Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром
Исалимова Марал Махамедьяновна
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности.
Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, то есть ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека — важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна причин возникновения тех или к переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищен -ности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.
К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие исходный фон жизнедеятельности.
Ко второй —чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету.
К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.
Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена.
И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими,выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.
Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок учится в общении со взрослым. В младенчестве впервые, возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре — доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».
«Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не хотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купался в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения о сверстниками.Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе.
«Пренебрегаемыми, изолированными» дети становятся по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети практически мало его знают. Другой только начал посещать данную группу. Третий имеет физические недостатки, например, толстый и неуклюжий не может на равных играть в подвижные игры и т. п. В то же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых.
Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Детский возраст является одним из самых бурных периодов в созревании эмоционального человека. Эмоциональное развитие ребенка является.
Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.
Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.
Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.
Источник
Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста
Дата публикации: 04.12.2016 2016-12-04
Статья просмотрена: 4633 раза
Библиографическое описание:
Сбитнева, Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста / Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 692-694. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36144/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассматривается проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, а также предложена методика исследования отношения младшего школьника к природе, выявление у детей желания сохранять и бережно относиться к окружающей среде.
Ключевые слова: младший школьник, воспитание, ценности, природа, экологическое сознание
Между людьми и окружающей их средой устанавливаются различные связи и отношения, дающие возможность жить человеку как природному и общественному существу. Человеческое отношение к природе — это отношение любви, озаряющей свою жизнь высшим и духовным смыслом.
Перед преподавателями начальной школы стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы. Главной задачей такого воспитания будет являться воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сбережении и сохранении.
Такие ученые, как М. Г. Казанцева, Л. П. Разбегаева, Н. А. Щуркова изучали концептуальные подходы к воспитанию у детей ценностных отношений. В работах данных авторов сформулированы цели, принципы, ценности, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы.
Понятие “ценность” относится к числу таких общенаучных определений, значение которых особенно велико для педагогики. Ценности формируются в процессе переживания и осознания субъектом значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.
В педагогике ценностные отношения понимаются как положительные отношения личности к системе ценностей, принятых в обществе и регулирующих поступки человека. Ключевым словом в данном определении является словосочетания «положительное отношение», ведь именно эмоциональная сфера младшего школьника является важнейшей частью его развития. Для того, чтобы педагогу сформировать у учеников ценностное отношение к природе, необходимо создать положительный эмоциональный фон при изучении природы и взаимодействия с ней.
В начальной школе дети наиболее восприимчивы к получаемой информации, поэтому экологическую культуру необходимо развивать у детей с первых занятий в школе, а также во внеурочной деятельности. В младшем школьном возрасте дети способны выделять себя из окружающей среды, у них происходит развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, проявляется взаимодействие ребенка с природой. Учитель, на первых этапах обучения, может провести анализ отношения ребенка к природе. Выходя на прогулку, можно заметить, как младший школьник взаимодействует с природой, проявляет ли бережное отношения к ней. В процессе обучения, у учителя предоставляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Как правило, экологический курс в начальной школе выступает в рамках общеобразовательного предмета «Окружающий мир», но это не всегда даёт детям проявить свой творческий потенциал. Учителям не стоит ограничивать взаимоотношение детей с природой лишь теоретическими знаниями и правилами, важно сформировать их практическую деятельность, познакомить детей с окружающим миром, научить понимать и уважать природу, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя “ответственным лицом”, быть причастным к происходящему.
Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Как известно, дети младшего школьного возраста зачастую склонны к подражанию и повторению за взрослыми, в особенности за педагогом. Поэтому важным критерием в успешности выполнения задач бережливого отношения к природе является отношение самого педагога к окружающему миру, ведь именно взаимоотношения педагога и природы будут идеалом для ребенка. Учителю необходимо поставить в основу воспитания общую систему, компонентами которой являются человек и природа, показать и доказать ученикам, что в основе этой системы должны находиться демократические отношения и не может быть главенствующего элемента.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по различным направлениям, каждое из которых находится в тесной взаимосвязи с другими. Эти направления раскрывают различные стороны духовно-нравственного развития гражданина Российской Федерации. Каждое из направлений воспитания и успешного вхождения в общество обучающихся опирается на определенную систему базовых национальных ценностей, которые должны быть приняты детьми. Одним из главных направлений является экологическое воспитание младших школьников, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде [2].
К основным задачам по данному направлению относят: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
В младшем школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности.
Обязанность беречь, сохранять богатства природы стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Результативность усвоения знаний и достижения целей экологического образования в основном зависят именно от начального этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности ребенка.
Идея необходимости формирования знаний о экологии у детей младшего школьного возраста должна осуществляться на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Воспитывая детей в рамках экологического воспитания, следует формировать у них доброжелательное и почтительное отношение ко всему живому и неживому, осознание ценности всех природных проявлений. Формирование у детей экологического сознания является основной задачей экологического образования. У детей должно сформироваться сознание, при котором они будут ставить природу наравне с человеком, будут стремиться свести к минимуму свое вмешательство в законы и жизнь окружающего их мира [3].
Задачами внеурочной работы по данному направлению являются: расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе, к охране окружающей среды, проявление интереса к сохранению и поддержанию жизни природы.
Различные формы и виды внеурочной деятельности взаимно дополняют друг друга, делая процесс обучения и воспитания детей младшего школьного возраста более результативным и доступным. На занятиях дети знакомятся с различными заповедниками, с животным и растительным миром, с птицами, насекомыми. С целью повышения результата занятий они должны проводится в игровой форме. Групповая внеурочная работа играет важную роль в формировании экологической культуры ребенка. С детьми могут проводится различные праздники, викторины, ролевые игры на экологические темы.
В рамках воспитания ценностного отношения к природе младших школьников можно провести различные внеклассные мероприятия, такие как «Интересное путешествие в царство природы», «Цветы — источник радости в жизни» (игровая программа), День земли, праздник Осени, биологическая викторина «Три клада у природы есть…» и другие. Так же с детьми можно провести экскурсию, на каждом этапе которой детям в игровой форме будут предложены различные задания, направленность которых нацелена на сбережение и заботу о природе [1]
Следовательно, на основе полученных знаний и грамотного применениях их на практике, урочная и внеклассная работа создают необходимые условия с целью приобретения опыта отношения человека и природы. На уроках в начальной школе дети, получив знания ценностного отношения к природе, ее сбережения и сохранения, смогут применить эти знания в повседневной жизни. Например, младшие школьники будут знать, что нельзя разжигать костры в лесу, рвать цветы и ломать сучья у деревьев, а также как относиться к живым обитателям природы, как помочь сохранить здоровье окружающей среды и многое другое.
Следует отметить, что вся работа по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста опирается на природную любознательность детей, проявления интереса к тайнам и загадкам окружающего мира.
Приведем методику «неоконченных предложений», которая помогает исследовать отношение младшего школьника к природе.
Учитель читает ребенку начало предложения, а он должен закончить его так, как он считает нужным, написать свое видение продолжения фразы быстро и не задумываясь. Педагог записывает ответы младшего школьника на листок.
В случае, если учащийся делает перед ответом слишком длинные паузы, следует напомнить ему о том, что нужно отвечать не задумываясь. Ниже мы предлагаем примеры предложений:
- «Для меня природа — это…»
- «Когда я вижу, как кто-то срывает цветок, то я…»
- «Человек и природа…»
- «Отдыхая на природе, я …»
- «Я считаю, что охотники…»
- «Если бы не было растений и животных…»
- «Думая о природе, я вспоминаю…»
- «Если бы я увидел птенца, выпавшего из гнезда, то я …»
- «Сажая цветы, я думаю …»
- «Для того чтобы птицы не были голодными зимой нужно…»
- «Заботиться о животных и растениях необходимо, потому что …»
Методика неоконченных предложений, по сравнению с другими проективными методами, является достаточно простой по замыслу. Поэтому в основном учителю удается получить те сведения, являющиеся новыми в большей степени для него, чем для ребёнка.
Таким образом, для формирования ценностного отношения в воспитательной деятельности ребенка младшего школьного возраста необходимо затронуть такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий. Говоря о формировании ценностного отношения к природе нужно помнить о том, что ученику необходимы не только знания об окружающем мире, но и непосредственное взаимодействие с природой.
1. Базарнов В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. — Томск, 1997. — 65 с.
2. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. — 2003. — № 5. — С.64–75.
3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. — 1989. — № 5. — С.25–27.
Источник