Эмоциональное переживание познавательной потребности это
В общепсихологическом определении интерес — это эмоциональное переживание познавательной потребности. Характеризуя его как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И. Гербарт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес — это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к учению. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим [221, с. 17-18].
Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа СМ. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [32, с. 255—261]. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Источник
Формирования устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой саратов 2010
А.К.Дусавицкий[62], Н.Г.Морозова [144],
1. По содержанию:
1. По содержанию:
г) познавательный: учебный, специально научный;
1.От содержания или предметной области (объектов, на которые они направлены): обществоведческие (история, политика, социум, экономика, право и др.); естественно-природные (физика, химия, биология, география, медицина, экология и др.);
абстрактно-знаковые (математика, кибернетика, логика, информатика и др.); технократические (энергетика, механика, строительство, транспорт, связь и др.); гуманитарные (психология, философия, искусство).
Таблица 1 (продолжение)
венный и опосредованный
и опосредованный интерес
2. По психологической сфере личности: познавательные (обращённые к области познания); действенно-практические (определяют предпочтение двигательно-практической сферы жизнедеятельности).
3.По уровню действенности:
а) пассивный — созерцание;
3. По сфере деятельности личности:
игровые, учебные, профессиональные.
а)широкий — многим интересуется, глубоко разбирается; б)узкий — любознательность, нет постоянного увлечения.
4. По сфере культуры личности: спортивные; философские; научные; религиозные; этические; эстетические.
а) глубокий — стремление глубже проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный — легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
5. По уровню проявления: по широте широкие; по глубине глубокие; по устойчивости — устойчивые и неустойчивые; по характеру проявления постоянные и ситуационные; по предметной опосредованности воздействия — прямые и косвенные; по активности действия — действенные и пассивные; по определённости действия — стержневые и аморфные; по направленности действия — устойчиво-широкие и локально-стержневые; по отношению к цели — процессуальные и целевые. Все виды интересов связаны между собой.
6. По устойчивости:
а) устойчивый — развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый — антипод первого, характерен взрослым и детям.
Особенностями интересов являются:
— своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее активизацию не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
— большая, чем обычно, конкретизация целей и операции деятельности;
— расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
— своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой от объекта интереса информации для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности [160, 161, 173].
По предметной направленности интересов и связанными с ними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные, двигательные и т.д.
Этот перечень трактовок интереса в психологии далеко не полон, но и сказанное подтверждает, что наряду с различиями выступает и известная общность аспектов, направленных на раскрытие феномена интереса и его связи с различными психическими процессами, из которых особенно часто выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля), а также его включенности в важнейшие личностные образования — отношения, потребности, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности.
Особенно важным для характеристики общего феномена интереса является принадлежность его как интегративного свойства личности ко всей жизнедеятельности человека.
Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяются эти познания, могут быть очень разнообразными.
Прежде всего, они отличаются по своему содержанию, относясь к разным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др. [77; 176].
В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо предмету), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).
Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание некоторых явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.
Различие в современной психологии интересов личности и личных интересов является основанием для построения такой программы воспитания интересов у подрастающих поколений, которая должна предусматривать процесс формирования их на базе общественных интересов направленности личности и в то же время создавать иммунитет по отношению к таким личным интересам, которые являются тормозом, препятствием в развитии личности [200, 201].
Проблема формирования интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.
Анализ литературы по проблеме формирования интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса .
Первое направление некоторые исследователи рассматривают как аксиологическое [78, 110, 124, 175]. Оно связано с этимологией слова «интерес».
«Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно» – таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова « interest » с латинского – имеет значение, важно [78 , с.168 ].
Второе направление определения интереса называют аттитюдным (англ. attitude – отношение), так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. А.А. Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе [ 1 24].
По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [ 1 44], а В.И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение [93]. Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру [199]. А.К. Дусавицкий полагает, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл [62 , с.115 ].
Третье направление обозначают как векторное, поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть личностном образовании. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности [168], и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности [163], В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности [27].
Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира» [198 , с. 6, 53 ], одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру» [ 199, с. 235], А.К.Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман полагают, что это направленность активности [130].
По нашему мнению, необходимо выделить четвертое направление определения интереса — потребностно-мотивационное направление. Полагаем, что оно наиболее точно отражает его природу. Прежде всего, существует точка зрения на интерес как побуждение. Например, по мнению П.К. Дуркина [ 6 1], интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности. Функциональные мотивы, среди которых и познавательные, возникают на основе потребностей.
А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М.Фридман относят интерес к одному из видов побуждения [130 , с.14 ]. Они подчеркивают его зависимость от других сторон мотивационной сферы и называют производной составляющей мотивации [130 , с.4-16 ].
Одни и те же авторы в своих работах называют интерес то потребностью, то мотивом [3, 27, 37, 78, 82, 94]. Иногда исследователи природы интереса пытаются объединить понятия «потребность» и «мотив». Например, интерес — это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности [ 1 58].
И.А. Зимняя уточняет, что это эмоциональное переживание познавательной потребности [75 , с.296 ].
Утверждение о том, что в основе интереса лежит потребность, разделяется наибольшим числом исследователей [78; 124; 164; 192]. Особое значение ученые придают познавательному интересу. По мнению Г.И. Щукиной, он вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании [198 , с.8 ], [199 , с.19 ].
Е.П. Ильин предпринял попытку проанализировать многообразие взглядов на интерес как психологический феномен. Он пришел к выводу, что разные определения интереса имеют два общих обстоятельства: наличие в интересе потребности и положительное переживание этой потребности [81 , с.172 ].
Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность [80 , с.168 ]. Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются. По мнению С.Л. Рубинштейна, между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости [168 , с. 525-526 ].
В.Н. Максимова выводит такую последовательность развития интереса: познавательной интерес как мотив деятельности способствует появлению познавательной потребности, а на базе познавательной потребности, в свою очередь, рождается познавательный интерес как мотив действий [127 , с. 24 ].
А.В. Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания [157 , с.211 ].
М.В. Матюхина и Г.И. Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности [ 137; 19 8]. По мнению же Н.Г.Морозовой, интерес вообще не является разновидностью мотива [144 , с.38 ].
Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения [127 , с.6 ]. Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса [199].
Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент [ 1 44; 198]. Для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное [198 , с.143 ], [199 , с.104 ]. Таким образом, интерес — это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы [198]. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность [168 , с.526 ], [199 , с.53 ].
Опираясь на исследования, мы попытались определить наиболее эффективные методические пути и средства формирования интереса к вопросам физической культуры.
С целью выявления проявлений интересов школьников к физической культуре нами были выделены следующие характеристики проявления интереса к учению:
— по основанию к изучаемому объекту, открытий, непосредственный интерес к новым фактам и занимательным явлениям, интерес к познанию существенных свойств предметов, к причинно-следственным связям, выявлению закономерностей, принципов;
— по основанию тесноты связи с эмоциональной стороной личности, эпизодическое переживание, эмоционально-познавательное отношение к предмету, стойкая эмоционально-познавательная направленность всей личности на определенную область знания или деятельности;
— по основанию обращенности учащихся на отдельные стороны учебной деятельности: на знания как результат учения и на способ их добывания.
Все эти чрезвычайно сложные задачи можно осуществлять лишь в комплексе, на основе единой, целостной концепции социального формирования личности в активной деятельности, включенности ее в общественные отношения к окружающей действительности, людям, к своему месту в учебном, трудовом и производственном коллективе [184].
Придерживаясь такой позиции, М.И. Жаворонкова считает, что на основе элементарной потребности в движении формируется интерес к занятиям физическими упражнениями, а на его основе развивается потребность в физическом совершенствовании [69].
На основании проведенных исследований можно представить следующие определения проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой:
— интерес является ведущим побудителем деятельности человека;
— его активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним;
— интерес не сводится только к познавательной активности и может эволюционировать в личностную направленность;
— в соответствии с компонентами проявления интереса основные критерии сформированности интересов школьников в структуре общей способности к учению являются (эмоциональный, интеллектуальный, волевой).
На основании такого понимания следует считать, что интерес к физической культуре — это интегральное проявление сложных процессов мотивационной сферы.
По мнению Ю.М. Николаева [150], главное для педагога — формирование и развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой. А превращение его в потребность в физическом совершенствовании — явление, которое в реальных условиях деятельности педагога определить нельзя. Интерес же к занятиям физической культурой определяется степенью сознательного проявления двигательной активности учащихся.
Однако вопрос о соотношении (взаимосвязи) интереса и активности школьников не столь простой, как это может показаться на первый взгляд. Кроме того, он соприкасается с формированием привычки и отношения к занятиям физической культурой. Что же здесь первично и что вторично? Какова иерархия этих образований?
Вначале поясним, что же такое активность? Глубокий анализ понятия «активность» в литературе есть [25]. Активность рассматривается, как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям, предметам и к самому себе. Без этого признака можно говорить лишь о моторности, что отнюдь не тождественно понятию активности. Например, школьник может выполнять упражнения под команду педагога или по его распоряжению, не проявляя при этом собственной активности.
Активность следует отличать от самостоятельности. «Активность» — понятие более широкое, чем «самостоятельность».
Она является следствием совершенствования средств, методов обучения и воспитания и их организационных форм. В своих работах Д.Б. Богоявленская, рассматривает интеллектуальную активность как проблему личности [25].
Некоторые авторы в основу активности ставят положительные мотивы деятельности. Основой же мотивов, как отмечалось выше, является потребность. Таким образом, механизмом активности следует считать потребность, которая и обеспечивает побуждение к деятельности [144].
Многими исследователями подчеркивается также связь активности и интереса. Интерес представляется как «мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [198]. Такой же точки зрения придерживаются и другие авторы [76; 81; 101; 144].
По мнению авторов (В.И. Ковалева [94], В.Н. Мясищева [145], С.Л. Рубинштейн [168]), следует интересы различать как эпизодические и как постоянные. Эпизодические интересы возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности, в конкретных условиях. После её прекращения они угасают. Постоянные интересы не зависят от конкретных условий. Они характеризуются тем, что побуждают к деятельности в интересующей человека области даже тогда, когда условия для этого неблагоприятные. Именно постоянные, устойчивые интересы играют основную роль в поддержании и развитии активности. Их называют ещё интересами действия, лежащими в основе активной, целеустремлённой деятельности, связанной с усилиями, с преодолением препятствий. Поэтому такие интересы являются важным условием в развитии таких определяющих качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие.
Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т. е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов, при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя [168].
В современной отечественной психолого-педагогической литературе проблема формирования устойчивого интереса анализируется с разных позиций. Так как понятие «устойчивый» в академическом понимании определяет «пребывание объекта или явления в одном состоянии», «умение успешно противостоять внешней силе», возникла необходимость введения еще одной характеристики – ситуативная независимость. Данная характеристика отражает как внутриличностную стабильность интереса, сохраняющегося за пределами той ситуации, в которой он возник, так и обязательную его проявленность в познавательной деятельности школьника в условиях изменяющихся внешних обстоятельств[175; 198].
Интерес в значительной степени способствует формированию привычки. «Интерес начинается со случайного, элементарного. Потом он, как считает Н.Г. Морозова, может перерасти в сознательный интерес, а на высшей ступени развития — в привычку» [144].
Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим.
Естественно, что для понимания и характеристики активности школьника недостаточно только анализа объективной, внешней стороны процесса деятельности и её результата.
Из приведённых выше данных следует, что внутренними побудителями активности являются первичные потребности (мотивы, интересы), вторичные (духовные) потребности и, наконец, привычки. Однако вторичные потребности и привычки, формирующиеся на основе интереса, нельзя выработать без активности самого воспитанника. Поэтому первоочередными источниками активности всё-таки следует считать мотивы и интересы, а также их глубинные основы: первичные потребности в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации [60; 135; 136].
Отношение к занятиям физической культурой также всегда связывается с интересом к ним [67; 71]. Однако в работах исследователей и ему (отношению) как личностному образованию также не определено ещё своё место в иерархии других образований.
Первоначально понятие «отношение» возникло в философии и ныне означает наиболее общие закономерности взаимосвязи вещей и явлений, обусловленные материальным единством мира. Поэтому философская трактовка отношения играет чрезвычайно важную методологическую роль в изучении проблемы отношений в любом аспекте и во всех науках.
В педагогике оно определяет связь естественной зависимости и субординации в системе «педагог-ученик», «личность — коллектив».
Процесс формирования отношения как свойства личности весьма сложен, продолжителен и может проходить организованно или стихийно. В спортивной литературе затронуты лишь отдельные стороны проблемы отношений, однако достоверно установлены факты влияния потребностей, мотивов, целей, интересов, ценностных ориентаций и средств информации на отношение к физической культуре и спорту.
На основании изложенного можно представить иерархию основных личностных образований школьника и место в ней потребностей, мотивов и интереса как психологических механизмов превращения общественных ценностей физической культуры в личные ценности учащихся.
Интерес же следует в развитии за состоянием мотивации. Чтобы формировать интерес к личной физической культуре, необходимо знать и учитывать мотивы занятий физической культурой.
Отечественные учёные, (Л.И. Божович [26], В.Н. Максимова [127], А.К. Маркова [132]), рассматривая мотивацию как одно из стержневых образований личности, указывают вместе с тем на её сложное, качественно неоднородное строение. Их подходы могут служить общетеоретической основой для анализа и исследования мотивации занятий физической культурой.
Как считают ученые (О.Л. Аяшев [13], Н.В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г. Неклюдова [20], Б.Ф. Ведменко [35], Н.Н. Визитей [39], Е.Н. Гогунов [47], А.Л. Дука [60], П.К. Дуркин [61], Н.М. Куликов [105], А.П. Матвеев, В.Н. Непопалов [135], Д.А. Мишутин [143], Нахед Анвар Ахмед Эль-Сабат [148], Нгуэн Тоан [151],
Р. А. Пилоян [159], В.А. Соколов [172], А.Ю. Скрипник [178],
А.Г. Щедрина [197]), в физическом воспитании необходимо сориентировать учащихся (с учётом их возрастных психофизиологических особенностей) на своевременный сдвиг мотивов с игровой, сюжетной, эмоциональной двигательной деятельности на учебную, результативную, а затем и на социально значимую физкультурную деятельность (с целью быть здоровым, физически, интеллектуально и духовно подготовленным к труду и обороне Родины). При этом основополагающим принципом физкультурного воспитания должно быть единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании личной физической культуры, обусловливающее тесную взаимосвязь в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер воспитанников [30].
Большое значение для данного диссертационного исследования имеют труды зарубежных ученых по проблемам физической культуры, в которых содержится ряд положений о социальном значении физической культуры, мотивы потребности и интересы участия юношей и девушек в физической культуре (Abrogast G., Lavay B. [203], Apter Michael [204], Bordin E.S. [205], Csikszentmihalyi M. [207], Eekert H.M. [208], Lee M.J. [210], Malina P., Rarich J.L. [211], Sleap M. , Warburton P. [212].
Проанализировав в современной зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе определение устойчивого интереса, исходя из мнения исследователей, мы пришли к выводу, что устойчивый интерес — это длительное сохранение относительно интенсивного интереса, независимо от характера сложности задач, в условиях изменяющихся внешних обстоятельств «ситуативная независимость», пребывание объекта или явления в одном состоянии, умение успешно противостоять внешней силе, оказывающей глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, сохраняющегося за пределами той ситуации, в которой он возник.
Таким образом, проблема формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой школьников продолжает оставаться актуальной, поскольку физическая культура как общеобразовательный предмет еще не стал предметом формирования физической культуры личности, раскрытия и развития физических и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Источник