не считали возможным. Мы все должны иногда делать то, что пугает или в чем не уверены. Используйте эту деятельность как шанс запечатлеть случай храбрости в своей жизни.
  • Придумайте дикое изобретение. Это изобретение должно делать то, что может помочь сделать вас счастливее – независимо от того, что это такое.

Травмы и потери

Эти упражнения заставят вас столкнуться с некоторыми неприятными аспектами жизни, но с целью их преодоления.

  • Нарисуйте место, где вы чувствуете себя в безопасности. Это место поможет залечить душевные травмы.
  • Создайте мини-диораму. Эта диорама может продемонстрировать важный момент в жизни или какую-то травму, которую вы пережили.
  • Создайте коллаж из своих забот. Что вас беспокоит больше всего? Вырежьте фотографии из журналов, которые будут означать ваши заботы.
  • Нарисуйте что-то, что вас пугает. Все напуганы чем-то, и в этом проекте у вас будет шанс осветить этот страх и поработать над ним.
  • Превратите свою болезнь в искусство. С помощью метода творческого дневника.
  • Эфемерное искусство. Иногда нам нелегко отпускать, но этот проект научит вас, что все будет в порядке, потому что горе не может длиться вечно. Используйте материалы, такие как песок, мел, бумага или вода, чтобы создать что-то такое, что вы уничтожите, когда закончите.

Самовыражение

Познайте себя и изучите свою личность при помощи следующих арт-упражнений.

  • Нарисуйте образы своих хороших черт. Создание рисунков ваших хороших качеств поможет стать более позитивными и создать лучшее видение себя.
  • Нарисуйте себя в виде животного. Есть ли какое-нибудь животное, к которому у вас есть особый интерес или ощущение, что это родственный дух?
  • Создайте временную шкалу и запишите на наиболее важные моменты вашей жизни. Эта временная шкала станет историей вашей жизни, с наиболее важными моментами, выделенными при помощи визуальных инструментов.
  • Составьте коллаж животных из джунглей. Выберите животных, которых вы найдете наиболее интересными, нарисуйте их, а затем подумайте, почему вы выбрали именно их.
  • Вылепите свое идеальное «я». Если бы вы смогли превратиться в идеального человека, как бы вы выглядели и кем бы были?
  • Нарисуйте разные стороны себя. В этом проекте вы исследуете различные аспекты своей личности, предоставляя каждому из них визуальное выражение.
  • Создайте искусство своими отпечатками пальцев. Ваши отпечатки пальцев так же уникальны, как и вы. Используйте чернила и краску.
  • Нарисуйте себя в виде дерева. При этом корни дерева будут означать ваши сильные стороны и положительные качества, в то время как листья могут быть тем, что вы пытаетесь в себе изменить.
  • Нарисуйте важное детское воспоминание. Что это? Задокументируйте ее и попытайтесь понять, почему оно так важно для вас.
  • Напишите и проиллюстрируйте сказку о себе. Если бы вы могли спокойно погрузиться в ситуацию, какую роль сыграли бы и как бы развивалась история?
  • Создайте визуальную автобиографию. Этот творческий проект позволит вам оглянуться на свою жизнь и сделать визуальное представление об этом.
  • Создайте свой собственный герб. Выберите символы, которые представляют ваши сильные стороны.
  • Нарисуйте комикс о забавном моменте в своей жизни. Наслаждайтесь моментом ироничного отношения к своей личности. Не воспринимайте себя всерьез.
  • Создайте свой собственный сайт. Веб-сайты – это универсальные способы выразить себя. Создайте свой собственный, чтобы рассказать то, что наиболее важно для вас.
  • Создайте коробку ценностей. Поместите элементы внутрь коробки, которые представляют то, что вы цените больше всего.

Как видите, большинство упражнений вы можете выполнить уже сегодня вечером, потому что они не требуют многого количества времени и материалов. Желаем вам удачи!

Источник

Оцените статью