Проект по психологии
«Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_psihologii._vliyanie_bullinga_na_emotsionalnoe_sostoyaniee_podrostka.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка» Проект по психологии на тему: Выполнила ученица 7 класса МБОУ «СОШ №9 г.Азнакаево » Ахметшина Диана
Последнее время увеличивается количество проявлений жестокости и агрессивности в детской среде. Рост агрессии в подростковой среде – одна из острейших социальных проблем нашего общества. Явление буллинга в образовательной среде все больше становится международной проблемой. Буллинг — явление социальное, в него включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные участники, наблюдающие за процессом. Очевидны негативные последствия буллинга на эмоциональное состояние подростка. Актуальность
Цель моей работы: Получить представление о влиянии школьного буллинга на эмоциональное состояние.
Объект исследования: Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка. Предмет исследования: Изучение эмоционального состояния подростков при воздействии буллинга .
Гипотеза: ● Я предположила, что буллинг в школьной среде негативно влияет на эмоциональное состояние подростков. Задачи: ● Сформулировать понятие буллинга . ● Исследовать особенности буллинга в подростковом возрасте. ● Выявить подростков с нестабильным эмоциональным состоянием. ● Изучить литературу по данной теме.
Основные понятия: Буллинг или школьная травля — от англ. bullying – запугивание. Это физический или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию. Таким образом, существенными признаками буллинга являются: неравенство сил, повторяемость, неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Виды буллинга Прямой буллинг Этот вид буллинга включает в себя прямое физическое или психологическое насилие. Формы прямого буллинга: Вербальный буллинг (орудием служит речь: прозвища, обзывания). Жесты и действия (плевки, неприличные знаки и т.д.) Запугивание (интонации, резкие движения, слова, после использования которых агрессором, жертва вынуждена совершать определенные действия. Вымогательство (агрессор может вымогать что угодно: еду, деньги, вещи, выполнение дела за агрессора). Действия с имуществом (повреждения, воровство, прятанье вещей и т.д.).
Виды буллинга Скрытый буллинг. Игнорирование. Бойкот. Намеренное создание и распространение слухов. Клевета.
Моббинг (форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе с целью исключения этого человека их классного коллектива, школы). Троллинг (любое провокативное и подстрекательное общение, использование клеветы, обмана, искусственное разжигание ссор и споров, призыв к деструктивным действиям и стилю общения без должных адекватных причин ). Виды буллинга Кибербуллинг (форма психологического насилия с применением интернет-технологий , включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала).
Роли в процессе буллинга Основной агрессор (лидирующий нападающий, тот, кто является инициатором буллинга) Дети , участвующие в травле (присоединившиеся к лидеру). Дети – свидетели , подкрепляющие травлю (занимают пассивную позицию, но находятся на стороне агрессора, смеются, подбадривают). Дети-наблюдатели (внешне проявляющие нейтральность, не вмешивающиеся в сам процесс буллинга). Жертва (объект агрессивных действий. Защитники (дети, которые занимают открытую позицию против процесса травли , они противодействуют агрессору, присоединяясь к жертве, поддерживая жертву эмоционально). Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся.
Личностные особенности участников буллинга уверенный в себе, обладает высокой самооценкой, склонен к лидерству и доминированию в группе, обладает импульсивностью эмоциональных реакций и поведений , нарушены система ценностных ориентаций, уважение к личности , могут иметь повышенную тревожность, формирующуюся вследствие семейного неблагополучия. низкая самооценка, негативное представление о себе, тревожность , чувствительность , эмоциональность , предпочитают избегать прямой конфронтации со сверстниками, имеют проблемы с налаживанием взаимоотношений со сверстниками в группе, часто такие дети физически слабые, могут иметь какую-нибудь особенность внешности, выделяющую его из общей массы. Агрессор Жертва
Проведение эксперимента: В начале нашего исследования мы предположили, что буллинг в школе негативно влияет на эмоциональное состояние подростков. Для подтверждения этой гипотезы мы провели эксперимент, в котором участвовали 42 человека, ученики 5А и 6Б классов. Для исследования мы подобрали несколько методик и провели диагностику детей в обоих классах.
Продолжение эксперимента: После проведения диагностики мы на протяжении 4-х месяцев проводили с ребятами 5А и 6Б классов различные мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива, повышение толерантности и развития чувства эмпатии у ребят. Нами были разработаны и проведены: Классные часы «Мы вместе, и это здорово!», «Дружба- это не работа». Психологические игры «Я – это ты», «Подарок» Просмотр кинофильмов «Класс», «Мост в Терабитию » Классным руководителям 5А и 6Б классов были даны рекомендации по проведению мероприятий с детьми.
В январе 2020 г. была проведена повторная диагностика с целью проверки изменений, происходящих в классах. Проанализировав результаты анкетирования, я могу сделать такие выводы: В обоих классах у детей повысилась самооценка, понизилась замкнутость, атмосфера в классе стала более дружественной, и благодаря классным руководителям классы стал более дисциплинированными. Но самым значительным результатом моей работы , я считаю снижение количества детей, которые считали ,что буллинг -это нормально е явление.
Как организовать в своей образовательной организации атмосферу, исключающую буллинг Для предотвращения буллинга нужно повышать культуру населения. Сейчас не очень большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Учителя должны больше внимания уделять своим ученикам и актуальным темам. Да и дети нуждаются просто во внимании. Им необходимо иногда просто поговорить и рассказать о наболевшем. Учителя должны знать, что происходит в семье ребенка. Ведь многие из детей переносят негатив в семье на учебу. Если дома на ребенка идет негативное воздействие, то в школе он может снять его, но и способ будет соответствующий.
Выводы: В ходе проведенной мной исследовательской работы я смогла подтвердить свою гипотезу: буллинг в школьной среде негативно влияет на эмоциональное состояние подростка. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как появляются новые виды буллинга, как например, кибербуллинг . Явление буллинга широко распространено в школьной среде.
Список используемой литературы Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. Курбатова Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич . СПб.: Хамелеон, 2004. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.:Речь , 2004 Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга , М.: Генезис, 2012.
Источник
Индивидуальный итоговый проект «Влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростка».
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГБОУ школа 171 района Хамовники города Москвы
Влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростка
Выполнила работу: Чугунникова Дарья Константиновна, ученица 10 П класса ГБОУ школы 171
Руководитель: Джафарова Саадат Зубеировна, учитель биологии и куратор психологического класса
Актуальность. Основной деятельностью в подростковом возрасте является обучение. В школе подростки проводят большую часть своего времени: в среднем 29 часов в неделю. Нагрузка на учащихся в последние годы сильно увеличивается. Результаты медицинских проверок показывают, что количество больных детей увеличивается от младших к старшим классам, возрастает количество детей с хроническими заболеваниями. Многие это связывают с огромной нагрузкой на нервную систему учащихся. Существенный рост информации об окружающем мире, применение в учебном процессе новых технологий приводят к увеличению объёмов учебного материала. Однако двигательная активность снижается. Успешное усвоение школьником учебного материала складывается из разных факторов, важнейшим из которых является влияние эмоций. Получая положительные эмоции от процесса обучения, учащийся стремится к успеху в усвоении материала, проявляет свою заинтересованность. Преподаваемая информация лучше сохраняется в памяти. Кроме того ученик стремится узнать больше по заинтересовавшей его теме, то есть проявляет активность в самообучении. Однако сейчас, как показывает практика, увеличивается число детей с проблемами в нервной системе. Большинство учащихся указывают на тяжесть обучения. Их активность снижается уже к середине года. Мы задались вопросом, как влияет интеллектуальная нагрузка на эмоциональное состояние подростка и что нужно предпринять, чтобы обучение было действительно эффективным.
Гипотеза. Чрезмерная интеллектуальная нагрузка способствует ускорению эмоционального и физического истощения, снижению интереса в обучении.
Цель. Установить взаимосвязь между интеллектуальной нагрузкой и эмоциональным состоянием подростка и разработать меры профилактики снятия эмоционального напряжения.
Задачи. Определить эмоциональное состояние учащихся 10-х классов на конец первого полугодия. Провести анкетирование. Разобраться в действии интеллектуальной нагрузки на эмоции подростка. Провести эксперимент. Сопоставить результаты. Сделать вывод.
Методы. Метод исследования эмоциональной напряжённости. Эксперимент. Анализ результатов. Наблюдение за учащимися
Факторы, влияющие на эмоциональное состояние подростка во время учебного процесса
Факторов, влияющих на эмоциональное состояние подростка, много. В том числе к ним можно отнести факторы слабого физического здоровья. По данным Минздрава, количество хронически больных детей и подростков катастрофически увеличивается. За период обучения в школе здоровье школьников ухудшается в 4-5 раз, число хронически больных детей возрастает в 2 раза. Сильная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка напрямую влияет на физическое здоровье.
Из-за стресса именно у подростков появляются вредные привычки, от которых сложно избавиться в будущем и которые наносят серьёзный вред подростку, а так же окружающим его людям. Например, к таким привычкам можно отнести курение, распитие алкоголя.
Недостаточная освещенность классных комнат и замена физиологически оправданного лампового освещения на вредное, мигающее – люминесцентное, приводит не только к ухудшению зрения подростков, что ведёт к дезориентации в пространстве и неуверенности c психологической точки зрения, но и вызывает стрессовое психологическое состояние. Очень плотные графики занятий ведут к состоянию подавленности подростков, увеличивает усталость и стрессовое состояние.
Особого внимания заслуживают осложнения в человеческих отношениях в данный возрастной период, а также другие моменты социального плана. Факторы подобного рода могут являться причиной возникновения отрицательных эмоций и психологических реакций, имеющих защитный адаптивный характер. Состояние психологического напряжения сопровождается особыми реакциями в сфере высшей нервной деятельности.
Также к факторам, влияющим на эмоциональное состояние подростка, можно отнести путь от дома до школы и обратно. Большая часть учащихся вынуждены преодолевать значительные расстояние до школы и обратно, в связи с выбранным профилем обучения. Как известно, дорога сильно утомляет и влияет на работоспособность ученика. Другая ситуация может сложиться в случае, если ученик проживает недалеко от места обучения.
Кроме того в настоящее время в связи с увеличением массы учебников и учебных предметов у учащихся наблюдается увеличение проблем физиологического плана, связанных с нерациональной нагрузкой на спину. При учёте того, что многие учащиеся тратят много времени, добираясь до школы и обратно, то ношение такой тяжести за спиной значительно влияет не только на физическое здоровье, но и на психологическую усталость и неработоспособность, снижается мотивация и активность обучения.
В настоящее время большинство старшеклассников жалуются на недостаток времени выполнения домашних и проектных заданий. Действительно, на выполнение домашних заданий требуется 12-24 часа. Так же учебная программа рассчитана на самостоятельную заинтересованность по теме, на что времени обычно не хватает. Внеурочная деятельность занимает 3-5 часов. В связи с нехваткой времени, учащиеся не следят за режимом работы и отдыха, отсюда и следует недосып и хроническая усталость, влияющие в свою очередь на эмоциональную напряжённость учащихся, снижение их активности обучения.
Пресыщение учёбой, вызванное нагрузкой и большим временем учёбы, приводит к снижению мотивации к обучению, утрате интереса в процессе и прочему. Учащиеся переживают из-за того, что не могут во всём хорошо разобраться из-за недостатка времени и добиться успехов, так как у них не остаётся свободного времени на отдых и прогулки на свежем воздухе. Перегрузка учёбой может вызвать нежелание самостоятельно работать, порождает недоверие в успех, снижает целеустремлённость учащихся. Нельзя не учитывать психологическое напряжение в период активизации контрольных работ, зачётов. Чувство высокой ответственности за результат, неопределённость последствий, неожиданность, нехватка времени, повышение интеллектуальной сложности в этот период приводят к переутомлению учащихся и нервному перенапряжению.
Из всех вышеперечисленных факторов следует сделать вывод, что необходимо составить новый план обучения старшеклассников, соответствующий рациональному использованию их сил.
Связь интеллектуальной нагрузки и эмоционального состояния
Мы провели анкетирование по методике исследования эмоциональной нагрузки среди учащихся 10 классов в профильном и общеобразовательном классе. По результатам опроса в профильном классе стабильно средний уровень, и только 2 человека из 10 имеют низкий и наоборот высокий уровни. В общеобразовательном классе ситуация немного другая: 3 человека с низким уровнем эмоционального напряжения, 6 человек со средним уровнем и один с высоким. Всего из 22 опрошенных 15 находятся на среднем уровне эмоционального напряжения, 4- на низком и 2- на высоком. На основе получившихся результатов можно сделать вывод, что в профильном классе общий уровень эмоционального напряжения несколько выше, чем в общеобразовательном. Это можно связывать с количеством и глубиной преподаваемой информации, высотой требований и другими факторами. Важным итогом является то, что у большинства участников анкетирования наблюдается средний уровень эмоционального напряжения. Однако его границы варьируются в разных классах по-разному. Так, в профильном классе большинство опрошенных, имеющих средний уровень (11-20) имеют оценку в 16-18 баллов. В общеобразовательном классе большинство учащихся со средним уровнем эмоциональной напряжённости имеют оценку в 13-15 баллов. Также по результатам опроса можно сделать вывод, что в профильный класс поступают учащиеся мотивированные и нацеленные на работу для достижения определённого результата, так как их показатели более стабильные, чем результаты в общеобразовательном классе.
Мы решили посмотреть связано ли это именно с количеством преподаваемой информации и уровнем её глубины и как. В то же самое время мы хотели понять, каким образом можно повысить уровень положительных эмоций, получаемых от процесса обучения. Для этого мы рассмотрели работу головного мозга и её влияние на эмоциональное состояние человека.
Интеллектуальную нагрузку можно рассматривать как потребность. Удовлетворяя её, закрепляется определённая программа, мы получаем положительные эмоции. Если программа не была успешной, вероятность её действия в следующий раз уменьшается. Распространяясь по мозгу в форме нервных импульсов, сигналы центров потребностей в случае успеха используют в качестве медиаторов норадреналин, дофамин, опиоидные пептиды и другое. Все они вызывают мощные положительные эмоции. А в случае неудачи активируются нейроны, выделяющие медиаторы отрицательных эмоций. В учебном процессе важнейшую, наверное, роль играет медиатор дофамин, выделяющийся при новизне информации. Аксоны от ножек среднего мозга идут в кору больших полушарий, регулируя скорость обработки сенсорной информации, скорость мышления, положительные эмоции, связанные с новой информацией и творчеством. Здесь работает дофамин.
Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. Раздражители, с которыми происходит взаимодействие, могут быть совершенно разные, поступать внезапно, а часто и противоречиво. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение часто в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.
К ней может присоединиться слабость – это может быть связано как с недостатком физических нагрузок, так и с нарушениями в режиме питания, так как мозг при своей интенсивной работе затрачивает большое количество глюкозы. Питаясь, нужно компенсировать эти затраты. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Так же причинами головной боли является эмоциональное напряжение. При выделении адреналина и серотонина мобилизуются ресурсы организма, делая интеллектуальную работу более эффективной, однако они же и запускают механизм стресса, приводящий к истощению. Часто из-за стресса после долговременной интеллектуальной нагрузки нарушается кровообращение в головном мозге, что вызывает головокружение.
Так или иначе в настоящее время, время перегруза, почти все люди сталкиваются с интеллектуальной усталостью. Умственное перенапряжение обусловлено невозможностью нормального функционирования мышления и некоторой заторможенностью мыслительных реакций. Этот вид усталости отличается от физической и эмоциональной, для профилактики которых достаточно поспать или побыть в спокойном состоянии. Здесь нет определённого способа релаксации, всё индивидуально. Для кого-то будет достаточным вкусно поесть, другому- позаниматься спортом, третьему- просмотреть видео интернете или посмотреть фильм, четвёртому нужно побыть в одиночестве. Однако перечисленные виды интеллектуального отдыха также могут быть очень вредными для человека, если не соблюдать меры. Так можно ли отдыхать так, чтобы не причинять вред своему здоровью. На самом деле многие психологи задавались и задаются этим вопросом. Они пришли к выводу, что профилактикой интеллектуальной усталости может служить режим сердца и лёгких, которые никогда не устают: « нагрузка- расслабление». Такое систематическое чередование функционирования с отдыхом позволяет этим органам работать без сбоев.
На самом деле всё можно натренировать. Функциональные возможности человека, в том числе и умственные, можно развить. Здесь самое главное правильно и грамотно распределить нагрузку. Как натренировать интеллект? Психолог Н. И. Козлов, занимавшийся этим вопросом, дал несколько советов:
1. Сначала интеллектуальная нагрузка должна быть минимальная, а затем постепенно увеличиваться. В результате человек будет иметь возможность решать сложнейшие задачи, выдерживая высокие умственные нагрузки без вреда здоровью.
2. Приучаться думать надо всегда. Козлов выяснил, что люди, чей мозг постоянно занят решением каких-то сложных задач, способны выдерживать высокий уровень интеллектуальной нагрузки. Мышление таких людей практически никогда не устаёт.
3. Учёный также выяснил, что компьютерные игры не способствуют отдыху интеллекта. Они только могут стабилизировать эмоциональный фон и дать отвлечься от работы. Игры помогают повысить настроение и получить удовольствие. Радость, которую человек получает от данного процесса, не даёт разуму отдохнуть, она придаёт энергии, но не расслабляет.
4. Можно отдыхать, занимаясь делом. Но это должно быть такое дело, от которого человек получает огромное удовольствие. Во-вторых, оно должно безукоризненно получаться, что в общем-то сопряжено с получением положительных эмоций, т.е удовольствием. В-третьих, это дело должно быть привычным. Так, например, графоману можно посоветовать пописать для отдыха очерки или романы, так они получают от этого занятия огромное удовольствие.
5. Хороший отдых- смена деятельности. Устали физически — займитесь умственным трудом. Устали от умственного труда — получите позитивные эмоции. Устали в эмоциональном плане — всегда можно поработать физически, например, заняться уборкой квартиры.
6. Интеллектуальную усталость можно снять расслаблением мышечных тканей. Способов несколько, каждый выбирает то, что подходит именно ему.
· Прослушивание расслабляющей музыки в лежачем положении
· Прогулка на свежем воздухе
· Принятие ванны с маслами, солями и прочим
· Медитации и релаксации
Самое главное не доводить себя до полного истощения. Лучше почаще отдыхать и заниматься любимыми делами. Тогда интеллектуальная нагрузка будет легче переноситься и даже приносить положительные эмоции. Это залог качественной жизни.
В современном мире, насыщенном информацией, на человека особенно влияет интеллектуальная нагрузка. Часто из-за непродуманного, неграмотного подхода к данной проблеме человек, а особенно подростки, которые в наибольшей степени подвержены ей, пресыщаются информацией и истощаются. Это приводит к нежеланию и неспособности работать дальше, отравляет ощущение жизни. Однако от интеллектуальной нагрузки можно получать и удовлетворение. В нашей ситуации мы, конечно, не можем поменять что-то глобальное (например, программу обучения), но в наших силах помочь самим себе. Для этого нужно соблюдать достаточно простые правила «нагрузки- расслабления», тренировать свой интеллект, и тогда жизнь станет значительно ярче и насыщенней.
Источник