автореферат и диссертация по психологии 19.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Эмоциональное развитие подростков с явлениями школьной дезадаптации
Автореферат диссертации по теме «Эмоциональное развитие подростков с явлениями школьной дезадаптации»
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЗВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ‘ На правах рукописи
туревская рита аркадьевна
эмоциональное развитие подростков о аашиши
19.00.04 — Медицинская психология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени ‘ кандидата психологических наук
Работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии факультета’ психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Б.В. Лебединский
Официальные оппоненты: доктор психологических наук
кандидат психологических наук, О.Л.Романова
Ведущая организация: Институт дефектологии АПН СССР
Защита состоится «/Г в-//*час. 00 мин
на заседании Специализированного Совета факультета психологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, шифр К.053.05.75
Адрес: Москва, К-9*, проспект Маркса, 18, корп.5, факультет психологии.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета психологии МГУ.
Ученый секретарь Специализированного Совета К.053.05.75 кандидат помологических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность теш
Изучение эмоционального развития является одной из актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза человеческой психики и создания целостной концепции психического развития. До сих пор проблема эмоционального развития остается теоретически наименее разработанной.
Вместе с тем ее решения требует не только логика развития психологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания особенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необходимость разработки этой проблемы обусловлена также теш требованиями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиагностики и воспитания.
Особую важность имеет изучение эмоционального развития в подростковом возрасте. Подростковый период — наиболее эмоциогеянай, критический период развития, сопряяеяный со специфическими эмоциональными трудностями. Он описывается как период кризиса адаптационного равновесия [Гаривлова Т.А.,1984] . В связи о этим возникает вопрос о связи расстройства адаптации в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развитая. В психоаналитически ориентированных исследованиях существует точка зрения, что аффективная патология внутренне присуща подростку и обусловлена ходом его психосексуального развития СРсеис[ А. ,1936, 1958″) . В них подчеркивается неизбежность дезадаптации в подростковом возрасте. В эмпирических исследованиях, посвящекннх изучению переживаний подростков, высказывается противоположная точка зрения — возможно развитие не отягченное дезадаптивнымя явлениями 1 оиуапгА^1$вп, 1966].
Эти разногласия ставят ряд вопросов: какой вклад особенности эмоционального развития вносят в адаптированноеть подростка, может ли быть обусловлено нарушение адаптации ходом эмоционального развития, какие существуют варианты дезадаптации подростков, обусловленные эмоциональными факторами? Ответы на эти вопросы позволили бы разрешить противоречие, которое обнаруживается в различных исследованиях, а так же наметить пути преодоления дезадаптивных явлений у подростков. Однако, решение этих вопросов сдерживается неразработанностью теории эмоционального развития в подростковом возрасте, отсутствием надежных критериев диагностики уровня эмоциональной зрелости, а гак же отсутствием адекватных инструментов ее измерения.
В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития подростка. Тем не менее в различных теориях подросткового возраста так или иначе затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития «Я», особенностей социального статуса подростка 1Р\-&ис1 А.; 1936, 1958;Еп.&зоп, 1953, 1956; Зр-е^еС- ,1958; ¿в*»«. К, 1960; ЬЕов ,1962; Якобсон, 1966; Божович, 1968; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984].
Исследования, затрагивающие вопросы эмоционального развития, носят большей частью эмпирический характер, они основаны на выделении специфических переживаний подростка по их содержанию и предметной отнесенности. Бри этом практически нет исследований, которые уделяли бы внимание проблеме связи эмоциональных изменений с изменениями в интеллектуальном развитии в подростковом возрасте. Постановка этой проблемы позволила бы перейти от феноменологичес-
кого описания переживаний к анализу их строения. Вместе с тем исследования собственно эмоционального развитая отводят интеллектуальным процессам главную роль в развитии переживаний. В них центральное место занимает проблема аффективно-интеллектуальных взаимодействий Е^есагСе ,1974, 1978;Но^-м.ад,Г9?5, 1978, 1984;Мей1ег, 1980, 1984; Запорожец, 1986] . Исходя из этого наиболее актуальным представляется изучение эмоционального развития подростков в аспекте именно этой проблемы.
Изучение эмоционального развития в аспекте проблемы аффективно-интеллектуальных взаимодействий имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Ее решение непосредственно выходит на понимание механизмов регуляции и управления аффектом и соответственно лредстсБллет особую важность для коррекционной практики.
Основная цель, предмет и задачи исследования. Данная работа преследовала своей целью построение такой модели эмоционального развития подростка, которая отражала бы участие интеллектуальных функций в этом процессе, п выделение на ее основе эмоциональных отклонений кок факторов дезадаптации на примере подростков с эмо-циопальш-ми трудностями (с явлениями эгоцентризма и личностной тревожности). Предметом исследования явились переживания подрост-коп. Порегшваиие — ключевое понятие работы. Оно определяется как 11роц(л?.с, который собственно связязаот стикульную ситуацию с эда-цпоиалхлшгл состоянием субъекта [/^1-5 & ^¡.сЬа^оп. ,1983; Выготский ,1.;. 1985;1е*15 Ъаагя1 ,1985].
Перед исслсдсваыкеи были поставлены следующие задачи: I) Теоретический анализ различтзс измерений и проблем изучения эмощональпого разнстпя вообще и в подростковом воздаете в ча:тнооти. Вццйл-лптс па этой основе проблемы а^хиоктивно-кятоллск-«•/аг.ьних ооотнечон’и’ каг, центральной при изучении амовдедодытого
2) Разработка экспериментального исследования и методических средств, адекватных изучению строения, способов функционирования и регуляции переживаний в подростковом возрасте.
3) Проведение экспериментального исследования, направленного на: а) выявление динамики строения и регуляции переживаний в под-росткоБНй период; б) изучение особенностей строения и регуляции переживаний у подростков с явлениями дезадаптации эмоциогенной природы (на примере подростков с явлениями эгоцентризма и личностной тревокности).
4) Выделение на этой основе эмоциональных факторов дезадаптация подростков.
Методологическая основа и метод исследования. Методологической основой исследования является концепция культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. В работе предпринимается попытка применить ее основные положения (положение об опосредствованном строении высших психических процессов, представление о развитии как процессе овладения собственным поведением на основе использования вспомогательных средств и др.) к изучению развития переживаний в подростковом возрасте.
Экспериментальное изучение переживаний опиралось на метод двойной детерминации психических процессов. На его основе были созданы и модифицированы методики, направленные на выявление строения и механизмов регуляции переживаний. При разработке методических средств использовались стимульный материал методики Розенцвейга и процедура методики Кроника-Головаха ^Кроник, Головаха, 1984].
Научная новизна и теоретическое значение работы. Данное исследование затрагивает одну из актуальных проблем психологии — проблему соотношения аффекта и интеллекта и подтверждает теоретическую гипотезу Л.С.Выготского о том, что развитие эмоциональных обра-
зований обусловлено определенной динамикой аффективно-интеллектуальных взаимодействий [Выготский Л.С.,1981] . Теоретическая ценность работы определяется тем, что разработка проблемы аффективно-интеллектуальных взаимодействий осуществлялась одновременно в двух направлениях — строения и регуляции переживаний. Избранный подход к изучению эмоционального развития позволил перейти от феноменологического описания переживаний в подростковом возрасте к анализу механизмов юс строения и регуляции.
Исследование было ориентировано на решение одной из важнейших проблем — связи дезадаптации подростков с особенностями их эмоционального развития. Изучение переживаний в аспекте их дезадаптирующих свойств позволило поставить проблему эгоцентризма переживаний подростков. В работе развивается понятие эгоцентризма переживаний, выделяются различные его виды и доказывается, что эгоцентризм может существовать не только как возрастной симптом, но и как форма нарушения эмоционального развития.
В диссертации получены и представлены новые научные результаты:
1. Экспериментально выделены разяичшэ по строению типы переживаний, характеризующиеся специфической формой аффективно-кнтел-лектуальннх взаимодействий. Выявлено изменение строения перетлгоа-ний в подростковый период.
2. Экспериментально выделены и описаны механизмы и функции регуляции переживаний. Прослеяено изменение механизмов регуляции пе-реашваний в подростковый период. Выявлена зависимость регуляции переживаний от их строения. Дана классификация механизмов регуляции в соответствии с их функцией и способом преобразования строения переживаний.
3. Выделена особая форма переживаний как эмоциональных факторов дезадаптации подростков — эгоцентрические переживания. Описаны
свойства эгоцентрических перелизаяий, показана специфичность их строения как источника возникновения эгоцентрическая: явлений. Выявлены различные виды эгоцентризма переживаний.
4. Разработан комплекс методик, имеющих диагностическую ценность в отношении строения, переживаний, механизмов их регуляции и особенностей динамической организации в конкретной ситуации.
Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов как в психодиагностике, так и коррекции. Данные исследования позволяют сформулировать некоторые требования к коррекционной работе, которая предполагает воздействия на эмоциональную сферу. Главное из них заключается в том, что коррек-ционные воздействия должны строиться с учетом строения переживаний, возможностей их внутренней перестройки и регуляции. В работе описываются источники возникновения некоторых аномалий при переживании, и, в этом плане, итоги исследования могут служить для определения целей психокоррекционных мероприятий. Представленный в работе материал по изучению процессов регуляции переживаний может быть использован при разработке конкретных психокоррекционных техник. В целом полученные данные позволяют наметить стратегию и тактику воздействия ка переживание и оценить его эффективность.
Разработанные в исследовании методики имеют диагностическую ценность и могут использоваться в практической работе психологов при выявлении эмоциональных проблем подростков и оценки уровня их эмоционального развития.
Материал, представленный в диссертации используется в курсе лекций Лебединского В.В. «Психология аномального ребенка» на факультете психологии !’ЛГУ им. М.В.Ломоносова.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования были представлены на семинаре группы по коррекции детей с РДА в
Институте дефектологии АПН СССР (февраль IS90) и на заседании кафедры нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ им. M.В. Ломоносова (ноябрь 1990).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, библиографии из 194 наименований, среди которых 155 на иностранном языке, и приложения — всёго 2S7 страниц машинописного текста. Из них основной текст занимает 244 страниц и включает 7 таблиц и 12 рисунков.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируется ее цель и задачи, научная новизна и практическая ценность.
Первая глава («Теоретические вопросы эмоционального развития») представляет теоретическую часть работы и посвящена обзору литературы по эмоциональному развитию, выделению центральной проблемы его изучения и разработке собственной стратегии исследования эмоционального развития в подростковом возрасте.
Анализ литературы позволяет выделить две модели, на основе которых описывается развитие эмоций — биологическую [Tzard. 1971, 1977, 1978) и модель социализации эмоций [¿evis г,Rosenètum, 1978; /Lewis & flichatson. ,1983; Le*tisi,Saarni ,1985] . Разделение и разработка двух моделей представляет важный этап в эволюции взглядов на эмоциональное развитие. По существу это означает выявление двух линий развития эмоций — биологической и культурной, кавдая из которых обладает своими закономерностями возникновения и становления эмоций.
В плане онтогенетического развития особый интерес представляет культурная линия развития эмоций. Ее изучение реализуется собственно в терминах переживаний. Развитие переживаний представляется как процесс изменения их внутреннего строения, который обусловлен
социализацией эмоций. Изменение внутреннего строения переживаний становится возможным благодаря отсутствию жестких связей меаду отдельными звеньями эмоционального процесса и достигается посредством участия в переживаниях интеллектуальных функций.
Интеллектуальные процессы выступают необходимым и достаточным условием возникновения эмоций, они определяют качество переживаний, обуславливают их мотивационные свойства, опосредствуют их от-реагирование.
Существуют исследования, которые показывают, что по своим интеллектуальным механизмом переживания являются неоднородными и развиваются с возрастом [Но||тоа ,1975, 1978; Выготский, 1981;£е*13 МиЬа(лоп,1983;Нр^тап.,1934-Мс1ПСГ,1984:; Запорожец, 1986> . В этом плане развитие эмоций подчиняется общим закономерностям психического развития. Эмоции как и другие психические функции в процессе своего развития интеллектуализируются. Однако, до сих пор недостаточно изученным остается вопрос о механизмах этого процесса, конкретных путях влияния интеллекта на аффективное развитие.
Наименее исследована проблема аффективно-интеллектуальных взаимодействий в подростковом возрасте. Вместе с тем изучение ее именно в этот возрастной период представляет особый интерес. В этом возрасте происходят существенные сдвиги в интеллектуальном развитии. Становление функции образования понятий в подростковом возрасте обуславливает изменения во всех сферах психической жизни. Можно предположить, что с формированием мышления в понятиях происходит -изменение интеллектуальной основы переживаний.
В данном исследовании в качестве исходной выдвигается гипотеза о том, что развитие переживаний в подростковый период связано с изменением их строения. Вторая гипотеза вытекает из первой и состоит в предположении о том, что с изменением строения переживаний ме-
няются и способы шс регуляции.
Разработка ввдвинутнх предположений и их экспериментальноз доказательство представлены соответственно во 2-ой и 3-ей главах диссертации. Исследование, выполненное на норме, строилось как сравнительное изучение отроения и регуляции переживаний двух групп -младшего и старшего подросткового возраста. Младшую группу составили 38 человек — учащиеся 6 класса сродней общеобразовательной школы, старшую группу — 25 человек — учащиеся 8-9 классов.
Во второй глазе («Изучение строения переживаний в подростковом возрасте») формируется исходная гипотеза, конкретизируется понятие переживания, разрабатывается метод экспериментального изучения строения переживаний, описываются и обсуздаются результаты исследования.
Переживание является сложноопосредствованным процессом, его строение может быть представлено в виде грехзвенной формулы, на основе которой описывается строение высших психических функции. В связи с этим изучение строения переживаний осуществлялось по методу двойной стимуляции психических процессов, который был разработан Выготским Л.С..Методический прием заключался в изучении переживаний конкретного события в соотношении с другими эмоционально-значимыми событиями жизни. Предполагалось, что изучение этого соотношения, его сложности и характера, позволит выявить степень включенности интеллектуальных процессов в переживание, то, как интеллектуальные процессы организуют переживание конкретного события.
На основе результатов экспериментального исследования были выделены различные по строению переживания — диффузные, ассоциативные, операциональные и формально-операциональные. Эти типы переживаний отличаются различным участием в них интеллектуальных процессов и их сложностью.
Диффузные переживания являются наименее интеллектуально опосредствованными. Они строятся на основе эмоционально-субъективных связей между событиями и характеризуются слиянием стимульного и опосредствующего событий под знаком определенного эмоционального возбуждения безотносительно к их объективному содержанию.
Ассоциативные переживания возникают на основе ассоциации событий по сходству ш пространственно-временной близости. В отличие от диффузных переживаний на этом уровне структура переживаний определяется объективными связями между событиями. Однако, в силу наглядного характера ассоциативных связей переживания, возникающие на их основе, практически совпадают с актуальным впечатлениёы от стимульного события, дая осуществления этого типа переживаний требуется участие определенных когнитивных процессов — восприятия, воспоминания, узнавания, сравнения и т.д.
Операциональные переживания по сбоим интеллектуальным механизма>.! — более; сложные переживания. Их строение определяется установлением функциональных отношений. При это?/; типе переживаний происходит расширение диапазона переживания стлмульяого события, в него включаются г-юкенты действительности, которые актуально не представлены ситуацией, но факттздеви связаны со стимульннм событием. Это означает, что возникает определенног несовпадение кежду содержанием первхнваакя и событием, которг; ого кровогврует. Операциональные переживания при своем осущес-.«тенив тт-оС’умт участия собственно процессов иааления.
о о к г. л ь и о — о п е р а ц и о н а л ь ¡. Похожие научные работы
Источник