Эмоциональное предвосхищение детей это
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Источник
Эмоциональное предвосхищение детей это
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком — т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.
Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Источник
Специфика эмоционального развития дошкольников
Евгения Мулендеева
Специфика эмоционального развития дошкольников
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.
Дошкольник в 4-5 лет — это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольниковсопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.
Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.
Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.
Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.
Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.
Источник
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»
Юлия Петровна Матвеева
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»
«Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста«
Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов, роль эмоций как особого регулятора поведения и деятельности ребёнка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выступают в онтогенезе. Эмоциональные процессы, являясь мощным регулятором психики и жизнедеятельности ребёнка, выполняют многочисленные и разнообразные функции. В процессе онтогенеза эти функции последовательно расширяются и усложняются. При этом специфика регулирующей роли эмоций и их конкретных функций на самых ранних этапах развития в значительной мере
обусловливается содержанием и динамикой взаимодействия взрослого с ребёнком.
На начальном этапе развития эмоциональные проявления ребёнка имеют аффективную природу. Их появление тесно связано с органическими
потребностями (еда, тепло и т. д.). Отрицательные аффекты являются единственным готовым от рождения средством, с помощью которого ребёнок сигнализирует о характере своих потребностей и результате их удовлетворения (Бауэр, А. Валлон, Р. Заззо и др.).
На протяжении первого года жизни существенно изменяется и расширяется как содержание доминирующих у младенца переживаний, так и их функциональная роль. Причём достаточно ярко обнаруживается полифункциональность эмоциональных проявлений, которые могут не только выступать как сигнал неблагополучия состояния организма или его отдельных систем, но и выполнять функцию жалобы, разрядки, средства привлечения к себе внимания взрослого и даже функцию способа общения и взаимодействия со взрослым.
Для детей второго и затем третьего года жизни характерно усложнение взаимодействия с окружающим миром и, как следствие, возникновение значительного усложнения в структуре эмоциональной жизни. Продолжается опосредование и «опроизволивание» аффективного поведения ребёнка. Вместе с тем аффективные тенденции остаются в детском возрасте достаточно выраженными: «огромное значение аффективных тенденций сохраняется на протяжении развития ребёнка».
Как уже было сказано, уже на первом году жизни, а более заметно – в младшем дошкольном возрасте аффект как выражение крайней беспомощности ребёнка начинает всё чаще рядополагаться, а затем и уступать место другому типу эмоционального поведения, а именно – ситуативным эмоциям, возникающим на определённом содержании, социальном или предметном. А. Н.Леонтьев писал: «Многообразие и сложность эмоциональных состояний являются результатом раздвоения первичной чувственности, в
которой её познавательные и аффективные моменты слиты… Возникая в предметных ситуациях, они как бы «метят», на своём языке эти ситуации и отдельные объекты, иногда даже входящие в них случайно или косвенно… Речь идёт…о возникающей дифференциации в образе его предметного содержания и его эмоциональной окраски…».
Таким образом, ситуативно возникающие эмоции выполняют функцию оценки.
В свою очередь, эмоциональные оценки начинают дифференцировать в сознании ребёнка окружающие предметы и объекты на притягивающие и отталкивающие, на красивые и безобразные, приятные и неприятные, тем самым, задавая в дальнейшем избирательное отношение к ним.
Для дальнейшего развития эмоционально-оценочного поведения чрезвычайно важным обстоятельством является то, как эти оценки реализуются ребёнком вербально: в виде каких речевых штампов, как часто, на каком содержании, на каком эмоциональном фоне.
С прохождением кризиса трёх лет, протекающего по оси перестройки социальных отношений ребёнка с окружающими людьми, всё больше усложняется предметное содержание эмоциональных проявлений, усложняется модальность эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы достаточно длительных и глубоких чувствований (обиды, чувства вины, ревности, зависимости, сопереживания и т. д.). Изменяется форма проявления эмоций детьми. Ребёнок начинает сам искать средства, которые помогли бы ему овладеть своим состоянием, что в известной мере начинает ему удаваться.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей специфически человеческих эмоций, социальных не только по своей природе,но и по содержанию: сострадания и сорадости, сопереживания и сочувствия, играющих чрезвычайно важную роль для социального и особенно нравственного развития ребёнка. В этом заключается личностная функция эмоций.
Таким образом, функциональная роль эмоциональных процессов складывается в онтогенезе постепенно, по мере освоения ребёнком социального и предметного содержания и выражается в виде системы надстраивающихся друг над другом конкретных функций эмоциональных явлений.
Дошкольный период называют возрастом аффективности. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффекта., в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познаёт окружающий мир и самого себя. Всё это окрашено яркими переживаниями ребёнка. Он ещё мал, чтобы воспринимать мир разумно,рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.
По исследованиям П. М. Якобсона эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдающиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причём они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдалённым результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим видом деятельности ребёнка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому
содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребёнка существенно изменяется. Если раньше ребёнок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщёнными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слёзы, можно заметить у ребёнка в 3-4 года. Хотя малышу это ещё плохо удаётся. Старший дошкольник начинает управлять выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слов.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребёнка и включаются в переживание им отношений к определённым поступкам или действиям.
Ребёнок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и
оценочным отношением самого ребёнка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к
людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребёнка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребёнка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребёнок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Изучив эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, можно выделить следующие особенности этого развития:
— ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;
— формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов ДОУ. Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 25 «Елочка» Желтова А. А. Формирование эмоционального интеллекта.
Тема: Эмоции детей и сказка. Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоциональной сферы ребёнка через сказку. Задачи: • Повышение психологической.
Источник