материал по теме эмоции и чувства (8 классы)
презентация к уроку по теме
тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_po_emociyam.docx | 18.36 КБ |
emocii_i_chuvstva.ppsx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Занятие по теме:
«Эмоции и чувства»
Выполнила: Майборода Е.В.
педагог дополнительного образования 1кв. кат.,
Эмоции и чувства (тезисы)
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие.
Ощущение удовольствия или неудовольствия, иногда отчетливое, иногда едва заметное – эта своеобразная окраска ощущений. Характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.
Эмоции характеризуют собой потребности человека и предметы, на которые они направлены.
Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Но, нужно обратить внимание на то, что используются два понятия «эмоции» и «чувства».
Эмоции – это более широкое понятие, чувства – одно из проявлений эмоциональных состояний.
В жизни эмоции – это самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.
Эмоции содействуют в реализации потребностей и достижении определенных целей. Любая эмоция положительна или отрицательна, опираясь на это, человек может судить о достижении поставленной цели. Таким образом, можно судить о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. например: покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать повышение уровня адреналина в крови и многое другое.
Типы эмоций : аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции – интенсивные, бурно протекающие, кратковременные эмоциональные вспышки.
Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта : данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.
Объяснение этому : сильное эмоциональное возбуждение, затрагивающие двигательные центры КГМ и переходящее в двигательное возбуждение, под действием которого человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, в состоянии аффекта человек цепенеет, теряете дар речи.
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием.
В этом состоянии меняется характер протекания мыслительных процессов и человек не может предвидеть результаты своих действий. Целесообразное поведение становится невозможным.
Но!, даже в состоянии очень сильного аффекта человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Но при этом одни могут владеть своими мыслями и поступками, а другие нет.
Это происходит в первую очередь, из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости.
Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые. Носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми
Причина тому то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно удовольствие и неудовольствие.
Эмоции делятся на:
Стенические — стимулирующие деятельность человека, увеличивающие энергию и напряжение сил, побуждающие к поступку, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть».
Астенические – ведут к скованности, пассивности.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.
Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребносте.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое разногласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, не только ожиданиям окружающих. Но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
. эмоциональные состояния носят неоднозначный характер: один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения – это называется амбивалентностью чувств (двойственностью).
Чувства – вид эмоциональных состояний – в большинстве случаев предметны и конкретны. И, если эмоции связаны с биологическими процессами, то чувства – с социальной сферой.
Еще одно различие: эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства имеют определенное внешне проявление, а эмоции чаще всего нет.
Чувства – еще более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Чувства всегда индивидуальны.
Нравственные (моральные) – переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнения этих явлений с нормами, выработанными обществом.
(моральные: любовь, чувство долга, гуманность, дружба, патриотизм…
аморальные: жадность, жестокость, эгоизм…
морально-политические – отношения к различным общественным учреждениям, организациям, к государствам…)
Интеллектуальные – переживания, возникающие в результате познавательной деятельности (любознательность, удивление, любопытство…)
Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусства (восторг, радость, восхищение, презрение, страдание, тоска, отвращение…)
Источник
Эмоции
план-конспект занятия (8 класс) на тему
развитие мотивации к позитивным изменениям личности; развитие умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих; формирование умений работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Эмоции»
Педагог дополнительного образования : Ничутина Т.В.
Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности; развитие умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих; формирование умений работать в группах.
Оборудование: презентация, подборка картин о весне, Вивальди «Времена года. Весна», бланки с заданиями.
Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя – сохрани.
И.Аксаков
1. Организация учащихся.
Человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Яркие и бурные переживания называются эмоциями. Наш классный час сегодня посвящен эмоциям.
2. Вначале разговора выслушайте сказку «Царь и его ястреб».
- О чем эта сказка?
- Какое отношение она имеет к нашей теме?
3. Эмоции и чувства.
Вопрос. Что такое, по- вашему, эмоции? Что такое чувства?
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность — тревожность; радость — горе; счастье — несчастье.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Задание. Разделите предложенные чувства на группы.
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, антипатия, доверие, вражда, дружба, ненависть.
У нас получилась шкала добрых-злых чувств.
Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?
Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.
В жизни эмоциональные впечатления от вереницы событий как бы суммируются и дают эмоциональное самочувствие.
Эмоциональная составляющая личности в вашем школьном возрасте преобладающая, то есть представление о себе, своём Я существует преимущественно на уровне эмоций.
Я-эмоциональное складывается из следующих ощущений:
- чувства успеха , уверенности в общественном признании, дружбы. Симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я — нравлюсь);
- уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувства наслаждения успехом, победности, отсутствие чувства поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я — способен);
- чувство защищённости, значимости в своём круге общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я-защищён)
Упражнение. «Ваше Я-эмоциональное»
Уровень своей эмоциональной удовлетворенности оцените по полярной шкале: да; скорее да, чем нет; не могу сказать; скорее нет, чем да; нет.
Скорее да, чем нет
Не могу сказать
Скорее нет, чем да
Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит ваше Я- эмоциональное в жизни? ( от того, как оценивают вас другие)
Упражнение «Спектр эмоций»
В жизни ваше Я-эмоциональное меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми). Подумайте, что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова. (Выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент времени, и объясните, почему вы это чувствуете в каждом случае.)
- «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
- «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
- «Может быть, ты мне поможешь?»
- «Пошёл прочь, а то ударю!»
- «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
- «Какой ты способный!»
- «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
- «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
- «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
- «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»
Возможные ответы: печаль, огорчение, радость, удовольствие, страх, отчаяние, безразличие, сомнение, удивление, обида, окрылённость, неуверенность, растерянность, гордость, сострадание, гнев, воодушевление, негодование.
5. Выражение эмоций.
Вопрос. Как можно выразить эмоции?
Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пантомимике, в стиле и формах поведения. Они представляют определённый язык общения (самый древний).
Упражнение «Эмоции в мимике»
Наибольшее значение для выражения эмоций имеют лицо, глаза, и рот. Определите по рисунку эмоциональное состояние. Нарисуйте свое состояние на листочке.
Вопрос. А как ещё можно выразить эмоции?
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия. Эмоциями можно управлять. Научиться управлять своими эмоциями — это, в первую очередь, значит выражать их в форме, понятной другим людям, и чтобы они не причиняли им вреда.
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
- Уважайте выражение чувств других.
- Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
- Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
- Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
- Нейтрализуйте желание отомстить.
- Избегайте упрёков и критики.
Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:
- Попросите помощи.
- Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
- Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
- Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
- Внушайте себе, что неё не так плохо.
- Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.
6. Ситуация-проба «Экстремальные ситуации»
Представьте себя в следующих ситуациях:
- на вас напала группа бандитов;
- ваш дом ограбили;
- вы заразились опасной болезнью;
- вы поссорились с другом навсегда.
Задание. Опишите предположительно, какие эмоции и чувства вы испытали бы.
7. Творческая работа.
Учитель: На ваших столах лежат краски и бумага. Постарайтесь в течении двух минут изобразить в картинке «Любовь».
Ученики: Рисуют и объясняют изображения различных объектов, предметов и выбранные ими цвета.
Учитель: Так как любовь часто выражают при помощи слов, я предлагаю вам написать добрые слова любви друг другу на листках бумаги в форме сердца и опустить их в сундучок и в конце классного часа каждый возьмёт себе сердечко.
Ученики: Пишут на открытках, кладут их в сундучок.
8. Подведение итогов.
- Г.К.Селевко. «Познай себя» Народное образование.НИИ школьных технологий 2006.
- Т.И. Диденко Сборник классных часов и родительских собраний. Ростов-на-Дону «Феникс»2003
- Первая вершина. Пособие для учащихся./Авторский коллектив: Д. Коломейская и др; под ред. Б.П.Битинаса.-М.: Фонд духовного и нравственного образования: 1999.
Источник