Сайт психолога Пяташовой Е.В.
TPL_BEEZ3_NAV_VIEW_SEARCH
TPL_BEEZ3_NAVIGATION
TPL_BEEZ3_SEARCH
Возрастные этапы формирования эмоций у детей и подростков
В процессе жизнедеятельности человека эмоции имеют свое развитие. В детском и подростковом возрасте эмоциональное развитие выражается в усложнении объектов, вызывающих отклик и в разнообразии внешнего выражения ощущений. Эмоциональный опыт детей постепенно обогащается в результате общения с другими людьми, расширения диапазона восприятия, навыков, знаний и опыта. В таблице представлен онтогенез эмоций в детском и подростковом возрасте:
Возраст
Особенности эмоций
Ранний (от 0 до 3-х лет)
1. Критическим периодом развития эмоций является возраст до з-х лет
2. Обусловлены биологическими потребностями
3. Выражаются соматовегетативными проявлениями
4. Направлены на самосохранение, удовлетворение базовых инстинктов (прежде всего пищевого)
5. Появление нестойких представлений о действительности, формирование отношения к близким
6. Появляются социальные формы гнева — ревность и зависть, если мать на глазах ласкает чужого ребенка, то ребенок сердится и плачет.
7. В условиях эмоциональной депривации эмоциональная сфера ребенка не будет развиваться.
Дошкольный (4-6 лет)
1. Сохраняются биологические потребности.
2. Постепенно формирование высших нравственных эмоций под влиянием окружающей среды, оценки поведения со стороны окружающих «хорошо-плохо».
3. Уменьшение возбудимости эмоций.
4. Возрастают устойчивые чувства.
5. В результате социальных контактов появляются такие эмоции, как радость, удовольствие, стыд, страх.
Младший школьный (7-10 лет)
1. Эмоции приобретают самостоятельное выражение в чувствах.
2. Переживания связаны с новым социальным этапом в жизни ребенка — школой.
3. Сильные проявления эмоций возникают при трудности решения контрольных, поставленных задач в ситуациях нехватки времени.
Младший подростковый (10-15 лет)
1. Продолжается совершенствование высших эмоций.
2. Улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости.
3. Чувства становтся дифференцированными.
4. Появляется критическая оценка эмоциональных реакций.
5. Возрастная динамика эмоциональных свойств личности характеризуется возбудимостью и вспыльчивостью, обидчивостью, мстительностью.
Старший подростковый (15-18 лет)
1. Заканчивается формирование основных высших эмоций (морально-нравственных, этических, эстетических).
2. Расширяется круг предметов и явлений, высказывающих чувства.
3. Коррегируются интеллектуальной деятельностью.
4. Формируется возможность подавления внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.
Юношеский возраст (18-22 года)
1. Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств является будущее.
2. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего.
3. Полное формирование высших человеческих эмоций.
4. Чувства становятся подвластны рассудку.
Источник
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Наталья Глухина
Возрастные особенности развития эмоций у дошкольников
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка, понимание своих эмоций и чувств — главный компонент в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Для осуществления процесса взаимодействия дошкольник должен распознавать эмоциональное состояние, настроение других людей, выражать собственные эмоции так, чтобы они были понятны и вызывали ту реакцию, которую ожидает ребенок, другими словами, находить с людьми общий эмоциональный язык. В дошкольном возрасте закладываются также основы эмоциональной отзывчивости.
Эмоциональное развитие — это закономерный процесс, в каждом возрастном этапе есть новообразования, которые можно успешно использовать в формировании эмоциональной сферы. Давайте рассмотрим их.
На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу.
Отмечается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.
Формируются симпатии к отдельным людям.
Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.
Ребенок доволен, когда его хвалят.
На третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним.
Общение детей друг с другом имеет форму эмоционально — практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация субъективного взаимодействия с ним.
Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд.
Увлекательной деятельностью занимается 10 – 15 минут.
Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут.
Распределять внимание между несколькими предметами не могут.
Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.
Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.
Испытывает удовлетворение, если смог что – то выполнить.
Переживает, если его ругают.
Понимает, если плохо делает кто — то другой.
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками.
Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям.
Возникают страхи, боязни темноты.
Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
Свои чувства выражает взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями.
Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно.
Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно.
Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения.
У ребенка формируется личностная позиция «Я сам».
Это кризис трех лет — кризис «самости».
Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я- как папа; я — как мама и т. п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.
В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности;
Ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное;
Все больше приобретают интерес для ребенка его сверстники;
Характерны трудности и конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики;
В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей;
У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время – это показатель развития воли;
Способность управлять своим вниманием очень невелика;
Переключение внимания с помощью словесной инструкции требует неоднократного повторения;
Устойчивость внимания незначительная и зависит от степени заинтересованности ребенка (на индивидуальном занятии с взрослым 15 -20 минут с перерывами);
Объем внимания не превышает одного объекта;
В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.
В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой — либо деятельностью в течение 15 — 20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т. п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2 — 3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам.
Дети любят шутить, понимают шутки других.
Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций.
Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов.
Ребенок может подавить свои непосредственные побуждения: не реагировать на привлекательный предмет.
Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы.
Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество.
Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче.
Многие преувеличивают свои достижения.
Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их.
Проявляется обоснованная детская агрессивность: удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.
Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности,
агрессивному поведению, чувству неполноценности.
В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ (аффект) становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулируе6т действия ребенка.
• Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания другому.
• Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех.
• Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм.
• К шести годам еще сохраняется завышенная самооценка, но дети хвалят себя уже не в такой открытой форме.
• Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.
• Дети способны устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
• Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых.
• Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т. п.).
• Повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач.
• Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.
6 — 7 лет
• Появляются эмоции сочувствия, сопереживания.
• Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей.
• Могут ограничивать свои непосредственные желания.
• Сильным стимулом в деятельности является успех ребенка, но многих побуждает и неуспех.
• Дети способны оценить ситуацию или поведение с позиции моральных норм.
• В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет.
• Дети активнее проявляют интерес к миру взрослых (копирование поведения взрослых, моделирование домашних ситуаций и т. п.).
• В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие – дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера).
• Ребенок в этом возрасте пытается показать себя и доказать свою значимость.
• К 7 годам складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек – свои).
• Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения.
Таким образом — зная об особенностях развития эмоционально — волевой и личностной сфер, вы можете помочь гармоничному развитию ребенка, и сохранить его психическое здоровье.
Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей подготовительной группы 6–7 лет» Подготовительная группа детского сада – это первый шаг к школе, к более взрослой жизни. В этом возрасте игровые действия детей становятся.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на.
Возрастные особенности детей 2–3 лет Материал подготовлен в вид презентации. Будет интересен, как педагогам, так родителям. Слайд 1 Познавательная сфера Им присуще наглядно-действенное.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возрастные особенности детей 4-5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период, который является очень важным этапом.
Возрастные особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.
Возрастные особенности детей 5–6 лет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» Я хочу немного познакомить вас с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Вашему ребенку исполнилось.
Возрастные особенности детей 7 лет Возрастные особенности детей семи лет Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и.
Возрастные особенности развития ребенка 3–4 лет Данный возраст является важнейшим периодом развития ребенка. Как раз в это время происходит самоосознание, становление личности, приобретение.
Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников на разных этапах ее формирования Общепризнано, что игра — ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов.
Источник
19.Особенности эмоционального развития в разные возрастные периоды.
Эмоциональная сфера детей младшего возраста. Для детей раннего младшего возраста характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других, а выражение эмоционального состояния (экспрессия) соответствует его реальному протеканию. К. Цан-Вакслер и др. считают, что сопереживать чужому горю дети начинают выучиваться в возрасте между 18-м и 24-м месяцами. В этом же возрастном диапазоне появляется социальная эмоция смущения, а за нею и стыд, гордость и вина.
В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.в возрасте 2-3 лет дети могут изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда.
У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения (М. И. Лисина, 1980). Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно омрачаются.
В то же время Т. В. Гуськова и М. Г. Елагина (1987) отмечают, что незаслуженная похвала вызывает у детей 2-3 лет смущение, неловкость. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Эмоциональные особенности дошкольников.Дошкольники уже настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее
В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. . Опознание страха и удивления осуществляется детьми 4-5 лет преимущественно по довербаль-ному типу восприятия. Радость и грусть опознаются по диффузно-аморфному типу 4-5-летними детьми и по аналитико-синтетическому — детьми 6-7 лет. При опознании гнева детьми 4-5 лет ведущим становится диффузно-локальный тип, а детьми 6-7 лет — аналитический.Нужно отметить, что восприятие эмоциональных состояний детьми 4-5 лет происходило во многих случаях только после подсказки экспериментатором конкретной ситуации, породившей данную эмоцию. Собственный эмоциональный отклик (эмпа-тия) проявлялся детьми как 4-5 лет, так и 6-7 лет чаще всего при восприятии эмоций гнева, грусти и страха. В преддошкольном возрасте (по данным Л. Небжидовского [Niebrzydowski, 1983], в 6-7 лет) завязываются дружеские отношения между детьми, хотя ясного понимания дружбы еще нет; понятия доверительных отношений и взаимности для детей этого возраста слишком сложны. Тем не менее с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4- и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе отношения в течение долгого времени. Эмоциональная сфера младших школьников. эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний -радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции (Закаблук, 1985, 1986).Для эмоциональной сферы подростков характерны:1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но
и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя
7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;
8) проявление гражданского чувства патриотизма.
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;
2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;
3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей;
4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у учащихся средних классов. Но, с другой стороны, они могут подменяться оригинальничаньем, незрелыми и неправильными эстетическими представлениями;
5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности.
6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна.Эмоциональная сфера взрослых. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью».
Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста. Т. А. Немчин общие изменения в эмоциональной сфере пожилого человека характеризует следующими признаками: изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций; возрастание роли и места, занимаемого отрицательными эмоциями; высокая устойчивость высших эмоций, в том числе эмоций, связанных с индивидуальным творчеством. В пожилом возрасте значительно уменьшается контроль за проявлением эмоций (смех, радость, печаль). Нередко наблюдается и противоположное явление — эмоциональная черствость, снижение эмпатийности.
К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа.
Многие особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с уходом на пенсию, с необходимостью адаптации к новым условиям жизни. У одних это вызывает появление негативных эмоциональных переживаний, у других — позитивных, когда человек радуется тому, что наконец-то он может свободно распоряжаться своим временем и посвятить себя делам, которые его интересуют. Люди, не желавшие выходить на пенсию, первое время чувствуют неудовлетворение, испытывают горечь и раздражение. Однако через некоторое время они приходят в себя и их отношение к своему новому положению становится таким же, как и у людей, стремившихся выйти на пенсию
Источник