Эмоциональное состояние классного коллектива

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
методическая разработка

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу. В методической разработке представлены основные направления деятельности классного руководителя по формированию благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе детей и родителей. Представлены игры и упраженния на сплочение детского коллектива.

Скачать:

Вложение Размер
kak_formirovat_klimat_v_kollektive.docx 52.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации классному руководителю. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Классный коллектив – это мощный инструмент воспитания. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

  • Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между учащимися, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Благоприятный психологический климат в коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

Для того чтобы изучить социально- педагогический климат в классе, педагоги должны знать характеристики благоприятного социально-психологического климата.

  • В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  • В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  • В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  • Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в учебе и досуговой деятельности.
  • Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  • В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
  • коррекция формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы.

  • Наблюдение за детьми. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, держит руки во рту и др.
    Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности.
  • Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.
  • Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Можно пофантазировать с ребятами на тему «Погода в классе»:

  • Мороз и холод;
  • пасмурно, прохладно, влажно;
  • буря, гром и молния;
  • туман;
  • град;
  • высокое давление;
  • снегопад;
  • ясное, спокойное утро;
  • дождь;
  • солнечно.

С помощью игры-теста «Альпинист» можно наглядно определить степень сплоченности-разобщенности класса.

«Теперь представьте, что пик — это вершина горы — это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются. Какой высоты достигли вы?»

Социометрическое исследование помогает изучить взаимоотношения в коллективе и определить лидеров в классе и ребят с низким социальным статусом (отверженных, изолированных), а также проследить динамику развития.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе являются:

  • умение находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя и от активной позиции педагога по отношению к детям и классу.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. КОЛЛЕКТИВ — это когда придумали — ВМЕСТЕ, сделали — ВМЕСТЕ, испытывали волнения и восторги, переживания и слезы — ВМЕСТЕ, пошли дальше — ВМЕСТЕ.

И, конечно же, ВМЕСТЕ с нашими родителями. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». И говоря о формировании благоприятного психологического климата в классном коллективе, хочется напомнить о правилах профессионального такта в работе с родителями учащихся.

В беседе с родителями учащихся учитываем:

  1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или серьезные неприятности, то он не станет говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
  2. Начинаем разговор о ребенке обязательно с хорошего. Стараемся увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
  3. Терпеливо выслушиваем родителей. Особое внимание обращаем на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в коем случае не прерываем рассказ родителей репликами типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына». Помним, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно. Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли надежду на будущее.
  4. Далее корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций можно сказать о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и поведении.
  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий высказать свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
  6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи, наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз, профессионал, имеющий свои профессиональные хитрости и приемы. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. И я желаю вам, уважаемые педагоги, наравне с увлеченностью своими профессиональными приемами, не забывать о психологическом климате на уроке и во внеурочное время, для того, чтобы в итоге получить желаемый результат.

Источник

Карта-схема эмоционального состояния классного коллектива

(Лутошкин А.Н. Цветопись как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива//Социально-психологический климат коллектива, 1979)

+3 +2 +1 -1 -2 -3
В коллективе царит доброже- лательность во взаимо- отношениях и взаимопонимание В коллективе постоянно пессими- стическое настроение, апатия ко всему, легко возникают конфликты
В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие, велико стремление к коллективному труду Принципиальность, честность, бескорыстие здесь не ценятся, нет стремления к коллективному труду
Члены коллектива стремятся общаться и сотрудничать с другими коллективами Члены коллектива стремятся обособиться от других коллективов
В отношениях между группиров- ками внутри коллектива сущест- вует взаимопонимание Группировки конфликтуют между собой
Коллективу нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к тесному общению
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех других Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают чувство зависти и злости
Преобладают одобрение и поддержка; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других
В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение коллектива по принципу «один за всех и все за одного» В трудных ситуациях в коллективе возникают конфликты
Достижения или неудачи всего коллектива переживаются всеми членами Достижения или неудачи коллектива не находят отклик у его членов
Коллектив доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться Новые члены коллектива чувст- вуют себя лишними, к ним неред- ко проявляются враждебные отношения
Коллектив быстро откликается на любое полезное для всех дело Коллектив не откликается ни на какое полезное для всех дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе справедливо относятся ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»
К похвалам и поощрениям коллектива относятся с одобре- нием и чувством гордости К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно

Обработка полученных данных.

Для общей оценки психологического климата необходимо сложить все положительные баллы, затем все отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат и будет являться условной характеристикой психологического климата в коллективе.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Варианты бесед для начальных классов

(Педагогическая диагностика в школе, 2003)

Товарищество

Цель: добиться того, чтобы дети понимали значение слов товарищ, товарищество.

Вопросы к классу:

— Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте и ответьте, почему это происходит?

А сейчас задумайтесь над стихотворением С. Маршака «Друзья-товарищи». Что думал каждый из вас, когда слушал это стихотворение?

Кто из вас может рассказать нам о своем товарище или подруге? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет мастерить? Чем он тебе нравится?

Чтение рассказа Е. Пермяка «На уроке труда».

Затем обсуждают его содержание, отвечают на вопросы учителя: «Правильно ли поступила Наташа?», «Чем, по-вашему, может кончиться этот случай?»

Все ребята думают по-разному. Одни всегда любят командовать, другие быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе. Подумайте, дружно ли вы играете с ребятами? А как надо играть, чтобы было весело, интересно? Послушайте рассказ Е. Пермяка и вы узнаете, что может случиться с теми, кто не умеет дружить. (Чтение рассказа.)

«Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки — даже самые добрые — тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаза не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один! Один-одинешенек!»

— Давайте обсудим, почему Вова гордился собой, своим поведением. Хорошо ли, когда все тебя боятся?

В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры. Чтение рассказа Н. Калининой «Два товарища».

— А как ты миришься со своими друзьями? Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами?

Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разному думают, кого можно назвать ябедой.

Чтение стихотворения А. Барто «Сонечка» и рассказ «Ябеда» (придуманного учительницей).

— Подумайте, кто из них настоящая ябеда?

А теперь давайте запомним правила товарищества:

· Помогай товарищу; если умеешь что-то делать — научи его; помоги ему чем можешь, если он попал в беду.

· Поделись с товарищем игрушками, книгами, играй с товарищами так, чтобы не брать себе все лучшее.

· Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей сказать ему, что он не прав.

· Не ссорься с товарищами, работай и играй с ними дружно; не зазнавайся; не завидуй товарищам; если поступил плохо, то не стесняйся сказать об этом.

· Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Источник

Оцените статью